Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджеты земель, общин и другие звенья финансовой системы




Бюджеты земель и общин, как и государственный, составляются исполнительным органом власти – местной администрацией, принимаются представительной властью – советом (собранием депутатов) и исполняются органом представительной власти. Доля бюджетов земель и общин в национальном доходе ФРГ – свыше 20 %.

Перечень запланированных доходов и расходов местных органов власти в Германии принято называть бюджетным уставом. Отчеты каждой федеральной земли, составляемые в конце финансового (бюджетного) периода (как правило, это год, иногда – два года), содержат результаты исполнения бюджета. Бюджетный год местных органов власти обычно совпадает с календарным: с 1 января по 31 декабря.

Целевое назначение расходных статей бюджетов земель и общин совпадает, за исключением участия земель в механизме горизонтального выравнивания. Местные расходы должны покрываться за счет собственных доходов – принцип самоокупаемости. Кредиты возможны лишь для покрытия бюджетных дефицитов и для целей инвестирования. Между тем местные бюджеты хронически дефицитны. Они обременены долгами. Особенно высока доля долгов у общин. Постоянное использование займов на покрытие бюджетных дефицитов и финансирование капиталовложений увеличивает задолженность и является одной из причин ухудшения финансового состояния местных бюджетов. Расходы местных органов власти подразделяются на следующие группы:

♦ общее управление;

♦ безопасность и правопорядок;

♦ школы;

♦ наука и культура;

♦ социальная помощь;

♦ здравоохранение, спорт, досуг;

♦ строительство и транспорт;

♦ коммунальные службы и экономическое развитие;

♦ хозяйственные предприятия и муниципальная собственность.

Земли и общины финансируют почти 100 % общегосударственных расходов на коммунальное хозяйство, учреждения образования и здравоохранения, свыше 80 % всех расходов на транспорт, дорожное и жилищное хозяйство, почти три четверти расходов на содержание государственного аппарата и свыше 40% расходов по обслуживанию государственного долга. Рост расходов земель и общин не сопровождается расширением их доходной базы. В связи с этим удельный вес собственных доходов снижается и увеличивается доля дотаций из более высокого звена бюджетной системы. Растет объем займовых операций местных органов, что приводит к увеличению дефицитности их бюджетов.

Важным звеном финансовой системы ФРГ являются специальные фонды. Главным из них является Фонд социального страхования, который объединяет большое количество автономных фондов, охватывающих различные виды страхования. Общей для всех фондов социального страхования является мобилизация доходов из трех источников: обязательных отчислений, взносов предпринимателей и субсидий из федерального бюджета. Наибольший удельный вес имеют отчисления предпринимателей. Фонды социального страхования занимаются страхованием от несчастных случаев, на случай болезни, пенсионным страхованием рабочих и служащих, пенсионным страхованием лиц, не работающих по найму.

Система пенсионного обеспечения Германии построена на двух принципах финансового обеспечения граждан в старости: перераспределительном и накопительном. С 1990-х гг. пенсионная система реформируется путем введения накопительной части. Чтобы не допустить бедности в старости, вводятся базисные (минимальные) пенсии, финансируемые из налоговых поступлений. Индексироваться в зависимости от динамики заработной платы пенсии не будут. Пенсионная реформа продлится до 2030 г., она не носит революционного характера, но пенсионная система подвергается серьезной трансформации.

Страхование и выплаты по безработице осуществляются федеральным ведомством занятости. Страховые отчисления обязательны для рабочих и служащих независимо от их доходов. Безработные получают пособие, которое зависит от общего трудового стажа, размеров последней заработной платы, возраста, наличия детей. Безработные, «снятые» со страхования по безработице, т.е. уже потерявшие право на пособие, получают выплату по безработице. Размер выплаты для безработных, имеющих детей, – 58 %, для безработных без детей – 56 % от прежних доходов.

Фонд выравнивания бремени войны был создан с целью «оказания помощи населению, пострадавшему от войны». Средства фонда составляют взносы предпринимателей в размере 2 – 3 % оценочной стоимости имущества. Взносы включаются в цену продукции, т.е. перекладываются на потребителей. Фонд пополняется дотациями из федерального и местных бюджетов, а также выручкой от эмиссии займов.

Правительственным фондом, предназначавшимся для оказания помощи тяжелой промышленности и энергетике, был инвестиционный фонд, созданный в соответствии с законом об инвестиционной помощи в 1952 г. Средства фонда складывались из отчислений от прибыли промышленных предприятий. Они направлялись главным образом в угольную промышленность, черную металлургию и энергетику. Предприятия этих отраслей получали ссуды под облигации, владельцами которых становились фирмы-кредиторы. Кредиты были распределены между 187 крупными предприятиями. После выполнения задач по восстановлению металлургии и энергетики фонд был ликвидирован.

Государственные предприятия – это в основном крупные концерны. На них приходится около двух третей всего акционерного капитала государства. Правительство сосредоточивает в своих руках отрасли, недостаточно рентабельные для монополистического капитала: дорожное хозяйство, строительство автострад, аэродромов, жилищное хозяйство. Особое место занимают государственные промышленные предприятия. Большая часть из них возникла еще в начале XX в. в период подготовки к Первой мировой войне. Немаловажное значение в расширении государственного промышленного сектора сыграл мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг., а также Вторая мировая война, после которой предприятия Третьего рейха перешли в собственность ФРГ. Неакционерные предприятия, формально не связанные с государственным бюджетом, необходимы для функционирования всей экономической системы страны. К ним относятся федеральные железные дороги, федеральная почта, государственные кредитные учреждения, коммунальные предприятия. Крупнейшими являются федеральные дороги и федеральная почта, которые играют важную роль в системе расчетов государственного регулирования. Организационно-правовые основы работы федеральной почты и федеральных дорог, включая исполнение доходной и расходной частей их бюджета, определены законом федерального правительства (до 13 декабря 1951 г.), в который в последующие годы были внесены изменения и дополнения. Согласно закону, федеральная почта – независимое юридическое лицо, обязанное покрывать свои расходы получаемыми доходами. В этой связи федеральная почта не получает дотаций от государственного бюджета. Она имеет в своем распоряжении ряд научно-исследовательских институтов, проводящих исследования в области связи, оптики, телемеханики.

Деятельность государственных предприятий в ФРГ в целом убыточна, ибо на их продукцию, реализуемую частным монополиям, установлены низкие цены. Убытки покрываются в основном за счет краткосрочных и среднесрочных кредитов, в результате чего растет задолженность государственных предприятий.

 

Совокупность звеньев финансовой системы представлена на рис. 3.2.

 

 
 


Рис. 3.2. Структура отношений государственных финансов в ФРГ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.