Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление государственным долгом




А ответственность за них несет другой субъект (Украина в лице Министерства финансов).

Признаки классификации и виды государственных займов

Формы государственного кредита и классификация государственных займов

Государственных кредит является неотъемлемой составной частью экономической и финансовой системы государства. В теории и на практике его принято разделять на внутренний и международный государственный кредит, каждый из которых в свою очередь имеет свои особенности и формы проявления.

При внутреннем государственном кредите государство обычно выступает заемщиком денежных средств, а его кредиторами являются банковские учреждения, предприятия, страховые компании, население и пр.

Внутренний государственный кредит может выступать в таких формах:

- государственные займы;

- использование части вкладов населения в сберегательных учреждениях и превращения их в государственные займы;

- заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;

- денежно-вещевые лотереи;

- казначейские займы.

Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора.

Наиболее типичными формами международного государственного кредита являются:

- внешние государственные займы, обеспеченные выпуском ценных бумаг;

- займы, предоставляемые на основе соглашений на двусторонней основе;

- займы, предоставляемые на основе соглашений на многосторонней основе (займы международных финансовых институтов);

- государственные гарантии.

 

Основной формой государственного кредита являются государственные займы, которые принято классифицировать по определенным признакам (табл.8.1.)

Поправовому оформлению различают:

- государственные займы, предоставляемые на основе соглашений (безоблигационные). Как правило, соглашениями оформляются кредиты от правительств других стран (межправительственные займы на двусторонней основе), а также кредиты от международных организаций и финансовых институтов (внешние займы на многосторонней основе);

- государственные займы, обеспеченные выпуском ценных бумаг, с помощью которых мобилизируются средства на финансовом рынке.

 

По месту размещения займы подразделяют на:

- внутренние займы ( облигации, казначейские обязательства ), которые размещаются на внутреннем финансовом рынке и обычно в национальной валюте. В процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать участие резиденты и нерезиденты. Допуск нерезидентов к рынку государственных ценных бумаг расширяет их финансовые возможности;

- внешние займы (облигации, фидуциарные займы), которые размещаются на международном финансовом рынке преимущественно в иностранной валюте или безоблигационный займы, которые предоставляются на основании соглашений и поступают извне от правительств других стран, международных организаций и нерезидентов. (Фидуциарные займы основаны на доверии между кредитором и заемщиком).

 

 

Таблица 8.1

 

 

Признак классификации   Виды займов
  По правовому оформлению     - на основании соглашений (безоблигационные); - обеспеченные выпуском ценных бумаг  
  По месту размещения     - внутренние; - внешние
  В зависимости от статуса заемщика (эмитента)   - государственные; - местные
  В зависимости от сроков погашения   - краткосрочные (текущие, как правило, до 1года); - среднесрочные (от 1 до 5 лет); - долгосрочные займы (свыше 5 лет)  
  По видам доходности   - процентные займы; - беспроцентные (дисконтные) займы; - выигрышные займы  
  По характеру обращения ценных бумаг   - рыночные; - нерыночные  
  По форме выпуска     - наличные; - безналичные  
  По способу погашения   - ординарные; - серийные; - с досрочным погашением
  По видам обеспеченности     - залоговые; - беззалоговые  

В зависимости от статуса заемщика (точнее эмитента) займы подразделяют на:

- государственные, выпускаемые центральными органами управления (в Украине Министерством финансов по решению Кабинета Министров Украины). Средства, аккумулированные от их размещения, направляются в государственный бюджет;

- местные, выпускаемые местными органами управления, а средства от них направляются в соответствующие местные бюджеты. В Украине эти займы еще не получили достаточного распространения, как в развитых странах, однако в перспективе они могут стать важным финансовым инструментом экономического развития.

 

В зависимости от сроков погашения государством своих долговых обязательств различают:

- краткосрочные займы (текущие, срок погашения до одного года);

- среднесрочные займы (срок погашения от одного до пяти лет);

- долгосрочные займы (срок погашения свыше пяти лет).

 

По видам доходности государственные займы подразделяются на:

- процентные, когда выплата дохода по государственным займам

осуществляется в виде ссудного процента. При этом может устанавливаться, как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего, от спроса и предложения на кредитном рынке;

- беспроцентные (дисконтные), которые характеризуются тем, что государственные ценные бумаги реализуются со скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Проценты по таким облигациям не начисляются, а доход кредитора возникает в результате их погашения по цене, более высокой по сравнению с ценой приобретения;

- выигрышные, которые реализуются без установления фиксированного процента, а выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только те, чьи облигации выиграли.

 

По характеру обращения ценных бумаг государственные займы подразделяют на:

- рыночные, которые свободно покупаются и продаются на рынке ценных бумаг;

- нерыночные, которые имеют ограничения относительно покупки и продажи, или не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродать.

 

По форме выпуска государственных займов различают:

- наличные (сопровождаются эмиссией государственных ценных бумаг);

- безналичные (проводятся путем записей на соответствующих счетах в электронном депозитарии).

 

По способу погашения займы подразделяются на:

- ординарные (погашение может проходить одновременно для всех выпущенных займов);

- серийные (погашение осуществляется частями через определенные промежутки времени);

- с досрочным погашением. К досрочному погашению государство может прибегнуть лишь при наличии соответствующих средств.

 

В зависимости от обеспеченности государственные займы подразделяют на:

- залоговые, которые обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами;

- беззалоговые, которые не имеют конкретного материального обеспечения, а их надежность определяется авторитетом государства.

Оформление внутренних государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг облигациями и казначейскими обязательствами(векселями).

Облигация - это долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Облигации могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет нарицательную стоимость – обозначенную сумму долга – и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее прибыльности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценой и нарицательной стоимостью является курсовой разницей.

Казначейские обязательства (векселя), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов.

Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты), облигациямисредне и долгосрочные займы.

Основные признаки облигаций и казначейских обязательств приведены на рис.8.3.

 

Одним из перспективных источников привлечения заемного капитала государством является выход на мировые финансовые рынки.

Рис.8.3.Основные признаки облигаций и казначейских обязательств.

Аккумулировать средства из внешних источников можно путем:

- размещения еврооблигаций;

- привлечения фидуциарних займов;

- эмиссии облигаций государственного внешнего займа.

 

Еврооблигации – это долговые обязательства, которые являются одним из видов ценных бумаг, выпускаемых заемщиками с целью получения долгосрочных кредитов на еврорынке.

Еврооблигации имеют все признаки облигаций, а также некоторые особенности:

- они размещаются на рынках нескольких стран одновременно;

- валюта еврооблигации является иностранной как для кредитора, так и для должника (за исключением банков США);

- гарантом займа выступает эмиссионный синдикат, созданный банками нескольких стран, который преимущественно и размещает еврооблигации.

Фидуциарные займы – займы, которые выпускаются одними субъектами (преимущественно иностранными коммерческими банками),

Впервые на международный финансовый рынок Украина вышла в 1997г. в условиях значительного дефицита государственного бюджета. В связи с очень низким кредитным рейтингом Украина столкнулась с кризисом доверия со стороны кредиторов, проявившимся в эмиссии украинских еврооблигаций и фидуциарных займов, сроки и доходность которых свидетельствовали о высоком уровне риска операций с ними.

Пример:.

- первый фидуциарный займ - $450 млн. Украина привлекла 11.08.1997г.. на основе решения Президента Украини (на 12 месяцев; розмещение через банк-фидуциарий «BankersTrustLuxembourgS.A.» и японскую компанию «NomuraInternational»; под 12% годовых; за минусом комиссионных процентов Украина получила $397 млн.); деньги использованы на финансирорваниетекущих расходов Государственного бюджета Украини в 1997 г.;

 

- перваяэмиссия еврооблигаций осуществлена 25.02.1998г., когда было подписано соглашение с лид-менеджерами: MerrillLynch, і Commerzbank; облигации были номинированные в немецких марках на сумму 750 млн.; срок погашения - через 3года. Ставка доходности займа составляла – 16,2% (плюс комисионные – 1,75%).

 

Таким образом, государственным кредитом является совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений. Каждое государство избирает наиболее целесообразный и приемлемый для него способ реализации специфического вида финансовых отношений – государственного кредита.

 

 

8.3. Государственный долг: сущность исоциально – экономические последствия

Закономерным следствием применения государственного кредита является государственный долг. Государственный долг - сумма прямых договорных обязательств органов государственного управления перед экономическими субъектами других секторов экономики (резидентами) и зарубежными кредиторами.

Государственный долг возникает в результате:

- заимствований в денежной форме и выпуска долговых обязательств;

- принятия долгов других экономических субъектов;

- безналичного выпуска долговых обязательств.

Следовательно государственный долг - сумма всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства перед внутренними и внешними кредиторами, а также процентов по ним (включая гарантии по кредитам, которые предоставляются иностранными заемщиками государственным предприятиям).

Различают первичный долг, который равняется сумме основного долга без начисленных процентов и непогашенный долг, который состоит из основной суммы долга и начисленных процентов.

Различают также текущий и капитальный государственный долг, внутренний и внешний.

Текущий долгсумма основного долга, который подлежит погашению в текущем году, и надлежащих к уплате в этот период процентов по всем выпущенным на этот момент займам.

Капитальный долгэто общая сумма долга и процентов, которые должны быть оплачены по займам.

Внутренний долг – это совокупность обязательств государства перед резидентами.

Внешний долг это совокупность обязательств государства перед нерезидентами.

Считается, что внутренний долг имеет определенные преимущества перед внешним. Это объясняется тем, что возвращение внутреннего долга и выплата процентов по нему не уменьшают финансовый потенциал государства, тогда как внешний долг имеет в своей основе отток капитала из государства. Государственный внутренний долг гарантируется всем имуществом, которое находится в собственности государства. Платежеспособность государства по внешним займам зависит в первую очередь от валютных поступлений, то есть от позитивного сальдо торгового баланса государства.

 

Каждое государство имеет право самостоятельно определять классификационный признак государственного долга и законодательно его закрепить. В Украине в Бюджетном кодексе (ст.12 «Классификация долга») установлено, что долг классифицируется:

· по типу кредитора (речь идет о категории кредитора или собственника долговых обязательств);

· по типу долгового обязательства (в зависимости от средств, используемых для финансирования бюджетного дефицита),

Кроме этого, в Украине долг классифицируется в финансовой и статистической отчетности на:

Ø государственный прямой долг (внутренний и внешний);

Ø государственный гарантированный долг (внутренний и внешний).

Согласно принятой в мире методологии гарантии уплаты долговпредприятий такие долги, а также другие условные обязательства не учитываются до того момента, пока государственные органы не вынуждены начать выплаты с целью погашения долга. Поэтому существует более четкое размежевание государственного долга в разрезе долгов органов центрального государственного управления и долгов государственного сектора экономики, используя такие понятия как «общественный долг» и «национальный долг» (см. рис.8.4.).

В Украине фактически сущестует два типа государственного долга:

· официально признанный государственный долг;

· задолженность, которая в составе государственного долга не учитывается, однако по экономической природе является государственной. (См. рис 8.5.).

 

Констатация факта существования государственного долга не дает четкой оценки реального финансово-экономического состояния государства и эффективности его финансовой политики в том числе долговой. Возникновение и рост государственного долга – сложное явление, обусловленное целым рядом факторов, которое в условиях отдельного государства может иметь свою специфику.

 

Необхомо отметить, что долговая политика уже давно не сводится только к проблеме поиска и привлечения недостающих средств. Государственный долг является одним из важных инструментов макроэкономической и фискальной политики государства.

Еще в 30-60-е годы ХХ ст. под влиянием развития государственно-монополистического капитализма в основу финансовой политики большинства стран мира были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Оценки государственного долга известными экономистами мирового уровня приведены в рис 8.6 на стр.175.

Долговая политика является важной составной частью фискальной политики правительства, поэтому использование государственных займов связано с определенными тактическими и стратегическими задачами налогового и бюджетного регулирования экономики, финансрования бюджетного дефицита и управления государственным долгом.

 

Для государственного бюджета в трехзвенном цикле: «привлечение» -

«использование» - «погашение» негативные последствия долговой политики в основном проявляются на стадии обслуживания и погашения государственного долга.

Наличие государственного долга требует осуществления ежегодных %%-х платежей, которые финансируются за счет доходов бюджета, т.е. в основном налоговых поступлений. Соответственно, в длительном периоде ростдолга нарушает сбалансированность бюджета и провоцирует бюджетный дефицит.

 

- в государственный долг нужно включать только тот долг, который признается правительством и реально к нему принадлежит;

- гарантированный правительством долг не является долгом правительства.

На практике государство не несет ответственности только по той части долга, по которой оно не предоставляло специальных гарантий

Рис.8.4. Состав государственного долга.

 

 

Рис.8.5. Типыгосударственного долга.

 

Опасность больших долговых выплат состоит в том, что при их осуществлении сокращаются источники вутреннего инвестрования и уменьшаются возможности для поддержки внутреннего потребления, что в свою очередь может привести к долговому кризису государства.

В целом стратегические цели долговой политики государства состоят в создании условий для долгосрочного развития внутреннего финансовогорынка, дающего возможность осуществлять займы, необходимые, с одной стороны, для бесперебойного финансирования оптимального дефицита государственного сектора, а с другой - достаточные для финансирования негосударственного сектора экономики. При этом эффективная долговая политика государства обеспечивает перераспределение налогового бремени во времени, обеспечивая налоговой системе статус «надежного партнера» не только государства, но и бизнеса, способного в будущем увеличить финансовоые возможности государства.

Таким образом, государственный долг влияет практически на все процессы экономической жизни государства, в частности на:

· экономический рост и распределение доходов;

· бюджетный дефицит и размер денежной массы в обращении;

· уровень потребления и накопления;

· баланс текущих внешних счетов;

· международную платежеспособность;

· кредитный рейтинг государства.

 

Схема 8.6. Как оценивать государственный долг: мнения финансистов

 

Поэтому, государство не должно категорически отказыватьсяот использования государственного долга как макроэкономического инструмента в процессе реформ. Однако при его использовании следует учитывать, что государственный долг может оказывать как позитивное так и негативное влияние на экономику.

 

Таким образом, государственный долг может выступать как способ обеспечения безопасности или, наоборот, как фактор усиления угроз и рисков. Поэтому только применение эффективной стратегии управления государственным долгом будет способствовать эффективному использованию заимствований и создаст необходимые условия для оптимизации долговой нагрузки.

 

Управление государственным долгом – комплекс мероприятий, осуществляемых государством в лице ее уполномоченных органов относительно определения объемов и условий привлечения средств, их размещения и погашения, а также обеспечения платежеспособности государства.

 

Управление государственным долгом может рассматриваться как в широком так и в узком понимании.

Управление государственным долгом в широком понимании предусматривает формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью в роли заемщика и гаранта.

 

Это требует комплексного подхода а именно:

- координации денежно-кредитной и фискальной политики государства;

- согласованных взаимоотношений правительства и НБУ по вопросам долговой политики;

- разработки эффективных форм и методов снижения долгового бремени с применением инструментов активного управления государственным долгом.

 

Управление государственным долгом в узком понимании следует рассматривать как совокупность действий, связанных с:

- подготовкой к выпуску долговых обязательств государства;

- размещением долговых обязательств;

- предоставлением государственных гарантий по долговым обязательствам;

- проведением операций по обслуживанию и погашению долговых обязательств.

В соответствии с выше изложенным государственную политику в сфере управления государственным долгом можно подразделитьна долговую стратегию и долговую тактику (рис. 8.7.).

В процессе управления государственным долгом решаются такиезадачи:

- поиск эффективных условий заимствования средств (минимизации стоимости долга);

- недопущение нецелевого и неэффективного использования заимствованных средств;

- обеспечение своевременной и полной уплаты суммы основного долга и начисленных процентов;

- определение оптимального соотношения между внутренними и внешними заимствованиями;

- обеспечение стабильности валютного курса и фондового рынка

Управление государственным долгом рассматривается как циклический процесс, который последовательно включаеттри стадии: привлечение – использование - погашение займов.

 

На этапе привлечения займов(1-ястадия) управление государственным

долгом осуществляется в контексте бюджетного процесса. Законом «О

гос.бюджете Украины» на определенный год устанавливаются предельные размеры государственного долга (внутреннего и внешнего).

 

Управление размещением заемных средств (2-я стадия) должно базироваться на принципе максимизации дохода от привлеченных займов и создание источников его погашения.

 

При этом использование займов может быть:

· бюджетным, когда привлеченные ресурсы направляются на текущее потребление, путем финансирования текущих бюджетных расходов, в том числе на покрытие дефицита бюджета. Это наименее эффективный способ использования привлеченных средств;

· финансовым, когда привлеченные ресурсы становятся источником финансирования инвестиционных проектов и используются на развитие национального производства. Этот способ является самым прогрессивным видом использования государственного долга.;

· финансово-бюджетным, когда заимствования используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на инвестиционное развитие экономики в целом.

 

Рис.8.7. Управлениегосударственным долгом.

 

Третьей стадией управления гос.долгом является его погашение и обслуживание, осуществляемое путем проведения платежей по выполнению долговых обязательств перед кредиторами относительно погашения основной суммы долга, уплаты процентов и сопутствующих расходов, предусмотренных условиями выпуска государственных ЦБ, соглашениями о займах, государственными гарантиями и др. документами.

Обслуживание и погашение госдолга осуществляется в процессе исполнения госбюджета. Непосредственную оплату осуществляет Государственная казначейская служба через банковскую систему.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.