Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный и муниципальный кредит. Страхование




 

Для привлечение денежных средств в распоряжение гос и муницип образований, а также решение проблем бюджетного дефицита наряду с другими способами применяется гос и муницип кредит.

В системе ФП он выделяется как подъинститут имеющий комплексный характер, поскольку регулируется не только ф/п, но и г/п нормами (ст. 817 ГК).

Кредит можно рассматривать в 2 значениях:

1. Экономическая – т.е. система денежных отношений возникающих в связи с привлечением государством и муницип образованиями на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств ЮЛ и ФЛ.
Государство и муницип образование использует эти средства как ссудный капитал. Ни направляют его на решение общегосударственных нужд или перераспределяют на льготных условиях между отраслями экономики.
С экономической точки зрения кредит – это форма движения ссудного капитала, которая заключается во вторичном распределении стоимости валового внутреннего и национального продукта.
Владелец денежных средств (ссудного капитала) передаёт (продаёт) заёмщику не сам капитал а лишь право на его временное использование. Поэтому важнейшим признаком кредита является возвратность средств. Особенности гос и муницип кредита выражаются в субъектном составе этих отношений (заёмщиком является государство и муницип образование в лице уполномоченного органа).

2. Правовой – с правовой точки зрения кредит это - это урегулированные нормами правоотношение по привлечению государством и муницип образованиями временно-свободных денежных средств ЮЛ и ФЛ на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности для покрытия дефицита бюджета.
Бюджетное законодательство связывает кредит исключительно с покрытием дефицита бюджета.

 

Между государственным и муниципальным и банковским кредитом имеются следующие различия:

1. Особенностью гос и муницип кредита является непроизводительное использования ссудного капитала – т.е. привлекаемые средства не участвуют в кругообороте производительного капитала и в производстве материальных ценностей, а направляются на покрытие дефицита бюджета. Поэтому средствами для возврата и погашения процентов по кредиту являются либо налоги и иные обязательные платежи (их увеличение) или новые займы.

Особенностью банковского кредита является производительное использование ссудного капитала, что позволяет не только погасить кредит, но и выплачивать вознаграждение за его использование за счёт увеличения в процессе производства прибавочной стоимости.

2. В отношении банковского кредита участвуют 2 стороны: банк в роли кредитора (заимодавца) и ЮЛ и ФЛ в роли заёмщика.
При гос и муницип кредите заёмщиком всегда является государство или муницип образование.

3. Если отношение банковского кредита оформляются заключением договора банковской ссуды (г/п), то по результатам государственно-кредитных отноешний образуется государственный долг, регулируемый финансовым правом

4. В отношения по гос и муницип кредиту всегда имеется верховенство государства. Несмотря на то что оно является заёмщиком (должником), а не кредитором.
при банковском кредите наоборот. Банк (кредитор) имеет верховенство

5. Гос и муницип образования заключают долгосрочные займы без обеспеченья их каким либо залогом. В отличии от долгосрочных банковских ссуд где предоставление залога обязательно

 

Гос и муницип кредит напрямую связанны с гос и муницип долгом. Т.е. являются их следствием.

В результате ф/п отношений по гос и муницип кредиту формируется:

1. Внутренний (на федеральном уровне также внешний) гос и муницип долг, представляющий собой общую сумму задолжность по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным процентам. Такой долг называют капитальным.

2. Текущий гос и муницип долг – сумма расходов государства и муницип образования по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.

 

Гос долг регулируется главой 14 БК, где гос и муницип долг определяется как – обязательство возникающее из гос и муницип заимствований, гарантий по обязательствам 3их лиц, другие обязательства принятые на себя публично-территориальным образованием.

Долговые обязательства публично-территориальных образований полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в их собственности имущества составляющим соответствующую казну и исполняются за счёт средств соответствующего бюджета.

Рост гос и муницип долга обычно влечёт рост действующих обязательных платежей, поскольку основной источник погашения обязательств и процентов по ним только один – бюджет. Где эти средства закрепляются как расходы и выделяются отдельной строкой.

В экономической и ф/п литературе нет однозначного отношения к проблеме гос и муницип кредита.

Адама Смит и Рекардо первоначально резко отрицательно относились к развитию гос кредита. В гос долге они видели лишь крайние средства, которым можно пользоваться только при отсутствии других возможностей.

Например: для спасения государства.

Они считали что для страны выгоднее покрывать чрезвычайные расходы (например: на ведение войн) за счёт прямого увеличения налогов. Поскольку население само должно нести бремя по погашению своих долгов, а не перекладывать их виде налогов на последующие поколения.

С 18 века представители немецкой финансовой науки (Штейн, Дитцель и др.) проводят мысль о том что если государство редко пользуется кредитом то это свидетельствует о том, что оно слишком много берёт у современников. Т.е. недостаточно заботится об интересах населения.

Представители Российской финансовой науки говорили об осторожном использовании гос кредита. Например Ходский считал что несмотря на разнообразие мнений о целесообразности гос кредита принципом финансовой политики должно служить стремление к возможно быстрому погашению гос долгов, а не к увеличению их сумм.

Орлов М.Ф. определяя предназначение науки о финансах главным называл обеспеченье равновесия налогов и кредита таким образом чтобы налоги не вредили кредиту, а кредит облегчал налоги.

Интересной является точка зрения американских экономистов (Макконел и Брю) о невозможности банкротства государств:

1. Использование государством полномочий по рефинансированию долга

Государству не нужно сокращать гос долг или полностью его ликвидировать поскольку оно может продать новые облигации и использовать выручку для оплаты держателям погашенных облигаций

2. Использование налоговых методов – у государства в отличии от частных субъектов всегда есть возможность получать доп доходы за счёт сбора налогов и если это приемлемо для избирателей. Получать достаточные средства для выплаты суммы долга и процентов

3. Полномочия государства по эмиссии денег – государство в праве печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга и проценты по нему.

 

Формы гос и муницип долга:

1. Кредиты от кредитных организаций (банков) (иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных ЮЛ – для РФ и её субъектов)

2. Эмиссия гос и муницип ценных бумаг – виде облигаций

3. Бюджетные кредиты (из других бюджетов)

4. Государственные и муниципальные гарантии

5. Иные долговые обязательства (только для РФ)

 

Все средства поступающие в виде долговых обязательств отражаются в бюджетах, как источники финансирования их дефицита, а все расходы на обслуживание долговых обязательств отражаются в бюджете как расходы на обслуживание гос и муницип долга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.