Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защитник

Славный парень

Хулиган

Вычислитель

Тряпка

Диктатор

Преувеличивает свои возможности. Доминирует, приказывает, грозится, чтобы наладить и поддерживать ситуацию управления.

Разновидности диктатора: наставник, священник, босс, начальник.

Всё время жертва; имитирует забывчивость, глухоту, беззащитность.

Разновидности: мнительный (пугливый), глупый, хамелеон, конформист, стеснительный.

Всегда преувеличивает контроль над другими (обман, ложь); стремится перехитрить других, проверить других.

Разновидности: игрок, создатель рекламы- креативность, шантажист, заглядывающий наперед.

- «Прилипала»

Стремление быть подчиненным, позиция ведомого. Подчеркивают свою зависимость.

Разновидности: паразит, нытик, ипохондрик- люди самовнушаемые, бессильный (беспомощный)

Преувеличивают свою агрессивность. Нарочито жесткий, постоянная враждебность (непримиримость).

Разновидности: оскорбитель, ненавистник, гангстер, угроза, «пила»- сварливая баба.

Всегда подчеркивает свою заботливость, «гуманист», столкновение гораздо опаснее, чем с хулиганом.

Разновидности: угодливый, доброжелательный, «моралист», славный парень как человек системы.

Еще разновидности: всезнающий, обвинитель, собиратель улик, оценивающий других, мститель, (заставляет брать на себя вину)

Демонстрирует поддержку, снисходительно относится к ошибкам и просчетам. Сочувствует сверх- меры.

Разновидности: «наседка», покровитель, помощник.

2 вида манипулятора: гипертрофированный ---- комбинированный

Виды манипулятивных систем воздействия:

1. Активный: никогда не демонстрирует свою слабость, всегда выглядит в роли полных сил; использует свое общественное положение; (родитель, начальник, учитель, зрелый). Получает удовлетворение от бессилия других. Управляет другими как марионеткой.

2. Пассивный: якобы распоряжается собой. притворство (беспомощный, откровенно глупый- разыгрывает попираемого, выигрывает за счет поражения других. Заставляет думать и делать за него. Побеждает вялостью и пассивностью.

3. Соревновательный: постоянно бдительный. Все, что меня окружает- это потенциальные враги.

4. Безразличный- «мне плевать». Все равно нечего пытаться. Бесперспективность, бессмысленность. Роли: скука, мученичество беспомощность.

 

Манипулятор никогда не бывает сами собой, потому что всегда играет роль. Не умеет расслабляться. Находится в постоянной готовности. Реализует ложь, контроль других, цинизм;

 

Трансакция- это единица акта общения, в течении которой собеседники, находящиеся в определенных состояниях обмениваются репликами. Обычно мы переживаем 3 состояния: «родитель», «дитя», «взрослый»

«Я- родитель»

Пристройка сверху. Принцип родителя «надо». Учить, направлять, осуждать, опекать.

«Я- дитя»

Пристройка снизу. Принцип «хочу».по содержанию: стремление подчиняться. Внешне: каприз, упрямство, протест.

«Я взрослый»

Пристройка на равных. Принцип «хочу, потому что надо». По содержанию: реально оценивает, логически мыслит, владеет собой. Внешне: корректный, рационально действующий и мыслящий.

 

Я Они

Родитель Взрослый   Дитя
Родитель Взрослый   Дитя

 

 


Авторитет- способность влиять за счет своих личных качеств.

ТС- анализ общения позволяет управлять тонкостями общения; улавливать скрытый смысл, сказанный другим человеком.

Три «Я» сопровождают нас ежесекундно. Задача: применять уместно (адекватно).

Маневрируя между «родитель» и «дитя» входить в состояние «взрослый»- зрелый человек.

Трансактный анализ общения

«Дитя»- ЧУВСТВО неуверенности→состояние беззащитности→человек переживает опасность→ находится в постоянном состоянии страха.

Абсурдность состояния «Дитя»- желание смотреть на всех сверху вниз; готовность смотреть на всех снизу вверх; в состоянии «Дитя» человек бцдет отбиваться от ответственности, сохраняя собственное «Я»; в состоянии «Дитя» человек испытывает радость от того, что его любят. Позиция дитя имеет 2 тенденции: послушная и бунтарская.

Послушная- «да, но не хочу»; «понимаю, но не буду»; «оставьте меня»; «не мешайте мне»; «а тебе какое дело»;

Бунтарская- «как хочу, так и буду делать»

Позиция «Дитя» в детстве является ведущей. Я возрастом по мере роста осваивает позиции «В» и «Р»

Благодарный- отвечает тем же или благодарит за миролюбие, транслирующееся на него.

Современная проблема: позиция «Д» сохраняется во взрослом состоянии.

Виды инфантильности:

- неосознанное и манипулятивное

- активная инфантильность и пассивная.

Позиция «Взрослого»:

Общение на равных

Спокойный тон, уверенность, солидность (солидность = достоинство + ответственность)

Всегда ответственен за свое поведение.

Позиция «Родителя»:

1.Карающий Родитель: всегда указывает, приказывает.

«Критикуешь? Предлагай.→Предлагая, помогай.

Критикует, анализирует ошибки, выискивает промахи.

Промывка мозга- цепляться за одно и то же.

Прочистка мозга- зацепившись за один проступок, вспоминаешь все остальные проступки, а потом проецируешь возможные ситуации.

Наказывают за ошибки, карают за непослушание.

Опекающий Родитель: советует, но в мягкой, дружественной форме. Защищает, помогает, поддерживает, сочувствует (жалеет!), прощает (заботится)

Остается впечатление, что его понимают. С этого крючка очень сложно соскочить. Быстро включает печаль.

Наиболее эффективные и успешные позиции общения:

Р-Р

В-В

Д-Д

Коммуникация «В-Д»:

Дитя выступает ведомым за Взрослым. «В» в состоянии ответственности за Дитя.

Грамотный коммуникатор может побудить Дитя взять на себя ответственность, тем самым вытянув его в позицию Взрослого.

Дитя может спровоцировать В перейти в роль Родителя.

Коммуникация «Р-В»:

В- спокойствие, независимость, ответственное поведение. Сбивает спесь с Родителя, предлагает перейти в равноправную позицию.

Р- настаивает на своем подавлении позиции Взрослого. Переходит в позицию Дитя: подчиняющегося или бунтующего.

Коммуникация «Р-Д»:

Взаимодополняют друг друга. Дитя либо послушный, либо бунтует.

Замаскированные позиции общения:

-социальная емкость

-психологическая емкость

 

Социальная емкость- внешний уровень общения. Форма взаимодействия

Психологическая емкость- это переживания себя, других, ситуации.

Позиция «Р-Д»: социальная маскировка под В-В (только внешне)

Рекомендуемая литература: Эрик Берн «Трансактный анализ общения»

Отношения при общении:

Я Другой
Если много общего и много связанностей, то формируется состояние «МЫ» Если общего мало, низкая взаимосвязанность,, то формируется состояние «Я-ОН»
Если хотим стать ближе (взаимодополняем друг друга, совершенствовать отношения), то формируется позиция «СВОИ» Если вместе, но каждый для себя. Мотивация низкая (равнодушие, формальность). Психическая дистанция в сторону увеличения.

 

Типы значимых отношений.

1.Свой человек: Ч нравится внешне, внутренне, формируется мотивация чаще встречаться.

2.Чужой человек.

3.МЫ-Чужие: если «Я» окажется сильнее «МЫ», то тогда наступает стадия «МЫ- Чужие».

Логика развития отношений:

Чем крепче связи→чувство большей зависимости друг от друга→больше видны недостатки друг друга→начинается борьба за влияние этих недостатков→либо возвышение себя, либо принижение партнера.

Крепкие и истинные связи встречаются крайне редко, т.е. любовь + дружба

Связывает людей очень многое, но …

 

Одному тесно в отношениях = ОБА = Другому обидно в отношениях

 

Пытаются отдалиться от конфликтных ситуаций

 

Неосознанно стремятся к разрыву взаимодействия

 

Стадия «ОН- Чужой», «ОНА- Чужая»

Реализуется объективный цикл отношений:

1-рост. Количество

2-расцвет. Переход количества в качество.

3-увядание. (проблема единства и противоположностей)

Для человека необходимо увядание заменить на рост, расцвет.

Координаты значимых отношений:

МЫ-ОН Свой-Чужой ВЫ-ТЫ Близость-отдаленность валентность, антипатия позиция взаимоотношения: уважение- неуважение

 

«Мы с вами свои» характеристика:

-оба открыты влиянию друг друга

-свободно идут на встречу просьбам и желаниям друг друга

-без взаимных претензий друг к другу

Значение: гарантирует прочность и развитие таких отношений.

А) отношения не стареют, они увядают.

Увядают- засыхают

Стареют- это умирают.

Б) совместная деятельность свободна от борьбы за влияние (превосходство) друг друга.

В) при значимых отношениях «МЫ» сильнее собственного «Я»

Вывод: в значимых отношениях не возникает отчуждение друг от друга, т.е. переход к стадии «Чужие». Надо культивировать в стадии расцвета стадию «мы с вами- свои», несмотря на противоречия.

«МЫ чужие»- готовность вредить достоинству личности (партнера)

«МЫ свои»- готовность видеть и принимать несовершенства личности и партнера.

Позиция противостояния.

Человек ощущает угрозу отвержения во взаимоотношениях→возникают типы поведения-общения:

1 тип: заискивать, услуживать, подстраиваться, через неискренность и ханжество, чтобы не вызывать раздражение, не рассердить.

2 тип: обвинять, наезжать, принижать, через небрежность, высокомерие, чтобы другие считали сильным, главным, доминирующим.

3 тип: настороженность, закрытость, пугливость, через динамические зажимы (телесные и эмоциональные) для того, чтобы избежать угрозы личности.

4 тип: отстраненность, дистанцированность, «закрывание» через равнодушие, небрежность, чтобы игнорировать угрозу.

Ролевые признаки:

Ролевое- функциональное.

Заискивающий миротворец: ни с кем никогда не спорит; всегда соглашается с противником в свой адрес.

Обвинитель: постоянно ищет виноватых. Упрекает, ставит на вид недостаток. Всегда пытается навязать ситуацию.»Если бы не ты, все было бы хорошо», а с другой стороны, «Я одинок, поэтому я несчастен».

Компьютер- никогда не выражает эмоции, не выражает переживаний. Воспринимается как холодный, несгибаемый. Запредельная рассудительность. Рассуждает там, где не надо рассуждать. Спекулирует совестью. Часто манипулирует словами «Говорите всегда правильно о правильном».

Отстраненный: отстраняется от трудностей; старается не слышать собеседника, но это видно.

Угрозы всех позиций:

-занижают самооценку;

-формируют собственное ничтожество;

-провоцируется обида;

-всегда сталкивают в деградацию личности;

Позитивные способы реагирования: (адекватные, объективные)

-открытое выражение своих чувств;

-произносимое соответствует выражению лица, позе, интонации;

- подлинность переживаний (понимать самого себя)

- переживание понятны окружающим.

Конец…

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сравнительная характеристика актуализатора и манипулятора | Олигополия –это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.