Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межбюджетные отношения в РФ и пути их совершенствования




Бюджетная классификация

Доходы и расходы бюджетов разных уровней бюджетной системы очень разнообразны. При составлении и исполнении бюджетов требуется обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам. Это достигается путем применения единой бюджетной классификации. Она необходима также для составления консолидированных бюджетов РФ и субъектов РФ. Единая для бюджетов всех уровней классификация обеспечивает также и межгосударственную сопоставимость доходов и расходов бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная классификация включает:

· классификацию доходов бюджетов РФ;

· функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;

· экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

· классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

· классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

· классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований;

· классификацию видов государственного внешнего долга России и государственных внешних активов РФ.

 

Законодательные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов могут производить дальнейшую детализацию объектов классификации, но при этом они не в праве нарушать общие принципы построения и единства бюджетной классификации РФ.

Классификация доходов бюджетов РФвыделяет следующие группы доходов:

· налоговые доходы;

· неналоговые доходы;

· безвозмездные перечисления;

· доходы целевых бюджетных фондов.

Группы доходов состоят из подгрупп и статей, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения. Так, в составе налоговых доходов выделяют следующие подгруппы:

· налоги на прибыль, доходы;

· налоги и взносы на социальные нужды;

· налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ;

· налоги на товары, ввозимые на территорию РФ;

· налоги на имущество;

· налоги на совокупный доход;

· налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Первый уровень функциональной классификации расходов, начиная с 2005 г. включает 11 разделов (против ранее действовавших 30 разделов):

· общегосударственные вопросы;

· национальная оборона;

· национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

· национальная экономика;

· жилищно-коммунальное хозяйство;

· охрана окружающей среды;

· образование;

· культура, кинематография и СМИ;

· здравоохранение и спорт;

· социальная политика;

· межбюджетные трансферты.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются подразделы (их 84), конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Третий уровень функциональной классификации расходов отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах подразделов функциональной классификации.

Четвертый уровень функциональной классификации расходов федеративного бюджета детализирует их по целевым статьям.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающих распределение бюджетных средств по главным их распорядителям. Главный распорядитель средств федерального бюджета -– это орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным ему распорядителям и получателям бюджетных средств. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом.

В субъектах РФ и муниципальных образованиях перечень распорядителей и получателей средств соответствующих бюджетов утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Таким образом, ведомственная классификация расходов позволяет осуществлять адресное распределение бюджетных средств по их конкретным распорядителям и получателям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает следующие разделы:

- текущие расходы;

- капитальные расходы;

- предоставление бюджетных кредитов.

Разделы в свою очередь подразделяются на статьи затрат. Например, в бюджетах всех уровней предусматриваются текущие расходы, которые распределяются по следующим статьям: закупка товаров и оплата услуг, оплата труда государственных служащих и т.д.

 

В любом государстве, имеющем административно-территориальное деление, существуют межбюджетные отношения. Но складываться они могут по-разному, то есть на разных условиях (принципах).

Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств. Федеративные бюджетные системы строятся на основе самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов и единства бюджетной системы.

Межбюджетные отношения в РФ -– это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления по обеспечению бюджетного процесса.

В Бюджетном кодексе РФ определены следующие принципы межбюджетных отношений, которые принято называть принципами бюджетного федерализма (хотя в самом Бюджетном кодексе РФ о бюджетном федерализме не упоминается):

· распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

· разграничение (закрепление) на постоянной основе собственных доходов и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

· равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

· выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

· равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Перечисленные принципы бюджетного федерализма в действующей бюджетной системе России реализуются пока весьма слабо. Не обеспечивается сбалансированность всех бюджетов. Начиная с 1992 г. и по настоящее время бездефицитными являются менее половины территориальных бюджетов. Но подавляющее большинство местных бюджетов также является дефицитным.

Федеральная власть взимает подавляющую часть налогов в федеральный бюджет, и затем часть из них возвращает в территориальные бюджеты. При этом порядок распределения централизованных финансовых ресурсов также несовершенен и приводит к постоянным разногласиям между разными уровнями власти.

Несмотря на проводимую работу по совершенствованию межбюджетных отношений (в 2004 г. с этой целью принят федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части совершенствования межбюджетных отношений»; Правительством РФ утверждена программа совершенствования межбюджетных отношений, рассчитанная на несколько лет) проблема расширения собственной доходной базы бюджетов субъектов РФ и, особенно, местных бюджетов остается исключительно актуальной. Бюджетные взаимоотношения федерального центра и субъектов Федерации продолжают оставаться наиболее сложной проблемой бюджетного устройства России.

Для выравнивания уровней социально-экономического развития субъектов Федерации и муниципальных образований невозможно обойтись без финансовой поддержки их из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. В то же время требуется совершенствовать методику оказания такой поддержки, чтобы экономически отсталые территории (их властные структуры) становились полноправными участниками бюджетного процесса, а не выступали в унизительной роли просителей финансовой помощи.

Проблема межбюджетных отношений является по существу не только финансовой проблемой. От решения этой проблемы зависит будущее Российской Федерации как единого государства. В конечном итоге задача заключается в том, чтобы каждый уровень власти, каждый бюджет в пределах своих конституционных полномочий мог формировать собственную доходную базу, достаточную для выполнения всех возложенных на него полномочий.

В России традиционно распределение доходов между уровнями бюджетной системы осуществляется посредством закрепления за каждым уровнем собственных доходов и использования регулирующих доходов.

Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные налоговым и бюджетным законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за определенным бюджетом. Например, НДС, акцизы, таможенные пошлины на все 100% закреплено как собственные доходы федерального бюджета.

Налог на доход физических лиц - – это на 100% собственные доходы соответствующего территориального бюджета.

Налог на прибыль организаций (24% от налогооблагаемой базы) распределен на постоянной основе между бюджетами разных уровней следующим образом: 6,5% -– в федеральный бюджет;17,5% -– в бюджеты субъектов РФ.

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год или на ближайшие 2-3 года. Нормативы отчислений определяются законами о соответствующих бюджетах.

К регулирующим доходам бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов относятся также межбюджетные трансферты, к которым относятся дотации, субвенции и субсидии.

Дотации – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов без указания конкретных их видов. Источником выделения дотаций является целевой бюджетный фонд (в федеральном бюджете -– Фонд финансовой поддержки регионов -– ФФПР, в территориальных бюджетах – фонды финансовой поддержки муниципальных образований -– ФФПМО), эти фонды формируются в определенном размере от суммы налоговых доходов соответствующих бюджетов.

Расчет размеров дотаций в пользу каждого территориального бюджета или бюджетов муниципальных образований производится в соответствии с разработанной Минфином РФ и утвержденной в установленном порядке методикой.

Субвенции – это бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субвенция выдается на определенный срок. В случае если субвенция не была израсходована в этот срок или расходования не по назначению, она должна быть возвращена в соответствующий бюджет.

Субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня из вышестоящего бюджета бюджетной системы или физическим, а также юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Применяется также такая форма финансовой поддержки региональных и местных бюджетов, как бюджетные кредиты.

Бюджетные кредиты -– это бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета бюджету другого уровня на возвратной и возмездной основах на определенный срок в пределах финансового года.

В практике бюджетного регулирования используются также взаимные расчеты и бюджетные компенсации.

Взаимные расчеты -–это метод бюджетного регулирования, который применяется в ходе исполнения бюджетов. Если в течение бюджетного года вышестоящие органы принимают решения, которые не были учтены при формировании бюджетов на этот год, то такие решения должны быть подкреплены передачей отдельных видов налогов или других платежей (полностью или частично) или путем предоставления бюджетных компенсаций.

Бюджетные компенсации –это суммы, утверждаемые и передаваемые из бюджета одного уровня в другой для возмещения выпадающих доходов или покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти другого уровня. В Бюджетном кодексе РФ установлено, что в течение финансового года органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не имеют права принимать решения, приводящие к увеличению расходов бюджета, либо к снижению (выпадению) доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ без внесения изменений и дополнений в соответствующие законы (решения) о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов или снижение (выпадение) доходов.

В ближайшие годы предстоит решить многие проблемы межбюджетных отношений в РФ. Совершенствование их должно привести к тому, чтобы органы государственной власти и управления всех уровней, и органы местного самоуправления обладали реальной налогово-бюджетной самостоятельностью и несли постоянную ответственность за ее исполнение, то есть, чтобы расходные обязательства властных структур всех уровней были обеспечены их правами по регулированию соответствующих законов бюджетов.

Тема 8: Бюджетный процесс в Российской Федерации

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.