Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Государственная политика развития туризма в России




Туризм

Краткое содержание темы

Тема 3. Туризм как экономическое, социо-культурное и экологическое явление

Экономическое воздействие туризма. Макроэкономические показатели развития туризма: ВНП, ВВП, занятость, инвестиции, налоговые поступления. Социо-культурное и экологическое влияние туризма. Факторы развития туризма. Понятийный аппарат туризма (туризм, турист, туристские ресурсы, туроператор, турагент, тур, туруслуга, туриндустрия).

Классификация и виды туризма.

3.1. Экономическое воздействие туризма. Макроэкономические показатели развития туризма: ВНП, ВВП, занятость, инвестиции, налоговые поступления

Согласно Всемирному совету по путешествию и туризму (1992) “туризм является самой крупной индустрией в мире по всем макроэкономическим показателям: Валовой национальный продукт (ВНП), Валовой внутренний продукт (ВВП), валовой выпуск, добавленная стоимость, инвестиции, занятость и налоговые поступления”. Следует дать определения основным макроэкономическим показателям. ВНП – рыночная стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг за год, созданных как внутри страны, так и за рубежом, но с использованием факторов производства, принадлежащих данной стране. Факторы производства – используемые в производстве ресурсы, от которых зависят количество и объем выпускаемой продукции (земля, труд, капитал, предпринимательская активность).

ВВП – рыночная стоимость конечной продукции, работ и услуг, созданных внутри страны за год, но с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.

Добавленная стоимость – разница между выручкой от продажи товаров, работ, услуги произведенными затратами.

Инвестиции – кратко-, средне-, долгосрочные вложения (капитала, акций, облигаций, других ценных бумаг, объектов интеллектуальной собственности, основных средств) в субъекты экономики, отрасли с целью получения прибыли и создания благоприятного социально-экономического эффекта.

Роль туризма в мировой практике постоянно возрастает. Являясь одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей, уступая по доходности лишь добыче и переработке нефти, туризм по данным Всемирной туристской организации (ВТО) обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка планеты. На сферу туризма приходится 6% мирового ВНП, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования туризма как отрасли народного хозяйства. С экономической точки зрения привлекательность развития туризма состоит в более быстрой по сравнению с другими отраслями окупаемости вложенных в него средств и в получении дохода в валюте. Как источник поступления валюты международный туризм занимает второе место после товарного экспорта. По доходам от экспорта услуг туризм в 1998 г. опережал следующие отрасли: выпускающие продукты автоматики, химическую, пищевую, по выпуску компьютерного оборудования, оборудования для офиса, топливную, текстильную и другие. Основными показателями международной туристской статистики являются: международные туристские прибытия, международные доходы и расходы. По данным ВТО международные доходы от туризма в

1999 г. составили 455,0 млрд долл. США, а международные туристские прибытия – 657,0 млн чел. Странами-лидерами по доходам от международного туризма за данный период являются: США – 73,0 млрд долл. США, Испания – 25,2, Франция – 24,7, Италия – 31,0, Великобритания – 21,0. Россия также вошла в 15 стран-лидеров по данному показателю, который составил 7,9 млрд долл. США. Что касается международных туристских прибытий, то в 1999 г. первое место занимала Франция – 71,4 млн чел., далее Испания – 52,0 млн чел.,

США – 47,0, Италия – 35,8, Китай – 27,0 и Россия, которая заняла 12-ю позицию – 16,4 млн чел. На современном этапе лидерами по указанным выше показателям являются индустриально развитые страны. По регионам первое место по развитию международного туризма все еще удерживает Европа, далее – Америка и на третьем месте – регион Восточной Азии и Тихого океана. Однако по прогнозам ВТО, сделанным на 2010–2020 гг., страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона выйдут на вторую позицию и передвинут

Америку на третье место. высокие устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся и к 2010 г. количество международных туристических поездок удвоится, составив 937 млн, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн долларов. Очевидным является и то, что Россия, несмотря на высокий туристический потенциал, занимает на сегодняшний день весьма скромное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится менее 1,55% мирового туристского потока. Если доля туризма в ВНП большей части развитых государств составляет от 5 до 15%, а в некоторых странах она достигает 50%, то в современной России этот показатель равняется примерно 0,01%. Тем не менее этот крупный межотраслевой комплекс за последние годы интенсивно формируется и, следовательно, должен внести большой вклад в процесс вывода экономики России из кризиса. Одной из основных проблем оценки общего экономического влияния туризма является многообразие и дробление самого межотраслевого комплекса. И эта проблема связана еще и с отсутствием сопоставимой туристской статистики.

3 .2. Социо-культурное и экологическое влияние туризма

Очевидно, что туризм является феноменом XХ, а в настоящее время и ХХI вв. К положительным моментам развития туризма несомненно следует отнести его культурное и социальное воздействие. Он содействует пониманию, миру и доброй воле. Еще президент Джон Ф. Кеннеди признал мировую значимость туризма, сказав в 1963 г., что путешествие стало одним из величайших средств достижения мира и понимания в наше время. Путешествуя по миру, узнавая друг друга, знакомясь с обычаями и ценя личные качества других людей, мы строим новую ступень понимания между людьми, которая способствует достижению мира. Однако следует признать, что социо-культурное воздействие туризма может быть как положительным, так и отрицательным. К положительным можно отнести обмен культурной информацией. Интерес туристов к культурному наследию страны может вызвать ответное чувство гордости у местных жителей, стимулируя их сохранять свои национальные традиции, ремесла.

В то же время может возникнуть и проблема социального напряжения за счет разного благосостояния гостей и местных жителей, так называемого «демонстрационного эффекта» туристов (вполне нормально, что туристы во время поездки тратят большее количество денег, чем они позволяют себе на родине).

Воздействие туризма на окружающую среду может быть прямым, косвенным и побудительным, а также положительным и отрицательным. Туризм не может развиваться без взаимодействия с окружающей средой, однако с помощью управления развитием туризма и четкого планирования возможно уменьшить негативное воздействие и увеличить положительное. Положительное воздействие международного туризма включает: охрану и реставрацию исторических памятников, создание национальных парков и заповедников, защиту берегов и рифов, сохранение лесов и т.д. Особая роль в положительном воздействии туризма на окружающую среду отводится экологическому туризму.

3.3. Факторы развития туризма

Факторы, влияющие на развитие туризма, разнообразны и многогранны. Наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и стран в мировом туризме, и наоборот, нежелательные факторы снижают туристский поток.

Выделяют две группы основных факторов, влияющих на туризм: статичные и динамичные. В группу статичных факторов входят природно-климатические,

географические, культурно-исторические. К динамичным факторам относятся:

· политические;

· социально-демографические;

· финансово-экономические;

· материально-технические (предприятия размещения, питания, транспорт,

предприятия отдыха и развлечения, туристские фирмы).

От политической обстановки в стране зависят, по существу, все другие динамичные факторы. Кризисы, политическая нестабильность, ужесточение туристских формальностей, скачки курса валюты являются следствием политики государства.

Так, после событий 11 сентября 2001 г. стали очевидны уже многие негативные последствия террористических актов, произошедших в США. Только за два месяца после указанных событий доход компании British Airways сократился на 11%. Пассажиропоток в бизнес-классе уменьшился на 32%, в экономическом классе – на 20%. В Европе компании, специализирующиеся на бортовом питании, сокращают объемы производства и увольняют лишний персонал. Особенно сильно кризис затронул компанию LSG, услугами которой пользуются 260 авиакомпаний в 44 странах мира. Ее основным клиентом была компания

American Airlines. После 11 сентября 2001 г. компания вынуждена была уволить до 30% своего американского персонала.

Следует сказать, что все последующие убытки, которые отразились на развитии международного туризма, в результате этих событий еще предстоит оценить. Но данный факт несомненно подтверждает зависимость туризма от развития динамических факторов. Социально-демографические факторы характеризуют такие показатели, как возраст населения, степень занятости, наличие одиноких людей, бездетных пар, пенсионный возраст, уровень образования, культуры, соотношение материальных и духовных потребностей в обществе, урбанизацию и т.д.

К примеру, в Японии количество отпускных дней в году составляет всего лишь 5–6 дней. Естественно, что японцы предпочли бы путешествовать в те места, куда дорога занимает меньше времени. Таким принимающим регионом, по оценкам специалистов и самих жителей Японии, мог бы стать Дальневосточный регион России. Но, к сожалению, по объективным причинам (уровню сервиса, разнообразию туристских продуктов) наши соседи пока отдают предпочтение странам Европы и США. К финансово-экономическим факторам относят финансовую стабильность, уровень доходов населения, долю средств, выделяемых обществом на туристские расходы, цены на товары и т.д.

3.4. Понятийный аппарат туризма

Любая наука и учебная дисциплина начинаются с основных понятий, используемых в ней. В данном курсе такими понятиями являются «туризм», «турист», «туристская услуга», «туристские ресурсы», «туристская индустрия», «тур», «турпродукт» и т.д.

Первые определения «туриста» были сформулированы в 1937 году специальным комитетом Лиги Наций. Однако специалисты трудятся над разработкой понятия «туризм» уже более пятидесяти лет.

В 1980 году Манильская декларация по мировому туризму провозгласила: “Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения” (Филиппины, октябрь 1980 г.). В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной ВТО в 1981 году в Мадриде, дано следующее определение туризма: “один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемых в ряде стран с элементами спорта”. На международной конференции по статистике путешествий и туризма в 1991 году было дано несколько иное определение: «туристом является любой посетитель, то есть лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся вне пределов его обычной среды, в течение не более 12 месяцев, с любой целью, кроме занятия оплачиваемой там деятельностью».

В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение туризма: “туризм – это деятельность лиц, которые путешествуют, осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями”.

В России до 1996 г. не было закона, который бы регулировал туристскую деятельность и определял основные понятия. Но в 1996 г. был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.96 № 132-ФЗ, где впервые был разработан понятийный аппарат туризма.

Туризм – временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятий оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Турист – гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства (далее гражданин), посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.

Экскурсант – гражданин, находящийся в месте временного пребывания не более 24 часов.

Экскурсантов принято исключать из туристской статистики. Но в ряде стран,

например в Финляндии, экскурсанты приносят огромные доходы в бюджет. Поэтому их было принято вносить в туристскую статистику.

При этом из числа туристов и экскурсантов исключаются:

· приграничные трудящиеся;

· дипломаты, консульские работники и военнослужащие, включая домашнюю

прислугу, иждивенцев, сопровождающих их и присоединившихся к ним;

· лица, въезжающие в столицу и выезжающие из нее в качестве эмигрантов, включая иждивенцев и лиц, сопровождающих их;

· беженцы и кочевники;

· транзитные путешественники.

Туристская услуга – результат деятельности туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов (экскурсантов).

Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Наиболее же полное определение туристским ресурсам дал итальянский экономист Троизи, который выделил три группы туристских ценностей:

· свободно доступные ценности, которые являются «потенциальным туристским

капиталом»: ландшафты, климат или, иными словами, природно-географические условия;

· объекты, созданные трудом человека: архитектурные и исторические памятники и т.д.;

· материальная база: сегменты туризма и индустрии гостеприимства.

Туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения,

средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Тур – комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Туристский продукт – право на тур, предназначенное для реализации туристу.

Туристские предприятия делятся на две категории: туроператоры и турагенты.

Туроператор – юридическое лицо или предприниматель, осуществляющие на

основании лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта.

Турагент – юридическое лицо или предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации туристского продукта.

По данным Госкомстата в России в 1999 г. насчитывалось 3045 туристских фирм, из которых 2145 занимались туроператорской деятельность, а 900 – турагентской. Следует понимать, что туристские фирмы часто сочетают как туроператорскую деятельность, так и турагентскую.

3.5. Классификация и виды туризма

Классификационный признак, который используется для выделения видов туризма, может быть разным. И на самом деле классификаций туризма существует множество. Мы выделим лишь основные.

 

1. По географическому признаку:

- внутренний;

- международный.

 

2. По направлению туристского потока:

- въездной;

- выездной.

 

3. По цели поездки:

- рекреационный;

- оздоровительный;

- познавательный;

- профессионально-деловой туризм;

- научный;

- спортивный;

- шоп-туризм;

- приключенческий;

- паломнический;

- ностальгический;

- экотуризм;

- экзотический;

- молодежный.

 

4. По источнику финансирования:

- социальный;

- коммерческий.

 

5. По числу участников:

- индивидуальный;

- семейный;

- групповой.

 

6. По организационной форме:

- организованный;

- неорганизованный.

 

Характеристика основных видов туризма

Туризм внутренний – путешествие с туристскими целями граждан страны,

постоянно проживающих в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Следует разрушить миф о том, что большинство туристских поездок приходится на международный туризм. На самом деле, по некоторым оценкам, именно на долю внутреннего туризма приходится 80–90% всех поездок в мире.

Международный туризм – поездки с туристскими целями за пределы страны

постоянного жительства без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

В среднем около 65% всех международных туристских поездок приходится на Европу, около 20% – на Америку и около 15% – на остальные регионы. Развитие международного туризма (въездного) обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством этого пытаются решить проблемы платежного баланса.

Приезд иностранных туристов получил название активного туризма – туристский экспорт, соответственно выезд отечественных граждан за рубеж – пассивный туризм или туристский импорт (рис. 1).

Туризм въездной – путешествия в пределах страны лиц, не проживающих в не постоянно, с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью.

Туризм выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в одной стране, в другую страну с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемой стране.

Из рассмотренных выше видов туризма для России, в целом, и Приморского края, в частности, приоритетными являются внутренний и въездной туризм.

Из большого разнообразия видов туризма по целям поездки в настоящее время на пике развития находятся профессионально-деловой туризм или бизнес-туризм, экологический, экстремальный и религиозный.

Профессионально-деловой туризм приносит большие доходы как туристским

фирмам, так и предприятиям размещения, а также другим сегментам. Так, конгресс-туризм в США приносит свыше 40 млрд долл. США ежегодно гостиницам и другим предприятиям обслуживания.

В бизнес-туризм можно включить поездки на семинары, конгрессы, симпозиумы, посещение выставок, повышение квалификации, а также инсентив-туризм (Incentive tourism)

– поощрение работников предприятия поездками с целью отдыха или повышение квалификации.

Стремление многих стран развивать бизнес-туризм связано с тем, что во время таких поездок туристам предоставляются как чисто туристские услуги (транспорт, размещение, питание, экскурсионное обслуживание), так и специальные, приносящие дополнительный доход: изучение информации, сбор данных о деловых партнерах, переводы, экономические материалы, организация деловых встреч и другие. Развитие профессионально-делового туризма – это одно из приоритетных направлений в туризме, но требует больших затрат на создание инфраструктуры, отвечающей всем современным требованиям.

Приключенческий туризм (экзотический или экстремальный) по праву называют элитарным видом, поскольку он предполагает большие туристские расходы. Данный вид туризма включает:

· походные экспедиции;

· сафари-туры (охота, рыбалка, ловля бабочек и т.д.);

· морские путешествия и другие разнообразные поездки.

Религиозный (паломнический) туризм. К нему относятся:

1) паломничество – посещение святых мест для поклонения религиям;

2) познавательные поездки – знакомство с религиозными памятниками, историей

религии, культурой религии;

3) научные поездки – поездки историков и других специалистов, занимающихся

вопросами религии и другими.

Экотуризм – один из перспективных видов туризма на планете. Ежегодно 500 млн туристов путешествуют по миру ради удовольствия, и чудеса дикой природы – излюбленная цель их маршрутов. Популярность подобных путешествий может обернуться злом или благом для этих мест. Экотуризм охватывает широкий спектр путешествий – от небольших познавательных туров для школьников до регулярных туристских программ в национальных парках и заповедниках.

Термин «экотуризм» был предложен мексиканским экономистом-экологом Гектором Цебаллосом-Ласкурьей в 1980 г. Развитие экотуризма началось приблизительно с 1990 г. Хотя на современном этапе не существует единого определения этому термину, но экотуризм означает сочетание путешествия с экологически чутким отношением к природе и позволяет объединить радость знакомства и изучение образцов флоры и фауны с возможностью способствовать их защите. Экотуризм призван создавать экономические стимулы для сохранения окружающей среды. Теория экотуризма проста. Сохраняемые и защищаемые территории привлекают туристов. Деньги, которые приезжие тратят на транспорт, еду, жилье, найм проводников и посещение портов, поддерживают местную экономику. При этом создаются новые рабочие места и инфраструктура, основанная на соблюдении законов.

Ежегодно на нужды экотуризма производится товаров и услуг на сумму 55 млрд долл. США, что составляет 25% международной торговли в сфере услуг и 12% валового мирового продукта. В Кении, к примеру, использование национальных парков приносит ежегодный доход в 450 млн долл. США. Каждый лев приносит в казну 27000 долл. США в год, а стадо слонов примерно 610000. Коста-Рика объявила 30% своей территории природоохранной зоной. Экотуризм на Галапагосских островах ежегодно дает Эквадору более 100 млн долл. США.

Для Приморского края приоритетными направлениями в развитии въездного и внутреннего туризма являются экологический и экстремальный виды.

По источнику финансирования необходимо рассмотреть социальный вид туризма.

Социальный туризм – это поездки, субсидируемые из средств, выделяемых

государством на социальные нужды. Целью социального туризма является не извлечение прибыли, а поддержка людей с низким уровнем дохода для реализации их права на отдых.

Это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании их права на отдых.

В СССР 80% внутреннего туризма и 50% международного являлось социальным туризмом. Эффективность программ социальной помощи в современной России, рассчитываемая как идеальный вес средств, поступающих беднейшим слоям населения, составляет всего 19%, в то время как аналогичный показатель в большинстве развитых стран колеблется в пределах 30–50%. К категории потребителей социального туризма относятся: малоимущие, инвалиды, пенсионеры, дети из многодетных семей, учащаяся молодежь.

Развитие социального туризма – это сложная задача, поскольку, с одной стороны, каждый гражданин имеет установленное конституцией право на отдых, с другой стороны – социальный туризм не способствует итак уже разрушенной материально-технической базе туризма в России. Кроме того, как сказано в Манильской декларации, государство не может потратить на туризм больше средств, чем оно может от его развития получить. На самом деле неспособность обеспечения вышеуказанных слоев населения полноценным правом на отдых объясняется низким уровнем жизни граждан, безработицей и другими социально- экономическими причинами.

 

Организованный и неорганизованный туризм.

Организованный туризм – это поездки индивидуалов или групп туристов, организованные турпредприятием. Противоположным по форме организации вида туризма является неорганизованный или самодеятельный. В России туризм отличается наличием значительной части организованного вида, в то время как в Европейских странах его доля составляет 20%.

Нормативно-правовая база и органы регулирования туристской деятельности в

России. Экономические механизмы поддержки развития туризма. Международная

туристская безопасность и туристские формальности. Роль международных организаций и объединений в туризме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.