Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И. ФИХТЕ (1762-1814)

Старший сын многодетной семьи сельского крестьянствующе­го ремесленника из деревни Рамменау (Восточная Пруссия) ока­зался необычайно талантлив. Пастор и местный помещик помогли мальчику поступить в школу. Позже оп закончит Лейпцигский университет и увлечется философией Канта. Это непрактичное увлечение и прославит Иогаина Готлиба Фихте, который, по со­вету кумира, опубликует свою первую философскую работу. За ней, однако, последуют и другие, что завершится созданием ори­гинальной философской системы.

Философия Фихте - субъективный идеализм. Сам оп предпочитал называть ее «учением о науке» (наукоучением -так же называется и его основная работа). Гносеологический вопрос — как возможно научное знание? — выступает у него одним из важнейших.

Несмотря па крайне почтительное отношение к Канту как фи­лософу, Фихте соглашался с ним не во всем. По его мнению, по­нятие «вещь в себе? есть пережиток догматического мышления. А значит, оп должен быть устранен. В решении этого вопроса Фих­те сближается с Декартом. Чтобы научное знание было достоверным, размышляет оп, оно должно опираться па достоверную ос­нову. Что может быть такой основой? Только человеческое самосознание, осо­знание своего бытия — «Я есть» или «Я есть Я» (сравните с декартовским тезисом: «Мыслю — следовательно, существую»). Эта формула, по мнению Фихте, не просто утверждение своего бытия, по и выражение свободы ноли — воли автономного, неза­висимого субъекта. Акт самосознания («Я есть Я») — диалектиче­ское объединение противоположностей, т.е. субъекта и объекта. Субъект воспринимает себя как объект. Объект осознает свою ав­тономную субъективность.

Поэтому в центр своей системы Фихте ставит «абсолютное Я» — абстрактного трансцендентного субъекта, который у него, по сути, выступает как высшее, т.е. абсолютное, начало всего бы­тия. Фактически субъективное начало — «абсолютное Я» — у Фихте предстает в качестве единой субстанции, лежащей у осно­вания бытия. Все остальное, что не принадлежит субъективной сфере «абсолютного Я», у пего называется «не-Я», а это есть вся объективная реальность, т.е. природа.

Субъективный идеализм Фихте во многом уязвим. Но на его основе он выдвигает ряд глубоких, фундаментальных идей, в чем-то созвучных древним учениям адептов Сокровенной Мудрости.

Во-первых, он говорит, что природа существует не бесцельно,не сама по себе, но для какой-то определенной цели. Эта цель, в его понимании, — противостояние «абсолютному Я».

Для свое­го развития «абсолютному Субъекту» необходимо некое препят­ствие, преодолевая которое, он сможет раскрыть в объективность свою скрытую сущность и осознать самого себя. Таким образом, «абсолютное Я» («абсолютный Субъект»), преодолевая сопротив­ление «не-Я» (Природы), достигает вершины своего развития. Но это идеальная цель, существующая а убегающая от человечества, как горизонт. Движение к нему — основная идея и смысл истори­ческого развития человечества. Здесь Фихте близок к некоторым ортодоксальным даршанам индийской философии, где слияние Атмана (субъективного космического начала, кульминирующе­го в человеке) и Брахмана (объективного космического начала) расценивается в качестве духовной цели мироздания и человека.

Во-вторых, диалектический подход применяется и к сущнос­ти «абсолютного Субъекта». Понятие «абсолютное Я» у Фихте имеет двойное значение. С одной стороны, это «эмпирическое», «индивидуальное Я», которое человек воспринимает в акте само­сознания. С другой — «абсолютное Я» — это Абсолютное Бытие — Высшая Реальность, характеризующаяся непрерывным движени­ем, т.е. деятельностью. Эта двойственность и составляет основное противоречие «Я» — оно конечно и бесконечно, ограничено (че­ловеческим аспектом) и не ограничено (так как является божест­венным), неподвижно и подвижно.

Внутренние противоречия толкают «Я» к развитию через «не-Я». В этом движении оно по­стоянно пульсирует от совпадения и слияния до разъединения и противостояния «индивидуального» и «абсолютного Я» в рам­ках конкретного этапа развития.

Несколько слов о социальной философии Фихте. Как и для Канта, понятие свободы для него имеет очень важное значение. Полная свобода человека, полагает Фихте, возможна только во внутреннем, субъективном мире. В объективном мире человек должен добровольно подчиняться законам общества. А это, ра­зумеется, будет несколько ограничивать его свободу.

Государство как объединение владельцев собственности совер­шенно необходимо, пока люди не научатся свободно, морально мыслить и сосуществовать. Это и есть цель исторического разви­тия в ее социальном аспекте. Общественную справедливость Фих­те связывает с реализацией права каждого члена общества па част­ную собственность. Но он не понимает, что частный интерес, покрайней мере на протяжении текущего исторического этапа, про­тиворечит интересам общества как целого, и как следствие - под­рывает социальную справедливость и стабильность. Следующий, более радикальный, шаг в решении данной проблемы сделает Карл Маркс. Но это произойдет несколько десятков лет спустя.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Человек понимается как деятельное культурно-историче­ское существо, т. е. создающее себя в обществе и в истории | Литье в землю
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.