Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины смутного времени




План лекции

Смутное время в России и правление первых Романовых

Лекция № 6

Список литературы

Контрольные вопросы

1. Укажите, какие реформы были проведены в правление Ивана Грозного?

2. Какая государственная власть сложилась в России в середине XУI в.?

3. Какие новые статьи, касавшиеся землепользования, появились в Судебнике 1550 г.?

4. Расскажите, как реализовывалось восточное направление внеш­ней политики России в середине XУI в.

5. Причины поражения в Ливонской войне?

6. Расскажите об оценке личности и деятельности Ивана Грозного в трудах историков.

 

1.Орлов А.С., Георгиев В. А., Георгиев В.Г., Савохина Т.А. Исто­рия России. - М, 2001.

2. Казарезов. В. В. Самые знаменитые реформаторы России - М.,

2002.

3.Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный:
в 2-х тт. - Смоленск, 1996.

4.Флоря В.Н. Иван Грозный. - М., 1999.

5. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - Петрозаводск,

1996.


 

 

Цель лекции: сформировать знания студентов о причинах, этапах и последствиях Смутного времени в России (1598 - 1613 гг.); основных событиях ХУП в.; сущности государственного уст­ройства и главных направлениях преобразовательной деятельно­сти первых Романовых.

 

1. Причины смутного времени.

2. Ход и итоги смутного времени.

3. Россия во времена первых Романовых.

 

ХУП в. открыл собою новый период всемирной истории. В передовых странах Европы - Нидерландах и Англии - произошли буржуазные революции, положившие конец эпохе средневековья.

Россия, в свою очередь, в конце XУI - начале ХУП веков пережила такие политические события, которые поставили госу­дарство на грань распада. Этот период (1598-1613г.г.) принято на­зывать смутным временем. Заметим, что это был и самый трудный период в нашей истории. Ибо время Лихолетья затронуло все сто­роны русской жизни - экономику, власть, внутреннюю и внеш­нюю политику, идеологию и нравственность.

К сожалению, историография долго не разбиралась в об­стоятельствах смутного времени, настолько, чтобы показать в ка­кой мере его неизбежность определялась условиями внутренней жизни народа, насколько оно было вызвано и различными случай­ностями, какова роль в этом внешних факторов.

Везусловно своим происхождением Смута обязана делу и итогам предшествующего времени. Тяжелейший экономический кризис 70-80 годов XУI века получил название «поруха». Запусте­ли наиболее развитые в экономическом отношении центр (Моск­ва), северо-запад (Новгород и Псков) страны. Одна часть населе­ния разбежалась, другая погибла в годы опричнины и Ливонской войны. Волее 50% пашни (местами до 90%) остались необрабо­танными. Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза. В 1570-71 г.г. по стране прокатилась эпидемия чумы. Опора страны

- крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стране начался голод.

Помещики в этих условиях не могли выполнить свои обя­зательства перед государством, а у последнего не доставало средств для ведения войны и управления огромной державой.

Выход был найден на пути дальнейшего усиления гнета, закрепощения основного производителя (крестьянства) к земле феодалов - землевладельцев. Правительством, начиная с 1581 го­да, были приняты ряд постановлений, которыми устанавливались так называемые «заповедные лета» (т. е. запрет перехода крестьян даже в юрьев день), вводились писцовые книги (приписка кресть­ян к феодалу), о сыске беглых крестьян и др. Уже к концу XУI ве­ка в России фактически в государственном масштабе устанавлива­лась система крепостного права, которая юридически будет оформлена Соборным уложением 1649 года.

Другой причиной стал династический кризис. Опричнина Ивана Грозного не разрешила до конца разногласия внутри гос­подствующего класса. Она укрепила личную власть царя, но оста­лось еще достаточно сильное боярство. Кроме того, усилилось влияние в стране служивого люда в лице дворянства, а также каза­чества, с его противогосударственными устремлениями.

Уже после смерти Ивана ГУ (1584 г.) началась острая борь­ба за власть в правительственной верхушке. А со смертью его без­детного сына Федора (1598 г.) - династия Рюриковичей прерва­лась и общество оказалось перед лицом династического кризиса.

В-третьих, нельзя не согласиться с взглядами С. М. Со­ловьева о том, что причиной Смуты было и «дурное» - состояние народной нравственности, явившейся результатом столкновений новых государственных начал со старыми дружинными традиция­ми и порядками, отношением к царю, как помазаннику божьему.

Таким образом, в Смуте виновны, фактически, все классы и слои русского общества.

И, наконец, смута внутри страны стала вновь той благо­приятной средой для папской католической церкви, ее ставленни­ков в Польше, Литве, других государствах, чтобы вновь попытать­ся подчинить себе Восточную (христианскую) церковь, добиться политического и военного ослабления России.

Не исключалось также и полное подчинение страны папст­ву, разрушение ее государственной самостоятельности. Поэтому их вмешательство и придало российской Смуте такой тяжелый характер и такую продолжительность во времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.