Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Система финансирования инновационной деятельности




План

1. Определение системы финансирования инновационной деятельности, ее функции, принципы организации и основные задачи.

2. Источники финансирования инновационной деятельности

3. Формы финансирования инновационной деятельности.

4. Бюджетное финансирование инновационной деятельности.

-1-

Успех инновационной деятельности определяется формами организации этой деятельности и способами ее финансовой поддержки. Последний момент обусловливает рассмотрение системы финансирования инновационной деятельности.

Система финансирования инновационной деятельности представляет собой сложное переплетение форм и источников финансирования, различающихся по виду собственности, а также по уровням собственников и формам финансирования.

Система финансирования инновационной деятельности выполняет две функции: распределительную и контрольную. Принципы организации финансирования инновационной деятельности:

1). Хозяйствующий субъект, в отношении которого осуществляется финансирование или который осуществляет финансирование, должен иметь четкую целевую ориентацию, увязанную с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений.

2). Логичность, обоснованность и юридическая защищенность приемов и механизмов, используемых в процессе финансирования инновационной деятельности.

3). Множественность источников финансирования.

4). Широта и комплексность системы финансирования, т.е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования.

5). Быстрота реакции и гибкость как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов в отношении динамично изменяющихся условий внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности финансирования инновационной деятельности.

Основные задачи финансирования инновационной деятельности:

1). Создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народнохозяйственного комплекса страны, обеспечения ее структурно-технологической перестройки.

2). Сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях.

3). Создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

-2-

Классификация источников финансирования инновационной деятельности осуществляется по следующим критериям или признакам:

1) по отношениям к собственности: а) собственные; б) привлекаемые; в) заемные. Эти источники могут быть у любого субъекта инновационной деятельности – от государства до физического лица;

2) по видам собственности:

а) государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

б) инвестиционные ресурсы. К ним относятся инвестиционные, в том числе и финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов коммерческого и некоммерческого характера, общественных организаций, физических лиц. Это могут быть инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, например, страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;

в) некоторые специалисты в отдельную группу по видам собственности выделяют инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов. Это ресурсы иностранных государств, международных финансовых и инвестиционных институтов, отдельных иностранных организаций, зарубежных банков и прочих кредитных учреждений, иностранных инвесторов – физических лиц.

3) по уровням собственников:

а) на уровне государства и субъектов РФ источниками финансирования являются: собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов, привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем, заемные средства в виде внешнего долга государства (государственные международные заимствования), в виде внутреннего долга государства (государственные облигационные, долговые, товарные и прочие займы);

б) на уровне предприятия источниками финансирования являются: собственные средства (чистая прибыль, страховые суммы возмещения убытков, нематериальные активы, иммобилизованные излишки основных и оборотных средств и пр.); привлеченные средства (средства, полученные от продажи акций; целевые поступления, пожертвования и пр.); заемные средства в виде бюджетных, банковских кредитов, а также займов юридических лиц небанковско-кредитной сферы и физических лиц.

На уровне реализации инновационной программы (проекта) источники финансирования разделяются на: средства бюджетов РФ и средства бюджетов субъектов РФ (могут быть и средства городских бюджетов); средства внебюджетных фондов; средства отечественных предприятий и коллективных российских институциональных инвесторов; иностранные инвестиции в различных формах.

-3-

Классификация форм финансирования инновационной деятельности у разных исследователей данного вопроса представлена по разному. Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности, принятые в мировой практике, выглядят следующим образом:

1). Дефицитное финансирование. Возможные инвесторы: правительства иностранных государств, международные финансовые институты, российские предприятия и организации. Получатель заемных средств – правительство РФ. Преимущества использования данной формы: возможность государственного регулирования и контроля инвестиций. Минусы: рост внешнего и внутреннего государственного долга, увеличение расходной части бюджета.

2). Акционерное или корпоративное финансирование. Возможные инвесторы: коммерческие банки, институциональные инвесторы. Получатели заемных средств: корпорации, предприятия. Преимущество: вариабельность использования инвестиций у предприятия или корпорации. Минусы: возможность работы только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов; высокий уровень риска у инвесторов.

3). Проектное финансирование. Возможные инвесторы: правительства, международные финансовые институты, коммерческие банки, отечественные предприятия, иностранные инвесторы, институциональные инвесторы. Получатели заемных средств: инвестиционный проект, инновационный проект. Преимущества: целевой характер финансирования, распределение рисков, гарантии государств – участников финансовых учреждений, высокий уровень контроля. Минусы: зависимость от инвестиционного климата, высокий уровень кредитных рисков, в РФ - неустойчивое законодательство и налоговый режим.

Другие исследователи выделяют следующие формы финансирования инновационной деятельности:

1). Государственное финансирование. Оно осуществляется из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов. Финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетные значения.

2). Акционерное финансирование. Эта форма доступна для предприятий, имеющих организационно-правовую форму ОАО или ЗАО. Она позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект.

3). Банковские кредиты. Коммерческие банки финансируют инновационные проекты, имеющие реальные сроки окупаемости (срок окупаемости меньше срока реализации проекта), источники возврата предоставляемых финансовых средств, обеспечивающие значительный прирост инвестируемого капитала. Банковский кредит предоставляется на определенный срок под проценты, размер которых зависит от срока займа, величины риска по проекту, характеристики заемщика и пр.

4) Венчурное финансирование. Оно осуществляется фондами рискового капитала путем предоставления денежных ресурсов на беспроцентной основе без гарантий их возврата.

5). Финансовый лизинг. Это процедура привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку. При осуществлении финансового лизинга лизингодатель обязуется приобрести указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать его лизингополучателю на определенный срок во временное владение и пользование. После завершения срока действия договора предмет лизинга может быть передан в собственность лизингополучателю при условии полной выплаты сумм по договору лизинга.

6). Форфейтинг. Это операция по трансформации коммерческого кредита в банковский. Суть операции заключается в следующем: покупатель, не располагающий на момент заключения сделки необходимой суммой финансовых ресурсов, выписывает продавцу комплект векселей на сумму, равную стоимости объекта сделки и процентов за отсрочку платежа, т.е. за предоставление коммерческого кредита. Продавец учитывает полученные векселя в банке с формулировкой «без права оборота на себя», что освобождает его от имущественной ответственности в случае неплатежеспособности векселедателя. По учтенным платежам продавец получает деньги в банке. В результате коммерческий кредит предоставляет не продавец, а банк, согласившийся учесть векселя и принявший на себя кредитный риск, т.е. коммерческий кредит трансформируется в банковский. Величина кредитного риска, зависящая от надежности векселедателя, влияет на ставку дисконта, по которой учитываются векселя банком. Кредитование по схеме форфейтинга является среднедолгосрочным: от 1 года до 7 лет.

7). Смешанное финансирование. Осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников.

-4-

Важным источником финансирования различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные инновационные программы и приоритетные государственные инновационные проекты. Государство принимает на себя большую часть финансирования инновационных программ развития производственной и социальной инфраструктуры. Бюджетные ассигнования выделяются из бюджетов разных уровней (наиболее значительные средства поступают из федерального бюджета) и внебюджетных фондов. За счет бюджетных ассигнований финансируется полностью на 100 % или на долевой основе целевые бюджетные фонды. Существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы состоит из следующих направлений и элементов:

1). Базовое финансирование стратегического ядра. Финансируются: академический сектор, включая высшую школу; государственные научные центры и лаборатории; уникальные объекты опытно-экспериментальной базы.

2). Целевые бюджетные фонды. К ним относятся: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития и пр. Финансирование осуществляется в форме грантов и финансового обеспечения на 100 % или на долевой основе инициативных перспективных проектов и работ.

3). Приоритетные направления НТП. Финансируются федеральные инновационные программы, государственные научно-технические программы, международные проекты и программы. Заключаются контракты на выполнение госзаказа.

Государственная финансовая поддержка инновационных программ осуществляется, в основном, путем направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых программ и на другие федеральные государственные нужды, определяемые в порядке, устанавливаемом законодательством РФ. Бюджетное финансирование инновационных программ осуществляется в формах:

1) финансовой поддержки высокоэффективных инновационных программ на условиях размещения выделенных бюджетных средств на конкурсной основе;

2) централизованного финансирования (полного или частичного) федеральных инновационных программ.

Основные требования к инновационным программам, на осуществление которых предполагается получение государственной финансовой поддержки:

1) право на участие в конкурсе и на получение государственной поддержки имеют инновационные программы, связанные в первую очередь, с развитием «точек роста» экономики, по которым инвестор вкладывает не менее 20 % собственных средств (акционерный капитал, прибыль и пр.), необходимых для реализации программы;

2) государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета: а) выделяемых на возвратной основе; б) на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность; в) путем предоставления государственных гарантий по возмещению части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инновационной программы не по вине инвестора. Государственные гарантии предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на очередной год;

3) инновационные программы представляются на конкурс в Министерство экономического и развития и торговли РФ и должны иметь бизнес-план, а также заключения государственной экологической экспертизы и государственной ведомственной или независимой экспертизы;

4) срок окупаемости этих программ не должен превышать установленных нормативов (как правило, 2 года).

Решения об оказании государственной поддержки прошедших конкурсный отбор инновационных программ принимается Комиссией по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Затем решения Комиссии направляются в Минфин РФ для их реализации. Инвестор, победивший на конкурсе инновационных программ, имеет право выбора следующих форм государственной поддержки:

1) предоставление средств федерального бюджета на возвратной основе на срок не более 24 месяцев;

2) при условии закрепления в государственной собственности части акций акционерных обществ должны учитываться следующие моменты: а) эти акции должны быть реализованы на рынке по истечении 2 лет с начала получения прибыли от реализации инновационной программы; б) размер пакета акций, закрепляемых в госсобственности, а также год их реализации определяются в соответствии с бизнес-планом инновационной программы;

3) предоставление государственных гарантий для инновационных программ по возмещению за счет средств федерального бюджета части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инновационной программы не по вине инвестора.

Минфин РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ с участием ЦБ РФ предусматривает следующий порядок предоставления государственных гарантий для инновационных программ:

1) инвесторы, по программам которых комиссия приняла решение о предоставлении государственных гарантий, направляют предложения банкам для оформления кредитных договоров;

2) банки, имеющие намерения заключить кредитные договоры с инвесторами указанных программ, направляют в Минфин РФ заявки на предоставление этим банкам государственных гарантий. Минфин РФ при заключении соглашений с банками на предоставление государственных гарантий для инновационных программ выступает от имени Правительства РФ.

Существуют отраслевые и межотраслевые фонды финансирования НИОКР. Министерство образования и науки РФ своим Приказом утверждает для Федерального агентства по науке и инновациям порядок ведения реестра отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР. (см. Приказ от 12.09.2007 № 252 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральным агентством по науке и инновациям функции по ведению реестра отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР», начало действия документа – 14.03.2008 г.) Как известно, Федеральное агентство по науке и инновациям является Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной инновационной политики. Данное Федеральное агентство по науке и инновациям своим приказом утверждает: а) порядок рассмотрения в агентстве предложений о предоставлении субсидий на научные мероприятия, необходимость в выполнении которых возникает в течение года, за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 – 2010 годов. Здесь рассматриваются безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям. Обращения акционерных обществ о предоставлении субсидий на научные мероприятия рассматриваются при условии, что контрольный пакет акций находится в собственности государства. Размер предоставляемой субсидии на каждое конкретное мероприятие не может превышать 5 млн. руб. (см. Приказ от 10.04.2008 № 68); б) порядок рассмотрения в агентстве предложений о предоставлении субсидий на обеспечение мероприятий международного научно-технического сотрудничества за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов. Размер предоставляемой субсидии на каждое конкретное мероприятие не может превышать 3 млн. руб. (см. Приказ от 11.04.2008 № 69).

Финансирование инновационной деятельности может осуществляться за счет средств внебюджетных фондов. Так, существуют: а) Внебюджетный фонд финансирования НИОКР федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; б) Внебюджетный отраслевой фонд финансирования НИОКР федерального агентства морского и речного транспорта; в) Внебюджетный отраслевой фонд финансирования НИОКР Министерства транспорта РФ; г) Внебюджетный отраслевой фонд финансирования НИОКР федерального агентства геодезии и картографии; д) Внебюджетный фонд финансирования НИОКР и освоения наукоемкой продукции в строительстве Госстроя России; е) Внебюджетный фонд финансирования общеотраслевых и межотраслевых НИОКР и мероприятий по освоению новых видов продукции и пр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.