Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическое воспитание




Формирование научного мировоззрения

Научное мировоззрение представляет единство взглядов на мир, научно обоснованных убеждений относительно законов развития природы и общества, социально-экономического уклада жизни, системы общественно-политических отношений, определяющих активную жизненную позицию человека. Мировоззрение формируется в результате последовательного овладения научно-философскими знаниями, современными научными достижениями, а также системой общих методов познания действительности.

Совокупность мировоззренческих идей, объясняющих сущность и законы развития природы, общества, мышления, оформляются в сознании человека в виде взглядов, убеждений, предположений, гипотез, понятий той или иной науки, создающих научную основу объяснения различных естественных и общественных процессов, явлений.

Научное мировоззрение формируется не только в процессе усвоения знаний, но и в результате преодоления ненаучных штампов, шаблонных, примитивных, обыденных взглядов.

Экономическое сознание — важнейшая составная часть научного мировоззрения. Оно обеспечивает понимание экономической жизни общества, превращает каждого труженика в активного творческого участника производственного процесса. В условиях экономической реформы, совершенствования производственных отношений формирование экономического сознания подрастающего поколения объективно становится всеобщим и обязательным.

Экономическое сознание включает знания об основных законах развития рыночной экономики, повышения эффективности производства, перестройки его структуры, совершенствования производственных отношений, системы управления и методов хозяйствования. Важной его частью является способность экономического мышления, творческий поиск путей повышения производительности труда, достижения высококачественного производственного результата при наименьших затратах.

Гражданское воспитание

 

Цели гражданского и политического воспитания разделяются на: образовательные, воспитательные и развивающие. Образовательная цель заключается в том, чтобы раскрыть общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить воспитанников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи.

Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности.

Воспитательная функция гражданско-политической работы проявляется по мере включения воспитанника в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправлять свои ошибки.

Развивающая функция гражданско-политической работы вытекает из образовательной и воспитательной функцией. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позиций нового политического мышления. Воспитанники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.

Патриотическое и интернациональное воспитание

 

Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран.

Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинизма.

 

Правовое воспитание

 

Формирование правового сознания и законопослушного поведения подрастающего поколения — органическая составная часть гражданского воспитания. Речь идет о формировании демократического правового государства.

Законодательство — один из важнейших каналов проведения в жизнь политики государства. Внедрение правовых норм в реальную практику общественных отношений достигается развитием правового сознания, сознательности граждан, авторитетом общественного мнения и принудительной силой закона с помощью государственных правоохранительных органов.

Формирование правового сознания имеет целью воспитание правовой культуры. Она включает в себя:

- знание правовых норм;

- развитую нравственно-правовую эмоциональную сферу и мышление;

- умение использовать нормы права в интересах организаций, граждан, своих собственных;

- потребность в осуществлении правового просвещения и борьбы с правонарушениями.

Трудовое воспитание

 

Трудовое сознание возникает и развивается вследствие осознания людьми общественного и личного значения труда, своего отношения к нему и его результатам. Содержанием трудового сознания является производственный опыт: профессиональные знания, умения и навыки. В него входят также:

- личная заинтересованность и предприимчивость,

- понимание общественного значения личного долга и ответственности каждого за результаты труда, активное и творческое отношение к нему;

- стремление труженика к утверждению принципа социальной справедливости;

- эмоциональное, нравственное и эстетическое отношение к труду.

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения воспитанников в разнообразные, педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.

Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

Обостряющиеся противоречия порождают негативные явления в среде школьной молодежи: нежелание трудиться, связанное с малосодержательным и примитивным трудом, лень и пренебрежение к труду, безалаберность, халатность, разболтанность, привычка к плохой организации труда и низкой производительности, порождающей отчуждение от труда.

Ведущим условием воспитательной эффективности труда является его содержательность, личностная и общественно полезная значимость, современная техническая и технологическая оснащенность, четкая организация, высокая производительность.

Содержательная структура процесса трудового воспитания складывается из основных видов трудовой деятельности. На первом плане — учебный труд. Интеллектуальный труд — один из самых сложных и тяжелых. Для многих физическая работа кажется неизмеримо более легкой, чем, например, решение математических задач или написание сочинения на свободную тему.

Между тем, бурный научно-технический прогресс резко увеличивает долю интеллектуальных усилий в труде и общественной жизни. Приобретение умений и навыков интеллектуального труда не только способ усвоения знаний основ наук, но и важнейшее средство подготовки к социальному творчеству, к труду на современном производстве, к участию в обновляющейся политической жизни общества.

 

Нравственное воспитание

 

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали организации всей жизни воспитанников: деятельности, отношений, общения — с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определённым правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению – хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, носит название нравственной нормы. Норма – это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать человека к определённым поступкам и действиям, а может и запрещать их, предостерегать от них. Она определяет порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она проявляется в общественно ценных свойствах и качествах личности, ее отношениях, деятельности, общении.

Цель воспитанияформирование нравственно устойчивой, цельной личности.

Эстетическое воспитание

 

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Формирование эстетической культуры – это не только расширение художественного кругозора, увеличение числа прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор поведения. Но есть люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, но нарушают нормы общественной морали. Эти люди далеки от подлинной эстетической культуры, эстетические взгляды и вкусы не стали их внутренней принадлежностью.

 

Физическое воспитание

 

В системе всестороннего совершенствования личности физическая культура составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения.

Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело человека в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.

Учащиеся должны приобрести минимум знаний о медицине и гигиене, о значении физической культуры и спорта, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приёмах самоконтроля.

 

Антиалкогольное и антиникотиновое воспитание

 

В настоящее время принимаются решительные меры для преодоления негативных традиций, которые складывались и насаждались веками.

Решающим стратегическим участком борьбы против употребления алкоголя, наркотических средств, табака является воспитание подрастающего поколения в духе неприятия физического и духовного отравления организма и психики.

Алкоголизм представляет собой заболевание, наступающее в результате употребления алкоголя. Оно выражается в патологическом пристрастии к спиртным напиткам, в психической деградации и различных психозах, снижении работоспособности, утрате социально ценных личностных качеств. Своеобразным заболеванием, имеющим вредные физические и психические последствия, является привычное пристрастие к курению и особенно к наркотикам.

Организован­ная борьба против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения представляет собой систему антиотравляющего воспитания. Антиотравляющее сознание включает в себя глубокое понимание опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом. Такое сознание становится действенным, когда подкрепляется привычным органическим и нравственно-эстетическим отвращением как к самим наркотикам, алкоголю, никотину, так и к лицам, их употребляющим.

Субъективнодля отдельных людей пониманию вредности наркотиков, алкоголя, никотина противостоят сложившиеся социальные привычки, привычные ритуалы праздников и торжеств. Существенное значение в среде некоторых групп подростков имеет престижность курения, употребления токсических средств, придающих ощущение взрослости и полной раскованности. Эти жизненные противоречия и несоответствия порождают пьянство и алкоголизм, психические, легочные, сосудистые заболевания не только у зрелых, но и у молодых людей.

 

Религиозное воспитание

 

Существование религии зависит от того, насколько ее представителям удается осуществить религиозное воспитание подрастающего поколения. Практическая религия по своей сути есть сложная, активная, действенная система воспитательного воздействия. Многие века религиозное воспитание было единственной продуманной педагоги­ческой системой со всеми присущими ей признаками: целью, настав­ником, воспитанником, содержанием, средствами и методами, кри­териями и оценкой результатов.

Его целью является внедрение в сознание религиозной идеологии и богопослушного поведения. В качестве средств воздействия, наряду с обстановкой в церкви, богослужением и обрядами, широко используются такие веками проверенные методы воспитательного воздействия, как причастие, проповедь, исповедь, отпущение грехов, благословение, заповеди.

Применяются и меры наказания — искупление греха, лишение благословения, проклятие, предание анафеме, постриг. Методами религиозного самовоздействия и самовоспитания являются молитва, соблюдение поста, обета, раскаяние, покаяние, самоистязание.

Большое воспитательное значение имеет общая организация религиозной жизни и деятельности: обязательные регулярные посещения церкви, распределенные во времени обязательные молитвы, строгое соблюдение по­тов, престольных и иных церковных праздников. Вся эта система средств, методов и условий направлена на организацию жизни и деятельности людей в соответствии с нормами религиозной морали. Она служит ограничению содержания духовной жизни человека религиозными догмами и нравственно-эстетическими религиозными переживаниями, требует послушания и повиновения.

Закон Российской Федерации «Об образовании» подчёркивает светский характер образования в школе. Это особенно актуализирует необходимость и ответственность педагогов за формирование у учащихся научного мировоззрения и в то же время уважения к взглядам и чувствам верующих детей и их родителей. Наша задача – раскрыть перед учащимся реальность объективного мира, его противоречивость, познаваемость. По мере взросления и достижения совершеннолетия учащийся сам вправе сделать свой мировоззренческий выбор.

 

Вопрос 2: Принципы воспитания и особенности их реализации в деятельности правоохранительных органов

Воспитание как одна из подсистем целостного педагогического процесса подчиняется его общим закономерностям и принципам. Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Содержание, методы и формы воспитания определяют принципы воспитания, которые выступают исходными руководящими положениями, отражающие закономерности педагогического процесса и процесса воспитания.

Принципы воспитания: (Схема)

1. индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании предполагает:

- глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей воспитанников;

- определение конкретным воспитанникам задач в соответствии с их личностными характеристиками;

- постоянный анализ итогов воспитательной работы;

- своевременное внесение корректив в методику воспитания с учетом особенностей каждого конкретного человека.

2. воспитание в группе и через коллектив требует:

- определять задачи и перспективы развития группы, объединяющие мысли, чувства и действия ее членов;

- формировать чувство гордости за свой коллектив, подчинение личных интересов общественным;

- обеспечивать единство и сплоченность актива, ядра коллектива;

- поддерживать все новое, перспективное, распространять его на всю группу и закреплять в виде традиций;

- умело использовать силу общественного мнения, коллективных взаимоотношений и традиций в борьбе с негативными явлениями.

3. воспитание в процессе деятельности ориентирует на:

- поощрение разумной инициативы, активности и самостоятельности;

- чередование напряженного труда с культурным, содержательным отдыхом;

- нетерпимое отношение к недостаткам деятельности;

- формирование сознательного отношения к труду и общественной деятельности.

4. сочетание высокой требовательности с уважением личного достоинства предполагает:

- принципиальное и последовательное предъявление требований, отражающих интересы общества и деятельности;

- добиваться осознания смысла и объективной необходимости выполнения предъявляемых требований;

- не допускать в работе элементов формализма, попустительства, мелочной опеки, предвзятости и грубости;

- проявлять уважительное отношение к личности, заботу об удовлетворении ее запросов;

- добиваться единства предъявляемых требований.

5. опора на положительное в личности и группе ориентирует на:

- изучение и знание положительных индивидуально- и социально-психологических качеств личности и коллектива и их учет;

- оптимизм и глубокую веру в силу воспитания;

- бережное отношение к проявлениям нового, положительного в личности и коллективе;

- умелое использование силы положительного примера;

- побуждение к настойчивому и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию;

- вовлечение воспитанников в такие виды деятельности, которые позволяют им проявлять себя с лучшей стороны и развивают уверенность в своих силах и возможностях.

6. единство, согласованность, преемственность в воспитании требует:

- наличия единства взглядов всех участников воспитательного процесса на его задачи;

- достижения единства стиля в работе и одинаковой требовательности к воспитанникам;

- совместных усилий общественности в воспитании

- согласованности по отношению к отдельным воспитанникам.

В деятельности правоохранительных органов реализация закономерностей и принципов воспитания имеет естественно свои особенности:

· регламентация правовыми нормами;

· педагогический процесс имеет временный характер;

· специфика ролевого статуса и структуры межличностных отношений субъекта и объекта педагогического процесса;

· отсутствие коллектива как общности людей для положительного воздействия (преступная группа не может оказывать такого воздействия);

· отсутствие публичности, строго индивидуальный характер деятельности;

· воздействия проводятся в специальном педагогическом режиме;

· воспитательная работа нередко проводится при изоляции объекта;

· объект воздействия, как правило, уже сформировавшаяся личность;

· зависимость результатов воздействия от авторитета и мастерства сотрудников правоохранительных органов.

Для решения воспитательных задач можно выбрать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач. При выборе метода педагогического воздействия необходимо также учитывать условия, в которых он будет осуществляться и состояние объекта воздействия.

В условиях правоохранительной деятельность рамки психолого-педагогического воздействия ограничиваются действующим законодательством, состоянием объекта и возможностями субъекта воздействия.

Все многообразие методов воспитания можно классифицировать по нескольким основаниям в зависимости от: (Схема)

· объекта: личностные и групповые;

· цели: направленные на развитие личности и ее изменение, коррекцию;

· продолжительности осуществления: кратковременные и долговременные;

· формы применения: коммуникативная и внекоммуникативная;

· характера использования: прямые и косвенные.

Сознание и личность ребенка формируется постепенно в процессе жизни и, прежде всего, средствами самой жизни. Поэтому, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, не только методы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного влияния на сознание и поведение детей.

Методы воспитательного воздействия эффективны в том случае, если педагог учитывает содействие самих воспитанникам его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и присвоению духовных ценностей.

Действенность методов и приемов воспитания обусловлена постоянной практической опорой на индивидуально-психологические особенности ребенка. Ведь он реагирует на воспитательные воздействия как цельная личность, в единстве проявления его сознания, воли, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, чувств.

Каждый из методов представляет собой особым образом организованную педагогическую деятельность, направленную на решение конкретных специфических задач. Он выполняет специфическую педагогическую функцию, позволяющую решать лишь определенную часть воспитательных задач. Оказывая влияние на развитие, изменение или устранение определенных качеств, каждый из методов воспитания воздействует на формирование личности в целом. При этом ни один из методов воспитания не является универсальным и не решает всех задач.

Рамки психолого-педагогического воздействия в деятельности правоохранительных органов определяются:

- действующим законодательством;

- состоянием объекта воздействия;

- возможностями субъекта воздействия.

Выбор того или иного метода необходимо осуществлять, исходя из:

- цели воздействия;

- условий, в которых это воздействие осуществляется;

- состояния объекта воздействия.

Использование отдельного метода или их совокупности определяется, как уже отмечалось, как объективными социальными условиями, так и индивидуальными особенностями человека.

Типичными ошибками при выборе того или иного метода являются:

- абсолютизация какого-то одного метода;

- переоценка собственных возможностей;

- неправильная оценка объекта воздействия.

 

Сотрудникам правоохранительных органов чаще всего приходится решать не только и не столько проблемы воспитания, сколько проблемы перевоспитания. Перевоспитание направлено на перестройку неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок личности, на преобразование отрицательных способов ее поведения.

Процесс перевоспитания предполагает:

1. установление причин отклонений в нравственном развитии;

2. определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившегося стереотипа поведения;

3. активизацию различных видов деятельности (общественно полезной, коллективной, трудовой, учебной, досуговой и др.);

4. применение системы требований, средств поощрения, порицания, стимулирования и контроля.

Для того, чтобы успешно руководить процессом перевоспитания, сотруднику ОВД необходимо, прежде всего, установить с перевоспитуемым отношения доверия и сотрудничества, преодолеть психологические барьеры, создать основу для длительного психологического контакта.

При этом следует учитывать, что коррекция каждого из видов отклоняющего поведения предполагает использование всей системы психолого-педагогических средств. В то же время каждое воздействие педагога и его психологический результат зависят от того, насколько используемые методы коррекции соответствуют конкретному типу отклонения. Все другие средства воспитательного воздействия выполняют в этом случае вспомогательную роль.

Для успешного перевоспитания педагогу необходимо учитывать качественные результаты своего взаимодействия с воспитанником, его поведение, возраст, уровень педагогической запущенности и др.

К факторам социального риска, которые сказываются на формировании девиантного поведения воспитанника, можно отнести следующие:

- социально-экономические: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия; парадоксом времени является то, что и сверхвысокие доходы «новых русских» также являются фактором риска в воспитании;

- медико-социальные: экологически неблагоприятные условия, инвалидность, хронические заболевания родителей, вредные условия работы родителей, и особенно матери;

- социально-демографичкские: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними либо престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми;

- психолого-педагогические: семьи с конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями;

- криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, семейные дебоши, проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры.

Наличие того или иного фактора социального риска в семье не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении, оно лишь указывает на большую степень вероятности их. Вероятность возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска; особенно влиятелен низкий прожиточный уровень в сочетании с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей. Но у семьи, имеющей скромные доходы, но достаточно высокий уровень духовной культуры, значительно больше шансов воспитать нормального ребёнка, чем в семье с высоким жизненным уровнем, но низкой духовной культурой и неблагоприятным морально-психологическим климатом.

 

Вопрос 3. Методы воспитательного воздействия и педагогические условия их эффективности

 

Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом и решать успешно педагогические задачи без знания обширного арсенала педагогических технологий и умения пользоваться им. Технологии сегодня являются наиболее значимым компонентом во всех сферах жизни общества и общественного развития. Совершенные, прогрессивные технологии – это, образно говоря, индустрия, направленная в будущее.

Понятие «педагогическая технология» - одно из новых, но уже прочно вошедших в педагогический лексикон, хотя в понимании и употреблении этого термина существуют разночтения. Педагогическая технология предполагает специальный подбор и компоновку организационных и процедурных компонентов в виде последовательно и комплексно используемых форм, методов, приёмов и средств обучения, воспитания и контроля, ориентированных на решение определённой задачи в педагогическом процессе и максимально обеспечивающих достижение соответствующего ей педагогического результата.

Алгоритм действий воспитателя, как правило, бывает построен на следующей логике. Прежде всего, он убеждает воспитанника в важности и целесообразности решения конкретной педагогической задачи, затем обучает его тому, как её решить, постоянно стимулируя, конторолируя и оценивая этапы и итоги его работы. В ней используются следующие методы воздействия на личность: объяснение, убеждение, внушение, показ, упражнение, приучение, стимулирование, контроль, диагностирование (тестирование), оценка и др. Они крайне редко применяются изолированно и используются в комплексе. Рассмотрим каждый из этих методов более подробно.

Метод убеждения – основной метод воспитания, представляющий собой разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него определённого мировоззрения, системы ценностей, желаемых качеств. Оно ориентировано, прежде всего, на интеллектуально-познавательную сферу психики. С помощью логических аргументов сначала добиваются от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.

Целью убеждения является создания, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия. В результате этого прямого коммуникативного воздействия происходит сознательное принятие объектом определенной позиции.

Метод убеждения предполагает систематическую объективную информацию, разъяснение и гласность по вопросам всех сфер общественной жизни, показ места человеческого фактора в совершенствовании общества. Одним из условий такой работы является правдивость, искренность воспитателя.

Однако убеждение не ограничивается информированием и разъяснением, а требует доказательства их правильности, логического обоснования, чтобы в сознании воспитанников не оставалось каких-либо неясностей, сомнений. Это лучше всего достигается в процессе дискуссии, свободного обсуждения проблемы. Когда люди обмениваются мнениями, полемизируют, выясняют истину совместно.

Большой силой убедительности, доказательности обладают факты и цифры. Факты как часть реальной действительности выступают действенными средствами, характеризуясь конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержанием. Для эффективного убеждения важно правильно подобрать и подать факты.

Существенное значение в убеждении и переубеждении имеют практика, опыт, показательный пример. Убеждение делом, работой особенно нужны тогда, когда требуется доказать необходимость воплощения идей в практику, побудить воспитанников к овладению новыми приемами и формами деятельности. В подобных ситуациях именно практический пример оказывает влияния сильнее, чем словесное разъяснение.

Убеждение на практическом опыте, делом может осуществляться либо путем личного показа, либо посредством организации совместной деятельности, либо демонстрацией опыта других. В процессе убеждения опытом, практической деятельности происходит слияние личного опыта с опытом других, воспринятые идеи проверяются на практике, выступающей критерием истины.

У пражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанником различных действий, практических дел с целью формирования навыков, умений, привычек. В процессе упражнений происходит формирование необходимых качеств личности. Использование упражнений в ходе специально организованной педагогами повседневной жизни воспитанников, их обучения, деятельности, позволяет накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, обеспечивать единство между знаниями, убеждениями и поведением, словом и делом.

Суть упражнения состоит в многократном повторении требуемых действий, доведенных до автоматизма, в результате чего появляются навыки и привычки. Однако упражнение в воспитании – это не механическая тренировка. Оно осуществляется в процессе сознательного преодоления трудностей при решении жизненно необходимых и дидактических задач, предусмотренных учебными предметами и программами.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала и тщательный инструктаж. Это позволяет осуществлять воспроизведение действий, необходимых для формирования определенных качеств, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элемента индивидуально личностного творчества.

Основными условиями эффективности метода упражнения являются:

- связь с другими методами воспитания;

- обеспечение сознательного подхода в выполнении упражнений;

- обеспечение нормальных условий деятельности;

- последовательность, систематичность и разнообразность упражнений;

- постоянный контроль оценка результатов деятельности.

Метод примера представляет собой целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение воспитанников системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, основой для формирования общественно значимого поведения, стимулом и средством самовоспитания.

Воспитательное значение примера определяется его общественной значимостью. В примере закреплен социальный опыт, результаты деятельности и поведения других людей. Каждый пример имеет определенное содержание, социальную значимость. Это означает, что положительный пример – понятие конкретно историческое. В качестве позитивного примера могут выступать действия, поступки, вся жизнь человека, его качества, приемы и способы достижения поставленных целей.

В ходе воспитательного процесса может возникнуть и отрицательное отношение к подражанию. Основано оно на обыденном понимании подражания как механического, слепого копирования внешних сторон в поведении других людей. Поэтому призыв к подражанию нередко рассматривается воспитанниками как принижение их самостоятельности.

По типу воздействия на сознание воспитанников примеры можно разделить на две большие группы:

· примеры непосредственного влияния:

- личный пример воспитателя

- пример товарищей

- положительный пример людей, с которыми воспитанники находятся в постоянном контакте

· примеры опосредованного влияния:

- примеры жизни и деятельности выдающихся людей

- примеры из истории своего государства и народа

- примеры из литературы и искусства.

Методы стимулирования подразумевают побуждение к размышлению, переживанию, к действию. К ним можно отнести похвалу, поощрение, соревнование, упрёк, осуждение, намёк, одобрение, доверие, наказание и т.п..

Поощрение – положительная оценка действий воспитанников. Это внешне активное стимулирование побуждает воспитанника к положительной, инициативной деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов людей, награждения, поочередного удовлетворения их различных потребностей.

Используя поощрение в учебной, трудовой, игровой, общественной деятельности, педагог добивается повышения эффективности и качества их труда, способствует их самоутверждению. Поощрение вызывает положительные эмоции, порождает оптимистические настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает творческие способности людей, их активную жизненную позицию.

Однако незаслуженное, несвоевременное поощрение способствует развитию завышенной самооценки, самоуверенности, чрезмерного честолюбия, стремления добиваться успеха только ради награды и любыми средствами.

Система поощрения по мере нравственного развития воспитанников, изменяется от преимущественно материальных стимулов к преимущественно моральным. Реакция воспитанника на поощрение дает педагогу информацию относительно состояния самолюбия и честолюбия воспитанников, их отношения к делу, к наградам, а также о подлинных мотивах деятельности и направленности личности.

От воспитателя во многом зависит действенность поощрения. Он оценивает результаты их учебы и поведения, одобряет или осуждает те или иные поступки, действия. Поэтому от воспитателя требуется умений владеть методикой поощрения, активно применять ее в своей деятельности.

Поощрение воспитывает, если оно педагогически обосновано, своевременно. Очень важно обеспечить гласность поощрения, чтобы повысить его общественную значимость, привлечь внимание остальных к достижениям отличившихся, вызвать у них желание следовать положительному примеру.

Однако не следует захваливать людей, так как это снижает воспитательную эффективность поощрения. Оно должно сопровождаться повышением требований к воспитанникам, постановкой перед ними более сложных задач.

Основными условиями действенности поощрения в воспитании являются:

- обоснованность и справедливость поощрения;

- поощрение преимущественно за ведущий вид деятельности;

- своевременность поощрения;

- разнообразие поощрений;

- постепенное возрастание значимости вида поощрения;

- участие в поощрение всех воспитателей;

- торжественность ритуала поощрения;

- гласность поощрения.

Средствами поощрения могут выступать:

- поощрения за определенные поступки (поступки воспитанников как образец);

- поощрительные жесты и мимика воспитателя;

- поощрительные обращения воспитателя;

- виды поощрений, диктуемые трудом.

Принуждение – это применение к воспитанникам таких мер воздействия, которые побуждают их выполнять свои обязанности вопреки собственному желанию. Принуждение применяется педагогически правильно тогда, когда оно опирается на убеждение и сочетается с другими методами воспитания. При этом пользоваться им воспитателю следует разумно, не увлекаться и не злоупотреблять им. Прежде всего, необходимо воспитанника убедить, а уже затем принуждать.

Основными условиями действенности метода принуждения являются:

- применение принуждения лишь после того, как все другие методы и средства не дали никакого результата или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами;

- применение принуждения на основе убеждения и в соответствии с требованиями процесса воспитания;

- индивидуальный и групповой подход в принуждении;

- обстоятельное выяснение причин поступков;

- стремление к осознанию провинившимся своей неправоты или вины;

- своевременность применения мер принуждения;

- отсутствие поспешности в применении принуждения;

- усиление внимания к воспитанникам, в отношении которых применяется принуждение.

Основными формами выражения принуждения в воспитании: категорические требования, запрет, осуждение в коллективе, наказание.

Категорические требования, которые педагог предъявляет к воспитаннику, в случае их непонимания, должны быть обязательно разъяснены и аргументированы. Педагог обязан проследить за их выполнением и принять меры к тем воспитанникам, которые уклоняются то них. Безнаказанность, неисполнительность порождают безответственность. Однако во всяком факте послаблений необходимо разобраться.

Воспитанники отрицательно воспринимают необоснованные угрозы применить по отношению к ним репрессивные меры, а также частое доведение до вышестоящего начальства случаев нарушений. Педагог, прежде всего, сам должен найти средства личного воздействия на тех, кто проявляет недобросовестность: усилить контроль за их деятельностью и поведением, установить роки исполнения конкретных заданий, провести воспитательную беседу в присутствии других воспитанников, организовать осуждение провинившегося в коллективе.

Безусловно, это не исключает возможности принятия к нерадивым строгих принудительных мер. В таких случаях необходимо перспективу исправления, вовремя отмечать успехи, старания воспитанников, их стремление реабилитировать себя.

Наказание как метод воспитательного воздействия ориентирован на сдерживание негативных действий человека. Это способ конфликтного приостановления сознательно совершаемых человеком вредных, безнравственных, противоречащих интересам общества, коллектива и отдельной личности действий.

Наказание не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, но подводит личность к переживанию вины. Наказание может применяться в форме осуждения нарушителя норм поведения общественным мнением, выражением ему недоверия, недовольства, возмущения, демонстрации недоверия.

Наказание не только восстанавливает порядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у людей саморегуляцию, самоконтроль, осознание недозволенности попрания интересов личности и общества.

Злоупотребление наказаниями, использование антипедагогических средств морально подавляет человека, лишает его уверенности в себе, порождает чувство неполноценности, озлобленность и активное сопротивление психологическом воздействию.

Реакция на наказание обнаруживает черты характера человека, особенности его поведения, что помогает педагогу в выборе средств взаимодействия с воспитанниками.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.142 сек.