КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Основные компоненты организационной культуры (ценности, коммуникационные системы, внешний вид персонала, трудовая этика и мораль, характер взаимодействия и Т. Д. )
2.1. Ценности – ядро организационной культуры. 2.2. Коммуникационные системы. 2.3. Внешний вид персонала – деловой облик сотрудника. 2.4. Трудовая этика и мораль – этические ценности организации. 2.5. Характер взаимодействия.
2.1. Ценности – ядро организационной культуры Ценность – это то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он ориентируется в своей жизни и деятельности. Организационные ценности– все окружающие объекты (как внутри, так и вне организации), в отношении которых члены организации занимают позицию оценки в соответствии со своими потребностями и целями организации. Ценности организации могут подразделяться на те, которыми организация владеет, и те, на которые она ориентируется (декларируемые) Особенность науки управления в том, что (помимо политического, социологического, экономического и других аспектов) она изучает область духовной жизни людей, состояние общественного и индивидуального сознания. Нравственность, мораль – важнейшие регуляторы жизни организационной системы. На основании ценностей вырабатываются нормы и формы поведения в организации. Стремление к общим ценностям способно объединять людей в группы, создавая мощную силу в достижении поставленных целей. Современные работники рассчитывают не только материально преуспевать, но и психологически комфортно себя чувствовать в организации, культурные ценности которой соответствуют их личностным ценностным ориентациям. Принципы формирования единой системы ценностей организации: - принцип системности – предопределяет рассмотрение формируемой культуры как системы взаимосвязанных элементов, изменение (совершенствование) которой возможно только во взаимосвязи;
- принцип комплексности – заключается в рассмотрении культуры с учетом влияния психологических, социальных, организационных, экономических, правовых и других факторов; - принцип националистичности – предусматривает при формировании культуры учет национальных особенностей, менталитета, обычаев региона, страны, в которой находится и действует организация; - принцип историчности – необходимость соответствия системы ценностей организации и практики межличностных отношений основополагающим современным человеческим ценностям, а также учет их динамики по времени; - принцип научности – необходимость использования обоснованных методов при формировании культуры организации; - принцип ценностной ориентации – принцип базовой ориентирующей роли системы ценностей для всей организации; - принцип сценарности предусматривает представления всех рекомендаций, актов, определяющих и регулирующих отношения и действия персонала организации, в виде сценария, который описывает содержание деятельности всех сотрудников, предписывает им определенный характер и стиль поведения; - принцип эффективности – предполагает необходимость целенаправленного воздействия на элементы культуры организации с целью достижения наилучших социально-психологических условий деятельности персонала и повышения эффективности деятельности собственно организации; - принцип личной преданности – характерен для российской организации. Основные ценности принципа личной преданности: - исполнительская готовность – исполнители готовы выполнить команду руководителя, как только она поступит (отсюда, нерегламентированный рабочий день); - способность выполнять директивы точно в срок – вытекает из предыдущей (обычно не подкрепляется личной мотивацией, поэтому выполняется под давлением авторитета руководителя);
- инициатива наказуема – это принцип любой иерархической организации (не исключено, что отсутствие инициативы тоже наказуемо); - иди туда, не знаю куда – данный принцип предполагает инициативу. Для западного человека – это поступательное движение к разумно выбранной цели, исходя из установленных правил. Для нас - принимается только положительный результат, а собственно инициатива не приветствуется, следовательно, это преодоление барьеров или обход регламентаций; - не просить и не требовать– просьба или требование– это попытка нарушить устойчивое состояние системы, проявление инициативы, желание получить что-то для себя индивидуально. Выполненная личная просьба или надежда на ее выполнение создает принцип преданности между подчиненным и руководителем. Удовлетворенное же требование отнимает авторитет у руководителя. Выделяют три формы существования ценностей: 1) общественные идеалы – выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни; 2) мотивационные структуры (модели, как должно быть)– побуждающие ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов; 3) предметное воплощение этих идеалов или произведений конкретных людей. Эти три формы постоянно развиваются и совершенствуются, перетекая друг в друга, так развивается культура организации. Члены организации, разделяя организационно-культурные ценности, идеалы, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют принимаемые всеми чувства и эмоции, т.е. все общеорганизационные ценности реально проявляются на поверхностном уровне организационной культуры в виде символов высокого и низкого профиля. Символы высокого профиля были созданы с целью формирования имиджа организации и ориентированы на потребителей и партнеров – логотипы, лозунги, миссия, униформа и т.д. Символы низкого профиля созданы для наблюдения, как конкретно выполняется работа: - физические формы: - расположение здания; - открытые помещения или отдельные офисы;
- офисная столовая или талоны на обед; - костюмы или неофициальный стиль одежды; - компьютеры на одного пользователя; - мебель и т.д.; процедуры: - обряды– это стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения; - ритуалы – представляют собой систему обрядов; - обычаи– это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании, воспринятом из прошлого. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т.д. Обычай – это неписанное правило поведения; - традиции– элементы социального– культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени; - общий язык – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Язык представляет собой систему знаков и символов, наделенных определенным значением; коммуникации: - истории; - мифы; - саги; - легенды; - фольклорные повествования.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |