Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформация

Важнейшим событием в духовной жизни европейского Возрождения XVI в. была Реформация. Реформация кладет в основание христианства оппозицию религии церкви. Система отпущения грехов, принятая в католицизме, ярко осветила чудовищное противоречие между истинной христианской верой и церковью. Религиозная вера требует глубокого и полного раскаяния в качестве непременного условия для прощения грехов, церковь — денег в качестве эквивалента раскаяния. С 31 октября 1517 г., когда молодой немецкий монах М. Лютер прибил к дверям Виттембергской церкви свои тезисы, начина­ется оппозиция религии католической церкви, т. е. Реформа­ция. Крупнейшими реформаторами церкви стали Мартин Лю­тер (1483—1546) и Жан Кальвин (1509—1564). Основное, что отрицается ими в католицизме,— это доктрина «добрых дел», оправдание посредством действий. Любое из человеческих дей­ствий может быть чисто внешним поступком, не только не по­лезным, но даже пагубным для спасения души. Религиозный подвиг состоит в нравственном возрождении каждого христиа­нина, в очищении личной верой в Христа. «Sola fide» — только искренняя вера, жертва собственным эгоизмом, может дать че­ловеку блаженство и спасти его душу. И Лютер, и Кальвин, и Цвингли солидарны в утверждении этого постулата, в вере в Священное писание, учение апостола Павла, августинизм, в необходимость очищения культа. Различия между ними воз­никают лишь в трактовке божественного предопределения и решении вопроса о действительном присутствии Христа в при­чащении.

Но больше всего дух Реформации отличается от духа като­лицизма в отношении взглядов на человеческое достоинство и свободу, на значение поступков человека в определении его судьбы. С точки зрения католицизма человеческая природа, хотя и испорчена грехом, внутренне стремится к добру и чело­веческая воля свободна в этом стремлении к добру. Грех — это не бремя, а человеческая слабость, требующая понимания, а церковное причастие может спасти даже грешников. Кон­цепция Лютера лишает церковь ее власти и передает ее индивиду. Индивид на свой страх и риск принимает нечто за истину, делая обретение истины прерогативой веры, а не разума. Одна вера, без всяких дел превращает человека в благочести­вого, блаженного и свободного. Личный выбор утверждается протестантизмом в качестве обязательной, непреложной исти­ны, порождая жажду действия в мире. Поскольку, с точки зре­ния протестантов, Бог заранее предопределяет одних людей к вечной жизни, а других — к вечному проклятию и спастись можно только искренней верой и любовью, то участие в делах мира и государства не может повредить религиозному блаженству. Скорее победа над миром должна быть совершена путем решения его задач, самоотверженной и беззаветной работы, направленной на духовное очищение человека,— в этом и за-'Ночается путь к блаженству. Человек свободен относительно мира и уполномочен сам решать свои задачи. В этом планеучение Лютера — один из источников политической и духов­ной свободы современного западного общества. Негативный аспект этой свободы — изоляция и бессилие человека, так как по мнению протестантов, человек по природе своей порочен и не может по собственной воле выбрать добро. Лютер утвер­ждает «рабство воли» человека либо у Бога, либо у дьявола. Воля человека свободна лишь по отношению к существам, ко­торые стоят ниже него. Протестантский импульс сыграл также колоссальную роль в философских судьбах Европы. Движение протестантской мысли включало в себя, с одной стороны, борьбу против разума, сращенного с верой, и, с другой стороны, борьбу против веры, сращенной с разумом. Это порождало необ­ходимость еще раз пересмотреть вопрос о природе веры и при­роде разума и их соотношении. Необходимо было найти но­вый способ автономии разума, который был бы в то же время способом присутствия Абсолюта в сознании человека. Эта за­дача была решена Декартом. Поэтому, вероятно, можно ска­зать, что истоки европейского рационализма религиозны.

Утверждающееся новое мировоззрение порождает контрре­формацию — идеологическое и политическое контрнаступление католической церкви. В 1542 г. папа Павел III благословил святую службу — суд Инквизиции, которая стала рассматривать все дела, связанные с вопросами веры. Усилению католической реакции особенно способствовал Тридентский собор (1545—1563), предавший анафеме учения протестантов, введ­ший церковную цензуру, ужесточивший церковные правила. В целях борьбы против распространяющегося протестантизма был создан в 1540 г. И. Лойолой орден иезуитов, полностью порвавший с традициями августинизма в католической церкви. Гонениям подвергаются не только выдающиеся мыслители Возрождения (Д. Бруно, Т. Кампанелла), но и многие простые люди — в Европе разворачивается охота на ведьм, в прямом и переносном смысле этого слова.

Такова эпоха Возрождения. Титаническая по своим куль­турным достижениям и замыслам и полная суеверий, авантю­ризма, апокалиптических пророчеств, хилиастических ожида­ний, глубоких социальных конфликтов и потрясений.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пантеизм | Философия Нового времени
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.