Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 19. Система муниципальных финансов




Вопросы для самоконтроля

1) В чем сущность страхования?

2) Назовите функции страхования

3) Чем обусловлена необходимость страхования?

4) Страховая терминология

5) Назовите какие вы знаете страховые компании.

6) Как классифицируется страхование?

7) В чем отличие обязательного и добровольного страхования?

8) Что представляет собой перестрахование?

9) Назовите виды имущественного страхования, личного страхования и страхования ответственности.

 

 

1. Финансовые ресурсы местного самоуправления и их классификация

 

Финансовые ресурсы местного самоуправления классифицируются по раз­личным признакам:

- налоговые и неналоговые (к неналоговым относятся доходы от использова­ния муниципального имущества и предоставления муниципальных услуг);

- собранные на территории муниципального образования и полученные от других уровней бюджетной системы в порядке бюджетного регулирования;

- законодательно закрепленные (собственные) и полученные от государства целевым назначением (субвенции) для выполнения отдельных государст­венных полномочий;

- принадлежащие муниципальному образованию и заемные;

- входящие в состав муниципальной казны и принадлежащие муниципаль­ным предприятиям и учреждениям.

Для обеспечения единой методологии и сопоставимости показателей бюджетов всех уровней в РФ введена единая бюджетная классификация, установленная Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ». Органы местного самоуправления (как и органы представительной власти субъектов РФ) вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Федеральный закон 2003 года разграничил источники доходов и расходные полномочия между муниципальными образованиями разных типов (поселениями, муниципальными районами и городскими округами), установил принципы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и процедуры финансирования отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. Конкретные перечни и ставки налоговых платежей, поступающих в бюджеты муниципальных образований разных типов, установлены новым Бюджетным кодексом РФ.

2. Доходы местных бюджетов

 

К имущественным доходам местных бюджетов относятся доходы от приватизации, реализации, сдачи в аренду муниципального имущества, установленная законодательством доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, платежи в местные бюджеты за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с федеральными законами. Направлениями увеличения доходов местных бюджетов могут быть:

- увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет под­держки развития промышленности и малого бизнеса на территории муни­ципального образования;

- повышение эффективности использования муниципального имущества, включая землю. В качестве регуляторов могут выступать ставки арендной платы за землю, нежилые помещения и другое имущество, их умелая диф­ференциация в зависимости от местоположения, инфраструктурной обес­печенности, вида деятельности;

- повышение эффективности работы муниципальных предприятий и учреж­дений;

- организация работы по оперативному учету и погашению задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет;

- применение методики оценки социально-экономических и финансовых последствий предоставления льгот, в том числе в виде пониженной ставки по уплате налогов и сборов;

- организация учета и планирования доходов бюджета от предприниматель­ской деятельности в целях их повышения;

1. Доходы местных бюджетов (согласно Федеральному закону 2003 года)

 

 

- разработка эффективных инвестиционных и социально значимых проектов и программ, под которые могут быть получены на условиях софинансирования субсидии из соответствующих фондов субъектов РФ;

- использование в отдельных случаях заемных средств.

 

Дополнительным источником доходов для крупных муниципаль­ных образований (с числом жителей более 200 тысяч человек) может быть Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, образованный Пра­вительством РФ в составе федерального бюджета с целью активизации деятель­ности по финансовому оздоровлению, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ в субъ­ектах РФ и муниципальных образованиях.

Субсидии из этого фонда предостав­ляются на конкурсной основе муниципальным образованиям, осуществившим программы реформирования муниципальных финансов. В программе реформи­рования муниципальных финансов могут быть учтены такие мероприятия, как реформирование бюджетного процесса, совершенствование системы управления инвестициями, реформирование системы муниципального заказа, повышение эффективности использования муниципального имущества, внедрение средне­срочного финансового планирования, повышение открытости управления муни­ципальными финансами и др.

3. Расходы местных бюджетов

 

Федеральный закон 2003 года предоставляет органам местного самоуправления значительно большую само­стоятельность в определении направлений расходов местных бюджетов в преде­лах имеющихся у них финансовых средств и с учетом закрепленных за каждым типом муниципального образования вопросов местного значения. В частности, органы местного самоуправления могут самостоятельно устанавливать муници­пальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов ме­стных бюджетов на решение отдельных вопросов местного значения.

Муниципальные минимальные социальные стандарты — это показатели объемов и качества муниципальных услуг, предоставляемых на территории конкретного муниципального образования. Они должны быть установлены органами местного самоуправления на каждый вопрос местного значения, закрепленный за муниципальным образованием и предусматривающий расходы из местных бюджетов.

Примерами муниципальных минимальных социальных стандартов являются: фактический размер жилой площади и размер доходов на одного жи­теля, при недостижении которых он может претендовать на получение жилой площади на условиях социального найма, норматив расхода воды на одного жителя в квартирах, не оборудованных счетчиками расхода воды, частота (интервал) движения маршрутов муниципального транспорта на отдельных направлениях, доля оплаты родителями содержания ребенка в детском саду и возможные льготы по оплате и т. д. На основе этих данных определяются нормативы бюджетных расходов по соответствующим статьям.

Муниципальные социальные стандарты устанавливают только объемы, качество и в отдельных случаях сроки (периодичность) предоставления бюджетных услуг. Их нельзя смешивать со стандартами безопасности, правилами технической эксплуатации, санитарными, экологическими и другими стандартами и нормативами, которые устанавлива­ются федеральными правовыми актами и подлежат обязательному исполнению. Установление муниципальных социальных стандартов — достаточно сложная задача, поскольку органам местного самоуправления придется выбирать между желанием предоставить большее количество бюджетных услуг и возможностями бюджетов.

Муниципальные социальные стандарты не могут применяться при выполне­нии органами местного самоуправления отдельных государственных полномо­чий. Нормативы бюджетных расходов на эти полномочия должны определяться соответствующими органами государственной власти на основе федеральных или региональных минимальных социальных стандартов. Таким образом, в стра­не возникает многоуровневая система минимальных социальных стандартов (федеральные, региональные, муниципальные), причем тот уровень бюджетной системы, который устанавливает соответствующие социальные стандарты, обя­зан обеспечить и их финансирование.

Органы местного самоуправления муниципальных образований, не получаю­щих дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, самостоятельно оп­ределяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, ра­ботников муниципальных предприятий и учреждений.

Органы местного самоуправления должны вести реестры расходных обяза­тельств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджет­ного кодекса РФ.

Самыми крупными статьями расходов большинства местных бюджетов явля­ются расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохра­нение. В некоторых муниципальных образованиях на эти три статьи расходуется до 75-80% бюджетных расходов. В перспективе их структура будет меняться. В частности, будут сокращаться расходы на финансирование жилищно-комму­нального комплекса в связи с передачей бюджетных средств на эти цели от жилищно-эксплуатационных организаций к гражданам, причем выплата жилищ­ных субсидий будет финансироваться через федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Расходы на образование и здравоохранение будут сосредоточены в бюджетах муниципальных районов и городских округов, а расходы на финансирование образовательного процесса, включая заработную плату педагогиче­ских работников, передаются на уровень субъектов РФ.

В бюджете текущих расходов могут выделяться «защищенные статьи», по ко­торым сокращение расходов недопустимо ни при каких обстоятельствах. К ним обычно относятся расходы на заработную плату, оплату коммунальных и транспортных услуг бюджетных организаций, питание в бюджетных учреждениях (больницы, детские учреждения и др.), медикаменты, выплату пособий и компенсаций и т. п.

Рис. 2. Расходы местных бюджетов

 

Средства бюджета развития (капитальные расходы) расходуются на капи­тальное строительство, ремонт и иные инновационные мероприятия. В условиях экономического кризиса и дефицита средств на текущие расходы большинство муниципалитетов сегодня не в состоянии сформировать бюджет развития и все имеющиеся у них средства направляют на неотложные текущие нужды. Но и в экономически благополучных странах прямые бюджетные расходы на цели развития обычно невелики, и основная доля средств формируется за счет муни­ципальных займов.

Особое значение имеет переход от сметного финансирования бюджетных рас­ходов по статьям экономической классификации (на заработную плату, на топли­во и т. д.) к так называемому «бюджетированию по результатам». Это означает, что бюджетные средства должны выделяться не на содержание бюджетной орга­низации, а на полученный ею результат в виде объема и качества оказанных бюд­жетных услуг или на достижение каких-то заданных целей (программно-целевое финансирование). В конечном итоге от бюджетополучателя будут требовать не соблюдения рас­ходов по каждой статье, а конечного результата деятельности. Внедрение такой системы финансирования только начинается, нормативная база для определения результативности каждой бюджетной услуги пока не сформирована. Для многих муниципальных услуг количественные измерители их результативности неоче­видны. Решению этой задачи будет способствовать разработка муниципальных минимальных социальных стандартов. Переход на бюджетирование по результа­там следует рассматривать как одно из главных направлений повышения эффек­тивности бюджетных расходов.

 

Рис.3. Направления повышения эффективности расходов местных бюджетов

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.