Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструменты регулирования межбюджетных отношений




Равновесие бюджетной системы достигается при условии

равномерного

и

пропорционального

обеспечения

ресурсами

и

соответствующего осуществления расходов каждым звеном бюджетной

системы.

Сбалансировать бюджеты одного уровня невозможно только за счет

разграничения их доходов и расходов. Это достигается с помощью

перераспределительных процессов в пределах бюджетной системы.

Схема перераспределения бюджетных ресурсов

Государственный бюджет

Изъятие средств

Бюджетные трансферты

Бюджеты территорий - доноров

Бюджеты территорий - реципиентов

- собственные доходы

- собственные доходы

- закрепленные доходы

- закрепленные доходы

- регулирующие доходы

- регулирующие доходы

Эти межбюджетные отношения отражают процесс бюджетного

регулирования, который заключается в сбалансированности бюджетов,

входящих в бюджетную систему. Как видно из схемы, это достигается путем

перераспределения бюджетных ресурсов.

Регулирование межбюджетных отношений – процесс, в ходе

которого упорядочиваются финансовые возможности и потребности в

бюджетных ресурсах различных органов власти.

В процессе межбюджетного регулирования решаются следующие

задачи:

- сбалансированность бюджета;

 

Page 66

- обеспечение равномерности поступления доходов с целью избежания

перебоев в финансировании расходов;

- обеспечение заинтересованности местных органов власти в полной

мобилизации доходов на своей территории;

- обеспечение самостоятельности в использовании дополнительно

полученных доходов;

- перераспределение бюджетных ресурсов между финансово

«богатыми» и «бедными» территориями;

- увязка объемов полученной финансовой помощи с конкретными

усилиями по мобилизации доходов;

- осуществление финансового выравнивания.

Понятие «финансовое выравнивание» впервые дано в статье 1 Закона

Украины «О местном самоуправлении»:

«Финансовое выравнивание - составляющая процесса бюджетного

регулирования».

Финансовое выравнивание – это процесс, направленный на устранение

отклонений, которые приводят к неодинаковым условиям предоставления

гарантированных государством социальных услуг.

В соответствии с Конституцией Украины все граждане платят налоги и

поэтому имеют право на одинаковый уровень социальных услуг независимо

от места проживания.

Поэтому финансовое выравнивание призвано:

- во-первых, привести в соответствие расходы бюджетов к

гарантированному государственному минимальному уровню социальных

услуг на душу населения;

- во-вторых, устранить значительные расхождения в осуществлении

расходов на различных территориях.

Различают бюджетное регулирование:

- вертикальное;

- горизонтальное.

 

Page 67

Целью вертикального бюджетного регулирования или «финансового

выравнивания» является обеспечение доходами всех звеньев бюджетной

системы в соответствии с полномочиями. Осуществляется путем

распределения расходов между звеньями бюджетной системы и

предоставлением доходов, достаточных для финансирования этих расходов.

Цель горизонтального бюджетного регулирования – устранение

несоответствия между уровнями бюджетной обеспеченности. Смысл

горизонтального бюджетного регулирования заключается в финансовом

выравнивании бюджетов территорий. Горизонтальный дисбаланс возникает,

потому, что существуют «богатые» и «бедные» территории.

Схема бюджетного регулирования

Горизонтальное выравнивание осуществляется в пределах бюджетов

местного самоуправления. Это осуществляется потому, что районные и

областные бюджеты не имеют собственных доходов, а образуются за счет

средств Государственного бюджета или местных бюджетов.

Республиканский бюджет АРК Крым

Бюджеты г.Киева, г.Севастополя

Областные бюджеты

Районные бюджеты

Бюджеты органов местного.

самоуправления

Государственный бюджет Украины

Горизонтальное бюджетное регулирование

Вертикальное

бюджетное

регулирование

 

Page 68

Состояние горизонтального бюджетного регулирования можно

охарактеризовать, исходя из анализа величины расходов из бюджетов в

расчете на душу населения по направлениям функциональной

классификации.

В Украине исторически сложились значительные горизонтальные

фискальные дисбалансы. Причина тому – неравномерное размещение

налоговой

базы,

как

следствие

неравномерности

размещения

производительных сил на территории государства.

В Украине используются следующие инструменты межбюджетного

регулирования:

• собственные доходы;

• закрепленные и регулирующие доходы (в процентном

отчислении от общегосударственных налогов и доходов);

• бюджетные трансферты;

• межбюджетные взаиморасчеты;

• бюджетные займы.

Регулирующие доходы МБ

Процентные

отчисления от

общегосударственны

х налогов и сборов,

которые меняются

ежегодно

Межбюджетные трансферты

Дотация

выравнивания

Субвенции

 

Page 69

Отдельным административно- территориальным единицам может не

хватать закрепленных и собственных доходов для покрытия расходов в

соответствии с программой экономического и социального развития. В этом

случае формируются регулирующие доходы местных бюджетов (см. схему)

В соответствии с Бюджетным кодексом основным методом

бюджетного регулирования является метод межбюджетных трансфертов.

Порядок и условия их предоставления, а также использования утверждается

ВР Украины и решениями соответствующих органов самоуправления.

3. Межбюджетные трансферты: виды и порядок их определения

Местные бюджеты должны иметь достаточно средств для выполнения

органами местного самоуправления собственных и делегированных

полномочий, а также для обеспечения населения социальными услугами не

ниже уровня минимальных социальных гарантий.

Если местные бюджеты не могут быть сбалансированы с учетом этих

условий, государство балансирует бюджеты путем передачи средств в виде

бюджетных трансфертов.

Бюджетные трансферты – это основной инструмент межбюджетного

регулирования, именно на него возлагается задача достижения одинаковой

бюджетной обеспеченности всех регионов страны.

Межбюджетные трансферты – это средства, которые бесплатно и

безвозвратно передаются из одного бюджета в другой с целью выравнивания

доходной способности различных бюджетов и реализации государственных

программ.

Механизм межбюджетных трансфертов должен:

- во-первых, содействовать гармонии социально-экономическому

развитию регионов;

- во-вторых, учитывать интересы местных органов власти;

 

Page 70

- в-третьих, учитывать потенциальные возможности экономики

регионов.

Межбюджетные трансферты могут быть:

- позитивными, которые предусматривают получение средств

соответствующим бюджетом в процессе бюджетного регулирования;

- негативными, которые предусматривают изъятие доходов из

местных бюджетов в Государственный, если наблюдается превышение

доходов над плановыми расходами.

В соответствии со статьей 96 Бюджетного кодекса межбюджетные

трансферты подразделяются на следующие виды:

1. дотации выравнивания;

2. субвенции;

3. средства, которые передаются в Государственный бюджет и

другие местные бюджеты из других местных бюджетов;

4. другие дотации.

Дотации выравнивания – это межбюджетный трансферт на

выравнивание доходной обеспеченности бюджета. Этот вид межбюджетных

трансфертов предоставляется из Государственного бюджета на расходы, не

имеющие целевого назначения. Предоставление других видов нецелевых

трансфертов из Государственного бюджета запрещено Бюджетным кодексом.

Субвенции – это межбюджетные трансферты, предоставляемые для

использования на конкретную цель и в порядке, который определяется

органом, принявшим решение о выдаче субвенции. Субвенция

предоставляется бюджету низшего уровня с четко определенным

назначением как финансовая помощь на выполнение определенных

программ и мероприятий, которые призваны обеспечить гарантированный

законодательством минимум социальных услуг населению территории, где

такой минимум не обеспечен собственными доходами по причинам, не

зависящим от них.

 

Page 71

Субвенция предоставляется на компенсацию недополученных доходов

в связи с неравномерностью их разделения между регионами, а также на

финансирование мероприятий, связанных с выравниванием социального

развития территорий.

Предоставление местным бюджетам субвенций позволяет центральной

власти проконтролировать эффективность использования переданных

средств.

В современной практике бюджетного регулирования доходов

значительная роль принадлежит субсидиям.

Субсидия – денежная помощь, предоставляемая государством за счет

бюджетных средств, а также специальных фондов, юридическим и

физическим лицам и местным органам власти.

Как

инструмент

межбюджетного

регулирования

субсидии

применяются с целью укрепления доходной базы и сбалансирования местных

бюджетов. Субсидии передаются высшими звеньями бюджетной системы

низшим всегда бесплатно и безвозвратно.

Субсидия может иметь целевой характер и может быть не связана

непосредственно с финансовым состоянием бюджета, который ее получает. В

Украине субсидии не нашли должного распространения, как за рубежом.

В зарубежных странах субсидии подразделяются на прямые и

непрямые.

Прямые

субсидии

направляются

на

финансирование

капиталовложений в приоритетные отрасли, на переподготовку кадров,

создание рабочих мест, фундаментальные исследования и т.д.

Непрямое субсидирование осуществляется путем налоговой и

кредитной политики.

Наиболее распространенный метод субсидирования в Украине –

налоговый кредит.

Налоговый кредит – отсрочка уплаты налога на доходы, которая

предоставляется предприятию государственной налоговой службой

на

 

Page 72

условиях возвратности, срочности и платности при наличии согласия

финансового органа, который контролирует исполнение бюджета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.