Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетный процесс. Все бюджетные доходы и расходы по составу, источникам, направлениям использования разнообразны




БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ.

 

Все бюджетные доходы и расходы по составу, источникам, направлениям использования разнообразны. Для планирования доходов и расходов применяют бюджетную классификацию, которая представляет собой группировку бюджетных доходов и расходов по однородным признакам, расположенным и зашифрованным в бюджетной росписи в установленном порядке. Эта группировка дает представление о социально-экономической, ведомственной и территориальной структурах формирования доходов и расходов.

Классификация необходима для:

1 представления картины движения бюджетных средств;

2 прогнозирования и планирования формирования и исполнения бюджетов;

3 ведения учета и составления отчетности;

4 сопоставления, сравнения и анализа плановых и фактических данных как по отдельным видам доходов и расходов, так и по бюджету в целом;

5 облегчения проверки включаемых в бюджет данных;

6 контроля за исполнением бюджета как со стороны наполнения, так и со стороны расходования;

7 в целях формирования единого методологического подхода на всех уровнях бюджетной системы.

Общую схему собственных и регулирующих доходов территориальных бюджетов можно представить в следующем виде:

 
 

 


Бюджетная классификация доходов производится по группам, подгруппам, статьям и подстатьям.

Групп доходов – пять.

Это 1. налоговые доходы. В этой группе семь подгрупп – налоги на прибыль и прирост капитала; налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, пошлины и сборы.

Во второй группе - неналоговые доходы – восемь подгрупп,

Третья - доходы целевых бюджетных фондов – состоит из семи подгрупп.

Четвертая статья - безвозмездные перечисления.

Пятая - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Кроме того, доходы классифицируются по источникам финансирования дефицитов бюджетов (два источника).

Классификация источников внутреннего финансирования является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования соответствующих бюджетов. Внутренние займы подразделяются на восемь групп:

0100 – финансирование дефицита бюджета за счет кредита ЦБР и изменения остатков средств бюджета;

0200 – государственные и муниципальные ценные бумаги;

0300 – бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;

0400 – бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

0500 – прочие источники внутреннего финансирования;

0600 – поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

0700 – государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней;

0800 – кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ.

Каждая группа делится на пункты и подпункты, например:

Государственные и муниципальные ценные бумаги (код 0200):

1. Государственные краткосрочные облигации (0210);

2. Привлечение средств (0211); Погашение основной суммы задолженности (0212).

Источники внешнего финансирования привлекаются только для погашения дефицита федеральногобюджета. Они классифицируются по восьми группам:

0100 – кредиты международных финансовых организаций;

0200 – кредиты правительств иностранных государств, предоставленные СССР;

0300 – кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные СССР;

0400 – кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;

0500 - кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;

0600 – изменение остатков средств федерального бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;

0700 – изменение золотого запаса в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

0800 – прочие источники внешнего финансирования

Внешние источники имеют двухступенчатую схему:

Расходы бюджета классифицируются:

I. По функциональному признаку (разделы, подразделы, статьи, виды)

Все расходы бюджета сгруппированы по 31 функциональному разделу:

0100 Государственное управление и местное самоуправление (включает семь подразделов);

0200 Судебная власть (два подраздела);

0300 международная деятельность (пять);

0400 национальная оборона (семь);

0500 правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности (11);

0600 фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу (2);

0700 промышленность, энергетика и строительство (10);

0800 сельское хозяйство и рыболовство (5);

0900 охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия (6);

1000 транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика (7);

1100 развитие рыночной инфраструктуры (2);

1200 жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство (3);

1300 предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (3);

1400 образование (7);

1500 культура, искусство и кинематография (3);

1600 средства массовой информации (3);

1700 здравоохранение и физическая культура (3)

1800 социальная политика (8);

1900 обслуживание и погашение государственного долга (12);

2000 пополнение государственных запасов и резервов (3);

2100 финансовая помощь бюджетам других уровней (2);

2200 утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров (2);

2300 мобилизационная подготовка экономики;

2400 исследование и использование космического пространства (2);

2500 военная реформа;

3000 прочие расходы (5);

3100 целевые бюджетные фонды.

Большая часть разделов расходов связана с управлением и обеспечением правопорядка и безопасности страны (разделы 1-5, 16, 22). Восемь разделов направлены на способствование развитию государственной и национальной экономики (7-12, 19, 21). Пять разделов относятся к финансированию социально-культурной сферы (6, 14, 15, 17, 18). Последняя группа расходов – это запасы, резервы и прочие расходы.

Второй уровень классификации – подразделы, которые конкретизируют направле5ние бюджетных ассигнований в определенной сфере расходования.

Например, в разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство» присутствуют подразделы:

жилищное строительство код (1201), жилищное хозяйство (1202), коммунальное хозяйство (1203), архитектура и градостроительство (1204), прочие структуры коммунального хозяйства (1205).

II. Классификация по экономическому признаку позволяет сгруппировать расходы бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она строится на основании выделения разделов, подразделов, видов расходов, подразделяемых на статьи затрат.

Всего выделены три раздела, подразделяющиеся на восемь подразделов:

1. Текущие расходы (код 100000):

- закупка товаров и оплата услуг (110000);

- выплата процентов (120000);

- субсидии и текущие трансферты (130000).

2. Капитальные расходы (200000):

- капитальные вложения в основные фонды (240000);

- создание государственных запасов и резервов (250000);

- приобретение земли и нематериальных активов (260000);

- капитальные трансферты (270000);

- предоставление бюджетных ссуд (280000).

3. предоставление кредитов за вычетом погашения (300000).

Если более детально рассмотреть, например, раздел «Капитальные расходы», то четыре уровня расходов по экономическому содержанию представлены следующим образом:

раздел «Капитальные расходы» (200000)

подраздел «Капитальные вложения в основные фонды» (240000)

вид расходов «Капитальное строительство» (240200)

статьи затрат «Жилищное строительство» (240201), «Строительство производственных объектов» (240202), «Строительство объектов социально-культурного и бытового назначения» (240203).

III. Ведомственная классификация представляет собой группировку расходов федерального бюджета, распределенных по главным распорядителям средств. Она состоит из трех уровней.

Первый - перечень прямых получателей средств, утверждаемый федеральным законом. Это министерства, ведомства, организации, имеющие свой код. В качестве самостоятельных получателей указываются органы законодательной власти, исполнительный аппарат Президента и Правительства РФ и другие.

Второй уровень – это целевые статьи расходов, отражающие финансирование конкретных направлений деятельности прямых получателей средств.

Третий уровень данной классификации – классификация видов расходов, детализирующая направление финансирования в рамках целевых статей.

Кроме того, производится: 1. классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ – это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Это одноступенчатая классификация, например, Государственные краткосрочные обязательства (016), Государственные казначейские векселя (017), Государственные гарантии (018).

и 2. классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов РФ. Это группировка государственных внешних обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Данная классификация имеет двухступенчатую схему построения, например: 1. Внешний долг РФ (020) в том числе по кредитам, полученным от: 2. Международных финансовых организаций (021); Правительств иностранных государств (022); Иностранных коммерческих банков и фирм (023).

Если при составлении или рассмотрении бюджета обнаруживается профицит, то необходимо провести его сокращение за счет проведения следующих мероприятий:

1. Сократить продажу гос. или муниципальной собственности;

2. Сократить реализацию государственных запасов и резервов;

3. предусмотреть дополнительное погашение долговых обязательств;

4. увеличить расходы бюджета.

Дефицит называется временным, если он не превышает 3% от суммы доходов бюджета (в учебнике – ВВП – неправильно). Если он составляет до 10% суммы доходов, то это допустимый дефицит, если более 20% суммы доходов, то это критический дефицит.

Существуют три типа организации бюджетной системы: централизованные, децентрализованные и комбинированные.

При централизованной системе бюджеты нижних уровней не наделяются достаточными собственными источниками доходов.

Децентрализация предполагает высокую степень самостоятельности региональных и местных бюджетов при сведенной к минимуму финансовой помощи вышестоящих бюджетов.

Комбинированная модель характеризуется:

горизонтальным и вертикальным бюджетным выравниванием (дисбаланс между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам и при недостаточности собственных доходов выравнивается трансфертами – вертикальное выравнивание; пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации с учетом региональных отличий по уровню среднедушевого бюджетного дохода, прожиточного минимума, доходов и расходов населения – горизонтальное выравнивание);

ответственностью федерального центра за создание условий для социального развития регионов.

 

Бюджетный процесс это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов и внебюджетных фондов, их утверждению и исполнению, а также контролю за их исполнением.

Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти.

Органы, наделенные правами и обязанностями участников бюджетного процесса следующие:

· органы представительной и исполнительной власти;

· финансовые и налоговые органы;

· органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля;

· главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

· государственные целевые внебюджетные фонды.

Бюджетный период в РФ, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 01 января по 31 декабря.

Официальная продолжительность бюджетного процесса применительно к федеральному бюджету (от послания Президента до федерального закона об исполнении бюджета) составляет более трех лет: составление, рассмотрение и утверждение – 10 месяцев (до принятия Бюджетного Кодекса было 18 мес.), исполнение – 1 год, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета – до 1,5 лет. Этот период также называют бюджетным циклом.

Длительность бюджетного процесса территориальных бюджетов, как правило, меньше.

Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.

Органами государственного или муниципального финансового контроля являются: Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы (контрольно-счетные палаты) законодательных (представительных) органов субъектов РФ и местного самоуправления

Особая ответственность за организацию и непосредственное исполнение бюджетного процесса возложена на Федеральное казначейство, которое несет ответственность за правильность исполнения бюджета, финансирование расходов, полноту и своевременность перечисления бюджетных средств, исполнение предписаний Счетной палаты и другие функции.

Финансовое планирование на общегосударственном и территориальных уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении.

В систему финансовых планов входят перспективные финансовые планы и сводные финансовые балансы, составляемые на всех уровнях управления.

Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета.

Разработка и согласование федерального бюджета на очередной финансовый год должны завершаться на позднее 15 июля года, предшествующего планируемому.

Правительство РФ, после внесения уточнений органами власти субъектов РФ и местного самоуправления передают проекта бюджета на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу и в Совет Федерации, где есть соответствующие комитеты, не позднее 15 августа текущего года. Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в нескольких чтениях. Закон о бюджете должен вступить в силу до начала нового бюджетного года.

На территориях субъектов Федерации и муниципальных образований порядок и условия рассмотрения и утверждения бюджетов устанавливается соответствующими законодательными органами самостоятельно.

Утвержденный бюджет необходимо исполнить, т.е. обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету расходы.

В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это значит, что организация исполнения, исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами возложены на казначейства. Иначе говоря финансирование расходов бюджета осуществляется казначейством. Ранее существовала система исполнения через уполномоченные банки, однако себя не оправдала в связи с тем, что бюджетные средства использовались банками в собственных интересах.

По расходам бюджет исполняется главными распорядителями бюджетных средств, распорядителями и получателями бюджетных средств.

Казначейства ведут сводные реестры получателей средств бюджета и Главную книгу казначейства, где регистрируются все операции, связанные с поступлением всех доходов и поступлений, а также с санкционированием и финансированием расходов.

Контроль за исполнением бюджета осуществляется всеми органами власти, Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами, финансовыми и налоговыми органами. Контроль имеет две формы –,парламентский осуществляемый соответствующими представительными органами и административный, осуществляемый Минфином, Казначейством, финансовыми органами субъектов и местного самоуправления, главными распорядителями.

В ходе бюджетного года и по окончании его центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят анализ составления и исполнения бюджета на основании которого производится оценка конечных результатов исполнения бюджета, выявление причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей, выявление резервов, выявление недостатков в деятельности получателей средств, определение социально-экономической эффективности бюджетов, сопоставление с результатами прошлого года (лет), совершенствование бюджетного процесса и другие.

На территориях субъектов Федерации и муниципальных образований порядок и условия рассмотрения и утверждения бюджета устанавливаются соответствующими законодательными органами самостоятельно.

Полномочия по руководству различными территориально-административными уровнями распределены между различными уровнями органов власти в соответствии с принципами федеративного образования. Те же принципы заложены и по поводу распределения прав и обязанностей по формированию и исполнению бюджетов.

Федеральное устройство государства предполагает и необходимость федерального устройства межбюджетных отношений.

Признаки бюджетного федерализма предполагают наличие у того или иного уровня власти самостоятельного бюджета и ответственности за выполнение возложенных на него задач и функций.

Бюджетный федерализм это форма самостоятельного управления всеми звеньями бюджетов различного уровня государственной власти, основанная на четко сформулированных и закрепленных законодательных нормах и учитывающая интересы всех участников бюджетного процесса.

Одна из наиболее важных и сложных проблем Российской модели бюджетного федерализма является проблема закрепления налогов за бюджетами различных уровней. Есть определенные принципы принятия решений в этой области:

1. принцип стабильности – региональным бюджетам необходимы стабильные источники налоговых поступлений, так как возможности изыскания дополнительных источников финансовых ресурсов на региональном уровне меньше, чем на федеральном.

2. принцип мобильности характеризуется тем, что некоторые финансовые операции осуществляются там, где меньше налоговые ставки. Отсюда за региональными и местными бюджетами следует оставлять те налоги, сбор которых в меньшей степени зависит от этого фактора.

3. принцип прозрачности и легкой собираемости. Налогоплательщикам должны быть понятны направления использования налоговых поступлений в бюджеты и сбор налогов не должен вызывать особых сложностей, например, дополнительных проверок налогоплательщиков.

4. налоги на ведение международных торговых операций должны быть одинаковыми для всех налогоплательщиков на всей территории страны.

Регионы должны быть финансово самодостаточны, т.е. полностью самостоятельно формировать доходную часть бюджетов и покрывать расходную. Однако по расчетам МЭРТ финансовая самообеспеченность трети регионов в 2000 г. не превышала 60%, в половине регионов собственные источники без учета трансфертов покрывали менее 70% всех расходов и только в 13 регионах – 85 % всех расходов.

В настоящее время механизм финансирования расходов бюджетов регионов за счет собственных доходных источников не сформирован. Предусмотрены лишь меры по защите интересов федерального бюджета. Например, при нарушении установленного порядка зачисления налогов в федеральный бюджет, правительство вправе приостановить финансирование из федерального бюджета по всем направлениям.

Некоторые экономисты считают, что субъектам федерации для увеличения самостоятельности надо предоставить право устанавливать региональные налоги. Но с этим трудно согласиться, потому, что в этом случае региональные власти в погоне за увеличением бюджета могут новыми налогами при существующих федеральных парализовать деловую активность предпринимателей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.