КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бюджетное устройство и бюджетная система государства
Экономическая сущность и содержание бюджета, его функции и роль Тема 3. Государственный бюджет – главный централизованный фонд государства Исторической предпосылкой зарождения бюджета послужило возникновение государства и развитие товарно-денежных отношений. Поэтому и развитие бюджета происходило одновременно со становлением общества, государства и товарно-денежных отношений. По своей сущности бюджет представляет собой основной финансовый план государства, отражающий систему экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств. Триединая сущность бюджета заключается в том, что он одновременно является: 1) экономической категорией; 2) финансовым планом государства (т. е. формой экономической категории); 3) централизованным фондом денежных средств. Как экономическая категория бюджет выполняет две функции: · распределительную,которая проявляется посредством распределения и перераспределения ВВП и НД между различными уровнями государственного управления, социальными слоями общества и т. д. · контрольную, позволяющую определять своевременность и полноту поступления денежных средств в бюджет, а также оценивать эффективность их использования. Бюджет состоит из доходной и расходной частей. При этом под доходами бюджета понимаются экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Формой реализации этих отношений выступают различные виды платежей, в том числе налоговые и неналоговые. В Республике Беларусь в соответствии с Бюджетным кодексом выделяются следующие группы доходов бюджета:
· Налоговые доходы,которые включают в себя республиканские и местные налоги, сборы (пошлины); пени за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин); проценты за пользование налоговым кредитом, отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов (пошлин) и др. Под налогами понимаются обязательные безвозмездные платежи, взимаемые с хозяйствующих субъектов и физических лиц в порядке и сроки, установленные законодательством, для финансового обеспечения деятельности государства и территориальных формирований. Сборы представляют собой обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, за совершение уполномоченными органами определенных действий в отношении плательщиков. Налоговые платежи являются основным источником формирования доходной части бюджета Республики Беларусь. · Неналоговые доходы,состоящие из сумм, получаемых в виде штрафов и компенсаций; доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности и др. · Взносы на государственное социальное страхование. · Безвозмездные поступления,к которым относятся необязательные текущие и капитальные платежи, поступающие от иностранных государств, международных организаций и т. д. Однако рассмотренная классификация расходов (по методам взимания) не является единственной. Так, например, в зависимости от порядка распределения доходов между уровнями бюджетной системы, они делятся на собственные (т. е. закрепленные законодательством на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами) и регулирующие (республиканские налоги, другие обязательные платежи и иные поступления, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета). Собственные доходы бюджетов зачисляются в них по определенным нормативам отчислений от налоговых и неналоговых доходов, которые предусмотрены Бюджетным кодексом Республики Беларусь. В частности, по налогу на прибыль в республиканский бюджет зачисляется не более 50% от данного источника доходов.
Расходы бюджета – это экономические отношения, опосредующие процесс распределения и использования централизованного фонда денежных средств государства. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов. По экономическому содержанию выделяют текущие и капитальные расходы бюджета. Текущие расходы обеспечивают текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в инновационную и инвестиционную деятельность, созданием государственных запасов и резервов.По функциональному назначению расходы государственного бюджета Республики Беларусь подразделяются на расходы по финансированию общегосударственной деятельности (обеспечение функционирования Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, финансовых, налоговых и статистических органов, формирование резервных фондов и др.); национальной обороны (обеспечение Вооруженных Сил Республики Беларусь, мобилизационной подготовки и мобилизации и др.); судебной власти, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности (финансирование функционирования органов судебной власти, прокуратуры, государственной безопасности, пограничной службы и т. д.); национальной экономики (финансирование лесного, сельского, дорожного хозяйства, промышленности, строительства, транспорта и др.); охраны окружающей среды (финансирование мероприятий по охране окружающей среды, земель, прикладных научных исследований в области охраны окружающей среды, содержание особо охраняемых природных территорий республиканского значения); жилищно-коммунальных услуг и жилищного строительства (обеспечение реализации государственной политики в области жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, проведения прикладных научных исследований в сфере жилищно-коммунальных услуг и др.); здравоохранения (финансирование организаций здравоохранения республиканского подчинения, организаций экстренной медицинской помощи и др.); физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации (обеспечение функционирования школ высшего спортивного мастерства, возрождение, сохранение и развитие белорусской национальной культуры, финансирование Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь и др.); образования (финансирование проведения централизованных мероприятий в области образования, издание учебников и учебных пособий для учащихся организаций, обеспечивающих получение общего среднего образования и т. п.); социальной политики (выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, проведение молодежной политики на республиканском уровне, социальная помощь гражданам и др.).
Необходимо отметить, что структура расходов государственного бюджета, их содержание зависят от множества факторов: уровня развития экономики страны, выбранных в государстве приоритетов развития общества и методов их реализации, и др. В идеальном варианте доходы и расходы государственного бюджета должны быть сбалансированы. Однако в реальности, как правило, имеют место дефицит (превышение расходов над доходами) или профицит бюджета (превышение доходов над расходами). Основными причинами бюджетного дефицита являются циклические спады в экономике страны, наличие чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и др.), чрезмерные государственные расходы, низкая собираемость доходов и др. Различают следующие виды дефицита (профицита) бюджета: · структурный (когда государство сознательно идет на увеличение (снижение) бюджетных расходов или снижение (увеличение) налоговой нагрузки) и циклический (являющийся следствием колебаний экономической активности в ходе делового цикла); · активный (проявляется в результате сознательных действий правительства) и пассивный (возникает вследствие изменения экономической ситуации в стране);
· краткосрочный (разрыв между доходами и расходами бюджета ограничивается рамками одного года) и долгосрочный (несоответствие доходов и расходов бюджета имеет место на протяжении нескольких лет). Для финансирования расходов, которые превышают доходы бюджета, проводят следующие мероприятия, с одной стороны, стимулирующие приток поступлений в бюджет, с другой – способствующие сокращению расходов государства: повышение эффективности работы отраслей национальной экономики, привлечение иностранных Профицит бюджета является положительным финансовым явлением. Решения об использовании профицита бюджета принимаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами. В целом роль бюджета выражается в том, что он является важнейшим рычагом воздействия на развитие экономики, поскольку с его помощью происходит перераспределение существенной части национального дохода и национального богатства. Посредством изменения уровня доходов и расходов бюджета можно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства. Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения. В свою очередь, под бюджетной системой понимается совокупность бюджетов всех уровней, действующих на территории страны. Так, в унитарных государствах бюджетная система включает в себя два уровня, например, · бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)); · бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения)); · бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском с целью выравнивания их экономического и социального развития. Кроме того, бюджетам областей и города Минска при недостаточности у них средств для финансирования отдельных видов расходов из средств республиканского бюджета могут выделяться: 1) дотации – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств; 2) субвенции – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели; 3) субсидии – денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и иных мероприятий, проводимых на соответствующей территории. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов членов федерации Свод всех бюджетов на соответствующей территории называется консолидированным бюджетом. Так, консолидированный бюджет района включает в себябюджеты сельских советов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районный бюджет. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения и областного бюджета. В консолидированный бюджет Республики Беларусь включаются консолидированные бюджеты областей, бюджет города Минска и республиканский бюджет. Кроме того, как уже отмечалось, в состав республиканского и местных бюджетов входят целевые бюджетные фонды. Бюджетные системы современных государств имеют существенные отличия, однако, несмотря на это, базируются на следующих общепризнанных принципах: · принцип единства, который обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных и т. п.; · принцип полноты отражения, означающий, что все доходы и расходы бюджетов, которые определены законодательством страны, подлежат обязательному отражению в бюджетах в полном объеме; · принцип реальности, обеспечивающий финансирование расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета; · принцип гласности, подразумевающий открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о бюджете на очередной год; · принцип самостоятельности, который обеспечивается наличием собственных источников доходов у бюджетов различных уровней и правом соответствующих государственных органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, т. е. составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет. Кроме вышеперечисленных, можно также выделить принципы эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого назначения, ответственности участников бюджетного процесса и др. Все вышеперечисленные принципы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |