Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды лицензий на осуществление банковских операций




Порядок создания банка, прекращение его деятельности. Документы, предоставляемые в Банк России для государственной регистрации. Учредители коммерческого банка, требования, предъявляемые к ним.

Правовые основы деятельности современного коммерческого банка, состав и содержание банковского законодательства.

Классификация коммерческих банков.

Сейчас сфера деятельности коммерческих банков резко расширилась и охватывает весь мир благодаря формированию интернациональных рынков ссудного капитала. И хотя в некоторых областях они утрачивают позиции под напором конкурентов, все же коммерческие банки обнаруживают поразительную способность приспосабливаться к меняющимся условиям кредитного рынка.

В зависимости от различного рода признаков, банки делятся на виды.

По принадлежности уставного капитала и по способу его формирования, коммерческие банки делятся на: созданные и существующие в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью с учетом иностранного капитала, иностранных банков. Акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью признаются организации, созданные по добровольному соглашению юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности общества.

По набору банковских услуг различаются универсальные и специализированные банки. Универсальные банки осуществляют все, или большинство видов операций, относящихся к деятельности банковских учреждений. Специализированные банки - это банки, деятельность которых ориентирована на предоставление в основном одного-двух видов, услуг для клиентов (трастовые, учетные и т.д.) или специализирована на специфичной категории клиентов (биржевые, клиринговые). На практике трудно встретить банк в чистом виде, скорей существует комплекс банковских операций при сохранении главного направления деятельности. В настоящее время превалирует тенденция к универсализации банков, проявляющаяся в стимулировании традиционных границ между банковскими институтами. Устранение функциональной специализации превращает современные банки в многофункциональные учреждения. При этом банки теряют свою индивидуальность, а вместе с ней и доверие определенной части клиентов. Поэтому параллельно с универсализацией идет в определенной мере процесс респециализации или воссоздания некой специализации коммерческих банков.

По территориальному характеру действия коммерческие банки бывают региональные, деятельность которых ограниченна рамками одной территории (местные банки), и межрегиональные, или экстерриториальные, деятельность которых не ограничена определенной территорией. Они обслуживают потребности ряда регионов страны в целом, в том числе и за рубежом.

Коммерческие банки по отраслевому признаку делятся это сельскохозяйственные, промышленные, торговые, строительные, коммунальные банки, банки связи и т.д. Характерной особенностью этой группы банков является главным образом осуществление банковских операций по обслуживанию той, или иной отрасли хозяйства, однако здесь преобладают смешанные в этом смысле виды коммерческих банков, которые обслуживают несколько сфер. Закон предусматривает создание специализированных коммерческих банков для финансирования государственных и иных программ.

По функциональным признакам коммерческие банки делятся на: эмиссионные, ипотечные, инвестиционные, депозитные, биржевые, трастовые, ссудосберегательные, внешнеторговые, учетные, клиринговые, специальные. Эмиссионный банк - обеспечивающий выпуск денег в обращении. Несмотря на то что, чаще всего эта функция Центрального банка, коммерческий банк может осуществлять эмиссионные операции по выпуску ценных бумаг, обеспечивать кредитную эмиссию. Ипотечные коммерческие банки предоставляют долгосрочные ссуды под залог недвижимости - земли и строений. Они мобилизуют ресурсы посредством выпуска особого вида ценных бумаг - закладных листов. Инвестиционные банки занимаются финансированием и долгосрочным кредитованием отраслей хозяйства. Депозитные коммерческие банки специализируются на осуществлении кредитных операций по привлечению и размещению временно свободных денежных средств. Трастовые коммерческие банки специализируются на трастовых операциях, клиринговые - на зачетах в расчетах, биржевые - на обслуживании биржевых операций, учетные - на учете векселей и так далее. Ссудосберегательные коммерческие банки строят свою деятельность, прежде всего кредитную за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок с различными режимами использования. Примерами их являются взаимосберегательные, почтово-сберегательные, доверительные сберегательные банки. Специальные коммерческие банки - это банки, финансирующие отдельные целевые, государственные, региональные программы.

По срокам выдаваемых с суд коммерческие банки подразделяются на банки долгосрочных вложений (инвестиционные), банки краткосрочных вложений (в текущую деятельность, текущие активы).

По размеру капитала, объему операций, размеру активов, наличию филиалов, отделений банки бывают: крупные, средние, малые.

По организационной структуре коммерческие банки делятся на единичные банки, банковские группы, банковские объединения. Единый банк не имеет в своем составе иных юридических лиц (филиалов) и не связан участием в банковском холдинге. Банковская группа - группа юридических лиц, в которой одно лицо (головной банк) руководит другим (другими) юридически самостоятельным лицом (филиалом), являющимся частью данного головного банка.

Принципы деятельности коммерческих банков.

Выделяют следующие основные принципы деятельности коммерческих банков. Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческих банков является работа пределах реально существующих ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставляя другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах. Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческие банки должны обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам и тех и других. Так, если банк привлекает средства в основном на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов. В пределах имеющихся у банков ресурсов он свободен в проведении своих активных операций, то есть объем его активных операций не может быть ограничен административными волевыми методами. Принцип работы в пределах реально привлеченных ресурсов как фундамент коммерческой деятельности банка меняет все ее акценты: возрастает заинтересованность банка в привлечении депозитов, развивается подлинная конкуренция за пассивы, освобождающая движение кредитных ресурсов от административных пут единого государственного банка. Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, коммерческий банк может только, обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности.

Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.

По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческих банков со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности и риска. Ориентация на "общегосударственные интересы" не совместимы с коммерческим характером работы банка.

Четвертый принцип работы коммерческих банков заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими, а не административными методами. Государство определяет лишь "правила игры" для коммерческих банков, но не может отдавать им приказы.

 

 

В механизме функционирования кредитной системы огромная роль принадлежит коммерческим банкам.

По Закону Pоссийской Федеpации "О банках и банковской деятельности в Pоссийской Федеpации", банк - это коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому согласно с настоящим Законом и на основании лицензии (разрешения), выдаваемой Центральным банком Pоссийской Федеpации, предоставлено право привлекать деньги от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности и, кроме того, выполнять другие банковские операции.

Правовое регулирование деятельности коммерческих банков выполняется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", иными федеральными законами, нормативными актами Банка России. Этими законами определены статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального Банка Pоссийской Федеpации, структура банковской системы России, ее функции и порядок и виды деятельности коммерческих банков и, кроме того, изложены методы регулирования и контроля деятельности коммерческих банков для обеспечения сбалансированности совокупного спроса и предложения.

В Федеральном Законе от 27.06. 2002 г. «О Центральном Банке Pоссийской Федеpации (Банке России) в главе X "Банковское регулирование и банковский надзор" в статье 56 сказано, что: "Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных предприятий". Банк России выполняет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.

Экономисты доказали, что организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов. Система банковского надзора обычно включает:

1. типы банковских учреждений, подлежащих надзору;

2. процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;

3. стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;

4. порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность либо ограничения банковских операций;

5. обязательность аудиторских проверок;

6. порядок назначения временной администрации по управлению банком;

7. объявление банков неплатежеспособными.

Первым этапом надзорной деятельности является лицензирование банков. Лицензирование имеет целью ограничить совершение банковских операций исключительно теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.

Для получения лицензии подавший заявку кредитное учреждение должно соблюдать ряд требований, в первую очередь, сравнительно:

1. минимального объема уставного капитала;

2. источников первоначально инвестируемого капитала;

3. состава основных акционеров;

4. квалификации и моральной характеристики руководства;

5. круга предполагаемых операций и стратегии деятельности;

6. правильности оценки банковских активов по их рыночной стоимости

7. комплекса мер по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности. Помимо этого, при решении вопроса о выдаче лицензии надзорные органы могут учитывать, например, условия по формированию сети филиалов нового банка, возможное воздействие создаваемого учреждения на уровень конкуренции в кредитно-финансовом секторе, национальную принадлежность капитала либо учредителя в тех случаях, когда в стране действует особый порядок рассмотрения заявок от зарубежных лиц.

Лицензия обязана содержать положения о сроках ее действия, условиях их продления, возможности внесения в нее поправок либо ее аннулирования. В ней может быть оговорено утверждение Центрального Банка кандидатур на высшие руководящие посты в банке после проверки их квалификации и опыта, принципиальных (свыше 5%) изменений в структуре собственности, слияний и, кроме того, перемены названия, coкрaщения оплаченного капитала.

Аннулирование лицензии возможно при следующих обстоятельствах:

1. неспособность создаваемого банка начать по истечении конкретного срока выполнение операций;

2. неосуществление банком условий лицензии либо выполнение операций, не предусмотренных в лицензии;

3. нарушение законов либо нормативных актов;

4. причинение ущерба интересам кредиторов и вкладчиков при проведении операций.

Второй этап надзорной деятельности - дистанционный (документарный) надзор, либо проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль за деятельностью, выполняемый органами надзора, разрешает заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Можно выделить следующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков: государственный, ведомственный и независимый.

Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства.

Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, задачи и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами.

Независимый контроль - это контроль, выполняемый независимыми вневедомственными организациями, то есть аудиторскими фирмами.

Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило, каждый месяц либо ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении ими экономических нормативов и предоставлять их в течение месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно 1 раз в год внешний аудитор обязан проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты, по которым он делает заключения.

Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящего от внутрибанковской системы управления, являются:

1. достаточность капитала (отношение собственных средств к ликвидным активам);

2. качество его активов с точки зрения риска ликвидности;

3. доходность, либо прибыльность (уровень прибыли на 1 акцию либо 1 занятого);

4. ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои обязательства).

В ст. 74 ФЗ "О Центральном Банке Pоссийской Федеpации" указаны меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России: "В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной либо недостоверной информации и, кроме того, совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в количестве до 0,1 процента от объема минимального уставного капитала или ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев".

В случае неосуществления в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений и, кроме того, в случае, если эти нарушения либо совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1. взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от объема оплаченного уставного капитала, но не больше 1 процента от минимального объема уставного капитала;

2. потребовать от кредитной организации:

2.1. выполнения мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры её активов;

2.2. замены руководителей кредитной организации;

2.3. реорганизации кредитной организации;

3. изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

4. ввести запрет на выполнение кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года и, кроме того, на открытие филиалов на срок до одного года;

5. назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 6 месяцев;

6. Банк России вправе отозвать лицензию на выполнение банковских операций. [

Таким образом, банковское регулирование и надзор в России направлен и на поддержание стабильности банковской системы, и на защиту интересов вкладчиков и кредиторов.

 

 

3. Банковские операции. Сделки, разрешенные кредитной организации. Сделки, запрещенные кредитной организации.

 

Банковские операции - закрытый перечень операций, право совершения которых принадлежит кредитным организациям на исключительной основе.

В соответствии со ст.5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относят:

  1. привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  2. размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
  3. открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  4. осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  5. инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  6. купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  7. привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  8. выдача банковских гарантий;
  9. осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России — и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России.

Помимо вышеперечисленных операций банки вправе совершать следующие:

1) выдавать поручительства за третьих лиц, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования по исполнению обязательств от третьих лиц в денежной форме;

3) управлять денежными средствами и иным имуществом по договору с клиентами;

4) осуществлять операции с драгоценными металлами и др.

В соответствии с ч.5 ст.5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре, а также на заключение договоров в целях выполнения функций центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности".

Кредитным организациям запрещается так же заключать соглашения и сделки, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а так же на ограничение конкуренции в банковском деле.

Приобретение долей уставных капиталов кредитных организаций, заключение соглашений, предусматривающих контроль за деятельностью кредитных организаций, не должны противоречить антимонопольным правилам.

В РФ отношения между ЦБ, коммерческими банками и их клиентами осуществляются только на договорной основе, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Договор определяет основные положения взаимоотношений банка и его клиента. Деловые взаимоотношения между банком и клиентом должны строиться на взаимном доверии.

Коммерческий банк официально предоставляет услуги клиенту, берет на себя обязательство выполнять указания последнего и заверяет клиента в том, что тот может положиться на компетентность банковских сотрудников и их профессионализм. В договоре указываются процентные ставки по кредитам и депозитам, стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, имущественная ответственность сторон за нарушение условий договора.

 

 

Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории РФ определен Федеральным законом РФ № 395-1 "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 г. (в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 282-ФЗ) гл. II.

В соответствии с этим законом действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности. Все операции банков могут производиться только на основании специальной лицензии ЦБ что вызвано повышенным риском самих операций и влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в экономике.

В соответствии с ч.1 ст. 12 Федеральным законом РФ № 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций. Решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации[33].

Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица после регистрации его устава в ЦБ.

Процедура регистрации коммерческого банка осуществляется в соответствии с Инструкцией Банка России от 14.01.2004 N 109-И (ред. от 14.08.2009, с изм. от 12.11.2009) "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2004 N 5551).

Процедура регистрации кредитной организации включает следующие основные этапы.

Учредители кредитной организации до подписания учредительного договора (договора о создании) направляют в Банк России запрос о предварительном согласовании предполагаемых полного официального и сокращенного наименований кредитной организации. Банк России в течение трех рабочих дней после получения запроса направляет в адрес учредителей кредитной организации и в адрес территориального учреждения Банка России по предполагаемому месту нахождения кредитной организации телеграмму, подтверждающую предварительное согласование предполагаемых наименований кредитной организации, которое действительно в течение двенадцати месяцев с даты направления указанной телеграммы.

Учредители для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций направляют в территориальное учреждение Банка России по ее предполагаемому местонахождению все необходимые документы, перечисленные выше.

Территориальное учреждение Банка России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций. Оно должно рассмотреть представленные документы и принять соответствующее решение в срок, не превышающий четырех месяцев с даты их поступления.

При наличии замечаний по представленным документам, а также при отсутствии полного комплекта документов территориальное учреждение Банка России возвращает их учредителям с письменным заключением. По одному экземпляру указанных документов остается в территориальном учреждении Банка России. Исправленные и повторно представленные в территориальное учреждение Банка России документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в установленном законодательством и нормативными актами Банка России порядке.

При отсутствии замечаний территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России положительное заключение с приложением подлинных документов, представленных учредителями кредитной организации для ее регистрации, на которых должны стоять необходимые отметки и согласования территориального учреждения Банка России. Заключение территориального учреждения Банка России должно содержать полную информацию, на основании которой им был сделан вывод о возможности государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.

Заключение должно содержать данные о сроках рассмотрения документов, оценку бизнес-плана, информацию о соответствии здания (помещения) требованиям по техническому оборудованию банковского помещения и укрепленное™ кассового узла, о представлении в территориальное учреждение Банка России уведомления о приобретении более 5% долей (акций) кредитной организации, а также о предварительном согласовании приобретения учредителями более 20% долей (акций) кредитной организации, если такое согласование имело место, информацию о согласовании кандидатов на должности руководителей исполнительных органов кредитной организации и ее главного бухгалтера и подтверждение оплаты сбора за регистрацию кредитной организации.

Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности государственной регистрации кредитной организации в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации всех необходимых для этого документов.

При принятии положительного решения о государственной регистрации кредитной организации и подписании свидетельства о государственной регистрации кредитной организации Банк России (Департамент лицензирования деятельности кредитных организаций и их финансового оздоровления) не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания свидетельства о государственной регистрации:

ставит на титульном листе каждого из представленных экземпляров учредительных документов кредитной организации штамп с указанием даты государственной регистрации и ее регистрационного номера;

вносит сведения о государственной регистрации кредитной организации в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;

направляет учредителям сообщение о государственной регистрации кредитной организации;

направляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, по два экземпляра свидетельства о государственной регистрации и ее учредительных документов.

Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в «Вестнике Банка России».

Банк России вправе отказать в государственной регистрации кредитной организации по основаниям, указанным в ст. 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». К таким основаниям относятся:

несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих требований перед бюджетами всех уровней за последние три года;

несоответствие документов, поданных для государственной регистрации, требованиям федеральных законов;

несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов Совета директоров (Наблюдательного Совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть мотивировано и сообщено учредителям кредитной организации в письменной форме.

Территориальное учреждение Банка России, получив свидетельство о регистрации кредитной организации и зарегистрированные учредительные документы:

направляет учредителям уведомление о государственной регистрации кредитной организации с указанием реквизитов корреспондентского счета, открываемого для выполнения требования Федерального закона «О банках и банковской деятельности» об оплате 100% уставного капитала в месячный срок с момента получения уведомления;

вносит сведения о регистрации новой кредитной организации в реестр кредитных организаций, расположенных на подведомственной ему территории;

выдает один экземпляр свидетельства о государственной регистрации кредитной организации и по одному экземпляру ее учредительных документов Председателю Совета директоров или другому уполномоченному лицу кредитной организации, письменно подтверждающему получение указанных документов.

Учредители кредитной организации должны оплатить 100% ее уставного капитала в течение одного месяца после получения уведомления о государственной регистрации кредитной организации.

Для подтверждения фактической оплаты уставного капитала кредитная организация в срок, не превышающий одного месяца с даты его 100%-ной оплаты, представляет в территориальное учреждение Банка России документы, на основании которых территориальное учреждение может удостовериться в правомерности оплаты: балансы на последнюю отчетную дату с отметкой органов Министерства по налогам и сборам Российской Федерации; балансы на дату внесения средств в уставный капитал кредитной организации, подтверждающие наличие у участников собственных средств; платежные поручения с отметкой об исполнении; акты приема-передачи здания (помещения) учредителя на баланс кредитной организации; нотариально удостоверенную копию свидетельства о праве собственности кредитной организации на здание (помещение), переданное учредителем в качестве оплаты доли (акций) в уставном капитале кредитной организации.

Кредитная организация, созданная в форме акционерного общества, в этот же срок направляет в Банк России документы для регистрации отчета об итогах первого выпуска акций.

Территориальное учреждение Банка России (подразделение, занимающееся вопросами лицензирования банковской деятельности) на основании документов, полученных от кредитной организации, в срок, не превышающий десяти дней с даты их получения, проверяет правомерность оплаты уставного капитала и направляет:

по кредитной организации, созданной в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, в Банк России заключение о правомерности оплаты уставного капитала;

по кредитной организации, созданной в форме акционерного общества, в подразделение, осуществляющее регистрацию выпусков акций в территориальном учреждении, либо в Банк России (Департамент лицензирования) заключение для регистрации отчета об итогах выпуска акций. После регистрации отчета об итогах выпуска акций и получения копии письма о регистрации территориальное учреждение направляет в Банк России заключение о правомерности оплаты уставного капитала.

Документы кредитной организации, подтверждающие оплату 100% уставного капитала, хранятся в территориальном учреждении Банка России, осуществляющем надзор за деятельностью кредитной организации.

Подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала является основанием для выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Решение о выдаче лицензии принимает Банк России в течение трех рабочих дней после получения заключения территориального учреждения Банка России о правомерности оплаты 100% уставного капитала. Он направляет территориальному учреждению два экземпляра лицензии на осуществление кредитной организацией банковских операций.

Территориальное учреждение Банка России, получив экземпляры лицензии:

вносит соответствующую запись в реестр выданных лицензий, который оно ведет;

выдает один экземпляр лицензии Председателю Совета директоров кредитной организации или другому уполномоченному лицу, письменно подтверждающему получение указанного документа.

Ключевым вопросом процесса лицензирования является анализ информации относительно следующих аспектов создаваемого кредитного учреждения: состав основных акционеров банка; источники первоначально инвестируемого капитала; компетентность руководства; круг предполагаемых операций и стратегия банка; правильность оценки банковских активов по их рыночной стоимости; политика по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности и др.

В лицензии указываются сроки ее действия, условия их продления, возможность внесения в нее поправок или ее аннулирования. Особо оговариваются: порядок утверждения Центральным банком кандидатур на высшие руководящие посты; механизм слияния, а также изменения названия; возможности уменьшения оплаченного капитала.

Для проведения операций в иностранной валюте банк должен получить лицензию Банка России на совершение валютных операций. Операции, которые разрешено проводить банку, перечислены в выданной ему лицензии.

Генеральная лицензия дополнительно дает право открывать филиалы за рубежом и приобретать акции (доли уставного капитала) кредитных организаций-нерезидентов.

Учредители берут на себя оформление всех необходимых для создания банка документов, формирование его уставного капитала, обеспечение материально-технической базы, определение круга клиентов и видов совершаемых банком операций и решение других вопросов.

В течение года уставный фонд банка должен быть оплачен полностью. До этого банк не имеет право увеличивать его размер, а также открывать филиалы, участвовать в формировании капитала других юридических лиц, принимать дополнительных участников, принимать вклады населения, эмитировать собственные векселя, чеки и облигации, выдавать поручительства и гарантии, оказывать брокерские услуги и обращаться с просьбой о расширении лицензии.

В особом порядке выдаются лицензии на открытие на Территории РФ банков с участием иностранных инвестиций.

Рассмотрим порядок формирования уставного фонда (капитала) акционерного банка.

Уставный фонд банка формируется путем выпуска и реализации акций.

Порядок регистрации и особенности осуществления банками эмиссии акций определяется Указание Банка России от 03.06.2003 N 1288-У "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 22 июля 2002 года N 102-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.06.2003 N 4865).

Акция - ценная бумага без установленного срока обращения, свидетельствующая о внесении средств в уставный фонд акционерного банка, дающая право ее владельцу на получение части прибыли в виде дивиденда и на участие в управлении.

Акции банка независимо от порядкового номера и времени выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость в рублях, если они предоставляют право голоса на собрании акционеров. Это требование распространяется и на привилегированные акции, если уставом банка они наделены правом голоса.

Цена акций одного типа и в рамках одного выпуска должна быть единой. При реализации акций первым владельцам их цену нельзя уменьшать ниже номинальной стоимости.

Акционерные банки могут выпускать обыкновенные и привилегированные акции. Акции считаются именными в том случае, если для реализации имущественных прав, связанных с их владением, необходима регистрация имени владельца акции в книгах учета эмитента или по его поручению в организации, осуществляющей профессиональную деятельность по ценным бумагам. Передача именной ценной бумаги от одного владельца к другому отражается посредством изменения соответствующих записей в учете и в реестре.

Владелец акции имеет право на часть полученной банком прибыли - дивиденды.

В случае ликвидации эмитента владелец акций имеет право на часть его имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов и владельцев привилегированных акций, в объеме, пропорциональном доле акций, которыми он обладает в уставном фонде банка.

Владелец акции имеет право голоса на общем собрании акционеров, участия в выборах органов управления и ревизионной комиссии.

Акция неделима. В случаях, когда одна и та же акция принадлежит нескольким лицам, она признается их общей совместной собственностью. Владельцы акции могут осуществлять свои права через одного из них или через общего представителя. Отношения между владельцами акции - порядок владения, пользования и распоряжения общей долевой собственностью - регулируются статьями Гражданского кодекса.

Обыкновенная акция дает один голос при решении вопросов на собрании акционеров и участвует в распределении чистой прибыли после пополнения резервов и выплаты дивидендов по привилегированным акциям. Однако следует отметить, что размер дивидендов по обыкновенным акциям зависит от результатов деятельности акционерного банка. При плохой работе банка (к примеру, если по итогам года он не имел прибыли) дивиденды по обыкновенным акциям вообще могут не выплачиваться. Собрание акционеров может принять решение о невыплате дивидендов по обыкновенным акциям и при наличии прибыли по результатам работы за год. Такое может случиться в первые годы работы банка, когда идет процесс его становления и акционеры заинтересованы в увеличении собственных средств банка для расширения его активных операций.

Привилегированные акции дают право их владельцам на получение дивидендов в размере, который должен быть не меньше, чем заранее установленный твердый процент к номинальной стоимости акций (этот процент необходимо определять при выпуске привилегированных акций), независимо от суммы прибыли, полученной акционерным обществом в соответствующем году. В случае недостаточности прибыли выплата дивидендов по привилегированным акциям производится за счет резервного фонда, а при недостаточности средств резервного фонда может переноситься на следующий год и выплачиваться за счет прибыли следующего года.

Владелец привилегированной акции имеет право на первоочередное (по сравнению с другими акционерами) удовлетворение требований по акциям в случае ликвидации акционерного общества. Он также может иметь иные права, которые определяются условиями выпуска акций и уставом эмитировавшего их акционерного банка.

Но при этом владелец привилегированной акции не имеет права участвовать в управлении акционерным банком (если иное не предусмотрено его уставом).

Согласно действующим нормативным документам, регулирующим выпуск и обращение ценных бумаг коммерческих банков на территории Российской Федерации, в уставном капитале банка номинальная стоимость размещенных привилегированных акций должна составлять не более 25% уставного капитала. Если уставом банка привилегированные акции наделяются правом голоса, то количество голосов, каким может обладать владелец этих акций, также должно быть закреплено в уставе банка.

Если необходима конвертация привилегированных акций в обыкновенные, то они должны пройти процедуру замены, т.е. их требуется погасить, а взамен выдать обыкновенные акции.

Порядок выпуска акций банка, который создается при разделении или выделении банка, а также порядок и условия конвертации акций реорганизуемого банка, формирующегося путем разделения, определяется советом директоров (наблюдательным советом) реорганизуемого банка и утверждается его общим собранием.

Оплата акций банка в момент его создания производится его учредителями по номинальной стоимости.

Увеличение уставного капитала (УК) банка может осуществляться за счет повышения номинальной стоимости уже размещенных акций или размещения дополнительных акций. Решение об этом принимается общим собранием акционеров банка.

При росте или сокращении уставного капитала банка в результате увеличения или уменьшения номинальной стоимости размещенных акций обязательно оформляются новые регистрационные документы.

Процедура размещения акций бывает различной для акций, выпуск которых сопровождает учреждение акционерного банка или преобразование паевого банка в акционерный (что также следует расценивать как учреждение акционерного банка), и для акций, выпуск которых сопровождает последующее увеличение уставного фонда.

Эти отличия обусловливаются в первую очередь способом проведения подписки на акции, а также связаны с организационно-правовой формой, в рамках которой создается или проводит свою деятельность коммерческий банк.

Выпуск ценных бумаг (эмиссия) осуществляется:

- путем частного размещения среди заранее известного ограниченного числа инвесторов и на ограниченную сумму, без публичного объявления, без проведения рекламной кампании, публикации и регистрации проспекта эмиссии;

- посредством открытого размещения с публикацией и регистрацией проспекта эмиссии среди потенциально неограниченного числа инвесторов и на определенную сумму.

Что касается установленных ограничений по объему подписки, то от них можно абстрагироваться, поскольку Банком России принята вторая ограничительная норма по минимальному размеру капитала коммерческих банков.

Для обеспечения устойчивости кредитных организаций Указанием Банка России от 01.12.2003 № 1346-У "О минимальном размере уставного капитала для создаваемых кредитных организаций, размере собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов, размере собственных средств (капитала) для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка" установлены:

o минимальный размер уставного капитала:

- создаваемого банка, независимо от доли участия в нем иностранного капитала, составляет сумму, эквивалентную 5 млн евро1;

- создаваемой дочерней кредитной организации иностранного банка - должен составлять сумму, эквивалентную 5 млн евро;

o минимальный размер собственных средств (капитала):

- банка, ходатайствующего о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций, составляет сумму, эквивалентную 5 млн евро;

- кредитной организации, ходатайствующей об изменении вида с небанковской кредитной организации на банк, должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро.

Предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации: доля материальных активов для вновь созданных банков в общей сумме уставного капитала не может превышать 20%.

Поэтому актуальным остается только количество инвесторов и порядок их участия в подписке на акции.

Открытость или закрытость подписки на акции не следует отождествлять с организационно-правовой формой деятельности банка (открытое или закрытое акционерное общество).

Основными отличительными признаками, которыми следует руководствоваться при определении закрытости или открытости акционерного общества, являются:

- порядок проведения подписки на акции при формировании уставного капитала общества;

- порядок переуступки акций общества.

Уставный капитал акционерного банка закрытого типа формируется за счет продажи акций учредителям. Эти акции могут передаваться от одного лица к другому с согласия большинства акционеров. Именно вышеназванное обстоятельство является признаком закрытости общества.

При проведении подписки на акции закрытого общества в условиях расширения круга инвесторов эмитент ценных бумаг - акционерный банк закрытого типа должен зарегистрировать и опубликовать проспект эмиссии в том же порядке, который предусмотрен для открытой подписки на ценные бумаги.

На наш взгляд, проще и правильнее при выборе критериев, определяющих открытость и закрытость подписки, сосредоточить внимание не на количестве инвесторов и объеме капитала, формируемого путем выпуска акций, а на ограниченности или неограниченности потенциальных инвесторов, принимающих участие в подписке на акции.

Выпуск акций для увеличения уставного капитала акционерного банка может осуществляться лишь после полной оплаты акционерами всех ранее выпущенных банком акций.

При регистрации и продаже акций банка, выпуск которых связан с увеличением уставного капитала, банк должен уплатить налог на операции с ценными бумагами (0,8% суммы предполагаемого уставного капитала) и подать документы в ЦБ РФ не позднее двух месяцев со дня принятия решения о выпуске.

Кроме того, в ЦБ РФ необходимо представить документ, подтверждающий согласование данного выпуска с Министерством РФ по антимонопольной политике (МАП). В том случае, если уставный капитал банка превышает 160 млн. руб., требуется предварительное согласие федерального антимонопольного органа на приобретение более 20% акций (долей) в уставном капитале банка.

Если же уставный капитал банка превышает 2 млрд. руб., ходатайства о согласовании выпуска акций направляются в МАП России. В остальных случаях ходатайства направляются в территориальные органы МАП России по местонахождению банка. Органы МАП в течение 30 дней рассматривают ходатайство и выдают документ о согласовании (несогласовании) выпуска.

Законодательство разрешает оплачивать размещаемые акции ценными бумагами, валютой и банковскими зданиями (в пределах 10% размера дополнительной эмиссии -Инструкция Банка России № 75-И). Но в этом случае акционеры - владельцы голосующих акций должны отказаться от преимущественного права приобретения акций, размещаемых банком, в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им голосующих акций. В результате доля акционера в уставном капитале может резко сократиться. В этом случае акционер вправе требовать оценки и выкупа принадлежащих ему акций. Выкупаемые акции подлежат погашению не позднее двух рабочих дней со дня выкупа. Данное условие на практике реализовать достаточно трудно. Обычно право преимущественной покупки акций предоставляется на 30 дней или на другой срок, после которого акции распространяются по открытой подписке.

Следует проводить размещение акций как можно быстрее, чтобы сократить время нахождения средств на накопительном счете в ЦБ РФ. Первый платеж за акции должен составлять не менее 50% номинальной стоимости приобретаемых акций для всех акционеров.

В том случае, если регистрация выпуска акций банка производится без регистрации проспекта эмиссии, действия банка-эмитента включают в себя:

o принятие решения о выпуске акций;

o регистрацию выпуска акций;

o изготовление сертификатов акций (для документарной формы выпуска);

o реализацию акций;

o регистрацию отчета об итогах выпуска.

Регистрация выпуска акций должна сопровождаться проспектом эмиссии при условии: либо число акционеров больше 500, либо общий объем эмиссии превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Если регистрация выпуска акций сопровождается регистрацией проспекта эмиссии, то в действия банка-эмитента входят:

o принятие решения о выпуске;

o подготовка проспекта эмиссии;

o регистрация выпуска акций и проспекта эмиссии;

o издание проспекта эмиссии и публикация сообщения в средствах массовой информации о выпуске акций;

o изготовление сертификатов акций (для документарной формы выпуска);

o реализация акций;

o регистрация отчета об итогах выпуска;

o публикация итогов выпуска.

К исключительной компетенции общего собрания акционеров отнесено утверждение итогов эмиссии.

Данные полномочия общего собрания акционеров нельзя делегировать совету директоров банка. Однако акционерное собрание банка может уполномочить совет директоров банка в промежутке между годовыми собраниями акционеров принимать решения, в рамках которых устанавливаются периоды осуществления выпусков акций и их объемы с определением максимального прироста уставного фонда за год.

В проспекте эмиссии (который составляется на каждое увеличение уставного фонда) должна быть ссылка на решение собрания акционеров, и здесь же надо указать общий размер увеличения уставного фонда, принятый на этом собрании.

В решении о выпуске акций следует сообщить необходимые данные, которые характеризуют:

o объем выпуска;

o тип выпускаемых акций (обыкновенные, привилегированные и т.д.);

o количество акций и общую сумму в целом и по типам (объем обыкновенных и привилегированных акций строго фиксируется, а их соотношение в процессе реализации не меняется, при этом необязательно указывать объем акций, продаваемых за валюту);

o номинальную стоимость акций;

o порядок выплаты дивидендов;

o срок и порядок подписки на акции;

o порядок размещения и оплаты акций;

o порядок распоряжения акциями, а также порядок обмена акций, если предусматривается их конвертация;

o права владельцев акций, их дополнительные права (например, право первой очереди на покупку при новой эмиссии акций) и другую информацию, связанную с выпуском акций.

Полномочия по решению вопросов, которые не относятся к исключительной компетенции собрания акционеров банка-эмитента, должны быть строго расписаны общим собранием, например, утверждение проспекта эмиссии и отчета об итогах выпуска, утверждение оценки вносимых в качестве оплаты акций материальных активов и т.д.

 

 

 

Нормативное регулирование этого вопроса отражено в ст. 13 лицензирование банковских операций ФЗ № 395-I от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности":

«Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России за исключением случаев, указанных в частях девятой и десятой настоящей статьи и в Федеральном законе "О национальной платежной системе"[34].

Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.

Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.

В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.

Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" вправе осуществлять банковские операции, право на осуществление которых предоставлено ей на основании Федерального закона "О банке развития"[35].

Коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией и осуществляющая функции центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности"[36], вправе осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России, операции, указанные в пункте 6 части первой статьи 5 настоящего Федерального закона, при заключении на бирже договоров о приобретении (об отчуждении) иностранной валюты в целях выполнения функций центрального контрагента.

 

  Виды лицензий, выдаваемые банкам   Комментарий
  1. Лицензии, выдаваемые созданному путем учреждения банку  
Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц)   Инструкция Банка России от 14.01.2004 №109-И, п.8.2.1, приложение 6
Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, содержащая банковские операции. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях Инструкция Банка России от 14.01. 004 №109-И, п.8.2.4, приложение 16  
Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц)   Инструкция Банка России от 14.01.2004 №109-И, п.8.2.2, приложение 7  
Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, содержащая банковские операции. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Инструкция Банка России от 14.01.2004 №109-И, п.8.2.5, приложение 17  
Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов Лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) Инструкция Банка России от 14.01.2004 №109-И, п.8.2.3.
2. Лицензии, выдаваемые для расширения деятельности банка
Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков. Инструкция Банка России от 14.01.2004 №109-И, п.8.2.2, п.14.1.1, приложение 7  
Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов Лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) Инструкция Банка России от 14.01.2004 №109-И, п.8.2.3, п.14.1.2, приложение 8  
Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях Лицензия может быть выдана банку, с даты государственной регистрации которого прошло не менее двух лет. При рассмотрении вопроса о выдаче банку данной лицензии в нем проводится проверка на соответствие требованиям к участию в системе страхования вкладов. Инструкция Банка России от 14.01.2004 №109-И, п.14.1.3, п.14.2, п.14.4, приложение 16  
Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Лицензия может быть выдана банку, с даты государственной регистрации которого прошло не менее двух лет, а также при наличии лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц), или одновременно с ней. При рассмотрении вопроса о выдаче банку данной лицензии в нем проводится проверка на соответствие требованиям к участию в системе страхования вкладов. Инструкция Банка России от 14.01.2004 №109-И, п.14.1.4, п.14.2, п.14.4, приложение 17  
Генеральная лицензия. Генеральная лицензия может быть выдана банку: - с даты государственной регистрации которого прошло не менее двух лет; - имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте; - выполняющему установленные нормативными актами Банка России требования к размеру собственных средств (капитала). Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения Генеральной лицензии. При рассмотрении вопроса о выдаче банку Генеральной лицензии в нем проводится комплексная проверка в порядке, установленном нормативными актами Банка России, или принимаются во внимание результаты комплексной проверки, если она была завершена не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче данной лицензии в территориальное учреждение Банка России. Кредитная организация, ходатайствующая о выдаче Генеральной лицензии, вправе обратиться в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью, с ходатайством о проведении комплексной проверки. Сроки проведения комплексной проверки и проверяемый период деятельности кредитной организации согласовываются территориальным учреждением Банка России с указанной кредитной организацией. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы на территориях иностранных государств и (или) приобретать акции (доли) в уставном капитале иностранных банков. Инструкция Банка России от 14.01.2004 №109-И, п.14.1.5, п.14.3, п.14.4, приложение 18

 

Объектом лицензирования в банковской сфере является банковская деятельность как совокупность систематически осуществляемых банками или небанковскими кредитными организациями как участниками единой банковской системы банковских операций, направленных на извлечение прибыли. В аспекте банковской деятельности лицензирование имеет определенную специфику, которая заключается в том, что банковская лицензия прямо легитимирует совершение лишь банковских операций (ч. 1 ст. 5 Закона о банках). Помимо банковских операций банковская лицензия косвенно легитимирует также совершение ряда сделок, указанных в ч. 3 ст. 5 Закона о банках, а также операций с ценными бумагами, перечень которых приведен в ст. 6 Закона. Следовательно, перечень видов предпринимательской деятельности, которые имеют право осуществлять кредитные организации, шире, чем прямо указанный в банковской лицензии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.237 сек.