Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления власти.

В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на четыре основные группы:

-унитарное (простое)

-федеративное

- конфедеративное сложное

-империя

Унитарное государство

Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно — территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

- унитарное устройство предполагает единые, общие для все страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

- на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

- составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

- унитарное государство, на территории которого проживают не большие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономии; -все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене:

- имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных (Великобритания, Швеция, Дания и др) и децентрализованных (Франция, Италия, Испания) унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.

К унитарным государствам относятся такие государства как Франция, Турция, Япония, Финляндия, Украина, Англия, Китай. В ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются административной автономией (Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии, Крым в Украине).

Федерация

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы.

4. В большинстве федераций существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, Канада, Мексика и др.).

7. Субъекты федерации не обладают правом выхода из состава федерации.

Федерации строятся по территориальному, национальному, и смешанному (Россия) признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация (США) характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации (Индия) характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

В составе федерации может быть разное количество субъектов: в США - 50, в Канаде - 10, в Австрии - 9 и т.д.

Конфедерация

Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации -сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

- конфедерация не имеет своих общих законодательных,

исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации; -конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой

системы налогов, единого государственного бюджета; -сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во

временном союзе;

- государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815 - 1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация, Германия (1815 - 1867). Современными примерами конфедерации являются Британское Содружество наций, Европейский Союз.

Империя

Империя - это своеобразные государственные образования, для которых характерны: обширная территория, многонациональный состав населения при обязательном наличии государствообразующей нации, сильная централизованная власть.

В истории человечества известны Китайская, Монгольская, Римская, Византийская, Германская, Французская, Английская, Российская и др. империи. Большинство империй возникли за счет насильственного присоединения новых территорий к сильному национальному государству. Отношения в рамках империй строились по вертикали метрополия - колония, центр - провинция, центр - национальные республики. В разных формах империи, возникшие в рабовладельческом обществе, просуществовали до 2 половины 20века и были сметены в результате европейских социальных революций и национально — освободительного движения.

 

Характерные черты республиканской формы государственного

правления

Основные критерии формы правления, порядок выборов президента Парламентская республика Президентская республика Смешанная республика
Порядок формирования правительства Правительство формируется на партийных заседаниях из числа представителей партий, которые имеют большинство в парламенте. Правительство формируется через назначение его членов президентом независимо от партийного состава парламента. Президент лично предлагает состав правительства, который обязательно должен быть утвержден парламентом.
Объем полномочий президента Президент - глава государства, но исполняет в основном представительские функции Президент одновременно глава государства и глава правительства. Он полностью наделен исполнительной властью Занимается вопросами обороны, национальной безопасности, назначает премьер -министра
Наличие должности премьер — министр Должность наличествует, при этом глава правительства часто выступает как первое руководящее лицо в государстве Как правило, эта должность отсутствует Должность есть; премьер - министр возглавляет исполнительную власть.
Всенародное голосование Президент избирается парламентом или коллегиями, значительную часть которых составляют члены парламента и члены представительной власти областей, штатов, земель. Президент избирается на прямых и всеобщих выборах или определенной коллегией выборщиков, членов которой выбирает население. Президент избирается всеобщим голосованием.

 

Правовое государство

Владыки! Вам венец и трон Дает Закон - а не природа; Стоите выше вы народа, Но вечный выше вас Закон, И горе, горе племенам, Где дремлет он неосторожно, Где иль народу, иль царям, Законом властвовать возможно

А.С. Пушкин

Термин "правовое государство" (Rechfssaat) твердо установился в немецкой юридической литературе в первой половине 19 века (в работах К.Т. Вельхера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение. Сторонником идеи правового государства был украинский ученый Б. А. Кистяковский. Идея правового государства зародилась в глубокой древности. Платон писал, что государство возможно лишь там, где господствуют законы, "где закон - царь над правителями, а они его рабы". На страже законов должно стоять правосудие. Платон заметил, что в государстве должны быть соответственно организованные суды. Хотя в понимании Платова судебная власть еще не самостоятельная ветвь власти.

В 18-19 веках в Европе сформировалась целостная концепция правового государства. Французские философы Ш. Монтескье (концепция разделения власти) и Ж-Ж. Руссо (идея народного суверенитета) считали, что в природе и обществе действуют естественные объективные законы. Законы в государстве регулируют отношения между людьми, народами и правителями. С помощью общественного договора люди делегируют государству часть своих прав и свобод, получая взамен твердые правовые гарантии от государства. Развивая идею об общественном договоре, немецкий философ И. Кант указывал, что в правовом государстве будет постоянно расширяться практическое применение принципов свободы и социальной справедливости. По мнению Канта, только соединенная воля всех лиц, образующих народ, может быть источником законов в правовом государстве. Обладая правом участия в общем решении, каждый в тоже время обязан неукоснительно ему подчиняться. Любой гражданин вправе признать над собой только такую власть, которая сама неукоснительно соблюдает те же законы, что и он. "Правовое государство" ЙКанта основывалось на принципе разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную. Граждане могут делать все, что не запрещено законом, государство может делать только то, что разрешено законом, правосудие должно быть независимым и полагаться на презумпцию невиновности. Права человека должны иметь приоритет над правами любой общности (нации, класса), а права нации должны быть приоритетными над правами государства.

Правовое государство - это такое государство, где на практике обеспечена высшая власть закона, где власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется.

Основные принципы правового государства

1. Верховенство правового закона во всех сферах общественной жизни

2. Гарантированная защищенность государством свободы личности, ее прав и интересов.

3. Взаимная ответственность и доверие государства к личности.

4. Разделение властей на исполнительную, законодательную, судебную является необходимым условием существования правового государства. Принцип разделения власти должен иметь своим следствием не просто распределение функций между различными звеньями государственного аппарата, а создание относительно независимых сфер властвования с действующими в каждой из них особыми структурами. Этот принцип демократичен: он предусматривает такую организацию государственной власти, которая позволяет эффективно выявлять и отражать интересы как большинства, так и меньшинства населения, его различных групп -национальных, региональных, профессиональных

5. Эффективные формы контроля и надзора за осуществлением закона. Конкретное осуществление этого принципа государством и обществом возлагается на органы суда, прокуратуры, арбитраж, налоговые службы.

Становление правового государства - длительный исторический процесс, протекающий одновременно с формированием гражданского общества. Государство может стать правовым только при условии превращения подданного в гражданина, следующего требованиям закона не из-за страха быть наказанным за его нарушения, а из чувства ответственности, повинуясь внутреннему долгу, самодисциплине. Первоосновой правового государства является определенный уровень правовой культуры, которая зиждется на фундаменте элементарной порядочности, нравственности, чувстве долга.

Создание правового государства требует целенаправленных усилий как от государства, так и от рядового гражданина.

 
 

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Монархия | Тема 11 ПАРЛАМЕНТ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.