Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответы на тесты

ТЕСТЫ

Активы = Собственный капитал + Платные привлеченные ресурсы

Активы = Пассивы

Собственный капитал = Активы – Платные привлеченные пассивы

Рп. = (Цисп. – Цтек. – П) × V

Совокупная доходность = + = Дивидендный компонент + Ценовой компонент

 

Изменчивость (волатильность) связана с диапазоном возможных ставок доходности акций и вероятностью их получения. Чем шире диапазон между возможными показателями доходности и чем больше вероятность получения экстремальных значений, тем выше показатель изменчивости акций.

 

Риск-менеджмент

 


Риск-менеджмент представляет собой систему управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.

Риск-менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Под стратегией управления понимаются направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты.

Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

Объектом управления в риск-менеджменте являются риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска.

Субъект управления в риск-менеджменте – это специальная группа людей (финансовый менеджер, специалист по страхованию, андеррайтер и другие), которая посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления.

Функции риск-менеджмента:

1. Функции объекта управления:

а). организация разрешения риска,

б). организация рисковых вложений капитала,

в). работа по снижению величины риска,

г). процесс страхования рисков,

д). экономические отношения и связи между субъектами хозяйственного процесса.

2. Функции субъекта управления:

а). Прогнозирование представляет собой разработку на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. особенностью прогнозирования является его альтернативность в построении финансовых показателей и параметров, определяющая разные варианты развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций.

б). Организация представляет собой объединение людей, совместно реализующих программу рискового вложения капитала на основе определенных правил и процедур: создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т.д.

в). Регулирование представляет собой воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование охватывает, главным образом, текущие мероприятия по устранению возникших отклонений.

г). Координация представляет собой согласованность работы всех звеньев системы управления риском, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельных работников.

д). Стимулирование представляет собой побуждение финансовых менеджеров и других специалистов к заинтересованности в результате своего труда.

е). Контроль представляет собой проверку организации работы по снижению степени риска. Посредством контроля собирается информация о степени выполнения намеченной программы действия, доходности рисковых вложений капитала, соотношения прибыли и риска, на основании которой вносятся изменения в финансовые программы, организацию финансовой работы, организацию риск-менеджмента.

 

Организация риск-менеджмента  


 

Этапы:

1). Определение целей рисковых вложений капитала. Цель рисковых вложений – получение максимальной прибыли. Цели риска и рисковых вложений капитала должны быть четкими, конкретизированными и сопоставимыми с риском и капиталом.

2). Получение информации о хозяйственной ситуации и ее анализ. На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступления события, выявить степень риска и оценить его стоимость. Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий. Правильная оценка финансовыми менеджером действительной стоимости риска позволяет ему объективно представлять объем возможных убытков и наметить пути к их предотвращении или уменьшении.

3). Разработка и анализ вариантов сопоставления прибыли и риска по вложениям капитала. На этом этапе главная роль принадлежит финансовому менеджеру, его психологическим качествам. Финансовый менеджер должен иметь 2 права: право выбора и право ответственности за него.

Право выбора означает право принятия решения, необходимого для реализации намеченной цели рискового вложения капитала. Решение должно приниматься менеджером единолично.

Ответственность указывает на заинтересованность принимающего рисковое решение в достижении поставленной им цели.

4). Выбор стратегии управления риском и приемов снижения степени риска. При выборе часто используется какой-то определенный стереотип, который складывается из опыта и знаний финансового менеджера в процессе его работы и служит основой автоматических навыков в работе. Наличие стереотипных действий дает менеджеру возможность в определенных типовых ситуациях действовать оперативно и наиболее оптимальным образом.

5). Разработка программы действия по снижению риска.

Эффективность функционирования риск-менеджмента во многом зависит от быстрого реагирования на изменения условий рынка, экономической ситуации, финансового состояния объекта управления. Поэтому риск-менеджмент должен базироваться на знании стандартных приемов управления риском, на умении быстро и правильно оценивать конкретную экономическую ситуацию, на способности быстро найти хороший выход из ситуации.

Особую роль в решении рисковых задач играют интуиция менеджера и инсайт.

Интуиция представляет собой способность непосредственно, без логического продумывания находить правильное решение проблемы.

Инсайт – это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение.

Основные правила риск-менеджмент:

1. Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.

2. Надо думать о последствиях риска.

3. Нельзя рисковать многим ради малого.

4. Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения.

5. При наличии сомнений принимаются отрицательные решения.

6. Нельзя думать, что всегда существует только одно решение.

Отдел рисковых вложений капитала может осуществлять следующие функции:

а). проведение прямых и портфельных инвестиций,

б). разработка программы рисковой инвестиционной деятельности,

в). сбор, обработка, анализ и хранение информации об окружающей обстановке,

г). определение степени и стоимости рисков, стратегии и приемов управления риском,

д). разработка программы рисковых решений и организация ее выполнения,

е). осуществление страховой деятельности, заключение договоров страхования и перестрахования,

ж). выдача гарантий по поручительству российских и иностранных страховых компаний, возмещение убытков за их счет,

з). ведение бухгалтерской и статистической отчетности по рисковым вложениям капитала.

 

 

Лекция 13.

СТРАХОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА АО

В целях предупреждения и возмещения потерь хозяйствующих субъектов от воздействия рисков природного, техногенного, экономического и экологического характера осуществляется их страхование.

Промышленное страхование – это совокупность отношений по финансированию покрытия убытков юридических лиц в определенном пакете страховых рисков, характеризующихся значительным размером убытков и низкой частотой их наступления. В сферу страхования включаются все промышленные предприятия, многие торговые организации и большие по размеру предприятия по оказанию услуг (банки, рестораны, отели), которые в такой же степени, как и промышленные предприятия, подвергаются наступлению однотипных страховых событий.

Классификация видов промышленного страхования:

1. Страхование имущества:

1.1. зданий от огня,

1.2. основных средств,

1.3. оборотных фондов,

1.4. объектов незавершенного строительства.

2. Страхование финансовых рисков (прямых):

2.1. прибыли,

2.2. от простоев, перерывов в производстве,

2.3. от банкротства,

2.4. неплатежеспособности.

3. Страхование ответственности:

3.1. за качество продукции,

3.2. за непогашение кредита,

3.3. за невыполнение обязательств по хозяйственным связям,

3.4. за загрязнение окружающей среды.

4. Личное страхование работников:

4.1. от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний,

4.2. работников с опасными условиями труда,

4.3. дополнительное медицинское страхование,

4.4. дополнительное пенсионное страхование работников.

В основу выделения промышленного страхования в отдельный сектор страхового бизнеса положены следующие критерии:

а). размер предприятия,

б). вид производственной деятельности,

в). величина страхового риска.

К системе промышленного страхования относятся риски средних и крупных предприятий основных отраслей промышленности, предприятий, экспортирующих свои продукты или занимающихся производственной деятельностью за границей, а также крупных торговых, обслуживающих организаций и фирм. Для объектов промышленного страхования разрабатывается специальный методический аппарат определения страховых тарифов по конкретным видам страхования, процедура оценки рисков существенно отличается от аналогичной процедуры в других сферах страхования. Она включает статистику ущербов и претензий в отечественной промышленности и за рубежом. На основе этих данных устанавливаются стандарты, процедуры и профилактические рекомендации по минимизации вероятности повторения опасных ситуаций.

Страхование ответственности организации за качество продукции

 


Основная деятельность предприятия связана с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг и возникающей при этом ответственностью перед обществом, покупателями и потребителями за качество товаров. Эта ответственность регламентируется гражданско-правовыми нормами и законодательством страны. На уровне предприятия она трансформируется в соблюдение установленных показателей надежности, безопасности и других стандартов, предъявляемых к производимым товаром.

В соответствии с ГК РФ гражданско-правовые иски могут предъявляться производителям и поставщикам следующих товаров:

а). железобетонных изделий – из-за разрушений зданий вследствие дефекта конструкций,

б). химикатов – из-за негерметичной их упаковки и как следствие - заражения,

в). электротоваров – из-за применения в них дефектных деталей и воздействия электротока на пользователей,

г). мобильных телефонов – вследствие воздействия электромагнитного поля на головной мозг и провоцирования онкологических заболеваний,

д). кормов для сельскохозяйственных животных – из-за использования в них вредных составляющих, которые могут вызвать отравления и заболевания животных,

е). автомобильных шин – из-за дефекта шин и последующих дорожно-транспортных происшествий.

Страхователями по этому виду страхования выступают товаропроизводители – юридические лица любой организационно-правовой формы и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Объектом страхования являются экономические интересы страхователя, связанные с его ответственностью за причинение вреда личности, имуществу потребителя-третьего лица вследствие недостатков поставленной продукции и имущественные интересы самого пострадавшего третьего лица-потребителя.

Ответственность наступает в случаях:

1). Ухудшения качества производимых товаров, работ и услуг,

2). Несоответствия технических характеристик составляющих компонентов, частей товара (продукции) установленным стандартам,

3). Снижение качества хранения, доставки, сборки и ремонта,

4). Обнаружения ошибок в расчетах при изготовлении товара (продукции) и инструкциях по его применению.

Во многих случаях при страховании данного вида ответственности страхователю покрываются и непредвиденные расходы по:

а). выявлению опасных, вредных свойств продукции и их устранению,

б). безвозмездному устранению недостатков продукции, выявленных в течение гарантийного срока или замене ее,

в). возврату денег потребителю вследствие соразмерного уменьшения цены на продукцию с выявленными недостатками и иные расходы.

Применительно к страхованию под определение «продукция» не подпадают природные ресурсы, продукция животноводства, рыболовства и охоты, а также продукция, выращенная и собранная в качестве урожая, но не прошедшая процесса переработки. Сюда не относится и продукция кустарного производства, так как ее изготовление не связано с применением промышленных средств производства.

Производитель освобождается от ответственности, если он на этом этапе производственного процесса принял все квалифицированные меры по исключению дефектов в продукции, а также если он не передал дефектный продукт в сферу сбыта. Обязанность возмещать ущерб исключается также, если в период сбыта продукции не существовало совершенных технических средств обнаружения дефекта.

Страхование ответственности товаропроизводителей сопряжено с трудностями установления объема ответственности, оценки факторов риска и соответственно расчета тарифных ставок и страховых взносов. Это объясняется:

- во-первых, существованием прямой зависимости данного риск от уровня организации технического контроля за качеством продукции на предприятии. Чем ниже этот уровень, тем выше вероятность наступления страхового случая, что противоречит интересам страховщика,

- во-вторых, у большинства страховых компаний нет специалистов и совокупности технических знаний по оценке объема, степени данного вида рисков, что затрудняет правильность, точность страховых расчетов,

- в-третьих, этот вид страхования может вызвать со стороны производителей-страхователей ослабление контроля за качеством производимой продукции.

Страхование прибыли организации и прямых финансовых потерь

 


Все причины, вызывающие потери и неполучение прибыли в результате производственно-хозяйственной деятельности различных субъектов, подразделяются на 4 группы:

1). Нарушение процесса производства в случае пожара и других стихийных бедствий,

2). Технические неисправности и аварии в производственных цехах, а также при внедрении новой техники, технологии,

3). Аварии в общей городской сети коммуникаций, повлекшие остановку производственного процесса,

4). Нарушение хозяйственных связей и невыполнение контрактов со стороны поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, вызвавшие перерывы в производстве.

Объектом страхования являются потери прибыли, дохода или снижение убытков вследствие непредвиденной остановки производственного процесса на предприятии.

Основные условия договора включают ответственность страховщика в возмещении страхователю потерь, возникших вследствие неблагоприятных событий в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, срок страхования, страховую оценку, сумму и размеры уплачиваемых взносов.

При страховании прямых финансовых потерь выплата возмещения производится по окончании срока страхования, когда выявляются окончательно результаты застрахованных финансово-коммерческих операций. При страховании косвенных финансовых потерь необходимость компенсации может возникнуть в любой момент действия договора страхования.

Существуют некоторые ограничения при приеме на страхование рисков и страховой ответственности. Из страхования исключены:

1). Посредническая деятельность,

2). Вложения в азартные игры,

3). Возможные убытки в результате принятия решений государственными органами и политических переворотов,

4). Убытки вследствие изменения курса валюты,

5). Убытки вследствие отказа банка в кредитовании в связи со следующими действиями страхователя, его партнера и выгодоприобретателя:

а). умышленные действия для срыва застрахованной деятельности,

б). нарушение законодательства,

в). изменение профиля предприятия,

г). неквалифицированное управление предприятием.

В случае страхования существуют различные варианты установления страховой суммы:

а). в случае внедрения новой техники, технологии страховая сумма устанавливается в пределах реальных инвестиций страхователя в страхуемые операции,

б). страховая сумма включает не только капитальные затраты, но и определенную нормативную прибыль при осуществлении реальных инвестиций,

в). соответствует размеру достигнутого уровня прибыли за последние 3 года нормальной работы предприятия с учетом процента ответственности страховщика.

Страховая сумма представляет собой взнос страхователя за принятие страховщиком на себя ответственности по возмещению ущерба по конкретному виду страхования.

Общая сумма страховых взносов отражает обязанности страховщика по заключенному договору и зависит от цены единицы страховой услуги и объема сделки по оказанию этой услуги, рассчитываемого по конкретному договору.

Страхование финансовых рисков в форме хеджирования

 


Хеджирование – экономические отношения по нейтрализации, снижению возможных финансовых потерь у инвесторов, производителей, потребителей на основе системы срочных сделок с товарными и финансовыми активами. Оно позволяет обеспечить при изменении рыночной конъюнктуры исполнение срочной сделки в будущем для планируемой производственно-хозяйственной деятельности путем параллельного заключения противоположной срочной сделки с исходным базисным активом.

Хедж – срочная сделка, заключаемая на будущий период для защиты продавцов и покупателей от возможного падения цены (процента, курса) базисного актива, находящегося в основе договора.

Суть хеджирования заключается в следующем:

1. Продавец (покупатель) базисного актива заключает договор на его продажу (покупку) и одновременно оформляет фьючерсную (опционную) сделку противоположного характера. В результате любое изменение стоимостного параметра актива принесет продавцу и покупателю проигрыш по одному контракту и выигрыш по другому. В итоге у них отсутствуют убытки от повышения или понижения стоимостных параметров (процента, цены, обменного курса валюты и курса акций) базисных активов, которые необходимо продать или купить по заключенным контрактам.

2. Доход или убыток на рынке реальных товаров (валюты, ценных бумаг и т.п.), называемом спотовым рынком, компенсируется за счет убытка или дохода на срочном рынке. При этом если на спот-рынке вследствие благоприятного изменения цен (курсов, процентов) получен дополнительный доход по сравнению с прогнозом, то на срочном рынке недополучена такая же сумма.

Факторы, влияющие на ценовые, процентные, валютные и курсовые риски, подразделяются на:

а). действительные, существующие на данный момент времени,

б). предполагаемые в будущих периодах, используемые при хеджировании.

Цель хеджирования финансовых рисков – заранее установить, осуществив определенные расходы, особую ставку, цену, процент и обеспечить защиту от увеличения расходов при изменении этих параметров и результативность хозяйственных операций в будущем периоде.

К наиболее активным участникам операций хеджирования относятся:

1). Заемщики средств, использующие финансовые рынки, чтобы защитить себя от высоких процентов по займам,

2). Кредиторы, страхующиеся на срочных рынках от падения процентных ставок, приобретая при этом финансовые фьючерсные контракты с высокой ставкой,

3). Управляющие портфелями, которые могут зафиксировать цены и доходность и базисных активов, приобретая контракты на рынке срочных сделок и тем самым сохраняя текущую номинальную стоимость актива,

4). Потребители иностранной валюты – импортеры, экспортеры, использующие валютные фьючерсы и опционы в качестве альтернативы форвардному рынку для защиты от валютных рисков.

Способы хеджирования финансовых рисков:

1. Форвард – сделка между двумя сторонами о купле-продаже в обязательном порядке базисного актива в будущем периоде.

К форвардным сделкам относятся:

а). операции по закупке валюты,

б). купля-продажа конкретных товаров и сырьевых ресурсов,

в). операции с ссудным капиталом, совершаемые банками непосредственно друг с другом, минуя биржу.

Особенностями форвардной сделки являются:

а). отсроченность исполнения, то есть его реализация в будущем,

б). обязательность исполнения для обеих сторон,

в). одномоментность передачи прав и обязанностей,

г). завершение сделки поставкой-покупкой актива,

д). оформление сделки в письменном виде и установление параметров контракта по взаимному согласию.

Позиции, которые занимают участники форвардной сделки, характеризуются следующим образом:

а). короткая – одна сторона обязуется поставить соответствующий актив, то есть продает форвард,

б). длинная – другая сторона обязуется приобрести актив по сделке, то есть покупает форвард.

В момент исполнения форвардной сделки возможны следующие ситуации:

1. На спотовом рынке цена на базисный актив ниже форвардной цены, указанной в контракте, то есть покупатель несет убытки. Для снижения потенциальных убытков покупатель при выявлении такой тенденции в течение действия контракта заключает противоположную фьючерсную сделку, тем самым нейтрализуя отрицательный результат форвардного контракта.

2. На спотовом рынке цена на базисный актив выше форвардной цены, то есть покупатель получает потенциальную прибыль. Продавец при исполнении форвардного контракта несет убытки, которые могут быть нейтрализованы за счет заключения к сроку истечения форварда противоположной фьючерсной сделкой.

Пример.

Курс валюты на спот-рынке Кспот. = 26 руб. за 1 долл.

Через 2 месяца предстоят платежи на S = 10000 долл.

Кфорв. = 27,5 руб. за 1 долл.

Курс по истечении договора Ктек. = 28 руб. за 1 долл.

Результат хеджирования:

тек. – Кфорв.) × V = (28 – 27,5) × 10000 = 5000 руб. прибыли.

Результат без хеджирования:

спот. – Кфорв.) × V = (26-28) × 10000 = 20000 руб. убытка.

2. Фьючерс представляет собой контракт, заключаемый на товарной или фондовой бирже на стандартизированной количество базисного актива, определенного качества со стандартизированными сроками исполнения сделки.

Фьючерсы являются высоколиквидными инструментами, так как они стандартизированы и гарантированы расчетно-клиринговой палатой биржи.

Если ожидается падение цен на базисный актив, то хеджер открывает короткую позицию (продает фьючерс), которая позволяет ему застраховаться от падения цен в будущем. Если цены на фьючерс будут расти, то хеджер открывает длинную позицию.

3. Опционы могут заключаться на товары, обыкновенные акции, проценты, фондовые индексы, долговые инструменты и иностранную валюту.

В опционном контракте указываются:

а). компания, активы которой могут быть куплены (проданы),

б). количество приобретаемых (продаваемых) активов,

в). цена, процент, курс приобретения (продажи) активов – цена исполнения,

г). дата, когда право купить (продать) утрачивается – экспирация.

Опцион-колл предоставляет покупателю опциона право купить указанный в контракте актив в установленные сроки у продавца опциона по цене исполнения или отказаться от этой покупки. Результат сделки рассчитывается следующим образом:

Рк = (Цтек. – Цисп. – П) × V, где

Рк. – результат сделки с опционом-колл,

Цтек. – цена текущая хеджиремого актива, руб.,

Цисп. – цена исполнения, руб.,

П – премия опциона за единицу актива, руб.,

V – объем сделки или количество активов, ед.

Опцион-пут предоставляет покупателю опциона право продать указанный в контракте актив в установленные сроки продавцу опциона по цене исполнения или отказаться от продажи. Результат сделки определяется по следующей формуле:

 

 

Лекция 14.

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

 

Коммерческий банк представляет собой:

- во-первых, коммерческую организацию, которая привлекает денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещает их на условиях платности, возвратности и срочности, а также осуществляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции,

- во-вторых, финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства, предоставляет их во временное пользование в виде кредитов, выступает посредником во взаимных платежах и расчетах между юридическими и физическими лицами.

Параметры, влияющие на устойчивость коммерческого банка:

а) социально-политическая ситуация, которая включает в себя устойчивость существующего правительства, влияние оппозиции, корректировку финансово-экономической и социальной политики, стабильность или социальную напряженность в административно-территориальных образованиях,

б) общеэкономической состояние – потенциал реального сектора экономики, обновление и выбытие производственных мощностей, конкурентоспособность товаропроизводителей, сальдо платежного баланса страны, возможности межотраслевого перелива ресурсов, инвестиции,

в) положение на финансовом рынке, включающее в себя процентную ставку по привлечению банковских вкладов, доходность денежного рынка, доходность рынка ценных бумаг, обменный курс национальной валюты, операции на валютной бирже, денежную эмиссию, темпы инфляции, стоимость обслуживания государственного долга, политику ЦБ РФ, объем золотовалютных резервов, предложение денежной массы, конкуренцию банковских услуг,

г) внутренняя устойчивость кредитной организации включает параметры, отражающие наличие или отсутствие стратегии и миссии банка, профессиональную квалификацию кадров, качество банковского менеджмента, достаточность капитала.

Составляющие устойчивости коммерческого банка:

1. Капитальная устойчивость коммерческого банка определяется размерами собственного капитала банка. Величина собственного капитала банка обеспечивает достаточный объем денежных ресурсов для удовлетворения требований о погашении банковских вкладов, резервов для покрытия непредвиденных убытков и долгов, для финансирования развития банка, для адекватных действий в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, для адаптации к постоянно изменяющимся внешним условиям.

2. Коммерческая устойчивость коммерческого банка. В основе ее лежит мера встроенности коммерческого банка в инфраструктуру рыночных отношений: степень и прочность связей во взаимоотношениях с государством, участие в межбанковских отношениях, системообразующая значимость для банковской сферы экономики в целом, контроль значительной доли финансовых потоков в стране, качество отношений с кредиторами, клиентами и вкладчиками, тесная связь денежного капитала банка с рынком реальных капиталов, социальная значимость коммерческого банка.

3. Функциональная устойчивость коммерческого банка:

а) специализация коммерческого банка на ограниченном круге услуг, которая позволяет специализированному банку более эффективно управлять выбранным ассортиментом банковских услуг,

б) расширение функций банка, предпосылкой чего является представление о его устойчивости.

4. Организационно-структурная устойчивость коммерческого банка. Организационная структура банка и ее управление должны соответствовать как цели банка, так и конкретному ассортименту банковских услуг, выполняемых функций, реализуя и выполняя которые коммерческий банк обеспечивает достижение своей стратегии или выполнение возложенной на себя миссии. Важнейшим параметром организационно-структурной устойчивости коммерческого банка является организационно-технологическая дифференциация отдельных видов банковской деятельности на основе функционально-технологической документации, регламентирующей его деятельность как в рамках организационной структуры, так и выполняемых им специфических банковских функций.

5. Финансовая устойчивость коммерческого банка. К данному виду устойчивости можно отнести интегральные финансово-экономические показатели состояния деятельности банка, которые синтезируют характеристики других экономических составляющих финансовой устойчивости банка: объем и структуру собственных средств, уровень доходов и прибыли, норму прибыли на собственный капитал банка, достаточность ликвидности.

В связи с постоянными изменениями в общеэкономической и социально-политической ситуации основное внимание коммерческого банка должно быть сосредоточено на:

а) организационно-экономических мероприятиях,

б) на комплексной оценке финансово-экономической политики банка (управление денежными потоками и традиционными банковскими рисками),

в) на совершенствовании информационно-аналитического обеспечения и банковских финансовых технологий (информационно-аналитическое и функционально-технологическое обеспечение).

Банковский менеджмент – это управление отношениями, связанными с формированием и использованием денежных средств, то есть совокупность финансового менеджмента и управления персоналом.

Задачи банковского менеджмента:

1. Банковская политика:

1.1. Постановка главных задач, выделение основной цели существования банка.

1.2. Разработка комплексных программ и проектов, обеспечивающих достижение основных целей существования банка.

1.3. Разработка методологии управления деятельностью банка.

1.4. Разработка организационной структуры банка в соответствии с выбранной политикой развития банка.

1.5. Стратегия управления персоналом банка:

- в области организации работы персонала,

- в области определения эффективности работы персонала,

- в области стимулирования инновационного потенциала персонала,

- в области продвижения персонала.

2. Банковский маркетинг.

2.1. Установление существующих и потенциальных рынков банковских услуг.

2.2. Выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры.

2.3. Установление долгосрочных и краткосрочных целей для развития существующих и создания новых видов банковских услуг.

2.4. Внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения.

3. Создание банковских продуктов.

3.1. Разработка методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка.

3.2. Внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов.

4. Формирование клиентской базы банка, обслуживание клиентов, продажа услуг.

4.1. Укрепление позиций на освоенных сегментах рынка банковских услуг (кредитных, операционных, инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (юридические и физические лица, государственные учреждения).

4.2. Завоевание новых рынков банковских услуг.

4.3. Повышение конкурентоспособности, расширение ресурсной базы банка, создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков.

4.4. Получение прибыли.

5. Экономика и финансы.

5.1. Приращение капитала.

5.2. Управление прибылью и ликвидностью.

5.3. Максимизация управленческого вознаграждения.

5.4. Обеспечение стабильности развития банка.

5.5. Обоснование финансовых решений.

5.6. Управление издержками банка.

6. Информационно-аналитическое обеспечение – создание информационно-аналитической системы планирования и реализации финансовых операций.

7. Администрирование – приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в соответствии с выбранной стратегией развития банка.

Система банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий, может быть представлена из следующих элементов:

1. Программирование деятельности банка – формирование целевой программы деятельности банка.

2. Планирование деятельности банка – разработка перечня количественных параметров, которые должны соответствовать программным целям кредитной организации. Критические параметры банка: размер собственного капитала, достаточность собственного капитала, допустимые параметры изменения во времени портфеля активных и пассивных операций, структура активных и пассивных операций и т.д.

3. Информационно-аналитическое обеспечение, основой которого являются первичные документы, регистрирующие конкретную операцию или сделку с банковской клиентурой.

4. Экономика и финансы – обоснование заданных нормативных ограничений на параметры деятельности банка и контроль за случайными факторами, которые могут привести к отклонению от заданной целевой программы, а также оценка степени выполнения программы банка.

5. Технология – разработка функционально-технологической документации, которая отражает потребности внешней среды (клиентуры банка), а также связь разработанной функционально-технологической документации с действующим регламентом банковских операций и услуг.

6. Маркетинг – выявление потребностей внешней среды и мониторинг ее изменений.

7. Контрольно-административная деятельность, которая включает в себя обслуживание процессов оперативного сопровождения управляющих воздействий.

8. Экспертиза и консультации, связанных с управляющими воздействиями внешней среды.

9. Обеспечение – материально-техническое и кадровое обеспечение.

10. «Паблик рилейшнс» - информационно-исследовательское обеспечение, реклама.

Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет свою деятельность кредитная организация, требует соответствующей реакции со стороны коммерческого банка, глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыскания новых способов создания прибавочного продукта.

 

Одной из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы.

Объект деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке – процесс управления финансовыми операциями банка и денежными средствами банковской клиентуры.

Предмет деятельности – разработка и использование систем и методик рациональное планирования и реализации финансовых операций.

Цель – определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах.

Функции финансового менеджмента в коммерческом банке:

1. Стратегическое планирование – определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач.

2. Моделирование – использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить высшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель – материальный объект или система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.

3. Оперативное планирование – определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.

4. Мониторинг – сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.

5. Диагностика – оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.

6. Цель управления – обеспечение надежности объекта управления.

Важная особенность финансового менеджмента в коммерческом банке - это создание продуктового ряда банка.

Банковский продукт – способ оказания услуг клиенту банка, регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, то есть комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.

Банковская операция – это система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.

Банковская услуга – форма удовлетворения потребности клиента банка.

Продуктовый ряд банка – банковская продукция.

Простой продукт – продукт, который реализуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.

Сложный продукт – продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.

Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм:

а) выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах,

б) разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги,

в) разработка регламента оказания требуемой услуги,

г) разработка методики информационного обеспечения процесса оказания услуги,

д) решение организационных вопросов по созданию рабочей группы для оказания услуги,

е) решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги,

ж) решение вопросов, связанных с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта,

з) разработка комплекта документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.

 

Лекция 15.

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

 

1. Модель планирования банка на основе портфельных ограничений. Можно выделить специальные механизмы управления рисками, снижающие вероятность наступления неблагоприятного результата за счет удорожания и усложнения технических процедур:

- диверсификация – это распределение активов по различным направлениям вложений,

- хеджирование – это перераспределение активов таким образом, чтобы суммарное влияние того или иного события на их стоимость оказалось нулевым,

- распределение рисков между большим числом участников операции, когда вероятность убытка перераспределяется на всех,

- перенесение вероятных убытков на другое лицо, то есть передача ответственности за риск кому-то другому (страховая компания) или выдача гарантии.

Риск банковского портфеля – вероятность наступления неблагоприятных событий, которые могут возникнуть в результате принятия решения по управлению банковским портфелем в условиях неопределенности.

Основной задачей управления риском банковского портфеля является поддержание приемлемых соотношений прибыльности и ликвидности в процессе управления активами и пассивами банка, то есть минимизация возможных банковских потерь.

В основе построения модели банка на основе портфельных ограничений баланса лежат следующие принципы:

а) прогноз цены финансового инструмента, то есть любой потенциальной активной или пассивной операции банка,

б) специфика обращения финансового инструмента (срок операции, налогообложение, внешние и внутренние ограничения на конкретный финансовый инструмент),

в) портфельные ограничения, которые включают в себя согласование по срокам, объемам и стоимости операций привлечения и размещения ресурсов банка.

Моделирование деятельности банка на основе портфельных ограничений дает возможность производить вариантные расчеты оптимальных прогнозных стратегий банка при различных допущениях на настоящую и будущую конъюнктуру финансового рынка и выработать таким образом наиболее благоприятную стратегию деятельности банка.

Подходы в области балансовых обобщений:

а) капитальное уравнение баланса (теория «приоритета собственника»)

 

 

Данное уравнение целесообразно использовать для внутреннего анализа банка, то есть оценки умения управлять совокупным капиталом банка с позиций приращения собственного капитала. При мониторинге деятельности коммерческого банка оно может использоваться как итоговый мониторинг для определения эффективности деятельности банка по приращению собственного капитала, выявлению резервов повышения доходности.

б) Модифицированное балансовое уравнение

 

 

Главная цель модели анализа – выявить эффективное использование имеющихся в распоряжении банка пассивов, а также выявить различные стороны финансового состояния банка с позиции сбалансированности между прибыльностью и ликвидностью.

в) Основное балансовое уравнение (теория «приоритета предприятия»)

 

 

Наиболее приемлемое направление использования модели анализа по данному балансовому обобщению – анализ банка-гаранта и предварительный мониторинг для выявления возможности осуществления каких-либо операций, а также оценка деловой активности, ликвидности, финансовой устойчивости и эффективности банка.

2. Модель капитального уравнения баланса. В ее основе лежит подход, позволяющий определить качество управления совокупным капиталом банка с позиции его приращения или создания добавочного продукта.

Экономическая отдача капитала представляет собой отношение чистой прибыли к собственному капиталу банка.

 

N = E × H1 × H2 × H3

 

N – экономическая отдача на собственный капитал,

Е – прибыльность =

Н1 – маржа прибыли =

 

Н2 – уровень эффективности использования активов =

 

Н3 – мультипликатор капитала =

 

При сравнении изменений параметров, входящих в состав модели расчета экономической отдачи на собственный капитал по структуре изменений (вертикальный анализ) и в динамике (горизонтальный анализ), выясняется, за счет каких факторов изменялся результирующий факторный признак - экономической отдачи – и какой именно из нижеприведенных факторов привел к изменению соотношения экономической отдачи на собственный капитал:

а) изменение параметров прибыльности или эффективности управления налогами,

б) маржа прибыли или эффективности управления расходами,

в) изменение эффективности управления активами,

г) изменение финансовой структуры капитала банка, то есть управление ресурсами.

Расчет факторных влияний на экономическую отдачу капитала.

1) Общее изменение экономической отдачи капитала = N – N0

 

N – экономическая отдача капитала отчетного года,

N0 – экономическая отдача капитала предыдущего года.

 

2) Влияние на экономическую отдачу капитала изменения прибыльности = (E – E0) × H1 × H2 × H3

Е – прибыльность отчетного периода,

Е0 – прибыльность предыдущего периода,

Н1 – маржа прибыли отчетного периода,

Н2 – уровень эффективности использования активов отчетного периода,

Н3 – мультипликатор капитала отчетного периода.

 

3) Влияние на экономическую отдачу капитала размера маржи прибыли = 1 – Н1п) × Е0 × Н2 × Н3

 

Н1п – маржа прибыли предыдущего периода

 

4) Влияние на экономическую отдачу капитала изменения эффективности использования активов = 2 – Н2п) × Е0 × Н1п × Н3

 

Н2п – эффективность использования активов предыдущего периода.

 

5) Влияние на экономическую отдачу капитала изменения мультипликатора капитала = 3 – Н3п) × Е0 × Н1п × Н2п

Н3п – мультипликатор собственного капитала предыдущего периода.

 

Мультипликатор капитала – это способность банка реализовать возможность привлечения максимальных объемов депозитов и выдачи кредитов в расчете на одну денежную единицу капитала банка, то есть способность капитала банка привлекать денежные средства, не нарушая устойчивой и доходной работы банка.

 

Мультипликативный эффект капитала =× 100 – Уровень процентной ставки по привлеченным средствам) ×

 

Мультипликативный эффект капитала позволяет определить:

а) качество исходящих и входящих финансовых процентных потоков,

б) эффективность структуры собственного и заемного капитала банка.

 

3. Модель модифицированного балансового уравнения. Главная цель модели заключается в квалифицированном использовании имеющихся в распоряжении банка пассивов и определении различных сторон финансового состояния банка с позиции сбалансированности между прибыльностью и ликвидностью.

 

 

Агрегированный баланс банка

 

Агрегат Статьи актива банка Агрегат Статьи пассива банка
А1 Кассовые активы, всего: О1 Онкольные обязательства
а2 Касса о2 Вклады до востребования
а3 Резервные требования о3 Корреспондентские счета
а4 Средства в РКЦ О4 Срочные обязательства
а5 Средства на корреспондентских счетах о5 Срочные вклады и депозиты
А6 Ценные бумаги, всего: о6 Банковские займы
а7 Государственные ценные бумаги о7 Обращающиеся на рынке долговые обязательства
а8 Ценные бумаги в портфеле О8 Прочие обязательства, всего:
а9 Учтенные банком векселя, не оплаченные в срок о9 Кредиторы
А10 Ссуды, всего: о10 Прочие обязательства. Всего обязательств (О1 + О4 + О8)
а11 Краткосрочные С1 Стержневой капитал, всего:
а12 Банковские с2 Уставный фонд
а13 Долгосрочные с3 Фонды банка
а14 Просроченные С4 Дополнительный капитал, всего:
А15 Прочие активы, всего: с5 Резервы под обеспечение вложений в ценные бумаги
а16 Инвестиции с6 Резервы
а17 Капитализированные и нематериальные активы с7 Переоценка валютных средств
а18 Прочие активы с8 Прибыль
а19 Отвлеченные средства, расходы и убытки
Баланс (А1 + А6 + А10 + А15) Баланс (О1 + О4 + О8 + С1 + С4)

 

 

Для формирования объективного представления о финансово-экономическом состоянии банка используется два блока анализа.

Первый блок анализа образован показателями качества активов и пассивов, их ликвидности и может служить для оценки финансовой устойчивости банка-заемщика.

Второй блок анализа включает в себя оценку эффективности деятельности банка, дополнительные или детализирующие показатели эффективности, причины изменения основных показателей и детализацию факторов эффективности деятельности.

1) Анализ активов банка.

 

К1 ==

Оптимальное значение К1 – 0,75-0,85

 

К2 ==

Оптимальное значение К2 ≥ 1

 

К3 ==

 

Если К3 > 0,78, то это агрессивная кредитная политика, если 0,78 > К3 > 0,53, то это осторожная политика, если К3 < 0,53, то это возможность появления убытков.

 

К4 =

 

Оптимальное значение К4 ≥ 1 – для заемщика,

К4 ≤ 1 – для кредитора.

 

К5 ==

 

Показатель К5 показывает рискованность ссудной политики. Если К5 > 8, то это свидетельствует о недостаточности капитала или об агрессивной кредитной политике банка.

 

К6 =

 

Оптимальное значение К6 ≤ 0,04

 

К7 =

 

Оптимальное значение К7 ≤ 0,04

2) Анализ пассивов банка.

 

К11 ==

 

Оптимальное значение 0,08 < К11 < 0,15

При К11 < 0,08 – граница чрезвычайной опасности,

К11 > 0,15 – нетехнологичный и неконкурентоспособный банк.

 

К12 =

 

Показатель К12 показывает уровень срочности и надежности.

 

К13 ==

 

Показатель 0,2 < К13 < 0,35

 

К14 ==

 

Оптимальное значение 0,2 < К14 < 0,4

 

К15 =

 

Оптимальное значение 0,1 < К15 < 0,3

 

К16 =

 

Оптимальное значение 0,25 < К16 < 0,4

 

К17 =

 

Показатель показывает степень пассивной устойчивости и качество управления прочими обязательствами (штрафы, пени, неустойки).

 

К18 ==

 

3) Анализ ликвидности банка.

 

К8 =

 

Оптимальное значение 0,2 < К8 < 0,5. Показатель определяет степень покрытия наиболее неустойчивых обязательств ликвидными средствами.

 

К9 =

 

Оптимальное значение 0,05 < К9 < 0,3. Показатель определяет степень покрытия ликвидными средствами депозитов и вкладов.

 

К10 =

 

Оптимальное значение 0,15 < К10 < 0,4. Показатель определяет потенциальный запас ликвидности при использовании вторичных ликвидных ресурсов.

 

4) Анализ эффективности деятельности банка.

 

К19 ==

 

Оптимальное значение 1 < К19 < 4. Показатель определяет эффективность работы активов.

 

К20 =

 

Оптимальное значение 8 < К20 < 20. Показатель определяет, сколько прибыли получено с каждого рубля доходов.

 

К21 ==

 

Оптимальное значение 14 < К21 < 22. Показатель определяет, сколько доходов получено с каждого рубля активов.

 

К22 =

 

Оптимальное значение 15 < К22 < 40. Показатель определяет эффективность использования собственного капитала.

 

4. Модель основного балансового уравнения банка. Данная модель основана на анализе сравнительного аналитического баланса, а также отчета о прибылях и убытках.

Порядок оценки коммерческого банка включает в себя следующие блоки анализа:

1) Оценка структуры и динамики финансового состояния на основе сравнительного аналитического баланса.

2) Оценка финансовой устойчивости.

3) Оценка деловой активности деятельности.

4) Оценка эффективности управления.

5) Оценка ликвидности.

6) Оценка банка при несоответствии динамики показателей его деятельности оптимальной тенденции.

7) Оценка динамики и допустимых границ финансового состояния.

Модель балансового уравнения банка использует следующие методы финансового анализа:

а) горизонтальный анализ,

б) вертикальный анализ,

в) трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя,

г) анализ относительных показателей – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей:

- коэффициенты распределения – это коэффициенты, определяющие, какую часть от итога включающей его группы абсолютных показателей составляет тот или иной абсолютный показатель финансового состояния,

- коэффициенты координации – коэффициенты, выражающие отношение разных, по существу абсолютных показателей финансового состояния.

Сравнительный аналитический баланс получается из исходного баланса путем дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики направлений вложений и источников средств коммерческого банка за отчетные периоды. Обязательными показателями сравнительного аналитического баланса являются:

1) Абсолютные величины по статьям исходного баланса на начало и на конец отчетного периода,

2) Удельные веса статей в валюте баланса на начало и на конец отчетного периода,

3) Изменения в абсолютных величинах,

4) Изменения в удельных весах,

5) Изменения в процентах к величинам на начало периода (темп прироста статьи баланса),

6) Изменения в процентах к изменениям валюты баланса (темп прироста структурных изменений),

7) Цена одного процента роста валюты и каждой статьи – отношение величины абсолютного изменения к проценту абсолютного изменения на начло периода.

Баланс активов банка состоит из трех частей:

- активы, не приносящие доход,

- активы, приносящие доход,

- иммобилизованные активы.

Баланс пассивов банка состоит из двух частей:

- собственные средства-брутто,

- привлеченные средства.

 

Сравнительный аналитический баланс банка

 

№п/п Активы №п/п Пассивы
  Активы, не приносящие доход   Собственные счета-брутто
  Денежные средства   Уставный фонд
  Корреспондентские счета «Ностро»   Фонды банка
  Резервы Центробанка   Переоценка валютных средств
  Беспроцентные ссуды   Прибыль
  Капитальные вложения   Нераспределенная прибыль прошлых лет
  Нематериальные активы и затраты по арендованным зданиям   Доход
  Хозяйственные материалы и расходы будущих периодов, МБП   Прочие расходы
  Прочие дебиторы   Резервы
  Прочие активы   Доходы будущих периодов
      Собственные средства в расчетах
      Средства от продажи ценных бумаг
  Активы, приносящие доход   Привлеченные средства
  Ссуды   Срочные депозиты
  Задолженность по ссудам   Депозиты до востребования
  Межбанковские кредиты   Кредиты ЦБР
  Факторинг   Кредиты других банков
  Лизинг   Долговые обязательства банка
  Права участия   Средства в расчетах
  Государственные ценные бумаги   Корреспондентские счета «Лоро»
  Негосударственные ценные бумаги   Прочие кредиторы
  Иммобилизованные активы    
  Баланс   Баланс. Собственные средства-нетто = Собственные средства-брутто – Иммобилизованные активы

 

Показатели устойчивости финансового положения коммерческого банка.

1. Состояние собственных оборотных средств.

 

К1 =

 

Оптимальное значение К1 > 0. Показатель определяет обеспеченность денежных средств, отвлеченных из непосредственного производительного оборота собственными оборотными средствами. Его изменения в сторону увеличения в динамике свидетельствуют о целенаправленной политике банка по улучшению финансового положения.

2. Коэффициент маневренности.

 

К2 =

 

Оптимальное значение К2 > 0. Если К2 = 0, то это свидетельство о немобильности действий банка в случае возникновения любого вида банковского риска.

3. Коэффициент автономии.

 

К3 =

 

Его динамика свидетельствует о повышении устойчивости при росте показателя и о снижении устойчивости при падении значимости показателя.

4. Коэффициент привлечения средств, имеющих срочный характер.

 

К4 =

Увеличение показателя в динамике обеспечивает сбалансированное управление активными и пассивными операциями по срокам, объемам привлечения и размещения денежных ресурсов банка.

5. Показатель финансовой напряженности.

 

К5 =

 

Показатель К5 определяет степень обеспечения собственными средствами заемных средств.

Показатели деловой активности коммерческого банка.

1. Эффективность использования активов.

 

К6 =

 

Показатель определяет удельный вес активов, непосредственно участвующих в доходоприносящих операциях.

2. Коэффициент использования привлеченных средств.

 

К7 =

 

Показатель определяет удельный вес привлеченных средств, направленных непосредственно в кредиты.

3. Доходность привлеченных средств.

 

К8 =

 

Показатель определяет количество денежных единиц дохода, приходящихс

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Выбор приемов управления риском | Ответы на тесты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.601 сек.