Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы жилищно-коммунальной реформы

Развитие СФ и МС в ближайшие годы будет во многом определяться императивами жилищно-коммунальной реформы. Пока, вопреки ожиданиям жилищный сектор у нас выступал не в качестве “локомотива” реформ, а, наоборот, как “амортизатор” шоковой терапии. Особенно это проявилось в 1992-1993 гг., когда квартплата, покрывавшая в советские годы около четверти расходов жилищно-коммунального хозяйства, буквально “съежилась” до 2-3 процентов. Последовавшая затем попытка перевести жилищное хозяйство на самоокупаемость привела пока лишь к восстановлению дореформенных параметров доли расходов на жилье в доходах населения (порядка 7%) и квартплаты в расходах на жилищно-коммунальное хозяйство (28-35%).

Одновременно резко усилились межрайонные различия. Так, разрыв по вводу жилья на 1000 человек между идущей на первом месте Якутией и замыкающей список Тувой составил в 1996 г. 25 раз. Данный параметр отчетливо зависит от: 1) состояния промышленности региона; 2) его политического веса (не случайно, в числе лидеров жилищного строительства последних лет устойчиво держатся Якутия, Татария и Башкирия, финансовые отношения которых с федеральным центром оформлены специальными договорами); 3) миграционного баланса (жилищное строительство, при прочих равных условиях, более интенсивно в тех районах, куда въезжают мигранты. Поэтому в число лидеров жилищного строительства за 1996 г. вошли (помимо уже упомянутых трех республик) также Тюменская область, Чувашия, Ставропольский край, Белгородская и Астраханская области.

Как известно, суть предлагаемой реформы состоит в переходе от бюджетного дотирования жилищно-коммунальных услуг к оплате их самими потребителями. Проблему роста стоимости жилищно-коммунальных услуг предлагается при этом решать развитием конкуренции. Однако преодолеть силы естественного монополизма одними только организационными и институциональными мероприятиями невозможно; для этого нужно изменить саму технологию жилищно-коммунального обслуживания. А это требует времени и больших капиталовложений.

Да и с институциональными преобразованиями далеко не все так просто: так, в серьезной проработке нуждается альтернатива управления и обслуживания жилищного фонда на некоммерческой основе. А главное, мы не знаем, что произойдет на самом деле при либерализации тарифов на жилищно-коммунальные услуги (знаем только, что нам хотелось бы получить в результате их повышения). Насколько реальны угрозы массового отказа от их оплаты и социального взрыва? Справится ли существующий аппарат назначения и расчета жилищных субсидий с резким ростом клиентуры? Каковы долгосрочные последствия данной стратегии? И т.д., и т.п.

Сейчас жилищно-коммунальная реформа определенно направлена против “среднего класса”.6 Потому что субсидии достанутся — в идеале — бедным, для богатых все это копейки, а платить придется семьям со средними доходами. Чтобы избежать этого, мы предлагаем поставить во главу угла реформы понятиесоциальнойнормы (социально-гарантированного минимума — СГМ) жилищной обеспеченности. Теоретически это означает признание двойственной природы жилья как блага не только экономического (“товар”), но и социального (“крыша над головой”). Практическим же выводом из данной концепции является требование совместного, государственно-частного финансирования жилищного строительства, при котором вклад государства должен соответствовать стоимости жилья в пределах СГМ. (Этот принцип заложен, по существу, в федеральную программу “Свой дом”, которая предусматривает, что семьи должны оплачивать стоимость своих домов лишь на 25 — 30%.)

Следующими шагами должны стать:

  • законодательная фиксация социальной нормы жилья как части минимального стандарта уровня жизни;
  • определение ее с учетом не только размера, но и качества данной жилой ячейки (изолированности, благоустройства, местоположения);
  • вывод СГМ жилья из сферы экономического риска: он не должен служить обеспечением в сделках залогового кредитования (тем более, что, по существующему законодательству, весь риск от подобной операции, по крайней мере, теоретически ложится на государство).

Практическим же выводом из концепции СГМ должно стать требование полной оплаты стоимости жилищно-коммунального обслуживания для всего сверхнормативного жилья, при сохранении на время кризиса существующих льготных ставок оплаты для жилья в пределах социальной нормы.

Cноска
1 В структурах координационного управления традиционное администрирование (“управление по вертикали”) заменяется равноправным (“горизонтальным”) сотрудничеством всех участников территориального развития - корпораций, трудовых коллективов, банков, профсоюзных, кооперативных и исследовательских организаций, различных групп населения и т.д. Представительные и исполнительные органы власти выступают в качестве организаторов такого взаимодействия, представляя интересы региона в целом. 2 В самом общем виде, экономический эффект региональной программы - это вызванный ею прирост стоимости объектов всех форм собственности на данной территории. 3 В полном объеме эта задача вообще не может быть решена в условиях “сжимающейся” экономики. В ней бюджетный федерализм, по определению, может быть только федерализмом “выживания”, но не развития. 4 Мы не касаемся здесь более фундаментального недостатка, связанного с общим ограничением экономической роли государства. Т.е. даже при идеальном распределении бюджетных средств между центром, регионами и местами их все равно нехватило бы для выполнения всех предписанных функций, потому что недостаточен абсолютный уровень государственных доходов и расходов. Это следствие не только поспешной приватизации, лишившей государство большей части доходов от собственности, но и общего крайне неудачного выбора модели реформирования, в результате которого объем экономической деятельности в стране сократился не менее чем на треть. 5 Примером может служить созданный в структуре Правительства Москвы специальный орган — “Комплекс по экономической политике и имущественно-земельным отношениям”. В программе его действий на 1997 г. (“Московская правда”, 9 января 1997г.) значатся:
  • завершение инвентаризации объектов недвижимости на территории города;
  • оформление договоров аренды и контрактов на право оперативного управления нежилыми помещениями, передачи их в хозяйственное ведение и в собственность;
  • проверка выполнения инвесторами условий инвестиционных контрактов и программ;
  • оформление земельно-правовых отношений и создание земельного кадастра.
При этом планировалось получить от использования городского имущества 6,8 трлн. руб. (1,2 млрд. долл.). Это лишь немногим меньше, чем сумма доходов от приватизации (8 трлн. руб.), которую собиралось получить в том же году Правительство на территории всей России (Закон “О федеральном бюджете на 1997 год”, Российская газета, 4 марта 1997 г.). 6 Реальный средний класс в нашей стране (если брать по критерию богатства) - это вовсе не предприниматели, а те, кто живет в стандартных городских квартирах.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимодействие СФ и органов МС в социальной сфере | Муниципальные образования и местное самоуправление в системе территориальной организации и управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.