КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЗащитникСлавный парень Хулиган Вычислитель Тряпка Диктатор Преувеличивает свои возможности. Доминирует, приказывает, грозится, чтобы наладить и поддерживать ситуацию управления. Разновидности диктатора: наставник, священник, босс, начальник. Всё время жертва; имитирует забывчивость, глухоту, беззащитность. Разновидности: мнительный (пугливый), глупый, хамелеон, конформист, стеснительный. Всегда преувеличивает контроль над другими (обман, ложь); стремится перехитрить других, проверить других. Разновидности: игрок, создатель рекламы- креативность, шантажист, заглядывающий наперед. - «Прилипала» Стремление быть подчиненным, позиция ведомого. Подчеркивают свою зависимость. Разновидности: паразит, нытик, ипохондрик- люди самовнушаемые, бессильный (беспомощный) Преувеличивают свою агрессивность. Нарочито жесткий, постоянная враждебность (непримиримость). Разновидности: оскорбитель, ненавистник, гангстер, угроза, «пила»- сварливая баба. Всегда подчеркивает свою заботливость, «гуманист», столкновение гораздо опаснее, чем с хулиганом. Разновидности: угодливый, доброжелательный, «моралист», славный парень как человек системы. Еще разновидности: всезнающий, обвинитель, собиратель улик, оценивающий других, мститель, (заставляет брать на себя вину) Демонстрирует поддержку, снисходительно относится к ошибкам и просчетам. Сочувствует сверх- меры. Разновидности: «наседка», покровитель, помощник. 2 вида манипулятора: гипертрофированный ---- комбинированный Виды манипулятивных систем воздействия: 1. Активный: никогда не демонстрирует свою слабость, всегда выглядит в роли полных сил; использует свое общественное положение; (родитель, начальник, учитель, зрелый). Получает удовлетворение от бессилия других. Управляет другими как марионеткой. 2. Пассивный: якобы распоряжается собой. притворство (беспомощный, откровенно глупый- разыгрывает попираемого, выигрывает за счет поражения других. Заставляет думать и делать за него. Побеждает вялостью и пассивностью. 3. Соревновательный: постоянно бдительный. Все, что меня окружает- это потенциальные враги. 4. Безразличный- «мне плевать». Все равно нечего пытаться. Бесперспективность, бессмысленность. Роли: скука, мученичество беспомощность.
Манипулятор никогда не бывает сами собой, потому что всегда играет роль. Не умеет расслабляться. Находится в постоянной готовности. Реализует ложь, контроль других, цинизм;
Трансакция- это единица акта общения, в течении которой собеседники, находящиеся в определенных состояниях обмениваются репликами. Обычно мы переживаем 3 состояния: «родитель», «дитя», «взрослый» «Я- родитель» Пристройка сверху. Принцип родителя «надо». Учить, направлять, осуждать, опекать. «Я- дитя» Пристройка снизу. Принцип «хочу».по содержанию: стремление подчиняться. Внешне: каприз, упрямство, протест. «Я взрослый» Пристройка на равных. Принцип «хочу, потому что надо». По содержанию: реально оценивает, логически мыслит, владеет собой. Внешне: корректный, рационально действующий и мыслящий.
Я Они
Авторитет- способность влиять за счет своих личных качеств. ТС- анализ общения позволяет управлять тонкостями общения; улавливать скрытый смысл, сказанный другим человеком. Три «Я» сопровождают нас ежесекундно. Задача: применять уместно (адекватно). Маневрируя между «родитель» и «дитя» входить в состояние «взрослый»- зрелый человек. Трансактный анализ общения «Дитя»- ЧУВСТВО неуверенности→состояние беззащитности→человек переживает опасность→ находится в постоянном состоянии страха. Абсурдность состояния «Дитя»- желание смотреть на всех сверху вниз; готовность смотреть на всех снизу вверх; в состоянии «Дитя» человек бцдет отбиваться от ответственности, сохраняя собственное «Я»; в состоянии «Дитя» человек испытывает радость от того, что его любят. Позиция дитя имеет 2 тенденции: послушная и бунтарская. Послушная- «да, но не хочу»; «понимаю, но не буду»; «оставьте меня»; «не мешайте мне»; «а тебе какое дело»; Бунтарская- «как хочу, так и буду делать» Позиция «Дитя» в детстве является ведущей. Я возрастом по мере роста осваивает позиции «В» и «Р» Благодарный- отвечает тем же или благодарит за миролюбие, транслирующееся на него. Современная проблема: позиция «Д» сохраняется во взрослом состоянии. Виды инфантильности: - неосознанное и манипулятивное - активная инфантильность и пассивная. Позиция «Взрослого»: Общение на равных Спокойный тон, уверенность, солидность (солидность = достоинство + ответственность) Всегда ответственен за свое поведение. Позиция «Родителя»: 1.Карающий Родитель: всегда указывает, приказывает. «Критикуешь? Предлагай.→Предлагая, помогай. Критикует, анализирует ошибки, выискивает промахи. Промывка мозга- цепляться за одно и то же. Прочистка мозга- зацепившись за один проступок, вспоминаешь все остальные проступки, а потом проецируешь возможные ситуации. Наказывают за ошибки, карают за непослушание. Опекающий Родитель: советует, но в мягкой, дружественной форме. Защищает, помогает, поддерживает, сочувствует (жалеет!), прощает (заботится) Остается впечатление, что его понимают. С этого крючка очень сложно соскочить. Быстро включает печаль. Наиболее эффективные и успешные позиции общения: Р-Р В-В Д-Д Коммуникация «В-Д»: Дитя выступает ведомым за Взрослым. «В» в состоянии ответственности за Дитя. Грамотный коммуникатор может побудить Дитя взять на себя ответственность, тем самым вытянув его в позицию Взрослого. Дитя может спровоцировать В перейти в роль Родителя. Коммуникация «Р-В»: В- спокойствие, независимость, ответственное поведение. Сбивает спесь с Родителя, предлагает перейти в равноправную позицию. Р- настаивает на своем подавлении позиции Взрослого. Переходит в позицию Дитя: подчиняющегося или бунтующего. Коммуникация «Р-Д»: Взаимодополняют друг друга. Дитя либо послушный, либо бунтует. Замаскированные позиции общения: -социальная емкость -психологическая емкость
Социальная емкость- внешний уровень общения. Форма взаимодействия Психологическая емкость- это переживания себя, других, ситуации. Позиция «Р-Д»: социальная маскировка под В-В (только внешне) Рекомендуемая литература: Эрик Берн «Трансактный анализ общения» Отношения при общении:
Типы значимых отношений. 1.Свой человек: Ч нравится внешне, внутренне, формируется мотивация чаще встречаться. 2.Чужой человек. 3.МЫ-Чужие: если «Я» окажется сильнее «МЫ», то тогда наступает стадия «МЫ- Чужие». Логика развития отношений: Чем крепче связи→чувство большей зависимости друг от друга→больше видны недостатки друг друга→начинается борьба за влияние этих недостатков→либо возвышение себя, либо принижение партнера. Крепкие и истинные связи встречаются крайне редко, т.е. любовь + дружба Связывает людей очень многое, но …
Одному тесно в отношениях = ОБА = Другому обидно в отношениях
Пытаются отдалиться от конфликтных ситуаций
Неосознанно стремятся к разрыву взаимодействия
Стадия «ОН- Чужой», «ОНА- Чужая» Реализуется объективный цикл отношений: 1-рост. Количество 2-расцвет. Переход количества в качество. 3-увядание. (проблема единства и противоположностей) Для человека необходимо увядание заменить на рост, расцвет. Координаты значимых отношений:
«Мы с вами свои» характеристика: -оба открыты влиянию друг друга -свободно идут на встречу просьбам и желаниям друг друга -без взаимных претензий друг к другу Значение: гарантирует прочность и развитие таких отношений. А) отношения не стареют, они увядают. Увядают- засыхают Стареют- это умирают. Б) совместная деятельность свободна от борьбы за влияние (превосходство) друг друга. В) при значимых отношениях «МЫ» сильнее собственного «Я» Вывод: в значимых отношениях не возникает отчуждение друг от друга, т.е. переход к стадии «Чужие». Надо культивировать в стадии расцвета стадию «мы с вами- свои», несмотря на противоречия. «МЫ чужие»- готовность вредить достоинству личности (партнера) «МЫ свои»- готовность видеть и принимать несовершенства личности и партнера. Позиция противостояния. Человек ощущает угрозу отвержения во взаимоотношениях→возникают типы поведения-общения: 1 тип: заискивать, услуживать, подстраиваться, через неискренность и ханжество, чтобы не вызывать раздражение, не рассердить. 2 тип: обвинять, наезжать, принижать, через небрежность, высокомерие, чтобы другие считали сильным, главным, доминирующим. 3 тип: настороженность, закрытость, пугливость, через динамические зажимы (телесные и эмоциональные) для того, чтобы избежать угрозы личности. 4 тип: отстраненность, дистанцированность, «закрывание» через равнодушие, небрежность, чтобы игнорировать угрозу. Ролевые признаки: Ролевое- функциональное. Заискивающий миротворец: ни с кем никогда не спорит; всегда соглашается с противником в свой адрес. Обвинитель: постоянно ищет виноватых. Упрекает, ставит на вид недостаток. Всегда пытается навязать ситуацию.»Если бы не ты, все было бы хорошо», а с другой стороны, «Я одинок, поэтому я несчастен». Компьютер- никогда не выражает эмоции, не выражает переживаний. Воспринимается как холодный, несгибаемый. Запредельная рассудительность. Рассуждает там, где не надо рассуждать. Спекулирует совестью. Часто манипулирует словами «Говорите всегда правильно о правильном». Отстраненный: отстраняется от трудностей; старается не слышать собеседника, но это видно. Угрозы всех позиций: -занижают самооценку; -формируют собственное ничтожество; -провоцируется обида; -всегда сталкивают в деградацию личности; Позитивные способы реагирования: (адекватные, объективные) -открытое выражение своих чувств; -произносимое соответствует выражению лица, позе, интонации; - подлинность переживаний (понимать самого себя) - переживание понятны окружающим. Конец… Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |