Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

После отзыва лицензии должно быть принято решение о ликвидации. В течение 1 месяца от отзыва лицензии должна быть создана ликвидационная комиссия




Помещение подразделений КБ (внутренних и обособленных) для совершения операций с ценностями должны соответствовать требованиям, установленных БР, либо должен быть заключен договор имущественного страхования денежной наличности на сумму не менее минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе.

Директор филиала действует на основании доверенности, выданной ему головным банком, в которой определен круг операций.

БР вносит сведения о филиале в книгу гос. регистрации и присваивает ему порядковый номер.

Банки, которые имеют генеральную лицензию, могут открыть филиал за рубежом, а также дочерние кредитные организации или приобрести статус основного общества в отношении действующей организации - нерезидента. Открытие филиала идет по 76-И, а дочерние КО открываются по 290-П. Требования к таким банкам:

· иметь Генеральную лицензию

· участвовать в страховании вкладов физ.лиц

· устойчивое финансовое положение

· выполнение норм обязательного резервирования

· не иметь задолженности перед бюджетными и внебюджетными фондами

· не иметь просроченных денежных обязательств перед БР

· 3600 млн.руб. собственный капитал.

Для получения Разрешения от БР КБ должен предоставить в ТУ БР следующие документы, в которых указывается цель, экономическое обоснование открытия данных структурных подразделений и др. документы.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНО ЗАПРЕЩЕНО СОЗДАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ФИЛИАЛОВ В РФ.

Органы управления банком

Общие подходы к структуре управления банком определяются законодательством. Конкретные вопросы формирования организационной структуры управления банк решает самостоятельно.

Высший орган: Собрание акционеров (участников).

Совет директоров (Наблюдательный совет)

Исполнительные органы: Председатель правления и Правление банка

Общее собрание (проводится не реже 1 раза в год). Решение принимается 3/4 присутствующих голосов. Оно вносит изменения в устав, а также:

· определяет порядок приема новых акционеров (участников)

· изменение величины УК (об уменьшение – только общее собрание, а увеличение может и Совет директоров)

· избирает Совет директоров (Наблюдательный совет)

· определяет порядок создания филиалов и представительств

· решает вопрос о прекращении деятельности банка

· утверждает отчетность

· утверждает положение о службе внутреннего контроля

· утверждает заключение крупных сделок (более 50% от активов банка)

· утверждает сделки в которых заинтересованы члены Совета директоров, лица в исполнительных органах, акционеры, имеющие более 20% в УК и др.

Совет контролирует деятельность правления банка, но он не может вмешиваться в оперативную деятельность банка. Кроме того, совет директоров решает вопросы:

- созыва общего собрания

- увеличения УК, выпуск долговых ценных бумаг

- заключение сделок, которые составляют от 20 до 50% от активов банка

- рассматривает проекты планов развития банка

- утверждает планы доходов, расходов и прибыли банка и др.

Непосредственно деятельностью банка руководит Правление банка (коллегиальный орган). В состав Правления входят руководители ведущих подразделений КБанка. Оно несет ответственность перед Советом, а также:

· определяет структуру и штатное расписание банка

· устанавливает проценты по активам и обязательствам

· определяет порядок делопроизводства, в т.ч. утверждает внутрибанковские нормативные документы

· решает вопрос о привлечении к имущественной ответственности работников банка

· разрабатывает бизнес-планы, планы санации и др.

Председатель (единоличный орган управления) представляет КБ во всех инстанциях, действует от имени банка (без доверенности), избирается Советом. Он несет персональную ответственность за достоверность, своевременность и полноту отчетности, предоставляемой КБ.

Правление банка по согласованию с Советом директоров назначает руководителя службы внутреннего контроля (242–П). Служба внутреннего контроля осуществляет:

· контроль за рисками банковской деятельности

· контроль за соблюдением сотрудниками банка установленных процедур и полномочий по принимаемым решениям

· информирование руководства о нарушениях

· контролирование работы банка по изучению нормативных актов БР

В банке общим собранием избирается Ревизионная комиссия, которая подотчетна Совету банка. Без ее заключения не утверждается баланс. Ревизионная комиссия от имени общего собрания контролирует исполнительные органы, защищает интересы собственников банка.

К числу обязательных структур относится внутренний аудит, который призван защищать интересы кредиторов банка.

Структура функциональных подразделений банка определяется экономическим содержанием и объемом выполняемых операций. Каждый банк самостоятельно определяет свою функциональную структуру, распределение функции и ответственность между подразделениями. С расширением банковских операций и услуг усложняется структура управления и возникает проблемы ее рациональной организации.

2. Правовое регулирование санации и ликвидации банка

1. правовое регулирование санации банка. Основания и меры по предупреждению банкротства

Нормативные документы: ФЗ №40 «о несостоятельности кредитных организаций», инструкция 126-И «о порядке регулирования отношений, связанных с банкротством кред. Орг.»

Банки занимают особое место в экономике и их банкротство имеет тяжелые социально-экономические последствия. БР отвечает за стабильность банковской системы и он контролирует финансовое положение КБ, и обязывает их принимать соответствующие меры по предупреждению банкротства.

Согласно 126-И (в которой БР прописывает реализацию закона «О банкротстве КО») собственники и исполнительные органы обязаны при возникновении оснований для санации принять необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации.

Основанием для принятия мер по финансовому оздоровлению является наличие у КБ хотя бы одного из следующих признаков:

* в течение последних 6-ти месяцев КБ неоднократно не исполняет обязательства в срок до 3-х дней из-за отсутствия или недостаточности средств на корсчете банка.

* КБ не исполняет обязательства в срок более 3-х дней (хотя бы 1 раз).

* у КБ допускается абсолютное уменьшение капитала по сравнению с его максимальной величиной, которая была достигнута за последние 12 месяцев, более чем на 20%, при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов

* нарушение Н1 –норматив достаточности собственных средств (=11%)

Н1 = К/(сумм (КР1К1)+К8807+К8957+ПК+КРС - К8992+IO*OP+PP))*100%

* нарушение Н3 – норматив текущей ликвидности, более чем на 10%,

* допускает уменьшение величины капитала по итогам отчетного года ниже размера уставного капитала (кроме первых двух лет работы).

 

Со дня возникновения оснований и до их устранения КБ обязан уведомить БР:

1. о проведении общих собраний участников КБ, а также заседаний совета директоров;

2. о совершении сделок заинтересованными или аффелированными лицами, либо с лицами которые могут оказать влияние на принятия решений, принимаемых органами управления КБ.

БР в праве направить наблюдателя для участия в общем собрании и заседании совета директоров (без права голоса).

 

Принять меры по финансовому оздоровлению КБ может на основе:

· собственного решения

· по требованию БР

 

Если самостоятельно, то Председатель правления КБ с момента возникновения оснований направляет в Совет банка ходатайство об осуществлении мер и в течение 5 календарных дней извещает Территориальное Учреждение БР о направлении соответствующего ходатайства (+ 10 календарных дней на принятие решений Советом; + 3 календ. дня на передачу извещения в ТУ БР; + 30 календ. дней на разработку плана по ф инансовому оздоровлению).

Если банк допустил снижение собственных средств ниже величины уставного капитала, то он должен привести их в соответствие. (м.б. вообще – реорганизация банка)

Если учредители и участники банка отказались принять решение по осуществлению мер, либо в течение 10 дней не приняли решение, то руководитель банка обязан обратиться в ТУ БР с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению, а БР вправе направить требования об осуществлении мер.

КБ в течение 30 дней после получения требования обязан разработать план финансового оздоровления (срок может быть продлен еще на 30 дней (но только 1 раз)). План мер по финансовому оздоровлению в обязательном порядке должен включать:

► оценку финансового состояния;

► меры по сокращению расходов на содержание банка;

► меры по получению дополнительных доходов;

► меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;

► меры по изменению организационной структуры банка;

► срок восстановления уровня достаточности капитала и текущей ликвидности банка.

БР оценивает реальность плана, а затем контролирует его выполнение.

В целях финансового оздоровления банк может осуществить следующие меры:

- оказание финансовой помощи банку ее учредителями (участниками) и иными лицами;

- изменение структуры активов и структуры пассивов банка;

- изменение организационной структуры банка;

- приведением в соответствие размера уставного капитала и величины ее собственных средств;

- иные меры, осуществляемые в соответствии с ФЗ.

 

БР вправе потребовать от КБ реорганизации в форме слияния или присоединения или ввести Временную администрацию (279-П), если КБ имеет хотя бы один из следующих признаков:

* неисполнение обязательств в сроки более 7 дней из-за отсутствия или недостаточности средств на корсчете банка;

* у КБ допускается абсолютное уменьшение капитала по сравнению с его максимальной величиной, которая была достигнута за последние 12 месяцев, более чем на 30%, при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных БР;

* нарушение Н3 более чем на 20% в течение отчетного месяца.

* Не выполняется требование о смене руководства или не выполняются требования о фин. оздоровлении.

* Есть основания для отзыва лицензии.

 

Временная администрация назначается в банк на срок 6 месяцев (если отзывается лицензия, то администрация работает, пока по суду банк не будет признан банкротом). Временная администрация ограничивает полномочия исполнительных органов банка или полностью отстраняет их от исполнения обязанностей по управлению банком. БР сам выбирает представителе вр.администрации или управляющего банка. При невозможности финансового оздоровление КБ временная администрация может ходатайствовать перед БР об отзыве лицензии.

Реорганизация – в форме объединений банков.

Основания об отзыве лицензии:

Ликвидации банка предшествует отзыв лицензии. Решение об отзыве лицензии принимается комитетом по Банковскому надзору, оно оформляется приказом, который публикуется в Вестнике БР

Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций в соответствие со ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности»:

1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

3) установления фактов недостоверности отчетных данных, задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);

4) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией БР;

5) неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О ЦБ РФ (БР)";

6) неспособности кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (БОЛЕЕ 14 ДНЕЙ) и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 100 тыс.руб., установленных ФЗ;

7) неоднократного в течение года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц.

Банк России обязан отозвать лицензию на осуществление банковских операций в соответствие со ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности

8) если норматив достаточность капитала банка становится ниже 2%;

9) если размер капитала банка ниже минимального значения уставного капитала, установленного БР на дату регистрации банка (не применяется в первые 2 года создания КО);

10) наличие ходатайства Временной администрации;

11) если банк не исполняет в срок, установленный БР в приведение в соответствие величины УК и капитала.

12) если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года равен сумме 180 миллионов руб. или выше этой суммы, в течение трех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже суммы 180 миллионов руб., за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

13) если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года ниже суммы 180 миллионов руб., в течение трех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже уровня, достигнутого им на 1 января 2007 года, за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

14) если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере, равном сумме 180 миллионов руб. и выше, и допустивший снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера, установленного статьей 11.2 настоящего Федерального закона, вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), в течение 12 месяцев не достиг указанного минимального размера собственных средств (капитала) и не подал в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

15) если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере ниже суммы 180 миллионов руб. и допустивший снижение размера собственных средств (капитала) по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года, вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), в течение 12 месяцев не достиг размера собственных средств (капитала), имевшихся у него на 1 января 2007 года, и не подал ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации.

ЛИЦЕНЗИЯ ОТЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ 15 ДНЕЙ.

Решения об отзыве лицензии публикуются на следующий день.

Руководитель вр.админ. – служащий БР.

 

ФУНКЦИИ ВР.АДМИН.:

· Обследование КО.

· Основания для отзыва лицензии

· Разработка мероприятий по фин.оздор.

· Контроль распоряжений КО

· Др.функции, предусмотренные ФЗ.

 

К системообразующим банкам после кризиса августа 1998 года применялся ФЗ «О реструктуризации КО» (закон утратил силу с июня 2004г.).

Системообразующий банк – это банк, который в течение 6 последних месяцев имел:

· долю активов не менее 1% от совокупных активов КБ РФ в виде предоставленных кредитов (за минусом МБК)

· долю вкладов граждан не менее 1% от совокупной доли вклада КО.

На уровне субъектов то же самое, но вместо 1%–20%

Системообразующие банки передавались под управление АРКО по инициативе БР если они:

· допустили снижение Н1 до уровня не более 2%

· не выполняли обязательства более 7 дней из-за отсутствия денег на корсчете

Вслед за предложением БР о передаче, в КБ назначалась временная администрация на период обследования для того, чтобы можно было оценить финансовое положение данного банка и, соответственно, его возможности по санации.

АРКО принимало положительное или отрицательное решение. Если решение отрицательное (т.е. АРКО не в состоянии санировать данный банк), то тогда в банк вводилась временная администрация ЦБ РФ, до создания ликвидационной комиссии. Если положительное решение, то АРКО приобретало в данном банке доли (права на акции), которые давали ему возможность определять решения в данном банке. После этого банк считался переданным под управление АРКО.

Срок реструктуризации (под управлением АРКО) 3 года, но может быть продлен еще на 12 месяцев. АРКО вправе принять решение о ликвидации банка, если невозможно его дальнейшее оздоровление.

Кризис 2008 года вновь потребовал участие государства в укреплении стабильности банковской системы. Был принят ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31.12.2011 года», который реализуют БР и Агентство по страхованию вкладов населения (Агентство).

Меры по предупреждению банкротства банков могут осуществляться Агентством путем:

1) оказания финансовой помощи лицам, приобретающим в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников) (далее - инвесторы);

2) оказания финансовой помощи банкам, приобретающим в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка имущество и обязательства банка или их часть (далее - приобретатели);

3) приобретения в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);

4) оказания финансовой помощи банку при условии приобретения Агентством и (или) инвесторами в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);

5) организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России;

6) исполнения в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка функций временной администрации на основании решения Банка России.

 

Обоснованием целесообразности направления БР в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка (далее - предложение) могут являться доказательства того, что имеются признаки неустойчивого финансового положения банка, реальная угроза интересам его вкладчиков и кредиторов, в том числе способности банка удовлетворять обязательства перед ними по причине состояния ликвидности и (или) собственных средств (капитала) банка, а также сведения о том, что возможны угрозы стабильности банковской системы, выражающиеся в:

угрозе существенного изъятия вкладов и депозитов из других кредитных организаций и (или)

угрозе функционированию финансового рынка или его отдельных сегментов либо угрозе отраслям экономики или предприятиям и организациям, формирующим занятость или доходную часть бюджета регионов и (или)

необходимости произвести существенные для текущего состояния фонда обязательного страхования вкладов выплаты и (или)

прекращении исполнения обязательств бюджетов перед населением и (или) широким кругом предприятий и организаций.

При обосновании целесообразности направления предложения в Агентство в первую очередь рассматриваются банки, имеющие существенное значение для Российской Федерации и (или) экономического и социального развития региона, ориентированные на преимущественное финансирование реального сектора экономики или имеющие значительный объем вкладов физических лиц по сравнению с объемом вкладов физических лиц в других банках региона и их филиалах, а также имеющие подтверждение возможностей участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства иных, кроме Агентства, инвесторов.

Агентство не позднее 10 дней со дня получения предложения уведомляет Банк России о принятии решения об участии в предупреждении банкротства банка либо об отказе от такого участия. При необходимости уведомление Агентства может содержать ходатайство о возложении на Агентство функций временной администрации.

Санация крупных банков может быть проведена с помощью других банков при финансовой поддержке БР. Так, согласно 38-П, банки, санирующие другие банки, банкротства которых угрожало стабильности банковской системы, могли получить кредиты от БР. Под банками, банкротство которых может угрожать стабильности банковской системы, понимаются банки, обладающие хотя бы одним из следующих признаков:

· размер обязательств не менее 3,5 млрд. руб.

· размер обязательств по вкладам населения не менее 300 млн. руб.

 

3. Порядок ликвидации банка

Деятельность КО может быть прекращена на добровольной основе, но БР принимает решение об отзыве лицензии.

После отзыва лицензии БР до создания ликвидационной комиссии вводит в банк Временную администрацию.

В период после отзыва лицензии и до создания ликвидационной комиссии банк может выполнять операции:

а) взыскание и получение в безналичной и наличной денежной форме дебиторской задолженности, включая возврат заемщиками ранее выданных кредитов, а также неустоек, пеней и штрафов, возврат авансовых платежей кредитной организации, кроме того, получение средств от погашения ценных бумаг и доходов по ценным бумагам, принадлежащим кредитной организации на праве собственности;

б) получение в безналичной и наличной денежной форме доходов от ранее проведенных банковских операций и сделок, включая проценты по кредитам, а также операций, связанных с профессиональной деятельностью данной кредитной организации на рынке ценных бумаг;

в) возврат денежных средств, ошибочно зачисленных на корреспондентский счет (субсчет) кредитной организации (филиала), по согласованию с ТУ БР, осуществляющим надзор за кредитной организацией (филиалом), либо уполномоченным представителем Банка России в случае его назначения;

г) платежи кредитной организации по исполнительным документам, выданным на основании решений судебных органов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций;

д) возврат платежных документов из картотеки счетов клиентов.

е) возврат ценных бумаг или иного имущества, принятого кредитной организацией от ее клиентов на хранение и / или учет, а также по договорам доверительного управления или иным договорам, связанным с осуществлением кредитной организацией профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, с отражением на соответствующих счетах доверительного управления или счетах депо.

В ликвидируемый банк кандидатуру на должность ликвидатора предлагает БР.

Если банк объявлен банкротом, то его ликвидация осуществляется в порядке конкурсного производства. Арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. Особенности конкурсного производства КБ определены в главе 6 ФЗ "О банкротстве КО".

Банки, имеющие лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (депозиты), ликвидируются Агентством по страхованию вкладов населения.

Порядок осуществления операций по счетам ликвидируемого банка определен 1853-У.

БР может проводит проверки соответствия деятельности ликвидаторов (конкурсных управляющих) требованиям нормативных, правовых актов. Основания и порядок проверок определен в 306-П.

Ликвидационная комиссия работает на корсчете банка. На этот счет БР перечисляются все денежные средств, включая нормы обязательного резервирования, не позднее 10 дней после открытия счета.

При добровольной ликвидации обязательные резервы перечисляются только после предоставления промежуточного баланса.

 

Ликвидационная комиссия осуществляет следующие мероприятия:

· помещает в печати объявление о ликвидации КО, в котором указываются адрес ликвидационной комиссии, реквизиты корреспондентского счета, порядок и срок (не менее 2-х месяцев) предъявления кредиторами своих требований к ликвидируемой кредитной организации;

· выявляет всех кредиторов ликвидируемой КО и уведомляет их о ликвидации;

· принимает меры к сохранению наличного имущества, в том числе путем востребования имущества, находящегося в обороте;

· осуществляет работу по выявлению и взысканию дебиторской задолженности;

· принимает меры к реализации заложенного имущества по просроченным кредитам и исполнению иных форм обязательств третьих лиц (гарантия, поручительство, страховка) по указанным кредитам;

· оценивает имущество, имеющееся в наличии, составляет список активов и пассивов;

· рассматривает требования, заявленные кредиторами;

· составляет промежуточный баланс;

· при недостаточности у ликвидируемой кредитной организации денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляет продажу с публичных торгов на аукционной основе имущества для удовлетворения признанных требований кредиторов;

· выплачивает кредиторам денежные суммы по признанным требованиям на основании утвержденного учредителями (участниками) промежуточного ликвидационного баланса, согласованного с ТУ БР;

· передает имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, учредителям (участникам), имеющим обязательственные права в отношении имущества этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами;

· составляет отчет, ликвидационный баланс и представляет указанные документы на утверждение учредителям (участникам) ликвидируемой кредитной организации, а затем на согласование в ТУ БР.

После утверждения собранием участников акционеров ликвидационного баланса и согласования его в ТУ БР, либо вынесением арбитражным судом определения о перекрещении конкурсного производства ТУ БР по заявлению ликвидационной комиссии закрывает корсчет. Ликвидация считается с момента регистрации в книге регистрации и опубликования в Вестнике БР.

КБ может вновь получить лицензии (по 275-П), если производство по делу о банкротстве прекращено по причине погашения обязательств не позднее 6 месяцев со дня отзыва лицензии и арбитражным судом подтверждено погашение всех обязательств. Для получения лицензии требуется иметь УК не менее 180 млн. руб. и соответствовать всем другим требованиям по 109-И.

 

 

3. Собственные средства (капитал) банка. Оценка достаточности капитала.

1. Функции капитала

Капитал – главное имущество.

Капитал (собственный) банка - имущество банка, свободное от обязательств.(10-15% от валюты баланса)

Капитал банка - Особая форма банковских ресурсов, носит безвозвратный характер, обязательное условие создания и функционирования К.банка.

В управлении и обеспечении устойчивости коммерческого банка капитал выполняет следующие функции:

· защитная (гарантийная): основная функция. капитал - это сума ресурсов, в пределах которой собственники несут ответственность перед кредиторами банка и капитал призван поглощать убытки, которые возникают в деятельности банка.

· регулирующая: размер капитала определяет масштабы деятельности банка, в силу того, что все практические нормативы рассчитываются по отношению к капиталу банка и размер капитала определяет входные барьеры выхода на рынок банковских услуг.

· оперативная: капитал банка является основным источником вложений в материальные активы, которые необходимы для деятельности банка, приобретения техники (в т.ч. вычислительной), транспортных средств и т.д.

Однако, размер капитала нельзя напрямую связывать с устойчивостью банка

Собственный капитал банка - совокупность различных по назначению полностью оплаченных элементов, обеспечивающих экономическую самостоятельность и стабильность банка. Обязательным условием для включения средств в собственный капитал, является их способность выполнять роль страхового фонда для покрытия непредвиденных убытков, которые возникают в процессе деятельности банка.

Собственный капитал включает в себя следующие структурные элементы:

Основной капитал:

l уставный капитал – и в ОАО и ЗАО;

l эмиссионный доход – разница между номинальной стоимостью акций и стоимостью акции при ее выпуске.

l фонды банка – резервный фонд и фонд накопления. не включаются фонд экономического стимулирования и фонд материального поощрения;

l прибыль текущего года - подтверждены аудиторской компанией;

l прибыль предшествующих лет, данные которой подтверждены аудиторской компанией.

l субординированный кредит – предоставленный на 30 лет.

Дополнительный капитал:

l прирост имущества за счет переоценки имущества;

l часть резерва за возможность потери по ссудам

l прибыль текущего года и фонды, формируемые в текущем году.

l Субординированные кредиты – срок погашения до 5 лет.

l Прибыль прошлого года, до аудиторского подтверждения.

Основной (1 уровень) и дополнительный (2 уровень) капитал.

Нормативная база – положение 215-П от 2003 года.

Элементы публикуются в отчетах.

В состав доп. Капитала – носят менее постоянный характер. И только при некоторых обстоятельства могут быть направлены на погашение непредвиденных убытков.

2. Порядок формирования и изменения величины уставного капитала (УК).

УК = 300 млн.р. (оплата рублями или валютой, имуществом, строительством).

80% УК – должно быль сформировано деньгами.

УК КБ должен быть оплачен его учредителями в течение 30 дней с момента регистрации.

УК КБ может быть оплачен следующими активами:

- денежными средствами в валюте Российской Федерации;

- денежными средствами в иностранной валюте;

- принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности здания (помещения), завершенного строительством (в том числе включающего встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация;

- принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности имущества в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.

материальные активы (банковские здания, помещения, исключая незавершенное строительство, банкоматы, терминалы) – их доля не может превышать 20% от УК.

УК может быть изменен (увеличен или уменьшен). Решение об изменении уставного капитала принимает общее собрание. Решение об увеличении УК может принять и Совет директоров (если это определено в уставе). Изменение УК должно быть зарегистрировано в БР.

Капитал может быть увеличен путем:

· увеличения номинальной стоимости ранее размещенных акций (долей) за счет капитализации собственных средств

· размещением дополнительных акций для КБ в форме АО, которые могут быть простыми и привилегированными (не более 25% УК); для КБ в форме ООО – размещение дополнительных долей

Размещение дополнительных акций (долей) может происходить путем:

· продажи за рубли и ин.валюту

· приема от инвесторов банковских зданий и помещений, банкоматов и терминалов

· капитализации части собственных средств банка на основании решения общего собрания АО.

На капитализацию может быть направлена сумма равная: чистые активы - (резервный фонд+уставный капитал).

БР проверяет правомерность оплаты всех инвесторов, которые приобретают более 5%, до 5 % - проверяет банк или ЦБ РФ. Не проверяется размещение акций (долей) путем капитализации, и доли до 0,5% от УК.

При увеличении уставного капитала требуется также уведомление БР о инвесторах, приобретающих более 1% от уставного капитала и получение предварительного разрешения на доли, более 20%

Дополнительные акции банка размещаются на условиях их полной оплаты.

В связи с кризисом принят ФЗ №181 «Об использовании государственных ценных бумаг РФ для повышения капитализации банков» от 18.07.2009 и 347-П «О порядке оплаты уставного капитала банков облигациями федерального займа, а также о порядке осуществления эмиссии привилегированных и обыкновенных акций, размещаемых в рамках процедуры повышения капитализации» от 12.11.2009.

181-ФЗ не распространяется:

1. на виды имущества внеденежной форме;

2. на их долю в размере УК;

3. на долю привилегированных акций в размере УК, т.к. именно данные акции обмениваются на ОФЗ.

Требования к КБ, которые могут заключить договор мены акций на ОФЗ:

1. наличие на 01.07.09 рейтинга долгосрочной кредитоспособности.

2. Дивиденды на 3% выше купонного дохода ОФЗ. Выплата один раз в год.

3. После 10 лет привилегированные акции конвертируются в обыкновенные.

4. Максимальный объем акций не должен быть более 100% от основного капитала по состоянию на 01.07.09. При этом общая номинальная стоимость акций не должна быть меньше 25 млн. руб.

Осуществить эмиссию ОФЗ РФ должна до 31.12.10 г. со сроком погашения до 31.12.19 г.

Уменьшение УК происходит путем:

* выкупа акций (долей) КБ

* уменьшение номинальной стоимости акций (долей)

 

3. Порядок формирования фондов банка

Фонды формируются за счет прибыли.

Резервный фонд формируется в обязательном порядке. Порядок формирования и использования фонда определен действующим законодательством. Отчисления производятся из чистой прибыли после утверждения годового отчета. Срок достижения 15% величины не установлен.

Резервный фонд – 15% от УК.. может быть и больше.

Резервный фонд можно использовать на следующие цели:

1) покрытие убытков отчетного года

2) для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств.

Резервный фонд не может быть использован для иных целей.

Наряду с резервным фонда банк может создавать фонды специального потребления и накопления. Порядок их создания (использования) регламентируется учредительными документами банка. Фонды используются на производственное и социальное развитие банка, на накопление.

Фонд накопления - аккумуляция средств для укрепления материальной базы(здания и сооружения).

Уставом общества может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования работников общества. Его средства расходуются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами этого общества для последующего размещения его работникам.

При возмездной реализации работникам общества акций, приобретенных за счет средств фонда акционирования работников общества, вырученные средства направляются на формирование указанного фонда.

l фонды банка – резервный фонд и фонд накопления. не включаются фонд экономического стимулирования и фонд материального поощрения;

 

 

4. Требования к достаточности капитала, установленные Банком России (БР).

Достаточность капитала для КБ на минимальном уровне в абсолютном и относительном значениях определяется Банком России.

Достаточность капитала – надежность банка.

В абсолютном значении для вновь созданных банков определяется минимальный размер уставного капитала 300 млн руб., для действующих минимальная величина собственных средств устанавливается только для банков получающих генеральную лицензию- не менее 900 млн. руб.

Для банков, получающих лицензию на привлечение во вклады денежных средств ФЛ, которые не проработали на рынке банковских услуг 2 года, величина капитала должна составлять 3 млрд. 600 млн. руб.

Относительная величина определена 215-П:

 

Н1= К  
Крi(Ai-Pki) +К8807+К8957+ПК+ КРВ + КРС – К8992+10 +OP+РР  

 

Н1 – норматив достаточности банка – ограничивает риск несостоятельности банка и определяет требования оптимальной величины собственных средств банка, необходимых для покрытия оперативного, рыночного и кредитного риска.

Н1 = 10%

К – капитал банка (рассчитывается по 215-П)

Крi – кредитный риск по активам за вычетом созданных резервов на возможные потери

КРВ – кредитные риски по условным обязательствам банка - гарантии банка.

КРС – кредитные риски по срочным сделкам

РР – рыночные риски

ОР – операционный риск

 

Достаточность определяется не по отношению к обязательствам банка, а по отношению к активным операциям (активам), причем не к абсолютному размеру активов, а к риску возможных потерь при их проведении, включая внебалансовые операции.

Н1= К/(сумм(Кр*(А-Рк))

Уровень риска – (283-П):

1) фин. Инструмент с высоким риском – имеют коэффициент риска =1. (банковские гарантии и поручительства, выданные банком, вексельные поручительства). Кредиты обычным юр. лицам.

2) со средним риском - коэффициент риска = 0,5 (аккредитивы банка, покрытые аккредитивы, неиспользованные кредитные линии). Предоставлены крупным компаниям.

3) низко рисковые - =0,2.+ под гарантией субъектов РФ.

4) без рисковые - =0 (обязательства осуществить намеченные подтвержденные операции, которые могут быть онулированы в любой момент времени, без предварительного уведомления). + гарантия государства.

1,5 – все просроченные кредиты, кредиты банкам

 

Порядок расчета числителя и знаменателя Н1 определен БР. Методика расчета капитала определена БР в 215-П (по этой методике считают капитал для всех экономических нормативов).

Кр – кредитный риск – возможность не получить денежные средства вовремя.

Без рисковые кредиты – кредиты с гарантией государства, правительства и др.

 

Данная методика приближена к международным стандартам оценки достаточности капитала, которые предполагают:

1) деление капитала на два уровня: основной и дополнительный;

2) включение в расчет капитала не только собственных, но и привлеченных ресурсов, которые отвечают определенным требованиям.

Критерием деления капитала на основной и дополнительный является устойчивость элементов капитала, их возможность служить (выступать) в качестве страхового резерва.

К основному капиталу относят элементы самого высокого уровня, которые постоянно находятся у КБ, а дополнительный капитал включает элементы, которые имеют менее постоянный характер. Они могут уменьшаться по величине, могут быть в банке, могут и не быть.

Основной капитал включает:

· УК акционерных КБ, который сформирован простыми акциями и привилегированными по которым КБ может не выплачивать дивиденды и невыплата не влечет возникновение долга у КБ;

· УК ООО;

· увеличение УК за счет капитализации;

· эмиссионный доход (АО и ООО);

· часть фондов, прибыли, по которым есть аудиторское заключение;

· субординированный кредит с дополнительными условиями в размере не более 15% от основного капитала.

 

Субординированный кредит должен быть привлечен на срок не менее 30 лет. Досрочное погашение только через 10 лет с согласия БР.

 

Сумма основного капитала снижается на:

- сумму нематериальных активов за вычетом начисленной амортизации;

- собственные выкупленные акции (доли);

- непокрытые убытки предшествующих лет и убытки текущего года.

- на сумму капитала, для формирования которого были использованы ненадлежащие активы.

- на сумму вложений банка в акции (доли) за вычетом резерва на возможные потери.

Дополнительный капитал включает:

· прирост стоимости имущества за счет переоценки;

· часть фондов, прибыли, по которым нет аудиторского заключения;

· часть привилегированных акций;

· субординированный кредит

Субординированный кредит (заем, депозит, облигационный заем). Главные требования к нему:

* срок не менее 5 лет без права досрочного изъятия (досрочное погашение возможно только по истечению 5 лет после получения согласия БР);

* процентная ставка по субординированным кредитам на должна быть выше рыночной. Если в договоре предусмотрено изменение процента, то на тех же условиях;

* погашение основного долга единовременно, в конце срока;

* содержит положение о том, что при банкротстве КБ требование по этому кредиту удовлетворяются после требований всех кредиторов.

В расчет дополнительного капитала данная сумма (суммы) включается не более 50% от основного капитала. Все что больше 50% – в привлеченные ресурсы. Если кредит имеет срок более 5 лет (например, 7), то первые 2 года в расчет капитала он будет включаться в полной сумме, а последние 5 лет по остаточной стоимости.

 

Оw = С ´ D     Оw =   ´ 1000 = 800   D – сумма долгового обязательства С – количество полных кварталов, которых осталось до погашения  
       
     

 

20 = 5 лет ´ 4 квартала в год

Например: кредит = 1000 руб. До его погашения осталось – 4 года. В расчет капитала включают – 800 руб.

Если КБ предоставлено несколько таких кредитов, то в состав дополнительного капитала каждый их предоставленных включается на тех же условиях.

В расчет капитала дополнительный капитал включается в сумме которая не превышает основной капитал. Если основной капитал = 0, то дополнительный соответственно тоже = 0.

Сумма основного капитала и дополнительного капитала должна быть уменьшена на величины:

* недосозданных обязательных резервов

* вложения банка в акции дочерних и зависимых обществ и в капитал КО - резидентов

* субординированных кредитов, предоставленных кредитным организациям -резидентам

* превышения значений нормативов Н 9.1, Н 10.1,(за вычетом созданных резервов по кредитам 2-5 групп риска)

* превышения затрат на приобретение материальных активов над собственными источниками

* просроченной дебиторской задолженности более 30 дней по некоторым операциям (брокерские операции, по расчетам с Минфином и др.)

 

Порядок расчета знаменателя Н1: Коэффициенты риска по активам установлены БР по 110-И, где все активы разбиты на 5 групп риска:

-

Ар = А ´ коэф-т риска Например: актив = 1000; II группа риска Ар = 1000 ´ 0,2 = 200
0-вой риск

- 20% риск

- 50% риск

- 100% риск

- 150% риск

К пятой группе риска (150%) относятся кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов, а также просроченные требования, к центральным банкам или правительствам стран, имеющих страновую оценку "7", к организациям, которым в соответствии с законодательством соответствующих стран предоставлено право осуществлять заимствования от имени государства, к кредитным организациям - резидентам указанных стран.

Т.е. уровень риска связан со страновыми оценками по классификации «от 0 до 7» Экспортных Кредитных Агентств, участвующих в Соглашении стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Об основных принципах предоставления и использования экспортных кредитов».

Информация о страновых оценках публикуется на сайте БР.

 

КВО и КСС считается по 110-И (Приложение № 2 и № 3).

Порядок расчета РР определен в 313-П

Порядок расчета ОР определен в 346-П от 03.11.09г. Размер данного риска составляет 15% от средне годового чистого дохода КБ за последние 3 года.

Резервы, которые банки создают в обязательном порядке, уменьшают расчетную величину совокупного риска банка. Если у КБ есть резервы на возможные потери, то для страхования данных операций не нужен капитал, поэтому сумма страховых резервов исключается их совокупной величины риска возможных потерь.

Н1 определяет границы риска для банка по активным операциям. Регулирующая роль Н1 в том, что если банк стремится увеличить риск, то он должен увеличить капитал.

 

Контрольные вопросы:

  1. Определите цели и функции собственных средств банка.
  2. Что относится к собственным средствам банка и как они формируются?
  3. Роль Банка России в определении размеров собственного капитала коммерческого банка.
  4. Как Вы понимаете оптимальную величину собственного капитала банка?
  5. Какие факторы влияют на величину собственного капитала банка?
  6. Раскройте процесс увеличения уставного капитала банка.
  7. Как Вы оцениваете направленность политики Банка России на ужесточение требований к размерам собственного капитала банка?

 

5 лекция. Привлеченные ресурсы

1. Состав ресурсов банка

Ресурсы КБ – совокупность средств, к. есть у банка (собственные и привлеченные).

привлеченные средства – 85% от всей ресурсной базы банка.

Цена привлечения и насколько эти ресурсы прогнозируемы – факторы привлечения ресурсов.

Формируя ресурсы банк руководствуется ценой привлечения, их устойчивостью. Ресурсы должны также обеспечить соответствие характеру активных операций. Достичь оптимальной структуры ресурсов для банка достаточно сложно, т.к. не все факторы, определяющие качество ресурсов, находятся под воздействием КБ.

Состав ресурсов банка определяется видами банковских лицензий. В целом состав ресурсов складывается:

· из депозитов – денежные средства, размещенные в КБ клиентами под % и на определенный договором срок.+ депозитные и сберегательные сертификаты.

· средства на счетах клиентов – они попадают в банк, минуя денежный рынок, так как все предприятия, организации обязаны для осуществления расчетов открыть счет в банке. Не предусмотрены ограничения на право использования этих средств.

· Заемные средства – кредитные ресурсы.

· недепозитные ресурсы – их банки могут приобрести у других КБ или у БР. Они отличаются от депозитов тем, что инициатива их привлечения исходит от самого банка. Кроме этого банки могут выпускать облигации для цели привлечения ресурсов.

 

 

3. Депозиты и их правовой режим

ВСЕ ВКЛАДЫ ЗАСТРАХОВАНЫ НА СУММУ ДО 700Т.Р. не попадают средства ИП, ЦБ на предъявителя, средства за границей,. Возмещение всей суммы вклада до 700т.р.

Вся сумма вклада 217млрд.р. в банке. 10000млр.р.

Под депозитами понимаются все банковские вклады клиентов и других банков, которые привлекаются на принципах платности и возвратности.

Правовой режим депозитов определяет: ГК РФ; ФЗ "О банках и банковской деятельности"; нормативные акты БР.

ГК закрепляет право банков на привлечение денежных средств во вклады (депозиты). В ФЗ "О банках и банковской деятельности", особое внимание уделяется правовому регулированию вкладов граждан, где в главе 6. «Сберегательное дело», определено право банков на привлечение вкладов граждан только после 2-х лет работы. До 2-х лет работы банки могут получить лицензию только при наличии капитала в размере 3 млрд. 600 млн руб.

По истечении 21 месяца после вступления силы ФЗ №177 "О страховании вкладов физ. лиц в банках РФ", (он вступил в силу 27.12.2003 г.) банки которые отказались от участия в системе страхования вкладов или не соответствовали требованиям, установленные БР к участию в данной системе, лишаются лицензии на привлечение вкладов физ. лиц. КБ, которые вошли в систему страхования и получили лицензию должны обеспечивать соответствие требования к участию. Если перестают соответствовать требованиям, то БР вводит запрет на привлечение во вклады денежных средств ФЛ и отзывает соответствующую лицензию согласно 2296-У.

Одной из особенностей правового режима банковского вклада физ. лиц является публичность договора банковского вклада. То есть банк не может отказать в заключении договора банковского вклада, если у него нет на то оснований. Банки не могут оказать предпочтение одному лицу перед другим, не могут устанавливать индивидуальные проценты по вкладам физических лиц.

Статья 836 ГК определяет письменную форму договора банковского вклада. Она считается соблюденной, если вклад оформлен сертификатом, сберкнижкой или другим документом.

Статья 837 определяет право физ. лиц в любой момент расторгнуть договор банковского вклада и банк обязан вернуть вклад по первому требованию. Юр. лица такого права не имеют, если оно не определено договором.

Сейчас БР выступает с предложением внести изменения в ст. 837 ГК по физ.лицам, чтобы банк имел право включить в договор уведомление сроком до 30 дней.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.353 сек.