КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовая система, характеристика ее звеньев
Принципы построения финансовой системы Финансовая система организована на основе следующих принципов: 1) Принцип функционального назначения звеньев финансовой системы -каждое звено финансов выполняет только свои функции, выражает только ему присущие финансовые отношения, каждому звену финансовой системы соответствует свой финансовый аппарат управления; 2) Принцип единства финансовой системы. Данный принцип заключается в следующем: а) в стране проводится единая финансовая политика; б) управление финансами базируется на единых законодательных и нормативных актах; в) существует единая денежная система страны; г) действуют единые принципы контроля за финансовыми отношениями; 3) Плановый характер финансовых отношений. Существует система финансовых планов и балансов на предприятиях, в отраслях, регионах, т.е. все звенья финансовой системы планируют формирование и использование фондов денежных средств; 4) Принцип гласности. Это означает, что сведения о создаваемых денежных фондах, о порядке их использования, освещаются в средствах массовой информации, так же как законы, постановления, указы, решения, инструкции, обязательно публикуются в печати; 5) Принцип федерализма проявляется в разграничении компетенции РФ и субъектов РФ в области финансовых отношений. В ст. 71,72 Конституции РФ зафиксировано - в ведении РФ находятся финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения в РФ. Самостоятельность субъектов не должна нарушать основных конституционных положений РФ.
В западной литературе понятие «финансовая система» определяется как совокупность финансовых рынков и финансовых инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Такой односторонний подход не отражает функциональной основы и, соответственно, функциональной структуры финансовой системы как системы, обеспечивающей аккумуляцию и распределение денежных средств различными субъектами экономики (государством, организациями, домохозяйствами), цели функционирования которых, а, следовательно, и методы аккумуляции, распределения и использования ограниченных денежных средств принципиально различны. Финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств. Таким образом, в основу трактовки финансовой системы положен принцип наличия различных функциональных сфер и звеньев специфических финансовых отношений. Необходимость выделения ее отдельных сфер (звеньев) обусловливается различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении валового внутреннего продукта, формировании и использовании денежных фондов и доходов. Каждому звену финансовой системы присущи специфические цели функционирования, а следовательно, формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, финансы организаций в основном обслуживают материальное производство и услуги, создание валового внутреннего продукта, отчисления в бюджет и во внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный бюджетный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, министерствами, службами, агентствами, социальными группами населения.
В соответствии с рассматриваемой точкой зрения отечественных экономистов финансовая система России в целом состоит из двух укрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов, финансов хозяйствующих субъектов. В зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов они в свою очередь делятся на звенья (рис. 1.1). Государственные и муниципальные финансы: · бюджетная система; · внебюджетные фонды; · государственный кредит. Финансы хозяйствующих субъектов: · коммерческих предприятий и организаций; · финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов); · некоммерческих организаций. В настоящее время государственная бюджетная система России представлена следующими звеньями: · федеральный бюджет; · территориальные бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные автономных областей, автономных округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга); · бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). Современная бюджетная система России трех уровней определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство. Внебюджетные фонды создаются на определенный срок или действуют постоянно. Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касается удовлетворения таких важнейших общественных благ, как социальное обеспечение и здравоохранение. Для аккумуляции и использования средств этих фондов государство применяет специфические формы и методы. В связи с этим правомерно их выделение в самостоятельное звено государственных финансов.
Рис. 1.1. Подсистемы и звенья финансовой системы По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения. Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присуще специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами. В данном случае государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.
Наиболее широко деятельность государства проявляется как заемщика средств. Его операции в качестве кредитора, предоставляющего ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, значительней уже. Тем не менее, в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило существенное развитие. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней. Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, - относительно самостоятельное звено финансов. Именно здесь формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам образует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, государство направляется на финансирование как текущих, так и инвестиционной деятельности предприятий, в соответствии с действующим законодательством. В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделяются следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций. Финансовые отношениякаждого из этих звеньев имеет специфику, связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств. Учитывая, что финансовая система любого типа направлена, прежде всего, на процессы формирования и использования фондов денежных средств государства и юридических лиц, все финансовые отношения классифицируются по нескольким признакам, на основе которых можно выделить составные элементы и звенья финансов:
1. Общая классификация:
2. В зависимости от того, где и кем создаются финансовые ресурсы, различают следующие элементы финансов: 1) общегосударственные финансы, 2) отраслевые финансы, 3) региональные финансы. 1) общегосударственные финансы – это совокупность экономических отношений, в процессе которых формируются и используются централизованные фонды денежных средств для выполнения функций государства. Звенья общегосударственных финансов: 1. Федеральный бюджет РФ 2. Пенсионный фонд РФ 3. Фонд социального страхования 4. Фонд обязательного медицинского страхования 5. Государственные страховые фонды 2) отраслевые финансы – это совокупность экономических отношений, в процессе которых предприятия и отрасли народного хозяйства формируют фонды денежных средств и используют их на расширение производства, социальное развитие трудовых коллективов и на удовлетворение общественных потребностей. Отраслевые финансы включают в себя следующие звенья: § Финансы министерств, ведомств § Финансы государственных предприятий § Финансы частных предприятий § Финансы АО § Финансы общественных организаций § Финансы совместных предприятий § Финансы колхозов, кооперативов 3) региональные финансы – это совокупность экономических отношений, в процессе которых формируются и используются территориальные фонды денежных средств для удовлетворения потребностей республик, краев, областей, муниципальных образований. Звенья региональных финансов: 1. Республиканские бюджеты 2. Областные, краевые, бюджеты автономных республик, автономных областей 3. Местные бюджеты- бюджеты муниципальных образований 4. Внебюджетные фонды местного значения 5. Денежные фонды для совместного финансирования региональных объектов. Все элементы и звенья финансов находятся во взаимосвязи, которая может быть одно- и двусторонней. Односторонними являются такие связи между звеньями финансовой системы, в процессе которых существуют финансовые отношения только по получению средств или по их предоставлению (кооператив платит налоги в бюджет). Двухсторонние финансовые связи появляются тогда, когда существуют финансовые отношения между звеньями финансовой системы, как по получению, так и по предоставлению денежных средств (государственное предприятие платит налоги в бюджет, в то же время оно может получить бюджетные ассигнования; местные бюджеты получают дотации из вышестоящего бюджета).
3. В зависимости от роли субъектов хозяйствования в процессе воспроизводства различают следующие элементы финансовых отношений: 1. Финансы предприятий, организаций, учреждений, они включают следующие звенья: 1) финансы коммерческих организаций (получение прибыли); 2) финансы некоммерческих организаций; 3) финансы общественных объединений (политические партии, религиозные организации). 2. Страхование, включает следующие звенья: 1) имущественное страхование; 2) личное страхование; 3) страхование ответственности. 3. Государственные финансы, включают такие звенья: 1) Федеральный бюджет РФ; 2) бюджеты субъектов федерации; 3) местные бюджеты; 4) внебюджетные фонды.
4 По управленческим взаимосвязям между звеньями и элементами финансовой системы:
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |