КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Международная валютная система
Рис. 3. Влияние роста мировых цен на рынок факторов производства Подорожание ресурсоинтенсивного фактора производства, приводит к падению цен на остальные факторы производства. При оплате дорогого ресурса начинается экономия на остальных факторах производства и сокращается спрос на них. Падение спроса оборачивается падением цен. В результате складывается тенденция, ведущая к сжатию спроса, падению цен и.доходов владельцев остальных факторов производства Повышение мировых цен дает преимущества в доходах владельцам интенсивных факторов производства, владельцы остальных факторов проигрывают. Теорема Рыбчинского. Польский экономист Т. М. Рыбчинский сделал попытку выявить отдаленные последствия внешней торговли на развитие внутреннего рынка, на формирование его отраслевой структуры. Он высказал мысль о том, что при неизменности относительных цен на товары и факторы производства отраслевые перспективы развития будут меняться. Теорема Рыбчинекого заключалось в следующем: увеличение и доминирование одного вида производства, благодаря успешному экспорту, приводят к сокращению и деградации других отраслей. Российская действительность наглядно проиллюстрировала выводы Рыбчинекого. В России расширение экспортного производства сырья привело к оттоку капитала в эти доходные отрасли, оголив остальное производство. В результате внутренний рынок заполнился импортной продукцией, которая усилила деградацию многих отраслей, обслуживающих внутренний рынок. Этот процесс привел к чрезмерной зависимости страны от колебаний цен мирового рынка и ослабил устойчивость экономического роста. Правительство, осознав опасность складывающихся деформаций, решило содействовать диверсификации отраслей. Этот процесс предполагает необходимость перекачки сверхдоходов экспортных производств в отрасли, обслуживающие внутренний рынок.
Парадокс Леонтьева и переход на использование многофакторных моделей. В. Леонтьев в 1954 г. на основе межотраслевого баланса предполагал подтвердить теорию Хешкера - Олина. Согласно ей США, обладающие избытком капиталов, должны были экспортировать капиталоемкие товары, а импортировать трудоемкие. Результаты оказались парадоксальными. Импорт США был на 30% более капиталоемок, чем экспорт. Капиталонасыщенные США экспортировали трудоемкую продукцию, а импортировали капиталоемкую. Такое явление получило название «парадокс Леонтьева». В. Леонтьев попытался ответить, на данный вопрос. Он пришел к выводу, что НТП ведет не только к насыщению капиталами, но и к росту квалификации рабочей силы. У него возникла идея разбить такой агрегированный фактор, как труд, на два блока: квалифицированный и неквалифицированный труд. Продукт квалифицированной рабочей силы по закону редукции труда обменивается на больший продукт менее квалифицированного труда, и внешняя торговля в таком случае дает большой эффект. В США капитал оказался не самым избыточным ресурсом. В большей мере избыточны были ресурсы, связанные с размерами обрабатываемых земель и научно-технические кадры. Теория Хекшера - Олина при более глубоком дифференцировании факторов производства подтверждалась: США оказались чистыми экспортерами товаров, в производстве которых интенсивно используются насыщенные факторы. Загадка парадокса В. Леонтьева подтолкнула к необходимости разукрупнить факторы производства и учесть воздействие каждого подвида на направление и интенсивность экспортных и импортных потоков. После того как подвергся дроблению фактор труда, «расщепили» понятие капитала. Теперь он включал три компонента:
1)человеческий капитал; 2)физический капитал; 3)капитал знаний. Кроме того, к факторам производства стали применять иерархические принципы. Факторы подразделялись на базисные и развитые. Базисные факторы привязывались к природным ресурсам, климатическим условиям, географическому положению страны. Это даровые невоспроизводимые условия производства. Развитые факторы производства являются продуктом экономического развития (новые технологии, квалифицированная рабочая сила, современная инфраструктура). Конкурентные преимущества стране все в большей мере приносят развитые факторы. В дифференцированный анализ влияния различных факторов производства на конкурентные позиции страны был включен и такой аспект, как их способность к передвижению, мобильности. Естественно, что более мобильный ресурс имеет более сильный потенциал осуществлять внешнеэкономическую экспансию. Разукрупнение факторов производства приблизило теорию Хекшера — Олина к реалиям современных конкурентных преимуществ страны. Теории Хекшера - Олина, Столпера - Самуэльсона и Рыбчинского развили идеи Д. Рикардо. Но жизнь требовала совершенно новых подходов, так как со времен Д. Риккардо прошло два века и многое изменилось. Д. Риккардо исследовал рынки стандартных продуктов. Сегодня конкуренция качества привела на рынок дифференцированный продукт, с богатой палитрой потребительских свойств. На этом рынке конкурентные преимущества могут определяться не только в области цен, но и на основе успехов в повышении качества изделий. Рекомендации Д. Рикардо относительно полезности возрастающей международной специализации в современных условиях можно принять с большой осторожностью. Узкая специализация приводит к чрезмерной зависимости от мировых цен и делает экономику неустойчивой. Тема 4. Инструменты внешнеторговой политики государства 1. Содержание, направление и инструменты современной внешнеторговой политики. 2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. 3. Деятельность международных организаций в области таможенно-тарифного регулирования.
1. Содержание, направление и инструменты современной внешнеторговой политики. ВТО приложила немало усилий по ослаблению политики протекционизма и либерализации мировой торговли, руководствуясь идеей о благотворности свободной торговли в достижении долговременных успехов в экономическом развитии для всех ее участников. Однако все страны используют ограничительные режимы внешнеторговых операций. Потребность в них особенно сильно ощущается в более слабых экономиках. Содержание внешнеторговой политики состоит в регулировании направлений и объемов внешней торговли, исходя из интересов национального благосостояния. Внешнеторговая политика преследует цели, достижение которых позволит обеспечить: • защиту отечественных производителей и содействие продвижению экспортных товаров; • балансирование пропорций внутреннего рынка: • продвижение внутреннего рынка на новую ступень эффективности производства.
В большинстве стран основная задача внешнеторговой политики направлена на помощь экспортерам - продать большее количество товара и ограничить импорт, ослабляя конкурентоспособность иностранных производителей на национальном рынке. В настоящее время цели внешнеторговой политики заключаются уже не просто в стремлении сохранить завоеванные позиции внутреннего рынка. Они подчиняются задаче более высокого порядка - содействовать переходу внутреннего рынка на более высокую ступень эффективности. Регулирование потоков внешней торговли, как ее объемов так и физического наполнения, осуществляется экономическими и чисто административными методами. Экономически методы используются с помощью налогового рычага (таможенных тарифов) и прямого финансового поощрения участников международной торговли. Усиление налоговой нагрузки применяется как ограничительная мера, ее ослабление - как стимулирующая. Административные рычаги связаны с принудительным ограничением внешнеторговых операций: устанавливаются рамки в отношении количества и номенклатур товаров, разрешенных для экспорта и импорта.
2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Тариф - это сбор, взимаемый с таможенной стоимости товаров при пересечении ими таможенной границы государств. по заранее установленным ставкам. Таможенный тариф на импорт перекладывается затем продавцом на продажную цену. Введение таможенного тарифа преследует пять целей. 1. Защита отечественного производства и сохранение достигнутой занятости. Тариф автоматически делает товар более дорогим. Национальный потребитель заменяет его более дешевым отечественным товаром и своими доходами поддерживает отечественное производство. Тем самым удается сохранить уровень занятости населения. 2. Пополнение доходной часта бюджета. Средства, полученные от таможенных сборов поступают в государственный бюджет. При бюджетном дефиците, как правило, возникает соблазн -погасить его за счет более высоких таможенных тарифов. В развитой рыночной экономике, при разумных государственных расходах доходная часть бюджета полнокровно пополняется за счет других источников - отчислений от полученных доходов 3. Балансирование платежного баланса и валютного курса страны. При пассивном платежном балансе возникает угроза обесценения национальной валюты. Перед лицом такой угрозы правительство вводит или увеличивает таможенный тариф на импорт. Этим оно уменьшает величину импорта и объем его выручки, которая обмениваясь на иностранную валюту, вывозится из страны. Уменьшение такой выручки сократит оттоки иностранной валюты за рубеж. 4. Защита национальных производителей от демпинга. Для завоевания рынка импортер часто прибегает к демпингу — продаже товаров по более низким ценам по сравнению с их рыночным уровнем. Демпинг опасен для национального производителя тем, что может разорить его. По мере устранения местных конкурентов цены импортера могут повыситься. Введение таможенного тарифа сделает импорт более дорогим и сравняет его продажные цены с ценами на национальные товары. 5. Защита новых, «молодых» отраслей. Когда в стране появляются новые точки роста, государство их пытается защитить от иностранной конкуренции, так как собственных ресурсов для соперничества они еще не приобрели. С помощью таможенного тарифа осуществляется тарифная защита национального производителя от международной конкуренции. Механизм тарифной защиты предусматривает: •определение уровня тарифной ставки; • использование принципа дифференциации тарифной защиты по отраслям и секторам; •ориентацию на принцип тарифной эскалации. Степень тарифной защиты (уровень ставки) различается по отраслям. Тарифная защита находится: •в обратной зависимости от готовности перспективной отрасли участвовать в состязании с иностранным продавцом; •в прямой зависимости от уровня добавленной стоимости, заключенной в импортном товаре. Правительство страны должно определиться, какой круг производства следует ограждать от иностранной конкуренции. Поддержка одновременно всех отраслей законсервирует экономическое отставание страны, что считается нецелесообразным. Поддержка же растущих отраслей укрепит внутренний рынок, сформирует строй эффективных национальных товаропроизводителей. Национальные производители при равенстве производственного потенциала для государства более предпочтительны, так как они в большей степени капитализируют полученную прибыль на внутреннем рынке. Структура тарифов часто защищает национальных производителей готовой продукции и не препятствует ввозу сырья и полуфабрикатов. Процентная ставка тарифа повышается по мере продвижения продаваемого полуфабриката от сырья к готовой продукции, поэтому подобный метод повышения процентной ставки тарифа получил название тарифной эскалации. Принцип тарифной эскалации обеспечивает защиту прежде всего отраслей, использующих современный технологический потенциал и дающих наибольший прирост ВНП. Тарифная эскалация служит дополнительным препятствием для развивающихся стран пробиться на более доходный мировой рынок готовой продукции. Тарифная защита может усиливаться, если кроме тарифа на конечную продукцию будет использоваться и тариф на импорт промежуточных товаров (импортируемые части и компоненты). Возможны различные комбинации использования таможенных тарифов для стимулирования национального производства либо готовой продукции, либо промежуточной, либо того и другого. Виды таможенных тарифов. Таможенные тарифы применяются к товарам и услугам в зависимости от того, ввозятся они или вывозятся из страны. Классификация таможенных тарифов, построенная по критерию объекта таможенного обложения, выделяет: • Импортные пошлины; • экспортные пошлины; • транзитные пошлины. Импортная пошлина встречается наиболее часто и используется как главное оружие политики протекционизма. Но международное соглашение ВТО поставило предел для уровня тарифной пошлины странам - членам этой организации. Реже встречается экспортная пошлина, которая представляет собой налог на вывозимые товары. Целями введения такого налога могут быть: • пополнение доходной части бюджета; • использование его для повышения цен мирового рынка. Такая мера применяется странами-экспортерами, выступающими на мировом рынке в качестве монополистов. Экспортные пошлины применяют отдельные страны, вывозящие рис (Бирма и Таиланд), кофе, какао и т.д.; • увеличение предложения товара на внутреннем рынке. Такая мера применяется обычно, когда в стране на внутреннем рынке складывается дефицит товара по причине его чрезмерного экспорта. В развитых рыночных странах экспортные пошлины практически не применяются, Такой рычаг экономической политики считается неэффективным, поскольку он сокращает экспорт и тем самым ВЫП. Гораздо лучше пополнять бюджет за счет повышения эффективности внутреннего рынка. Транзитная пошлина взимается с товаров, пересекающих национальную территорию страны транзитом, Такая пошлина не очень распространена. В странах ЕС транзитные пошлины практически отсутствуют, так как по договоренности стран, входящих в это международное содружество, обеспечивается свобода передвижения товаров. Но такая страна, как Латвия, 1/3 доходной части государственного бюджета формирует за счет транзита российских товаров на западные рынки. Способы взимания таможенных пошлин и таможенная стоимость товаров. Таможенные пошлины могут взиматься разными способами, поэтому используется классификация таможенных пошлин по критерию способов их взимания. Она выделяет следующие тарифы: • адвалорный; • специфический; • комбинированный. Наиболее распространен адвалорный тариф, который устанавливается в процентах от величины стоимости импортируемых товаров. Адвалорными являются 80 % всех таможенных пошлин. Они применяются не к стандартному, а дифференцированному продукту. Специфические пошлины начисляются на единицу облагаемого товара и накладываются на стандартизированную продукцию, чаще всего на сырье. Они оказываются в полной зависимости от колебаний цен на товары. Комбинированные пошлины сочетают в себе оба названных вида таможенного обложения (например, 20 % таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 т или шт.).. Адвалорная пошлина привязывается к таможенной стоимости товара. Она устанавливается на момент подачи таможенной декларации продавцом товара. Международная практика использует два варианта подходов определения таможенной стоимости товаров: американский и западноевропейский. В США для импортных товаров таможенная стоимость исчисляется по внутренней цене страны продавца (или ценам мирового рынка, но не по ценам страны покупателя). Такой метод получил название цены ФОБ, (Цена ФОБ (от англ, FOB— free on board) - цена товара, исчисленная с учетом страхования и транспортных расходов отправителя (продавца) по доставке товара на транспортное средство) что переводится как «свободно на борту». Таможенная стоимость по этому методу включает три компонента: 1)стоимость товара по ценам страны продавца; 2)стоимость доставки товара в порт отправки; 3)стоимость его погрузки на судно. В западноевропейских странах таможенная стоимость оценивается иначе. Кроме компонентов, используемых в США, здесь добавляется: • стоимость страхования товара; • оплата фрахта судна. Такой метод получил название СИФ (Цена СИФ (от англ., CIF - cost - цена, insurance - страхование,fright -фрахт) - цена товара, включающая его стоимость, расходы по страхованию и перевозке от порта отправления до порта назначения.) Дополнительные компоненты таможенной стоимости товара по западноевропейским стандартам увеличивают величину таможенной пошлины. Россия в определении таможенной стоимости товаров стоит ближе к западноевропейским стандартам. Импорт товаров в США связан с большими транспортными расходами, которые автоматически удорожают иностранный товар. В связи с этим США могут позволить себе использовать метод определения таможенной стоимости товара, которая делает более мягким уровень защиты национального производителя по сравнению с западноевропейскими стандартами. В зависимости от экономического веса страны в мировом рынке все страны делятся на малые и большие. Изменение спроса большой страны на импортные товары приводит к изменениям мировых цен, Изменение же спроса на импортные товары малой страны не оказывает влияния на цены мирового рынка. Поскольку малых стран значительно больше, рассмотрим сначала влияние тарифа на их экономику. Влияние тарифа на экономику малой страны. На рис, 6 представлен краткосрочный эффект введения таможенного тарифа. Рассмотрим, что изменилось в стране после введения таможенного тарифа. Но для этого следует сначала определить параметры ее рынка, характеризующие его исходное состояние. Исходные позиции малой страны таковы. Объем спроса на товар (кривая D) превысил величину рыночного предложения (кривая S). Недостающую товарную массу страна импортирует. Величина первоначального импорта составила (Щ, который продается по цене Pv
Ситуация резко меняется при введении таможенного тарифа на импорт.
Объем импорта до введения тарифа
Рис. 6. Влияние введения таможенной пошлины на экономику малой страны После введения тарифа происходит: • повышение внутренней цены на величину Р2 - Pv которая включила теперь и величину таможенной пошлины; • уменьшение массы импортируемых товаров. Эта масса сжалась с прежнего объема Q 2 - Q{ до Q 4 - Qy Посмотрим на последствия этих изменений для участников рынка: потребителей, производителей и государства. Население из-за повышения внутренних цен несет потери двоякого рода.
1. Сокращение объема потребления за счет вынужденного частичного отказа от дорогого импорта. Величина «недопотребления» в физических единицах составит Q4-Q2. 2. Более дорогая плата за тот объем потребления Q4, от которого население не отказывается (повышение цены составило Р2-Р1). Стоимость недопотребленного товара, т.е. величину прямого ущерба потребителю, отображает площадь треугольника d. Потери потребителя, связанные с покупками по повышенной цене, отражает площадь, равная сумме а + b + с. Общая сумма потерь потребителя составит сумма площадей а + b + с + d. У производителей, занимающихся импортозамещением, возросли продажные цены на внутреннем рынке и их доходы. В связи с этим они расширили производство, заполняя ниши неудовлетворенного спроса из-за сокращения импорта. Произошло импортозамещение, связанное с наращиванием производства на величину Q3- Q1 и соответствующим дополнительным доходом, изображенным площадью фигуры а. Национальный производитель получил двойной выигрыш за счет: •более высокой рыночной цены; •увеличения масштабов производства. Этот дополнительный доход оплатили покупатели, которым пришлось покупать эту продукцию по возросшей цене. Таким образом, площадь а обозначает проигрыш потребителей, который обернулся выигрышем производителей. Таким образом, таможенный тариф на импорт направил доходы потребителей к отечественным производителям. Оплата таможенного тарифа попадает в государственный бюджет от импортеров, формирует поток (площадь прямоугольника с). Но в конечном счете эти доходы оплатили потребители, приобретая импортные товары по повышенным из-за тарифа ценам. Импортеры лишь передали их государству. В условиях дефицита государственного бюджета многие страны усиливают свои протекционистские устремления, желая за счет увеличения таможенных тарифных ставок пополнить доходную часть бюджета страны. Перераспределение доходов потребителей происходит по двум направлениям. Потребители финансируют: 1)дополнительную прибыль производителей продукции и импортозамещения (фигура а на рис. 6); 2)прирост доходной части государственного бюджета (фигура c на рис. 6). Мы видим, что «крайним» в перераспределительных отношениях становится потребитель. Его доходы (а + с) были отчуждены и присвоены другими субъектами рынка. Для определения общего итога введения таможенного тарифа и его воздействия на благосостояние страны необходимо сравнить общие потери потребителей с компенсирующими друг друга выигрышами и потерями участников рынка. Компенсационная зона (а + с) на рис. 6 оказались меньшей общих потерь потребителей (а + b + с + d). Сальдо между ними составляет сумму площадей двух фигур (b + d), которая характеризует общий ущерб страны от введения таможенного тарифа. В целом оказывается, что таможенные тарифы снижают уровень благосостояния страны, так как потребители теряют больше чем выигрывает государство и национальные производители. В связи с этим приведенная модель рекомендует с осторожностью использовать политику таможенных тарифов и по возможности производить стимулирование отечественных производителей другими более эффективными способами (снижением налогового бремени, поддержкой различного рода преференциями). Анализ эффектов долгосрочного порядка может совершенно изменить сделанный вывод об исключительном благе для страны при отмене или сокращении таможенных тарифов, Страна, резко повернув на путь либерализации своего национального рынка, открыв его для импорта, рискует оказаться в состоянии стагнации (застоя). Импорт при сокращении таможенных пошлин расширит свою экспансию на внутреннем рынке и поглотит часть национального производства, сократит занятость и соответственно совокупный спрос. Часть потребителей потеряет свои доходы, что создаст отрицательный мультипликативный эффект, угнетая ВВП, Переориентация же вытесненных производителей на новый вид производства требует длительного времени и не может произойти сразу после отмены или сокращения таможенного тарифа. В результате резкий поворот в сторону либерализации внешней торговли (снижения тяжести таможенного тарифа) может создать для страны серьезные трудности. Сегодня страны ВТО ограничены в своих возможностях повышать тариф, поэтому они используют иные методы поддержки национальных производителей, в частности прямые субсидии государства. Однако подобный путь стимулирования экономического роста имеет пределы, так как прямые субсидии ложатся грузом на государственный бюджет. В этой связи переориентация внешнеторговой политики на субсидирование производителей может применяться очень ограниченно. Прямые субсидии требуют увеличения государственных расходов, таможенный тариф, если он не выше оптимального, ведет к увеличению бюджетных доходов. У прямого субсидирования есть свои преимущества. При прямом субсидировании национальных производителей цены на импортную продукцию не меняются, а национальное производство растет. Поскольку импорт не дорожает, потребители не меняют своих пристрастий и не отказываются от покупок импортных товаров. Влияние импортного тарифа на экономику большой страны. В большой экономике введение импортного тарифа в краткосрочном периоде приводит к аналогичным последствиям, что и в малой экономике: повышаются внутренние цены, сокращается объем импорта, происходит перераспределение доходов потребителей производителям, проводящим стратегию импортозамещения, а также и государству. Однако уменьшение импорта большой экономикой сокращает мировой спрос на импортную продукцию. Сокращение большой экономикой импортных закупок создает избыток импортной продукции в мире. В результате мировые цены на импорт падают. Для большой страны такая ситуация выгодна, так как у нее улучшаются условия торговли, когда экспортные цены остаются прежними, а цены импорта падают. Безусловно, большая страна, вводя тариф, ограничения на импорт, улучшая условия торговли, может повысить общий уровень благосостояния и экономический рост, стимулированный ростом экспорта. Но для других стран, которые поставляют импортные товары, условия торговли ухудшаются. Там те же товары выступают как экспортная продукция. Экспортные излишки приводят к снижению экспортных цен. Малая экономика теряет за счет этого резервы экономического роста. В результате преимущества большой экономики достигаются за счет ущемления интересов страны-партнера. Происходит перераспределение доходов импортеров малых стран благодаря удешевлению импорта в пользу большой экономики, когда та усиливает импортную защиту. Такой вид распределения международных доходов получил название «уплата налога иностранцами». Большая страна имеет и характерные потери от введения тарифа. Но она получает и дополнительные выгоды, поскольку у нее улучшаются условия торговли. Правительство большой страны со своей грамотной внешнеторговой политикой должно стремиться к тому, чтобы достигнутые дополнительные выгоды улучшения условий торговли перекрыли общие потери страны от введения импортного тарифа. Этой цели служит формирование оптимальной тарифной ставки. Оптимальная тарифная ставка предполагает соблюдение условия равенства дополнительной выгоды от улучшения условий торговли и дополнительной величины потерь от введения тарифа. Характерные черты оптимального тарифа заключаются: •в его относительно небольшом уровне; •обратной пропорциональности его ставки эластичности импорта, Если импорт неэластичен, то импортеры, невзирая на рост тарифа, станут продолжать привозить свои товары для продажи. Естественно, в таком случае большая страна будет продолжать поднимать тарифную планку. При эластичном импорте повышение тарифа оборачивается падением объемов продаж, что станет препятствием для продолжения подобной торговой политики. В практике внешней торговли применяется экспортный тариф. К нему прибегают страны, которые не могут обеспечить доходы государственного бюджета за счет налогообложения товаропроизводителей; обслуживающих внутренний спрос. В отдельных PC экспортный тариф обеспечивает до половины доходов бюджета. Его применяют в основном PC, а также страны с переходной экономикой. Экспортный тариф выполняет следующие функции: • фискальную - обеспечение доходной части государственного бюджета; • балансирующую - товарное наполнение внутреннего рынка для покрытия неудовлетворенного спроса. Фискальная функция экспортного тарифа главенствует. К балансирующей функции государство прибегает, когда из-за чрезмерной выгодности цен мирового рынка производители предпочитают обслуживать именно мировой рынок, и внутренний рынок в таком' случае обнажается. Подобная ситуация возникает, если внутренние цены оказываются ниже мировых. Введение экспортного тарифа становится средством предотвращения подобных стратегий. Оно снизит выгодность внешних стратегий предприятий и направит часть, экспортной продукции на внутренний рынок. Однако введение экспортного тарифа не. происходит без последствий, В малой экономике введение экспортного тарифа -изменит состояние хозяйственных пропорций: • сократится объем экспорта; • увеличится товарное предложение на внутреннем рынке; • сократятся внутренние цены. Административныеколичественные ограничения объемов импорта и экспорта представляют собой форму нетарифного регулирования торгового оборота. Такие ограничения могут быть выставлены как по величине стоимости продукции, так и по ее физическому объему. Они действуют в течение установленного срока. За последние годы нетарифные ограничения резко возросли Теперь они регулируют в той или иной форме более половины потоков мировой торговли. ВТО поставила перед собой задачу постепенной отмены количественных ограничений, замены их тарифными ограничениями. Тарифные ограничения обладают большей прозрачностью и легче подвергаются контролю со стороны международных организаций. Кроме того, при тарифных ограничениях легче обеспечить ответную тарифную защиту в стране-партнере.\ Существуют две основные причины использования количественных ограничений внешнеторговых операций. 1.Международные соглашения сегодня ставят пределы росту таможенных тарифов, считая, что их рост уменьшает внешнеторговый оборот субъектов мирового рынка. Уровень таможенных тарифов в промышленно развитых странах по сравнению с концом 1940-х гг., когда он достигал 40-50 %, снизился в 10 раз. В результате правительства вынуждены искать альтернативные пути ограничений внешнеторговых операций и прежде всего импортных. 2.Относительная легкость применения количественных ограничений. Стратегию выхода на необходимые объем и структуру товарного импорта и экспорта с помощью тарифа осуществить гораздо сложнее. К видам количественных ограничений относятся: квотирование/контингентирование; лицензирование и «добровольное» ограничение импорта. Квотирование/контингентирование. Среди нетарифных барьеров квотирование наиболее распространено. Квотирование предполагает использование ограничений по стоимостному или количественному объему продукции, предназначенной для импорта или экспорта в пределах страны за определенный период. Контингентирование является видом квот сезонного порядка. Введение квот имеет свои последствия. Так же как импортный тариф, импортная квота: * уменьшает объем импорта; * ведет к повышению внутренних цен; * позволяет отечественным производителям расширить производство; * ведет к потерям потребителей из-за повышения цен на импортные товары и добровольных ограничений их покупок. Различия эффектов введения квот по сравнению с тарифом состоят в следующем. 1 Тариф позволяет государству пополнять государственный бюджет (на рис. 9 повышение дохода государства отображает площадь треугольника с). Квотирование не дает государству таких выгод. 2 Тариф повышает внутренние цены автоматически. Квота приводит к таким же результатам с опозданием. Этот факт учитывается в антиинфляционной политике государства. 3 При использовании импортных квот повышение спроса 4. Импортная квота строго фиксирует импорт, а тариф лишь его удорожает. ------------------------------
Лицензирование. Лицензирование представляет собой покупку разрешения на внешнеторговые операции в установленных количествах и на определенный срок. Обычно оно сопровождается запретом на нелицензированную торговлю. Механизм распределения лицензий предполагает два направления: 1) аукцион, т.е. конкурсную основу, когда импортеры в пределах установленной квоты выставляют цены покупок лицензии. Конкурсная продажа лицензий в условиях большого рынка считается весьма доходным источником для казны, сравнимым с таможенной пошлиной на тот же товар; 2) систему административных предпочтений определенным фирмам. Добровольное ограничение экспорта. Поскольку тарифные ограничения находятся под контролем ВТО, многие страны-импортеры используют иные пути лимитирования объема своего импорта. В частности, они могут оказывать политическое давление на экспортирующую страну, вынудив ее ограничивать свой экспорт. Последствия от ограничения экспорта равноценны введению импортной квоты: если товар занимает большую долю мирового рынка, то его цена на мировом рынке возрастает и снижается на внутреннем. Добр овольные ограничения экс порта опасны поте рей ры нков сбыта. Но экспортеры имеют возможность обойти выставленные для них препятствия путем изменения ассортимента товаров либо отхода от части внешнеторговых операций, переключаясь на вывоз своих предприятий в страну импортера. 3. Деятельность международных организаций в области таможенно-тарифного регулирования. В успешных внешнеторговых стратегиях отечественных фирм заинтересована вся страна. Они приносят в национальную экономику валютную выручку и тем самым укрепляют национальную валюту, обеспечивают занятость населения и вносят свой вклад в экономический рост. В связи с этим многие правительства начинают оказывать финансовую поддержку экспортным отраслям. Финансовая поддержка государства экспортеров заключается: • в субсидировании за счет бюджета; • предоставлении определенных льгот в кредитовании или налогообложении. Экспортная субсидия усиливает выгодность внешнеэкономических стратегий фирм, что ведет к росту экспортной продукции. На внешнем рынке это может повлечь за собой снижение продажной цены, если такой экспорт занимает большую долю мирового рынка. Но на внутреннем рынке этот же товар может дорожать из-за его оттока за границу. Экспортные субсидии в экономике в целом обычно не превышают 1 % стоимости экспорта обрабатывающей промышленности развитых стран. Однако если по какому-либо товару страна на мировом рынке выступает как монополист и это позволяет ей получать монопольную прибыль, заинтересованность государства в увеличении экспортного производства резко возрастает. Тогда его субсидирование может активизироваться. Субсидирование экспорта означает дискриминацию страны-импортера. Оно в соответствии с правилами ВТО считается формой нечестной конкуренции и запрещено. Тем не менее, во всех высокоразвитых странах сельскохозяйственная продукция активно субсидируется, тем самым ее конкурентоспособность на внешних рынках значительно усиливается. Россия не может обеспечить адекватное субсидирование сельскохозяйственной продукции. Это обстоятельство серьезно осложняет процесс вхождения России в ВТО, так как и без того низкая конкурентоспособность ее аграрного сектора станет еще ниже. Демпинг представляет собой способ ценовой конкуренции импортера, с помощью которого он продвигает свой товар, продавая его по ценам более низким по сравнению с принятыми на местном рынке. Демпинг служит мощным оружием удушения конкурента. Цена в состоянии даже опуститься ниже издержек производства. Не всякий конкурент может принять такой вызов. Естественно, фирма может себе позволить определенные потери только в том случае, если она располагает ресурсами для их компенсации. Финансирование демпинговой политики происходит за счет: • доходов, полученных от продажи других товаров; • накопленных ранее ресурсов фирмы; * экспортных субсидий государства; * снижения курса национальной валюты, которое дает экспортеру дополнительный доход из-за разницы курса валют при обмене выручки в иностранной валюте на национальные деньги. В странах с развитой рыночной экономикой демпинг запрещен специальными антидемпинговыми законами. Страны, которые сумели доказать наличие в них демпинга, используют особые меры антидемпинговой защиты. Формами антидемпинговой защиты служат: • закрытие национального рынка для импортера, применяющего демпинг; • введение антидемпинговой пошлины. Антидемпинговая пошлина - временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках. Она вынуждает импортера повысить продажные цены и делает невозможным тактику переманивания покупателей. В России использование инструментов внешнеторговой политики имеет ряд особенностей. 1. На начальном этапе реформ в целях устранения острого товарного дефицита таможенные пошлины либо отсутствовали, либо носили незначительный характер. По мере насыщения рынка тарифные ставки на импорт стали повышаться. В настоящее время тарифная ставка значительно превышает уровень ставки в странах - членах ВТО. 2.Экспортные таможенные пошлины, в отличие от развитых стран, используются достаточно широко. МВФ в свое время возражал против их применения. Но после дефолта 1998 г. Россия вновь вернулась к этому способу регулирования внешней торговли. 3.Активно применяются нетарифные методы регулирования внешней торговли. По экспорту они охватывают более 2/ его объема. В отношении возражений против тарифных ограничений экспорта можно сделать следующее замечание. Российский экспорт представлен в основном сырьевыми отраслями, которые торгуют даровыми силами природы. Плоды такого рода не являются исключительной заслугой самих экспортеров, поэтому добавочный доход этих отраслей должен пополнять не только их активы, но и государства в виде особой платы за использование природных ресурсов. Экспортные тарифные ограничения в этих условиях выступают в определенной мере формой изъятия такого дохода. Тема 5. Мировой рынок труда и миграция рабочей силы. 1. Трудовые ресурсы мирового хозяйства. 2. Особенности миграции рабочей силы как фактора мирового производства. 3. Мировые рынки рабочей силы. 4. Последствия международной миграции рабочей силы.
1. Трудовые ресурсы мирового хозяйства. Формирование международного рыка труда - свидетельство того чтопроцессы мировой интеграции не только идут в экономической итехнологической областях, но начинают затрагивать неизмеримо более сложнуюобласть социальных и трудовых отношений, которые приобретают теперьглобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальнаяполитика различных стран, обладающих неодинаковым социальным опытом инепохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновенияявляются прежде всего совместные межнациональные предприятия, которые вомножестве возникают в разных частях мира. Соприкосновение происходит и врамках отдельных ТНК, при передвижении через границы рабочей силы икапитала. Во многих случаях при этом возникает трудноразрешимая проблемасовмещения не только различных экономических и технологических, но исоциальных структур. Это совмещение должно, очевидно, идти по многимнаправлениям и прежде всего в области:. условий труда, способа найма и увольнений работников;. оплаты труда, включающей системы дополнительных выплат;. предоставление отпусков, свободных от работы дней;. продолжительность рабочего времени;. предоставление различных льгот, в том числе по линии материального снабжения, отдыха и т.д. Немалые трудности возникают также при согласовании неодинаковойсоциальной практики и во многих других областях (профсоюзной деятельности,разрешения конфликтов и т.д.). Таким образом, формирующийся международныйрынок труда - это не ординарное экономическое явление, а многосложныйсоциально-экономический процесс, ставящий в повестку дня жизни мировогосообщества сложные вопросы смыкания, а в последующем и интеграциисоциального опыта и практики нации. Сейчас совершенно определенно образовались и функционируют пятькрупных международных региональных рынка труда: западноевропейский,ближневосточный, азиатский, латиноамериканский, африканский. Причем впервом случае произошло даже юридическое конструирование рынка труда врамках Европейского сообщества. По существу сняты какие-либо ограничения надвижение рабочей силы в северных странах Европы. Образование международного рынка труда осуществляется двояко: 1) черезмиграцию (физическое перемещение) капитала и труда и 2) путем постепенногослияния национальных рынков труда (образование "общего рынка труда"), когдаокончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные ииные перегородки между ними. В ряде случаев, соединение капитала и трудаможет происходить и без их физического перемещения, когда в ход пускаютсясистемы телекоммуникаций. Движение рабочей силы на международном рынке труда осуществляется ввиде трудовой миграции, типологию которой можно представить следующимобразом:. по продолжительности: регулярная (возвратная), нерегулярная (безвозвратная);. по ограничениям на жительство и работу: контрактная и деловая;. по юридическому статусу мигрантов: легальная и нелегальная;. по уровню квалификации: миграция квалифицированной рабочей силы и миграция неквалифицированной рабочей силы. Регулярная миграция, в свою очередь, может подразделяться на:свободное перемещение, постоянное поселение и разрешение находиться встране в течение определенного срока. Исследуя кадры потенциальной международной миграции исследователипришли к выводу, что они представлены в целом более молодыми,профессионально подготовленными, экономически активными, но социальнообделенными работниками. Этот вывод подтверждается также данными зарубежныхисточников. Так, Дж. Борджес отмечает, что иностранные рабочие в США,например, в начале получают меньше, чем коренные американцы, но через 10-15лет начинают зарабатывать больше, что во многом объясняется "естественнымотбором" иностранных рабочих: в их составе оказываются наиболее способные ицелеустремленные люди. Следует иметь в виду, что отнесение тех или иных последствиймеждународной миграции рабочей силы к позитивным или негативным не можетбыть однозначным и окончательным, оно может зависеть от конкретнойсоциально-экономической ситуации в стране (табл.1). Например,переориентация инвестиций из тяжелой индустрии в сферу потребления имеетнегативный характер в условиях насыщенного потребительского рынка изначительной величины безработицы в стране, в ситуации же острого дефицитапотребительских товаров и благ этот результат вряд ли можно считатьотрицательным. К тому же различные последствия явно не равнозначны посвоему влиянию на экономику страны: сокращение дефицита платежного балансав какой-то момент может перевесить все отрицательные последствиярассматриваемого явления. Рассмотрение позитивных и негативных последствий международноймиграции рабочей силы лежит в основе определения направленнойгосударственной и региональной политики и построения системы регулированияэтого процесса, предусматривающей создание определенных общественныхинститутов и структур, управляющих международной миграцией на различныхуровнях. По всем признакам формирующийся международный рынок рабочей силы имеетявно сегментированный характер. Иначе говоря, в рамках этого рынкаобразуются несколько частных, относительно автономных рынков рабочей силысо своими закономерностями движения рабочей силы. Такая сегментация рабочейсилы отражает как сложившееся международное разделение труда, так иособенности в квалификации рабочей силы и предъявляемого на нее спроса.Сегментирование международного рынка труда исключает единообразие в составерабочей силы, выступающей на этом рынке. Однако это вовсе не исключаетформирования у этих рабочих специфических черт и особенностей, отличающихих в целом от рабочих, выступающих только на национальных рынках труда.Достаточно сказать, что у этой категории рабочих заметно ослабляютсянациональные привязанности, они более мобильны и обладают большимиспособностями приспосабливаться к требованиям нанимателей. Такиеспособности присуще, например, рабочим из азиатских стран, выезжающим заграницу.-------24.10 Международный рынок труда - это сфера обмена, купли-продажи рабочейсилы, характер которых в значительной мере определяется интересами мировогохозяйства. Они определяют условия найма международной рабочей силы,величины оплаты и характер требуемого на рынке труда. Многообразие условийразвития мирового хозяйства и мирового сообщества формируют чрезвычайнодифференцируемую по своему составу рабочую силу. Прежде всего международнаярабочая сила может различаться в зависимости от характера сфермеждународной деятельности. Таковыми могут быть:. межнациональные политические организации;. межнациональные общественные организации;. международные общественные организации;. международные экономические структуры. Исходя из этих критериев международная рабочая сила подразделяется на:. персонал ООН и ее более 44 специализированных учреждений;. персонал, занятый в органах межстранового и регионального управления (Европейский парламент, Общий рынок и т. д.);. персонал, занятый вообще в системе мирового хозяйства. В свою очередь международная рабочая сила, занятая в различныхструктурах мирового хозяйства, подразделяется на:. работников совместных предприятий;. работников, занятых в главных и вспомогательных подразделениях ТНК;. работников, занятых в региональных экономических структурах. Возможны также и другие критерии дифференциации международной рабочейсилы, а именно: место работника в системе общественного разделения труда,его отношение к собственности, уровень заработной платы и др. По их месту в организации труда, международные работникиподразделяются, например, на:. управленческий персонал высшего звена;. управленческий персонал среднего звена;. управленческий персонал низшего звена;. конторский персонал, специалисты различного профиля. Возможна более детальная дифференциация международной рабочей силы поуровню квалификации и образования, полу, возрасту, национальнойпринадлежности. К основным группам относятся также специалисты, связанные ссовременной техникой и информационной технологией, а также управляющие испециалисты по рыночной экономике (маркетингу, торговых и финансовых бирж,банков и т. д.). Спрос на этих специалистов предъявляют главным образомразвитые страны, сумевшие создать несравненно лучшие условия для творческойдеятельности благодаря огромным расходам на НИОКР, наличию многочисленныхнаучно-исследовательских институтов и учебных заведений, широкоиспользуемых для выполнения всякого рода международных экономических,социальных и экологических программ. В этих странах созданы относительноблагоприятные условия оплаты труда, обеспечены возможности для повышенияпрофессионального, культурного уровня, есть цивилизованные условия жизнидля семьи и получения образования детьми. Другими словами, международный рынок труда - это сложный социальныймеханизм, охватывающий различные сферы жизнедеятельности людей, социальныхгрупп и общественных классов, наконец, общества в целом. Приведенноеделение лишь подтверждает это. Но в любом случае в международной рабочейсиле всегда можно выделить наиболее крупные, базовые ее сегменты. Этопрежде всего те категории работников, которые имеют постоянную работу вмежстрановых хозяйственных структурах, а также те работники, которыевключившись в миграционные потоки, выступают по существу в качестве резервамеждународного рынка труда, либо же они заняты поиском работы намеждународном рынке труда и национальных рынках рабочей силы различныхстран. Разумеется, международный рынок рабочей силы остается сферой купли-продажи рабочей силы, аналогичной другим сферам рыночных отношений. Вместес тем международный рынок есть результат общих усилий международногосообщества по снижению ее стоимости, выработки более эффективных путейвоспроизводства рабочей силы. На международном рынке рабочей силы к живому труду предъявляются самыевысокие требования, особенно к его общеобразовательной и специальнойподготовке и квалификации, поскольку действующие на этом рынке условиянайма обусловлены интересами повышения общего уровня наукоемкости мировогообщественного производства на базе использования творческого созидательногопотенциала современного работника. Возникает новое понимание трудового потенциала общества - не как массынаходящегося в его распоряжении труда, не как общей численности трудовыхресурсов мирового хозяйства. Речь идет о новых измерителях развитиятрудового потенциала личности, включенной в мирохозяйственные отношения.Теперь главным критерием является качество труда, определяемоеквалификацией и способностями работника, его отношением к труду, уровнемего социального и экономического мышления. Говоря о важнейших качественныххарактеристиках международной рабочей силы, и прежде всего о еепрофессионально-квалификационной структуре, надо учитывать следующиевозможные моменты. Качество рабочей силы, выступающей на международномрынке включает в себя такие характеристики, которые в меньшей мереприсутствуют в характеристиках национальных отрядов рабочей силы, а именно,освоение международного опыта, национальных особенностей, значение культурымеждународного общения и т.д. Всеобщая отличительная черта международной рабочей силы - этофункциональные особенности труда международных работников, обусловленные ихвключенностью в международные, политические, экономические и общественныеструктуры, их тесная связь с мировой экономикой, общечеловеческимисоциальными задачами развития человечества в целом. Здесь следует учитывать и другой важный момент. В последние годымногие страны, независимо от уровня их экономического развития, столкнулисьс дефицитом квалифицированной рабочей силы. Во многом это объясняетсязначительными изменениями в требованиях, предъявляемых ныне к содержанию иобъему профессиональных знаний многих инженерно-технических работников всвязи с бурным развитием микроэлектроники, информационной технологии вцелом. Дефицит персонала нужной квалификации покрывается сегодня за счетнайма специалистов на временной основе из других стран, активизациитерриториальной мобильности квалифицированной рабочей силы, диверсификацииусловий найма, и организация труда этих категорий работников. В процессе формирования международного рынка труда участвуют не толькополитические, социально-экономические, но и социально-психологические иидеологические факторы (состояние общественного массового сознания, влияниена него различных идеологий, предрассудков и т. п.). Например, сегоднядальнейшее развитие международного рынка труда натолкнулось на такиепрепятствия, как усиление негативного отношения общественного сознания кпредставителям других народов, что, естественно, сдерживает свободноеперемещение трудовых ресурсов, препятствует его территориальноймобильности. В составе международной рабочей силы формируется особый слойработников неквалифицированного труда, который становится объектомэксплуатации со стороны различных международных структур. Западные страны сих растущим богатством как магнит притягивают малоимущии слои из Африки,Азии, Латинской Америки, из стран СНГ, ибо в развитых странах у этих людеймогут быть лучшие экономические перспективы, чем дома. В то же времяиспользование иностранной рабочей силы - важное условие развития экономикизападных стран. Развитые страны поощряют приток иностранных работников,чтобы поддержать свой экономический рост, компенсировать низкий уровеньрождаемости. Вместе с тем они встревожены усилением нестабильностисоциального климата в их странах из-за конфликтов, связанных с расовыми ирелигиозными различиями пришлых работников и местного населения. К основным тенденциям развития современного международного рынка трудаможно отнести следующие процессы:. рынок международной рабочей силы сужается из-за наплыва работников из стран Восточной Европы и Республик бывшего СССР;. повышаются входные барьеры проникновения на международный рынок рабочей силы;. усиливается конкуренция между продавцами рабочей силы;. продолжает существовать дискриминация мигрантов;. активизируется деятельность профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отечественной рабочей силы. Таким образом, становление и развитие международного рынка рабочейсилы - процесс сложный и многообразный. Ему обычно предшествуют, с однойстороны, постепенное образование региональных рынков труда, с другойстороны, - формирование отдельных специализированных сегментов мировогорынка труда, в которых выступают специфические виды рабочей силы -мигранты, высококвалифицированные специалисты информатизированной экономикии т. д. Но, главное, международный рынок формирует и шлифует особый типуниверсальной и гибкой рабочей силы, сферой приложения которой становитсяуже все мировое хозяйство. Эта рабочая сила выступает как бы двойственнымобразом: в качестве носителя общечеловеческих норм жизни и носителянациональных культур и традиций. Если же говорить о России, то проблема занятости не может решаться вотрыве от общемировых процессов труда. Вхождение России в мировой рынокможет смягчить удары безработицы в России. Кроме того, обмен трудовымиресурсами России с другими странами мира может стать эффективным способомподъема страны до уровня самых развитых стран мира. Однако, присоединение кмировому рынку труда потребует преодолеть своего рода "барьер вхождения",чтобы сделать российских работников конкурентоспособными на мировом рынкетруда. Но для этого придется сформировать полноценный рынок труда впределах самой России, который обеспечит необходимую мобильность рабочейсилы.2. Особенности миграции рабочей силы как фактора мирового производства. Особенности современных мировых рынков труда состоят в следующем. 1. Рост масштабов международной трудовой миграции. На начало 2000 г. в мире насчитывалось, по разным оценкам, от 80 до 130 млн человек мигрантов. Значительная часть из них -трудовые мигранты. 2. Разнонаправленность основных потоков миграции рабочей силы. Это миграция в развитые страны из развивающихся стран; перекрестная трудовая миграция в рамках развитых стран мира; трудовая миграция между развивающимися странами-миграция высококвалифицированных кадров из развитых в развивающиеся страны. Миграция приобретает транснациональной характер. Она переносит экономические и политические проблемы из одной страны в другую. 3. Рост доли молодежи, женщин и детей в миграционном процессе. Так, доля молодежи в общем числе мигрантов достигает 50% в Бельгии, Нидерландах. В других странах она также значительна и зачастую превышает долю молодежи среди коренного населения. Доля женщин в трудовой миграции в странах Западной Европы существенно выросла, что позволяет говорить о феминизации иммиграции. 4. Увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости. В Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В Германии 1/4 иммигрантов проживает больше 20 лет. 5. Снижение степени активности международной трудовой миграции с 80-х годов, что было связано с переходом к политике ограничения этого процесса и ухудшением экономической ситуации. 6. Миграция ученых, высококвалифицированных специалистов из различных регионов мира в развитые страны, а также из этих стран в развивающиеся страны. Международная миграция высококвалифицированных кадров получила название «утечки умов» или «утечки мозгов». Формы утечки умов различны: а) непосредственная эмиграция — выезд на постоянное местожительство; б) выезд за рубеж на контрактной основе; в) наем на работу ученых и специалистов иностранными компаниями, совместными предприятиями с иностранным участием, находящимися на территории страны-донора; г) полная аренда зарубежной фирмой научного центра, учреждения страны-донора. В этом случае фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по программе зарубежной фирмы и в ее интересах. Лидерство в конкуренции за преимущественное обладание интеллектом как носителем и генератором современных научных знаний и высоких технологий принадлежит США, С середины 70-х до конца 90-х годов они привлекали только из развивающихся стран 250 тыс. высококвалифицированных специалистов. «Утечка умов» осуществляется и из России. Общий годовой ущерб России от этого процесса доходит до 50—60 млрд долл. 7. Изменение этнической структуры иммиграции. Возрастание доли цветных иммигрантов из Азии, Африки, Латинской Америки. Они образуют большие, однородные общины на территории принимающей страны. Общины живут в соответствии со своими традициями и культурой. Формируются замкнутые сферы экономической активности, или анклавы, с так называемой этнической экономикой. Между коренными жителями и иммигрантами наблюдаются социальные, политические, расовые, культурные различия. Возникают противоречия на этнической и религиозной почве, нередко проявляющиеся в конфликтах. На протяжении 80-х — 90-х годов массовые беспорядки с участием иммигрантов происходили во многих европейских городах. Зачастую мигранты заявляют о себе как об активной политической силе. Население стран-реципиентов, сталкиваясь с безработицей, другими социальными проблемами, порой негативно относится к приему иммигрантов. Вместе с тем иммиграция способствует формированию симбиоза традиций, мировоззрений, культур населения стран-реципиентов и стран-доноров. 8. Формирование «черного» рынка труда в современных центрах притяжения иностранной рабочей силы. «Черный» рынок труда — это механизм использования нелегальной трудовой миграции с целью увеличения прибылей путем использования Дешевого труда. Масштабы нелегальной миграции значительны. Общее число подпольных иммигрантов варьируется в США, например, от 2 до 13 млн человек. По оценкам международной организации труда, в странах Евросоюза незаконно проживают и работают около 6—7 млн иностранцев, в то время как 18 млн европейцев - безработные. 9. Расширение масштабов участия России в международной трудовой миграции. Привлечение трудящихся мигрантов становится неотъемлемым элементом рынка труда в Российской Федерации. В 1997 г. численность иностранной рабочей силы здесь составила 240 тыс. человек. Общая численность трудовых иммигрантов (легальных и нелегальных) в России оценивается в 400—500 тыс. человек. 3. Мировые рынки рабочей силы. Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, научно-технической, финансовой и валютной, социальной, внешней и оборонной политики. В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления. Самая простая форма экономической интеграции — зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами и прежде всего таможенные пошлины. Другая форма — таможенный союз — предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов. Более сложной формой является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики. Но наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический (и валютный) союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон. Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки. Во-вторых, экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран—участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения. Однако взаимодействие национальных хозяйств развивается с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах. Поэтому необходимо рассмотреть объектив
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |