Основные цели и методы кредитно−денежной политики.
Кредитно−денежная политика
• часть общеэкономической политики государства;
• относительно самостоятельная система воздействия на
экономику;
• форма косвенного регулирования денежного рынка: комплекс
взаимосвязанных мероприятий ЦБ по регулированию
совокупного спроса AD через изменение предложения денег MS
Кредитно−денежная политика призвана стимулировать деловую активность в период спада и ограничивать ее при "перегреве" экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Цели кредитно−денежной политики
Конечные
достижение оптимального соотношения между углами "магического 4хугольника"
• экономический рост
• полная занятость (смягчение циклических колебаний на рынках товаров,
капиталов и труда)
• стабильность цен
• устойчивый платежный баланс
Эти цели реализуются во взаимодействии с другими направлениями экономической политики − фискальной, структурной, валютной, внешнеторговой.
Промежуточные
• денежная масса, MS
• ставка процента, R
• обменный курс, EN
Реализация этих целей непосредственно относится к деятельности ЦБ:
монополия на денежную эмиссию позволяет контролировать наличную составляющую денежного обращения; преобладание депозитной части предложения денег и особая роль ЦБ в формировании кредитных ресурсов банковской системы создает основу для воздействия на объемы банковских кредитов.
Методы кредитно−денежной политики
Общие
влияют на рынок ссудных капиталов в целом
• операции на открытом рынке (купля−продажа государственных
ценных бумаг);
• учетная (дискόнтная) и ломбардная политика;
• изменение норм обязательных резервов;
• установление целевых ориентиров динамики денежной массы
(таргетирование);
• добровольные соглашения;
• девизные операции
Селективные
направлены на регулирование отдельных видов кредита, кредитования отдельных отраслей (секторов) экономики или предприятий
• прямое ограничение кредитов путем установления лимитов,
квот по учету векселей;
• ограничение темпа роста кредитных операций;
• установление контроля по отдельным видам кредита;
• установление максимальных процентов по отдельным видам вкладов;
• регулирование процентных ставок
Общая направленность методов
кредитно−денежной политики
изменение банковских резервов, а значит, денежной базы MB и в конечном счете денежной массы MS
Операции на открытом рынке
купля−продажа ЦБ государственных ценных бумаг по рыночному или заранее установленному курсу с последующим совершением обратной сделки
• наиболее гибкий (рыночный) метод, отражающий активную роль ЦБ и высокую эффективность в коротком периоде, т.к. прямо (непосредственно) влияет на уровень банковской ликвидности;
• используется в странах с развитым фондовым (вторичным)рынком, т.к. деятельность ЦБ на первичном рынке запрещена или существенно ограничена законом;
• ЦБ заключает контракты с комбанками о купле−продаже государственных ценных бумаг на основе 2х методов:
* голландского − по одинаковой ставке процента для всех
кредитных институтов,
* американского − по разным ставкам процента для разных
кредитных институтов
В России основной вид государственных ценных бумаг − ГКО, что делает рынок капитала неустойчивым и зависимым от государственной политики.
Высокий уровень доходности ГКО повышает цену на все заемные средства, сдерживая инвестиции в реальный сектор экономики.
Учетная (дискόнтная) политика
изменение ставки процента (ставки рефинансирования),
по которой ЦБ кредитует коммерческие банки
• основана на учете и покупке векселей, ранее учтенных комбанками, с удержанием учетного процента (дискόнта)
Учет векселей
Рефинансирование
приобретение векселей банком до истечения срока их погашения
обмен ценных бумаг с истекшим сроком погашения на новые виды ценных бумаг
• активно использовалась в 30−40е гг. XX в.
(рекомендации Дж.Кейнса) как антикризисный инструмент;
50−60е гг. − как инструмент антиинфляционного
регулирования;
70е гг. − как метод валютного регулирования;
в настоящее время значение учетной политики снижается, она рассматривается как индикатор направленности КДП
• с учетной ставкой процента связаны политика "дорогих" и
"дешевых" денег
Политика "дорогих денег"
повышение учетного процента и ограничение притока денег в кредитную систему ("сжатие кредита", т.к. банки также повышают свой процент за кредит) используется для борьбы с инфляцией
снижение учетного процента и рост кредитных ресурсов способствует выходу из спада и снижению безработицы
(покупка гос. облигаций,) ↓R% → ↑RE→ ↑MS→ ↑I(R) → ↑Y,↑ L → ↓ u
↓rr
• дополнением учетной политики является ломбардная
(залоговая) политика
Ломбардная политика
предоставление ЦБ ссуд кредитным учреждениям под залог векселей, собственных и государственных ценных бумаг. Ломбардная ставка на 1−2 % превышает уровень учетной ставки (из-за высокого риска) и изменяется вслед за ней.
Политика
обязательных
резервов
установление минимальной доли депозитов, которую комбанки должны хранить в виде резервов на беспроцентном счете в ЦБ
• впервые данный метод КДП был применен в США в 1933 г.
и в дальнейшем широко использовался практически во всех развитых странах;
• с 70х гг. XX в. наблюдается устойчивая тенденция к значительному снижению уровня резервных требований и появление возможности частичной компенсации (выплата процента), что повышает предсказуемость регулирующих мер.
Во избежание злоупотреблений максимальный размер обязательных резервов фиксируется в законе (Франция, Германия и др.).
В рамках ЕВС 1.01.1999 г. введены единые резервные требования для стран-членов. Одновременно в ряде стран (Великобритания, Канада, Люксембург) резервные требования были отменены как малоэффективные;
• наиболее жесткий ("грубый") метод КДП, непригодный для текущего оперативного регулирования. Пересмотр резервных требований происходит 1−2 раза в год, причем величина обязательных резервов различна по видам вкладов (до востребования, срочным, валютным).
Добровольные соглашения
соглашения между ЦБ и комбанками о добровольном ограничении последними своей кредитной деятельности.
Со своей стороны ЦБ обязуется информировать кредитные учреждения о возможных негативных последствиях КДП.
Успешность использования этого метода зависит от наличия доверия к ЦБ и возможности "мягкого давления" на коммерческие банки.
Девизные операции
купля−продажа ЦБ инвалюты (валютные интервенции)
для поддержания в определенных пределах курса национальной валюты
Эффективность кредитно−денежной политики
Преимущества
∙ гибкость и оперативность принятия решений в соответствии
с экономической конъюнктурой;
∙ свобода от политического давления
Недостатки
1) ЦБ не может полностью контролировать предложение денег (циклическая асимметрия):
• комбанки самостоятельно определяют величину избыточных резервов. Поэтому
политика "дешевых" ("дорогих") денег лишь создает предпосылки для расширения (сокращения) предложения денег MS и увеличения (уменьшения) совокупных расходов AE (прежде всего инвестиций), но она не гарантирует, что банки воспользуются этой
возможностью;
• ЦБ не может точно предусмотреть объем кредитов, выдаваемых коммерческими банками;
• величина коэффициента депонирования cr определяется поведением населения и причинами, не связанными с действиями ЦБ.
2) изменение предложения денег MS может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег V в силу обратной связи между ними (кейнсианская точка зрения):
↑MS (политика дешевых денег) → ↓R → ↑ Mda→ ↓V
↓ MS (политика дорогих денег) → ↑R → ↓ Mda→ ↑V
3) невозможность одновременно стабилизировать предложение денег MS и ставку процента R (дилемма промежуточных целей):
стабилизация MS сопровождается колебаниями ставки процента, дестабилизируя экономику;
стабилизация R (снижение до первоначального уровня) предполагает увеличение MS, провоцируя раскручивание инфляции (↑ π). В свою очередь для снижения R необходимо сократить предложение денег, что вызовет сокращение совокупных расходов AE, падение производства и углубление спада.
4) внешние лаги, т.к. ее воздействие на AD происходит через определенный передаточный механизм.
Внешний лаг – это промежуток времени между принятием решения и реакцией экономики на него.
В среднем продолжительность временных лагов колеблется от 2 месяцев до 2 лет:
в условиях кризиса – от 5 до 21 месяца, в период подъема – до 14 месяцев. Поэтому меры краткосрочной КДП могут принести существенный вред. Например, увеличение предложения денег (и снижение ставки процента) для выхода из спада может дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и спровоцирует рост инфляции.
5)эффективность КДП в значительной мере определяется степенью доверияк политике ЦБ и степенью независимости ЦБ от исполнительной власти. Из-за сложности точной оценки степень независимости ЦБ определяется на основе как формальных критериев (частота сменяемости руководства ЦБ, границы участия банка в кредитовании госсектора, решении проблем бюджетного дефицита и других официальных характеристик, зафиксированных в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости ЦБ. В связи с этой проблемой четко просматривается следующая закономерность: чем больше независимость ЦБ (формальная и неформальная), тем ниже темпы инфляции и дефицит бюджета
ФИСКАЛЬНАЯ И МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА
В КЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ
Классическая модель
Кейнсианская модель
1. Макроэкономическая политика всегда пассивна, т.к. рыночная экономика внутренне стабильна и автоматически восстанавливает равновесие через гибкие номинальные показатели − цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента. Поэтому вмешательство государства усиливает нестабильность и должно быть минимальным.
1. Макроэкономическая политика должна быть активной из-за внутренней нестабильности рыночной экономики. Нестабильность связана с недостаточной гибкостью рынка труда, жесткой заработной платой и неэластичностью цен в сторону понижения.
2. Основное уравнение −
уравнение совокупных расходов AE:
Y = C + Ig + G + Xn
Оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в экономике
3. Фискальная политика имеет второстепенное значение, т.к. вызывает эффект вытеснения и провоцирует инфляцию, снижая тем самым ее стимулирующее влияние.
3. Фискальная политика имеет первостепенное значение, т.к. госзакупки G оказывают непосредственное влияние на величину AD с мультипликативным эффектом на потребление; налоги T − эффективно воздействуют на потребление C и инвестиции I.
4. Монетарная политика эффективна в силу непосредственной связи между изменением предложения денег MS и ВНП.
4. Монетарная политика неэффективна из-за длинного "передаточного механизма".
Связь между предложением денег и ВНП опосредована движением ставки процента, влияющей на инвестиции.
Определенные трудности осуществления стабилизационной политики связаны
с наличием временных лагов фискальной и монетарной политики.
Фискальная политика
характерны внутренние лаги, т.к. предполагают длительные обсуждения в парламенте.
Внутренний лаг − это промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия ответных мер правительством.
Монетарная политика
характерны внешние лаги, т.к. ее воздействие на AD происходит через определенный передаточный механизм.
Внешний лаг − это промежуток времени между принятием решения и реакцией экономики на него.
В среднем лаги фискальной и монетарной политики составляют 1 − 2 года.
СТИМУЛИРУЮЩАЯ КДП В МОДЕЛЯХ AD−AS и IS−LM
Кейнсианская теория является теорией "эффективного спроса" при активном вмешательстве государства.
В модели AD−AS можно выделить краткосрочный и долгосрочный эффект стимулирующей КДП.
Увеличение предложения денег MS (политика "дешевых денег") на кейнсианском отрезке кривой AS приводит в движение механизм краткосрочного регулирования денежного рынка:
↑MS → ↓R → ↑I(R) → ↑Y, ↑L → ↓u
В долгом периоде (классический отрезок) увеличение предложения денег MS
вызовет только повышение уровня цен. Появление адаптивных ожиданий на дальнейший рост цен в будущем спровоцирует новый всплеск AD и новый виток инфляции:
↑MS → ↑P → Eинфл → ↑ AD → ↑π
В этих условиях необходимо постоянное вмешательство государства в экономику в виде новых денежных инъекций, что фактически означает ее инфляционное финансирование.
выводы
• главное − стимулирование эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая
является дополнительным генератором совокупного спроса AD;
• длинный "передаточный механизм" значительно снижает эффективность КДП по
сравнению с мерами бюджетно−налогового регулирования.
Анализ стимулирующей монетарной политики в модели IS−LM приводит к аналогичным выводам.
Чрезмерное увеличение предложения денег может привести экономику либо
в "ликвидную ловушку" (ставка процента, достигнув критически низкого уровня, перестает реагировать на увеличение денежной массы), либо в "инвестиционную ловушку" (изменение ставки процента не влияет на инвестиционный спрос вследствие пессимистических ожиданий предпринимателей).
В обоих случаях взаимодействие товарного и денежного рынков прекращается. Вывести экономику из этих "ловушек" может только стимулирующая бюджетно−налоговая политика (БНП) в отношении инвестиций.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление