Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Банковское дело




Введение.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

II. Учебно-методическая литература

 

Основная литература:

  1. Банковское дело: учебник. Рек. МО РФ / [О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева и др.]; Финансовая академия при Прав-ве РФ; под ред. О.И. Лаврушина.— 6-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2008. 768 с.
  2. Банковское дело: учебник. Рек. МО РФ / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой.— 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2007.— 592с.

Дополнительная литература:

  1. Деньги,кредит,банки: Учебник. Рек. МО РФ / Под ред.Г.Н.Белоглазовой.— М.: Юрайт, 2004.— 621с.
  2. Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие/ Е.И.Кузнецова. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 527с. Рек. МО РФ
  3. Саломатина, С. А. Коммерческие банки в России: динамика и структура операций, 1864-1917 гг. / С. А. Саломатина.— М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.— 304с.

.

по дисциплине «Банковское дело»

 

 

Сыктывкар 2010

 

 

Цель курса «Банковское дело» теоретическое и в большей степени практическое ознакомление студентов с основами деятельности банков.

Каждый банк в силу специфики своей деятельности осуществляет различный круг операций, определенный действующим законодательством. Задача курса - изучение банковской деятельности с учетом действующей нормативной базы и опыта мировой банковской практики.

Банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур, они вступают в сложные взаимоотношения между собой и другими субъектами рыночной экономики. Поэтому курс учитывает и опирается на знание,полученные при изучении таких дисциплин как "Экономическая теория", "Деньги, кредит, банки", "Финансы предприятий" и др.

Учебное пособие представляет собой курс лекций и оно призвано заложить основы знаний, создающие условия для самостоятельной работы студентов как дневной, так и заочной формы обучения. Конкретные вопросы, приведенные в конце каждой темы позволят студентам подготовиться к практическим занятиям.

В целях достижения более углубленных и всесторонних знаний следует пользоваться нормативными и научн6ыми источниками, рекомендованными в учебном пособии.

В учебном пособии раскрываются темы в соответствии с программой курса «Банковское дело» Ряд тем читается в отдельных блоках, таких как "Банковский менеджмент" и "Техника и организация банковских операций", например, такие проблемы как “Организация расчетных операций: наличных и безналичных”, “Операции коммерческих банков с ценными бумагами”, “Техника и организация валютных операций” и др.

Вопросы, связанные с методами расчета, регулирования и управления банковскими рисками изложены в учебном пособии «Банковские риски: методы расчета, регулирования и управления».

 

 


1. Организационно-правовые основы создания банка и его структурных подразделений............ 5

1. Понятие банка и его организационно-правовая форма....................................................................................................... 5

2. Порядок регистрации банков...................................................................................................................................................... 5

3. Порядок лицензирования банковской деятельности............................................................................................................ 7

4. Порядок открытия структурных подразделений банка...................................................................................................... 7

5. Органы управления банком......................................................................................................................................................... 9

2. Правовое регулирование санации и ликвидации банка................................................................ 11

1. Основания и меры по предупреждению банкротства....................................................................................................... 11

2. Основания для отзыва лицензии банка.................................................................................................................................. 13

3. Порядок ликвидации банка....................................................................................................................................................... 14

3. Собственные средства (капитал) банка. Оценка достаточности капитала........................ 15

1. Функции капитала........................................................................................................................................................................ 16

2. Порядок формирования и изменения величины уставного капитала (УК).................................................................. 16

3. Порядок формирования фондов банка................................................................................................................................... 17

4. Требования к достаточности капитала, установленные Банком России (БР)........................................................... 17

4. Привлеченные ресурсы.................................................................................................................... 20

1. Состав ресурсов банка............................................................................................................................................................... 20

2. Депозиты и их правовой режим................................................................................................................................................ 20

3. Средства на счетах клиентов.................................................................................................................................................... 22

5. Недепозитные ресурсы............................................................................................................................................................... 23

6. Порядок начисления процентов по привлеченным и заемным ресурсам.................................................................... 24

7. Порядок расчета и регулирования обязательных резервов по привлеченным ресурсам КБ, депонируемых в БР 25

5. Содержание порядка размещения денежных средств
в кредитные операции....................................................................................................................... 27

1. Кредитная политика коммерческих банков (КБ). Влияние БР на кредитную политику КБ.................................. 27

2. Методы кредитования................................................................................................................................................................. 28

3. Порядок предоставление и погашения кредита.................................................................................................................. 29

6. Кредитный договор......................................................................................................................... 31

1. Правовая основа кредитного договора.................................................................................................................................. 31

2. Содержание кредитного договора.......................................................................................................................................... 31

3 Контроль за исполнением кредитного договора
(Кредитный мониторинг)................................................................................................................................................................ 32

7. Оценка кредитоспособности заемщика...................................................................................... 34

1. Цель, задачи и источники информации оценки кредитоспособности........................................................................... 34

2. Подходы к оценке кредитоспособности клиентов.............................................................................................................. 34

3. Проблемы в оценке кредитоспособности клиентов и возможные пути их решения................................................. 35

8. Формы и виды дополнительного обеспечения кредитов............................................................ 37

1. Залог и залоговое право............................................................................................................................................................. 37

2. Поручительство............................................................................................................................................................................ 39

3. Банковская гарантия................................................................................................................................................................... 39

4. Удержание...................................................................................................................................................................................... 39

5. Страхование.................................................................................................................................................................................. 39

9. Ценообразование на кредитные ресурсы...................................................................................... 41

1. Модели ценообразования.......................................................................................................................................................... 41

2. Ценовые стратегии банка........................................................................................................................................................... 42

3. Порядок начисления и уплаты процентов по кредиту...................................................................................................... 43

10. Факторинг, форфейтинг и лизинг.............................................................................................. 44

1. Сущность и правовая основа факторинга и форфейтинга............................................................................................... 44

2. Порядок заключения договора и его содержание
по операциям факторинга и форфейтинга................................................................................................................................. 45

3. Лизинг и его правовая основа................................................................................................................................................... 45

4. Содержание лизингового договора......................................................................................................................................... 46

11. Забалансовые операции КБ.......................................................................................................... 48

1. Сущность и виды забалансовых операций........................................................................................................................... 48

ГК РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», нормативными актами БР, для банков определен широкий круг операций, совершаемый банками за определенное комиссионное вознаграждение. Эти операции, в основной своей массе, представляют обусловленные обязательства банка. Обусловленность обязательства означает, что какая-то операция банком будет проведена или нет в зависимости от других событий. Данные операции не влекут за собой немедленного передвижения денег от банка клиенту и до определенного момента они отражаются на внебалансовых счетах.................................... 48

Забалансовые операции можно сгруппировать по следующим видам:.......................................................................... 48

3.Срочные сделки с валютой, с ценными бумагами, с драг.металлами. Обычно они предусматривают наличие взаимных обязательств сторон, например, одна из них должна продать определенное количество валюты, а другая – купить. К основным срочным операциям относят форвардные операции, свопы, споты. К ним относятся также фьючерсы и опционы, которые являются строго стандартизированными контрактами, обращающимися на бирже................................................... 48

2. Причины развития забаланосвых операций........................................................................................................................ 48

3. Риски по забалансовым операциям......................................................................................................................................... 49

12. Платежеспособность и ликвидность банка............................................................................. 50

1. Понятие платежеспособности и ликвидности банка......................................................................................................... 50

2. Нормативы ликвидности, установленные БР....................................................................................................................... 50

3. Управление банковской ликвидностью................................................................................................................................. 51

4. Рекомендации БР по организации эффективного управления и контроля за ликвидностью в банке................. 53

5. Роль БР в достижении банками оптимального уровня ликвидности............................................................................. 53

13. Методика анализа результатов банковской деятельности................................................... 59

2. Анализ расходов банка.............................................................................................................................................................. 59

3. Анализ прибыли и рентабельности......................................................................................................................................... 60

материал.............................................................................................................................................................................................. 61



 

 

1. Организационно-правовые основы создания банка и его структурных подразделений

1. Понятие банка и его организационно-правовая форма

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц,

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кредитная организация (КО) образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Хозяйственное общество – коммерческая организация с разделенным на доли уставным капиталом (УК), учредителями которого могут быть юридические и физические лица.

 

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО
Акционерное общество Общество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью
открытое закрытое (до 50 человек)  
(более 50 чел) (до 50 человек)  
       

2. Порядок регистрации банков

Порядок регистрации банков определен в Инструкции №109 (109-И).

БР устанавливает определенные требования к учредителям банка: для юр.лиц и страховых компаний в 337-П, для физ.лиц – 338-П.

1. Юридическое лицо должно действовать более трех лет и иметь устойчивое финансовое положение последние три года, выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней, иметь достаточно чистых активов для оплаты акций (долей).

Оценка удовлетворительности финансового положения юр.лица производится на основе анализа абсолютных и относительных показателей: финансовой устойчивости, платежеспособности (ликвидности), деловой активности и эффективности деятельности.

2. Кредитная организация - учредитель должна иметь устойчивое финансовое положение в течение последних 6-ти месяцев.

3. Физические лица как и юридические должны иметь в достаточном количестве требуемых собственных средств для оплаты уставного капитала банка.

4. Учредители первые 3 года деятельности банка не могут выйти из состава участников банка.

Учредители проводят собрание и подписывают учредительный договор, и не позднее чем через 1 месяц после подписания договора, предоставляют для регистрации следующие документы:

1. Заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, которое должно включать:

· бизнес план кредитной организации

· документы, подтверждающие право собственности одного из учредителей на здание (помещение), в котором будет располагаться КО или договор об аренде

· уведомление об учредителях, которые будут иметь более 1% УК. По учредителям, имеющим долю более 20% необходимо получить предварительное разрешение от БР. Для его получения по данным учредителям прилагается:

-нотариально удостоверенные копии документов о государственной регистрации

-опубликованную отчетность за последние 3 года

-годовую отчетность и на последнюю отчетную дату

-расчет показателя чистых активов и коэффициента текущей ликвидности

-заключение антимонопольного комитета

-декларация о доходах- физические лица

К ходатайству прилагается расчетный баланс и план доходов, расходов и прибыли КБ на первые три года деятельности (отдельно на каждый год)

2. Устав кредитной организации, утвержденный общим собранием учредителей, должен содержать:

· фирменное (полное официальное) и сокращенное наименование КБ

· местонахождение (почтовый адрес) органов управления КО и обособленных подразделений;

· перечень банковских операций и сделок, а также операций с ценными бумагами;

· сведения о размере уставного капитала;

· сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;

· указание на организационно-правовую форму;

· иные сведения, предусмотренные ФЗ;

· номинальная стоимость акции (доли), дающей право одного голоса на собрании участников кредитной организации;

Устав утверждается собранием учредителей и подписывается председателем Совета банка

3. Протокол общего собрания учредителей должен содержать

решение о создании банка, а также

- об утверждении ее наименования;

- об утверждении устава;

- об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

- об утверждении бизнес - плана кредитной организации;

- об утверждении расчетного баланса и плана доходов, расходов и прибыли на первые три года деятельности;

- об утверждении денежной оценки вкладов учредителей в уставный капитал кредитной организации в виде материальных активов;

- о назначении лица, уполномоченного подписывать документы, представляемые в Банк России для государственной регистрации кредитной организации;

4. Свидетельство об оплате гос пошлины за регистрацию банка в размере 2 тыс. руб. и за предоставление лицензии (0,1% от УК, но не более 40 тыс. руб.).

5. Надлежащим образом заверенные копии свидетельств о гос регистрации учредителей юр.лиц, аудиторские заключения о достоверности отчетности с приложением опубликованной отчетности за последние 3 года, годовую отчетность и на последнюю отчетную дату, а также подтверждения налоговых органов о выполнении обязательств перед бюджетными фондами.

6. Список учредителей банка

7. Анкеты кандидатов на должности руководящих исполнительных органов, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера.

Требования к кандидатам: юридическое или экономическое образование и стаж работы на руководящей должности в банке не менее 1 года, если иное высшее образование – стаж работы не менее 2-х лет на руководящей должности; отсутствие судимости.

Банк России вправе отказать в регистрации на следующих основаниях:

* несоответствие руководителей банка квалификационным требованиям

* неудовлетворенное финансовое положение учредителей

* несоответствие документов федеральным законам

Документы рассматривают 4 месяца в территориальном учреждении (ТУ) БР, а затем 2 месяца в самом БР. После момента регистрации банк получает статус юр.лица, но совершать операции он может только после получения лицензии.

В особом порядке идет регистрация банков с участием иностранных инвестиций (437-П). При выдачи разрешения на создание таких банков БР учитывает:

· уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ

· финансовое положение учредителей-нерезидентов

· очередность подачи заявления

Для получения разрешения учредители банка подают заявление в БР, где указывают сведения об учредителях-нерезидентах, их правовой статус, размер участия каждого в УК (абсолютный и процентный). Если доля участия более 10%, то должна быть информация о местонахождении и направлениях деятельности учредителя.

К заявлению прилагаются следующие документы:

- учредительные документы

- решение уполномоченного органа юр.лица о его участии в УК КО РФ

- разрешение контролирующего органа (Минфин, ЦБ)

- копии документов, которые подтверждают регистрацию юр.лица

- балансы за последние 3 года

- для физических лиц – подтверждение платежеспособности первоклассным зарубежным банком

Разрешением на участие является информационное письмо БР, после получения которого учредители готовят документы по 109-И.

 

3. Порядок лицензирования банковской деятельности

Подтверждение 100% оплаты УК в течение 30 дней является основанием для получения лицензий. Вновь созданные банки могут получить 3 вида лицензий:

1. На совершение операций в рублях (без права привлечения со вклады денежных средств физ лиц).

2. На совершение банковских операций в рублях и в ин валюте (без права привлечения со вклады ден. средств физ.лиц): она дает банку право устанавливать неограниченное количество корреспондентских отношений с зарубежными банками. Лицензия не требует особого размера капитала.

3. На совершение операций с драгоценными металлами.

Действующие коммерческие банки могут расширить круг банковских операций путем получения дополнительных лицензий. Если банк имеет только 1. лицензию, то он может расширить круг банковских операций получив 2. и 3. лицензии. А через 2 года деятельности банк может получить лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях; в рублях и иностранной валюте, при условии вхождения банка в систему страхования вкладов. Право привлечения вкладов ФЛ может быть предоставлено вновь созданным КБ или с даты государственной регистрации которых прошло менее двух лет, если: размер УК составляет не менее 3 млрд. 600 млн. руб. (ст. 36 ФЗ «О БиБД»).

Чтобы получить дополнительную лицензию, банк должен соответствовать следующим требованиям:

Ø Финансовая устойчивость в течение последних шести месяцев;

Ø Выполнение обязательных резервных требований;

Ø Отсутствие задолженности перед федеральным и другим бюджетами и государственными внебюджетными фондами;

Ø Наличие организационной структуры, включающей службу внутреннего контроля;

Ø Наличие соответствующих технических условий и квалифицированного персонала.

Для расширения банковских операций путем получения лицензии КБ должен предоставить в ТУ БР:

· ходатайство на получение лицензии, в том числе бизнес-план

· опубликованную годовую отчетность, заверенную аудиторами

· баланс и расчет экономических нормативов на последнюю отчетную дату

Кроме того, банк может получить генеральную лицензию (если он имеет все вышеназванные лицензии, кроме 3.) Генеральная лицензия не расширяет круга банковских операций, а дает право открыть филиал за рубежом, или участвовать в УК банков-нерезидентов. Капитал такого банка должен быть не менее 900 млн. руб. При решение вопроса о выдаче генеральной лицензии БР проводит в КБ комплексную инспекционную проверку.

В особом порядке идет лицензирование банков участников профессиональной деятельности на РЦБ. Банки могут получить лицензии на совершение:

- брокерской деятельности, за исключением операции с физ. лицами

- брокерской деятельности, включая операции с физ. лицами

- дилерских операций

- деятельности по доверительному управлению

- депозитарной деятельности

- клиринговой деятельности

 

Данные лицензии выдаёт Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

4. Порядок открытия структурных подразделений банка

Порядок открытия структурных подразделений банка на территории России определен 109-И Подразделения банка бывают обособленные – представительства и филиалы и внутренние – операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты, дополнительные офисы, кредитно-кассовые офисы, передвижные пункты кассовых операций, операционные офисы.

Операционная касса вне кассового узла вправе осуществлять кассовые операции с ЮЛ и ФЛ, осуществлять прием наличной валюты РФ и инвалюты для осуществления перевода по поручению ФЛ без открытия банковского счета, а также отдельные виды банковских операций и иных сделок с наличной валютой, чеками, в т.ч. дорожными чеками, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Кредитно-кассовый офис вправе осуществлять: 1) операции по предоставлению денежных средств субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, а также по их возврату, осуществлять прием наличной валюты РФ и инвалюты для осуществления перевода по поручению ФЛ без открытия банковского счета, 2) осуществлять кассовое обслуживание юр.лиц и физ.лиц.

Кредитно-кассовый офис может располагаться вне пределов территории, подведомственной ТУ БР, осуществляющему надзор за деятельностью в соответствующей КО (филиала).

Согласно 1548-У КБ (филиал) вправе открывать передвижные пункты кассовых операций (ППКО) банков (филиалов). КБ вправе организовать работу ППКО в населенных пунктах численностью до 10000 человек в местах выполнения работ вахтовым методом или в полевых условиях, а также на таможенных постах, функционирующих на базе автотранспортного средства. ТУ БР ведет учет ППКО в Книге гос.регистрации КБ. ППКО вправе осуществлять следующие кассовые операции с участием физ. лиц резидентов (нерезидентов), не осуществляющих предпринимательскую деятельность: прием (выдача) валюты РФ под договору банковского вклада клиента; прием валюты РФ для осуществления переводов денежных средств по поручению клиента без открытия банковского счета, в т.ч. – в уплату штрафов, налогов, сборов, пошлин, коммунальных и иных платежей; выплата денежных средств по договорам о пенсионном обеспечении, по выплате гос.пособий и компенсаций населению; прием валюты РФ от клиентов при продаже инвестиционных и памятных монет; прием валюты РФ от физ.лиц – резидентов, неосуществляющих предпринимательскую деятельность, в счет погашения задолженности перед КБ по кредиту; операции с наличной валютой и чеками.

Операционный офис может располагаться как на территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), открывающей операционный офис, так и вне пределов такой территории в рамках федерального округа, на территории которого находится головной офис кредитной организации (филиал), открывающей операционный офис.

Операционный офис вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией на осуществление банковских операций (положением о филиале), за исключением случая, установленного абзацами вторым - десятым настоящего подпункта.

Операционный офис, находящийся вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), в рамках федерального округа, на территории которого находится головной офис кредитной организации (филиал), открывающей операционный офис, не вправе:

осуществлять операции (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже иностранной валюты как в наличной, так и в безналичной форме на межбанковском и биржевом валютных рынках;

осуществлять операции (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже ценных бумаг и иных финансовых активов, связанные с принятием кредитной организацией финансовых рисков (в том числе кредитного и рыночного), за исключением сделок, связанных с принятием кредитного риска на одного заемщика в размере менее 5 процентов собственных средств (капитала) кредитной организации. При этом на обслуживание в операционный офис могут быть переданы сделки, связанные с принятием кредитного риска на одного заемщика в размере, равном либо превышающем 5 процентов собственных средств (капитала) кредитной организации, заключенные кредитной организацией (филиалом);

предоставлять займы (кредиты) кредитным организациям, а также размещать депозиты и иные средства в кредитных организациях;

получать займы (кредиты), привлекать депозиты и иные средства от кредитных организаций;

открывать и вести корреспондентские счета кредитных организаций (филиалов);

открывать корреспондентские счета в кредитных организациях (филиалах) для осуществления операций;

выдавать банковские гарантии;

осуществлять акцептование и (или) авалирование векселей.

Обменные пункты, находящиеся вне кассового узла банка открываются по 109-И и 113-И. Для открытия обменного пункта необходимо получить положительное заключение от ТУ БР. КБ может неоднократно приостанавливать деятельность обменного пункта на срок не более 180 календарных дней (в совокупности) в течение каждого года, отсчет которого начинается с даты первого приостановления. Решение о приостановлении деятельности обменного пункта оформляется письменно и направляется на следующий рабочий день в ТУ БР. Деятельность обменного пункта возобновляется в срок, который указан в письме. ТУ БР по месту нахождения обменного пункта вносит в Книгу госрегистрации КО сведения о приостановлении, возобновлении деятельности обменного пункта. Перечень операций, совершаемых в обменных пунктах и порядок организации работы, определен БР в 113-И.

Дополнительный офис вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией на осуществление банковских операций (положением о филиале).

Дополнительный офис не может располагаться вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью соответствующей кредитной организации (филиала).

Внутренние подразделения открываются уведомлением БР по 109-И.

Представительства банка не являются юр.лицом и не вправе совершать банковские операции, Они только представляют интересы банка на этой территории. Представительству открывается текущий счет. Банк разрабатывает положение о представительстве и уведомляет БР об открытии представительства. БР делает запись в книге гос регистрации.

Филиалы не являются юр.лицом, но они могут совершать все или часть операций, на которые имеет лицензию головной банк. Филиалы открываются также уведомлением. Вместе с уведомлением в ТУ БР коммерческий банк предоставляет:

· положение о филиале

· анкеты кандидатов на руководящие должности

· их автобиографии

· копию платежного документа о оплате сбора за регистрацию (100 МРОТ)

БР устанавливает требования к банкам, которые открывают филиалы. Они должны быть последние 6 месяцев финансово устойчивыми, иметь помещение и соответствующие кадры.

Помещение подразделений КБ (внутренних и обособленных) для совершения операций с ценностями должны соответствовать требованиям, установленных БР, либо должен быть заключен договор имущественного страхования денежной наличности на сумму не менее минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе.

Директор филиала действует на основании доверенности, выданной ему головным банком, в которой определен круг операций.

БР вносит сведения о филиале в книгу гос регистрации и присваивает ему порядковый номер.

Банки, которые имеют генеральную лицензию, могут открыть филиал за рубежом, а также дочерние кредитные организации или приобрести статус основного общества в отношении действующей организации - нерезидента. Открытие филиала идет по 76-И, а дочерние КО открываются по 290-П. Требования к таким банкам:

· иметь Генеральную лицензию

· устойчивое финансовое положение

· выполнение норм обязательного резервирования

· не иметь задолженности перед бюджетными и внебюджетными фондами

· не иметь просроченных денежных обязательств перед БР

Для получения Разрешения от БР КБ должен предоставить в ТУ БР следующие документы, в которых указывается цель, экономическое обоснование открытия данных структурных подразделений и др. документы.

5. Органы управления банком

Общие подходы к структуре управления банком определяются законодательством. Конкретные вопросы формирования организационной структуры управления банк решает самостоятельно.

Высший орган: Собрание акционеров (участников).

Совет директоров (Наблюдательный совет)

Исполнительные органы: Председатель правления и Правление банка

Общее собрание (проводится не реже 1 раза в год). Решение принимается 3/4 присутствующих голосов. Оно вносит изменения в устав, а также:

· определяет порядок приема новых акционеров (участников)

· изменение величины УК (об уменьшение – только общее собрание, а увеличение может и Совет директоров)

· избирает Совет директоров (Наблюдательный совет)

· определяет порядок создания филиалов и представительств

· решает вопрос о прекращении деятельности банка

· утверждает отчетность

· утверждает положение о службе внутреннего контроля

· утверждает заключение крупных сделок (более 50% от активов банка)

· утверждает сделки в которых заинтересованы члены Совета директоров, лица в исполнительных органах, акционеры, имеющие более 20% в УК и др.

Совет контролирует деятельность правления банка, но он не может вмешиваться в оперативную деятельность банка. Кроме того, совет директоров решает вопросы:

- созыва общего собрания

- увеличения УК, выпуск долговых ценных бумаг

- заключение сделок, которые составляют от 20 до 50% от активов банка

- рассматривает проекты планов развития банка

- утверждает планы доходов, расходов и прибыли банка и др.

Непосредственно деятельностью банка руководит Правление банка (коллегиальный орган). В состав Правления входят руководители ведущих подразделений КБ. Оно несет ответственность перед Советом, а также:

· определяет структуру и штатное расписание банка

· устанавливает проценты по активам и обязательствам

· определяет порядок делопроизводства, в т.ч. утверждает внутрибанковские нормативные документы

· решает вопрос о привлечении к имущественной ответственности работников банка

· разрабатывает бизнес-планы, планы санации и др.

Председатель (единоличный орган управления) представляет КБ во всех инстанциях, действует от имени банка (без доверенности), избирается Советом. Он несет персональную ответственность за достоверность, своевременность и полноту отчетности, предоставляемой КБ.

Правление банка по согласованию с Советом директоров назначает руководителя службы внутреннего контроля (242–П). Служба внутреннего контроля осуществляет:

· контроль за рисками банковской деятельности

· контроль за соблюдением сотрудниками банка установленных процедур и полномочий по принимаемым решениям

· информирование руководства о нарушениях

· контролирование работы банка по изучению нормативных актов БР

В банке общим собранием избирается Ревизионная комиссия, которая подотчетна Совету банка. Без ее заключения не утверждается баланс. Ревизионная комиссия от имени общего собрания контролирует исполнительные органы, защищает интересы собственников банка.

К числу обязательных структур относится внутренний аудит, который призван защищать интересы кредиторов банка.

Структура функциональных подразделений банка определяется экономическим содержанием и объемом выполняемых операций. Каждый банк самостоятельно определяет свою функциональную структуру, распределение функции и ответственность между подразделениями. С расширением банковских операций и услуг усложняется структура управления и возникает проблемы ее рациональной организации.

Контрольные вопросы:

1. В какой организационно-правовой форме могут создаваться КБ?

2. Какие требования предъявляются к учредителям КБ?

3. Какие документы представляют в ТУ БР для регистрации КБ

4. Какой порядок приобретения более 1% долей (акций) одним учредителем или группой связанных учредителей? Порядок приобретения более 20% долей (акций)?

5. Какие требования предъявляются к кандидатам на руководящие должности в КБ?

6. В чем специфика регистрации КБ с участием иностранных инвестиций?

7. Какие виды лицензий могут быть выданы вновь созданному КБ?

8. Каков порядок получения дополнительных лицензий для расширения круга банковских операций?

9. Какие виды лицензий КБ может получить только через 2 года с даты его регистрации?

10. Какие структурные подразделения КБ может открыть?

11. Каков порядок открытия структурных подразделений на территории РФ и иностранного государства?

12. Какие вопросы решает общее собрание акционеров (участников) банка?

13. Раскройте функции Совета банка?

14. Решение каких вопросов возложено на Правление банка и Председателя Правления?

15. Определите место и роль службы внутреннего контроля в банке и ревизионной комиссии?

 

2. Правовое регулирование санации и ликвидации банка

1. Основания и меры по предупреждению банкротства

Банки занимают особое место в экономике и их банкротство имеет тяжелые социально-экономические последствия. БР отвечает за стабильность банковской системы и он контролирует финансовое положение КБ, и обязывает их принимать соответствующие меры по предупреждению банкротства.

Согласно 126-И (в которой БР прописывает реализацию закона «О банкротстве КО») собственники и исполнительные органы обязаны при возникновении оснований для санации принять необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации.

Основанием для принятия мер по финансовому оздоровлению является наличие у КБ хотя бы одного из следующих признаков:

* в течение последних 6-ти месяцев КБ неоднократно не исполняет обязательства в срок до 3-х дней из-за отсутствия или недостаточности средств на корсчете банка

* КБ не исполняет обязательства в срок более 3-х дней

* у КБ допускается абсолютное уменьшение капитала по сравнению с его максимальной величиной, которая была достигнута за последние 12 месяцев, более чем на 20%, при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов

* нарушение Н1

* нарушение Н3 более чем на 10%

* допускает уменьшение величины капитала по итогам отчетного года ниже размера уставного капитала (кроме первых двух лет работы)

Со дня возникновения оснований и до их устранения КБ обязан уведомить БР:

1. о проведении общих собраний участников КБ, а также заседаний совета директоров;

2. о совершении сделок заинтересованными или аффелированными лицами, либо с лицами которые могут оказать влияние на принятия решений, принимаемых органами управления КБ.

БР в праве направить наблюдателя для участия в общем собрании и заседании совета директоров (без права голоса).

Принять меры по финансовому оздоровлению КБ может на основе:

· собственного решения

· по требованию БР

Если самостоятельно, то Председатель правления КБ с момента возникновения оснований направляет в Совет банка ходатайство об осуществлении мер и в течение 5 дней извещает ТУ БР о направлении соответствующего ходатайства (+ 10 дней на принятие решений Советом; + 3 дня на передачу извещения в ТУ БР; + 30 дней на разработку плана по финансовому оздоровлению).

Если банк допустил снижение собственных средств ниже величины уставного капитала, то он должен привести их в соответствие.

Если учредители и участники банка отказались принять решение по осуществлению мер, либо в течение 10 дней не приняли решение, то руководитель банка обязан обратиться в ТУ БР с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению, а БР вправе направить требования об осуществлении мер.

КБ в течение 30 дней после получения требования обязан разработать план финансового оздоровления (срок может быть продлен еще на 30 дней). План мер по финансовому оздоровлению в обязательном порядке должен включать:

► оценку финансового состояния;

► меры по сокращению расходов на содержание банка;

► меры по получению дополнительных доходов;

► меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;

► меры по изменению организационной структуры банка;

► срок восстановления уровня достаточности капитала и текущей ликвидности банка.

БР оценивает реальность плана, а затем контролирует его выполнение.

В целях финансового оздоровления банк может осуществить следующие меры:

- оказание финансовой помощи банку ее учредителями (участниками) и иными лицами;

- изменение структуры активов и структуры пассивов банка;

- изменение организационной структуры банка;

- приведением в соответствие размера уставного капитала и величины ее собственных средств;

- иные меры, осуществляемые в соответствии с ФЗ.

БР вправе потребовать от КБ реорганизации в форме слияния или присоединения (230-П) или ввести Временную администрацию (279-П), если КБ имеет хотя бы один из следующих признаков:

* неисполнение обязательств в сроки более 7 дней из-за отсутствия или недостаточности средств на корсчете банка;

* у КБ допускается абсолютное уменьшение капитала по сравнению с его максимальной величиной, которая была достигнута за последние 12 месяцев, более чем на 30%, при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов;

* нарушение Н3 более чем на 20% в течение отчетного месяца

Временная администрация назначается в банк на срок 6 месяцев по 279-П. Временная администрация ограничивает полномочия исполнительных органов банка или полностью отстраняет их от исполнения обязанностей по управлению банком. При невозможности финансового оздоровление КБ временная администрация может ходатайствовать перед БР об отзыве лицензии.

К системообразующим банкам после кризиса августа 1998 года применялся ФЗ «О реструктуризации КО» (закон утратил силу с июня 2004г.).

Системообразующий банк – это банк, который в течение 6 последних месяцев имел:

· долю активов не менее 1% от совокупных активов КБ РФ в виде предоставленных кредитов (за минусом МБК)

· долю вкладов граждан не менее 1% от совокупной доли вклада КО.

На уровне субъектов то же самое, но вместо 1%–20%

Системообразующие банки передавались под управление АРКО по инициативе БР если они:

· допустили снижение Н1 до уровня не более 2%

· не выполняли обязательства более 7 дней из-за отсутствия денег на корсчете

Вслед за предложением БР о передаче, в КБ назначалась временная администрация на период обследования для того, чтобы можно было оценить финансовое положение данного банка и, соответственно, его возможности по санации.

АРКО принимало положительное или отрицательное решение. Если решение отрицательное (т.е. АРКО не в состоянии санировать данный банк), то тогда в банк вводилась временная администрация ЦБ РФ, до создания ликвидационной комиссии. Если положительное решение, то АРКО приобретало в данном банке доли (права на акции), которые давали ему возможность определять решения в данном банке. После этого банк считался переданным под управление АРКО.

Срок реструктуризации (под управлением АРКО) 3 года, но может быть продлен еще на 12 месяцев. АРКО вправе принять решение о ликвидации банка, если невозможно его дальнейшее оздоровление.

Кризис 2008 года вновь потребовал участие государства в укреплении стабильности банковской системы. Был принят ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31.12.2011 года», который реализуют БР и Агентство по страхованию вкладов населения (Агентство).

Меры по предупреждению банкротства банков могут осуществляться Агентством путем:

1) оказания финансовой помощи лицам, приобретающим в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников) (далее - инвесторы);

2) оказания финансовой помощи банкам, приобретающим в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка имущество и обязательства банка или их часть (далее - приобретатели);

3) приобретения в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);

4) оказания финансовой помощи банку при условии приобретения Агентством и (или) инвесторами в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его учредителей (участников);

5) организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России;

6) исполнения в соответствии с согласованным (утвержденным) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка функций временной администрации на основании решения Банка России.

 

Обоснованием целесообразности направления БР в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка (далее - предложение) могут являться доказательства того, что имеются признаки неустойчивого финансового положения банка, реальная угроза интересам его вкладчиков и кредиторов, в том числе способности банка удовлетворять обязательства перед ними по причине состояния ликвидности и (или) собственных средств (капитала) банка, а также сведения о том, что возможны угрозы стабильности банковской системы, выражающиеся в:

угрозе существенного изъятия вкладов и депозитов из других кредитных организаций и (или)

угрозе функционированию финансового рынка или его отдельных сегментов либо угрозе отраслям экономики или предприятиям и организациям, формирующим занятость или доходную часть бюджета регионов и (или)

необходимости произвести существенные для текущего состояния фонда обязательного страхования вкладов выплаты и (или)

прекращении исполнения обязательств бюджетов перед населением и (или) широким кругом предприятий и организаций.

При обосновании целесообразности направления предложения в Агентство в первую очередь рассматриваются банки, имеющие существенное значение для Российской Федерации и (или) экономического и социального развития региона, ориентированные на преимущественное финансирование реального сектора экономики или имеющие значительный объем вкладов физических лиц по сравнению с объемом вкладов физических лиц в других банках региона и их филиалах, а также имеющие подтверждение возможностей участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства иных, кроме Агентства, инвесторов.

Агентство не позднее 10 дней со дня получения предложения уведомляет Банк России о принятии решения об участии в предупреждении банкротства банка либо об отказе от такого участия. При необходимости уведомление Агентства может содержать ходатайство о возложении на Агентство функций временной администрации.

Санация крупных банков может быть проведена с помощью других банков при финансовой поддержке БР. Так, согласно 38-П, банки, санирующие другие банки, банкротства которых угрожало стабильности банковской системы, могли получить кредиты от БР. Под банками, банкротство которых может угрожать стабильности банковской системы, понимаются банки, обладающие хотя бы одним из следующих признаков:

· размер обязательств не менее 3,5 млрд. руб.

· размер обязательств по вкладам населения не менее 300 млн. руб.

2. Основания для отзыва лицензии банка

Ликвидации банка предшествует отзыв лицензии. Решение об отзыве лицензии принимается комитетом по Банковскому надзору, оно оформляется приказом, который публикуется в Вестнике БР

Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций в соответствие со ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности»

1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

3) установления фактов недостоверности отчетных данных, задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);

4) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией БР;

5) неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О ЦБ РФ (БР)";

6) неспособности кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1 000 МРОТ, установленных ФЗ;

7) неоднократного в течение года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц.

8) если норматив достаточность капитала банка становится ниже 2%;

9) если размер капитала банка ниже минимального значения уставного капитала, установленного БР на дату регистрации банка;

10) наличие ходатайства Временной администрации;

11) если банк не исполняет в срок, установленный БР в приведение в соответствие величины УК и капитала.

12) если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года равен сумме 180 миллионов руб. или выше этой суммы, в течение трех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже суммы 180 миллионов руб., за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

13) если банк, размер собственных средств (капитала) которого на 1 января 2007 года ниже суммы 180 миллионов руб., в течение трех месяцев подряд допускает снижение размера собственных средств (капитала) ниже уровня, достигнутого им на 1 января 2007 года, за исключением снижения вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), и не подает в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

14) если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере, равном сумме 180 миллионов руб. и выше, и допустивший снижение размера собственных средств (капитала) ниже минимального размера, установленного статьей 11.2 настоящего Федерального закона, вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), в течение 12 месяцев не достиг указанного минимального размера собственных средств (капитала) и не подал в Банк России ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации;

15) если банк, имевший на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере ниже суммы 180 миллионов руб. и допустивший снижение размера собственных средств (капитала) по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года, вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), в течение 12 месяцев не достиг размера собственных средств (капитала), имевшихся у него на 1 января 2007 года, и не подал ходатайство об изменении своего статуса на статус небанковской кредитной организации.

 

3. Порядок ликвидации банка

Деятельность КО может быть прекращена на добровольной основе, но БР принимает решение об отзыве лицензии.

После отзыва лицензии БР до создания ликвидационной комиссии вводит в банк Временную администрацию.

В период после отзыва лицензии и до создания ликвидационной комиссии банк может выполнять операции:

а) взыскание и получение в безналичной и наличной денежной форме дебиторской задолженности, включая возврат заемщиками ранее выданных кредитов, а также неустоек, пеней и штрафов, возврат авансовых платежей кредитной организации, кроме того, получение средств от погашения ценных бумаг и доходов по ценным бумагам, принадлежащим кредитной организации на праве собственности;

б) получение в безналичной и наличной денежной форме доходов от ранее проведенных банковских операций и сделок, включая проценты по кредитам, а также операций, связанных с профессиональной деятельностью данной кредитной организации на рынке ценных бумаг;

в) возврат денежных средств, ошибочно зачисленных на корреспондентский счет (субсчет) кредитной организации (филиала), по согласованию с ТУ БР, осуществляющим надзор за кредитной организацией (филиалом), либо уполномоченным представителем Банка России в случае его назначения;

г) платежи кредитной организации по исполнительным документам, выданным на основании решений судебных органов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций;

д) возврат платежных документов из картотеки

е) возврат ценных бумаг или иного имущества, принятого кредитной организацией от ее клиентов на хранение и / или учет, а также по договорам доверительного управления или иным договорам, связанным с осуществлением кредитной организацией профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, с отражением на соответствующих счетах доверительного управления или счетах депо.

После отзыва лицензии должно быть принято решение о ликвидации. В течение 1 месяца от отзыва лицензии должна быть создана ликвидационная комиссия.

В ликвидируемый банк кандидатуру на должность ликвидатора предлагает БР.

Если банк объявлен банкротом, то его ликвидация осуществляется в порядке конкурсного производства. Арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. Особенности конкурсного производства КБ определены в главе 6 ФЗ "О банкротстве КО".

Банки, имеющие лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (депозиты), ликвидируются Агентством по страхованию вкладов населения.

Порядок осуществления операций по счетам ликвидируемого банка определен 1853-У.

БР может проводит проверки соответствия деятельности ликвидаторов (конкурсных управляющих) требованиям нормативных, правовых актов. Основания и порядок проверок определен в 306-П.

Ликвидационная комиссия работает на корсчете банка. На этот счет БР перечисляются все денежные средств, включая нормы обязательного резервирования, не позднее 10 дней после открытия счета.

При добровольной ликвидации обязательные резервы перечисляются только после предоставления промежуточного баланса.

 

Ликвидационная комиссия осуществляет следующие мероприятия:

· помещает в печати объявление о ликвидации КО, в котором указываются адрес ликвидационной комиссии, реквизиты корреспондентского счета, порядок и срок (не менее 2-х месяцев) предъявления кредиторами своих требований к ликвидируемой кредитной организации;

· выявляет всех кредиторов ликвидируемой КО и уведомляет их о ликвидации;

· принимает меры к сохранению наличного имущества, в том числе путем востребования имущества, находящегося в обороте;

· осуществляет работу по выявлению и взысканию дебиторской задолженности;

· принимает меры к реализации заложенного имущества по просроченным кредитам и исполнению иных форм обязательств третьих лиц (гарантия, поручительство, страховка) по указанным кредитам;

· оценивает имущество, имеющееся в наличии, составляет список активов и пассивов;

· рассматривает требования, заявленные кредиторами;

· составляет промежуточный баланс;

· при недостаточности у ликвидируемой кредитной организации денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляет продажу с публичных торгов на аукционной основе имущества для удовлетворения признанных требований кредиторов;

· выплачивает кредиторам денежные суммы по признанным требованиям на основании утвержденного учредителями (участниками) промежуточного ликвидационного баланса, согласованного с ТУ БР;

· передает имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, учредителям (участникам), имеющим обязательственные права в отношении имущества этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами;

· составляет отчет, ликвидационный баланс и представляет указанные документы на утверждение учредителям (участникам) ликвидируемой кредитной организации, а затем на согласование в ТУ БР.

После утверждения собранием участников акционеров ликвидационного баланса и согласования его в ТУ БР, либо вынесением арбитражным судом определения о перекрещении конкурсного производства ТУ БР по заявлению ликвидационной комиссии закрывает корсчет. Ликвидация считается с момента регистрации в книге регистрации и опубликования в Вестнике БР.

КБ может вновь получить лицензии (по 275-П), если производство по делу о банкротстве прекращено по причине погашения обязательств не позднее 6 месяцев со дня отзыва лицензии и арбитражным судом подтверждено погашение всех обязательств. Для получения лицензии требуется иметь УК не менее 180 млн. руб. и соответствовать всем другим требованиям по 109-И.

 

Контрольные вопросы:

1. В каких формах может быть проведена реорганизация КБ?

2. В чем специфика процедуры реорганизации в форме слияния и присоединения?

3. Что является основанием для принятия мер по финансовому оздоровлению КБ?

4. В каких случаях БР может потребовать от КБ провести реорганизацию и назначить в КБ Временную администрацию?

5. Место и роль государства в санации банков?

6. Что является основанием для отзыва лицензий у КБ?

7. Каков порядок деятельности КБ с момента отзыва лицензии и до создания ликвидационной комиссии?

8. Какие функции возложены на ликвидационную комиссию КБ и каков порядок ее деятельности?

9. Какова роль БР в ликвидации КБ?

 

 

3. Собственные средства (капитал) банка. Оценка достаточности капитала.

1. Функции капитала

В управлении и обеспечении устойчивости коммерческого банка капитал выполняет следующие функции:

· защитная (гарантийная): капитал это сума ресурсов, в пределах которой собственники несут ответственность перед кредиторами банка и капитал призван поглощать убытки, которые возникают в деятельности банка

· регулирующая: размер капитала определяет масштабы деятельности банка, в силу того, что все практические нормативы рассчитываются по отношению к капиталу банка и размер капитала определяет входные барьеры выхода на рынок банковских услуг

· оперативная: капитал банка является источником вложений в материальные активы, которые необходимы для деятельности банка, приобретения техники (в т.ч. вычислительной), транспортных средств и т.д.

Однако, размер капитала нельзя напрямую связывать с устойчивостью банка

Капитал включает в себя следующие структурные элементы:

l уставный капитал;

l фонды банка;

l нераспределенная прибыль;

l переоценка имущества;

l эмиссионный доход;

l безвозмездно полученное имущество.

2. Порядок формирования и изменения величины уставного капитала (УК).

УК КБ должен быть оплачен его учредителями в течение 30 дней с момента регистрации.

УК КБ может быть оплачен следующими активами:

- денежными средствами в валюте Российской Федерации;

- денежными средствами в иностранной валюте;

- принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности здания (помещения), завершенного строительством (в том числе включающего встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация;

- принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности имущества в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения.

- материальные активы (банковские здания, помещения, исключая незавершенное строительство, банкоматы, терминалы) – их доля не может превышать 20% от УК.

УК может быть изменен (увеличен или уменьшен). Решение об изменени




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.365 сек.