Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема регуляции

Проблема мотивации

Актуальные проблемы социологии личности

Те проблемы вокруг которых возникаю дискуссии.

Выделяют 4 основные проблемы:

1. Проблема мотивации личности -

2. Проблема регуляции поведения личности в семье

3. Проблема формирование личности – как формируется. Под влиянием каких условий и факторов и т.п.

4. Проблема построения типологии личности

 

Можно ли каким то образом создать целенаправленную активность.

Проблему мотивации нужна разбирать начиная с потребностей. Под потребностей имеем ввиду необходимую нужду. Здесь обычно вспоминается пирамида Маслоу.

1. Первые уровень физиологический – потребность в еде, в о сне, сексуальный уровень

2. Потребность в безопасности –

3. Потребность в любви и сообществе – необходимость быть признанным какой-то группой, быть принятой какой-то группой

4. Потребность в уважении и статусе –

5. Потребность в самоактуализации – саморазвитие

Потребности со временим превращаются в интересы. Это осознанная потребность и это осознание как раз связано с целепологанием.

Интересы также развиваются и на уровне общества преобразуются в ценности. Ценности – общепринятый приоритет.

Изучив всё это начинают разрабатывать меры по решению этих проблем.

 

Это разработка мер соц контроля. Поэтому идёт дискуссия о эффективности различных видов контроля.

Виды контроля:

1. Формальный или институциональный контроль – контроль который осуществляется по средствам соц институтов (прежде всего институт права).
Многие статистические данные говоря о неэффективности формального контроля. Потому что эти нормы внешние для человека. Но с другой стороны ничего лучше нету!

2. Неформальный контроль – контроль который осуществляется на уровне межличностных отношений. Методы которые использует этот контроль всем известны (метод кнута и пряника).
Неформальный контроль может осуществлять виде убеждения. Логическое рассуждение
Также видом неформального контроля является «переоценка ценностей».

3. Косвенный контроль – как на формальном так и на неформальном уровне может быть. Он осуществляется за счёт расширения спектра средств достижения цели.

4. Референтный контроль – референтная группа – это группа реально существующая или воображаемая со стандартами поведения которой мы хоти себя соотносить. Эта группа образ мыслей которой я разделяю.

5. Внутренний контроль – он осуществляется с помощью интериоризированный нормы. Эти нормы сильно отличаются от внешних. Потому что н согласен сам с ними полностью.

 

Проблема формирования личности (социализация)

Под социализацией имеют ввиду процесс накопления людьми опыта в соответствии с их соц ролями

Социализация обеспечивает взаимодействие в обществе. Во-вторых осуществляет коммуникативную функцию в том числе между поколениями.

Социализация поддерживает существующую иерархию.

Также существует 2 термина рядом:

1. Ресоциализация – освоение новых ролей, навыков, в замен прежних недостаточно усвоенных или устаревших. Означает именно внутреннее освоение.

2. Десоциализация – утрата соц навыков или ролей.
Она может быть частичная а может быть у полная

 

Эти 2 термина взаимосвязаны. Потому что для того чтобы приобрести что-то новое, нужно забыть что-то старое

Особый интерес представляет собой вопрос о процессе социализации. Здесь существует масса концепций.

В частности «игровая» концепция социализации, которая связанна с именем Д.Г. Мидда, 20ый век.

Мидд выделяет несколько этапов:

1. Имитация – копирование без вкладывание смысла. Во многом реализованы биологические законы. Ребёнок повторяет за людьми которые его окружают. Не обязательно что он понимает смысла.

2. Идентификация (собственно игра) – здесь ребёнок не просто копирует а начинает вкладывать в свои действия смысл.
Здесь проигрывание ролей не несёт устойчивого характера. Минуту назад мог играть роль дочки, теперь роль матери.
нет учёта ожиданий другого человека. Нет нормативности. Поэтому нельзя говорить о сложившейся социализации.

3. Коллективная игра – на этом этапе дети начинают учиться соответствовать ожиданиям друг друга. Учитывать ожидания друг друга. На этом этапе первичная социализация состоялась.

4. Обобщение другого – в качестве объекта социализации появляется некий обобщенный другой. Появляются некие типы людей.

Концепцию Мидда можно отнести не только к детям, но и ко взрослым

Когда роль выбрана уже можно взаимодействовать в коллективе.

 

Суть процесса социализации заключается в окультуривании человека. Когда он должен отказаться от своих собственных интересов в пользу общественных интересов.

 

В Фрейда есть концепция структуры личности, которая хорошо отражает социализацию.

Оно состоит и 3 элементов:

1. Ит – оно – сфера бессознательного. То с чем мы приходим в этот мир

2. Я (ЭГО) – человек начинает осознавать свои личные потребности, эмоции. Он завязан в этих потребностях.

3. Сверх Я (супер эго) - окультуривание личности. Когда какая-то часть человека подчиняется обществу.

 

По мнению Фрейда в нас остаются все эти 3 элемента.

Интересны отношения между этими структурами. Супер эго очень тонкий слой. Фрейд описывает Ит как лошадь, а супер эго как всадник.

 

Другая концепция от Ч.Х. Кули «зеркального я». Мы в другого человека смотримся как в зеркало. По его реакции мы оцениваем и поправляем свои действия. Естественно мы н всех людей обозначаем как значимых. Как зеркала. Есть люди которых мы относим к кривым зеркалам.

Он вводит понятие «первичных групп» - группы с тесными связями и сотрудничеством. Т.е. этот такие группы в которых связи поддерживаются каждодневно. Сотрудничество означает что они связанны ещё и какой-то совместной деятельностью. Такой группой можно отнести прежде всего семью, рабочий коллектив, сверстники.

Личность на базе зеркального я формируется на основе 3 элементов:

1. То как по нашему мнению нас воспринимают другие

2. То как по нашему они реагируют, оценивают нас

3. Наша ответная реакция

У человека с точки зрения социологии абсолютно собственного мнения не бывает.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие личности | Типология личности Дэвида Рисмэна
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.