В деловой переписке часто используются глаголы-перформативы. Глаголы-перформативы (от лат. performо - действовать) – особые слова, эквивалентные действию, поступку. Их использование создаёт социальную ситуацию, влекущую за собой определённые последствия. Написать «Обращаемся к Вам с просьбой» значит выразить эту просьбу.
сообщаем, ставим Вас в известность, извещаем, уведомляем
подтверждение
подтверждаем
заявления
заявляем, объявляем
требования, просьбы
приказываю, постановляю, настаиваем, прошу, обращаемся к Вам с просьбой
обещания
гарантируем, заверяем, обязуемся
напоминания
напоминаем
предложения
предлагаем
Глаголы-перформативы употребляются в основном в форме 1-ого лица единственного и множественного числа, реже – в форме 3-ого лица единственного числа.
Стандартные конструкции, характерные для деловых писем
Функция
Пример
1) Причина обращения
Согласно протоколу о взаимных поставках …
По причине задержки оплаты …
Ввиду несоответствия Ваших действий ранее принятым договорённостям …
В ответ на Ваш запрос …
Учитывая, что производственные показатели снизились …
В связи с неполучением счёта-фактуры …
В связи с проведением совместных работ...
Ваше предложение (проект) отклонено по следующим причинам...
2) Ссылки
Ссылаясь на Ваше письмо от …
В соответствии с достигнутой договорённостью …
В соответствии с протоколом...
На основании распоряжения о …
На основании предоставленного нам договором права мы настаиваем …
В подтверждение нашего телефонного разговора...
3) Цель
В целях скорейшего решения вопроса …
Для согласования спорных вопросов …
В целях усиления охраны имущества...
В порядке оказания технической помощи...
4) Этикетные фразы
Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Примите наши поздравления …
Надеемся на скорейший ответ (решение нашего вопроса) …
5) Речевые действия
Предлагаем в счёт взаимных поставок на … год …
Сообщаем, что задержка в отгрузке... произошла ввиду...
Ставим Вас в известность, что руководство завода приняло решение...
Извещаем, что мы ….
Сообщаем, что, к сожалению, не можем …...
Концовка письма (не все элементы обязательны):
Деловые просьбы.
Предположения, что переписка будет регулярной.
Уверения в уважении.
Должность, подпись.
Возможно «Приложение».
Деловые письма заканчиваются подписью официального лица с указанием его должности. В некоторых случаях в конце письма стоит круглая печать.
Традиционно запятая после слов «С уважением» не ставится, т.к. они связаны с подписью (т.е. «Никифоров с уважением к Вам»). Однако в последнее время под влиянием английского языка стали ставить запятую.
К распорядительной (или организационно-распорядительной) корреспонденции относятся документы следующих жанров: приказ, распоряжение, докладная записка, протокол (постановления), служебные письма.
Документ
Определение
Классификация
Структурные и языковые особенности
Приказ
Правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления, действующим на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом.
1)приказы по вопросам общей деятельности; 2) приказы по личному составу.
Имеется заголовок («О реорганизации предприятия», «Об изменении графика работы»);
Текст приказа состоит из двух основных частей: 1) констатирующей и 2) распорядительной.
Используются глаголы– перформативы: НАЗНАЧИТЬ, ПЕРЕВЕСТИ, ОСВОБОДИТЬ, ОБЪЯВИТЬ (БЛАГОДАРНОСТЬ, ВЫГОВОР); ПРЕДЛАГАЮ, ОБЯЗЫВАЮ, ПРИКАЗЫВАЮ кому что сделать до какого числа, ПОСТАНОВЛЯЮ.
Распоряжение
Акт волеизъявления не администрации предприятия в целом, а его подразделения, поэтому распоряжение подписывается не первым руководителем предприятия, а руководителями отдельных служб.
Распорядительная часть обычно начинается с глагола: «Предлагаю».
Докладная записка (ДЗ)
Письменное сообщение, подаваемое сотрудником руководителю предприятия, учреждения по вопросам, связанным со служебной деятельностью.
Внутренняя ДЗ (адресуемая руководителю учреждения, в котором работает составитель); внешняя ДЗ (адресуемая руководителю вышестоящего органа).
Текст докладной записки должен состоять из двух основных частей: 1) излагаются факты, послужившие поводом к написанию докладной записки; 2) формулируются выводы и предложения о конкретных действиях, которые необходимо предпринять. Могут использоваться фразы «По СОСТОЯНИЮ НА 01.01.95» или «ЗА ПЕРИОД С 01.01.95» по 01.09.95».
Протокол
Документ, содержащий запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаний коллегиальных органов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление