Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тактика основной части путешествия




При составлении плана-графика похода маршрут разбивается на несколько частей, во время каждой из них намечается прохождение ключевого участка. Ключевыми участками чаще бывают перевалы, которые по времени прохождения, при нормальных погодных условиях, делятся на три группы:

1. Перевалы, проходимые за день (от пологой части одной долины до пологой части другой долины, «от травы до травы»). Эти перевалы не сложны технически, и для их преодоления, если они плохо изучены, требуется только выбор правильного пути. При этом движение к основной части перевала от бивуака начинают как можно раньше, чтобы пройти прочные от мороза закрытые участки ледников и снежные склоны, а также камнеопасные участки. В невысокогорной зоне встречаются перевалы, которые безопасно проходить в любое время дня.

2. Перевалы, прохождение основной части которых (крутой или технически сложной) требует обязательного ночлега (перевал за день не проходится). При прохождении таких перевалов ночевка может планироваться или непосредственно на самой седловине перевала, где может быть горизонтальная площадка, или около перевального гребня, если на седловине нет места для ночевки.

Перед началом подъема на перевал, надо провести хотя бы небольшую разведку (даже визуальную – в бинокль), сравнить видимые участки с имеющимися описаниями и отметить изменения. Если предварительных сведений о перевале нет или очень мало, надо провести разведку тщательнее и желательно осмотреть перевал с ближайших панорамных пунктов. По результатам осмотра нужно скорректировать план подъема на перевал.

Спуск с перевала, если он плохо виден сверху, а трассы спуска предшествующих групп разнообразны или неизвестны, сильно осложняется. При этом надо организовать разведку, выпустив вниз налегке 1-2 связки. Разведчики спускаются до тех пор, пока не выяснят дальнейший путь (пусть даже не весь, но относительно большой протяженности, кончающийся достаточно безопасным и большим участком, на котором могла бы собраться вся группа). Иначе возможно придется группе со всем грузом опять подниматься на перевал и начинать поиск нового пути спуска. Если такая разведка требует много времени, то надо организовать ее вечером, пока остальные члены группы готовят бивуак (если участки, на которые предстоит выйти разведчикам, не опасны лавинами или камнепадами, в вечернее время суток).

Конкретный маршрут прохождения перевала выбирается как с точки зрения безопасности (учитывается возможность камнепада, лавин, ледово-фирновых обвалов), так и сточки зрения техники преодоления его при минимальной затрате сил туристов (для этого путь должен выбираться короче). Лучше всего, если позволяет опыт, снаряжение и физические возможности, идти в лоб или нешироким серпантином. При этом надо учитывать и возможность обзора дальнейших участков пути.

Весь путь на перевал надо мысленно разбить на несколько отрезков, выделив наиболее сложные места, прохождение которых займет много времени. Следует заранее выбрать организацию и способы движения на них, используемое снаряжение, страховку и обсудить это с группой. Перед участниками можно поставить конкретные задачи и распределить обязанности для работы на этих участках. Нужно присмотреть с обеих сторон сложных участков безопасные места для сосредоточения и отдыха всей группы, и продумать действия с случае задержки на таком участке, - возвращаться на ночлег к исходной точке (что может быть опасным в более позднее время дня) или ночевать в районе участка, непосредственно перед ним.

Ночевать лучше всего на перевале, если это возможно и безопасно. Даже если группа поднялась на него рано (в первой половине дня), надо еще подумать, стоит ли сразу спускаться, или ограничиться разведкой трассы спуска. Если над спусковой стороной нависают снежные карнизы, маршрут спуска пересекается лавинными путями или проходит по камнеопасным местам, во второй половине дня здесь спускаться нельзя. Нужно учитывать успеет ли группа до темноты спуститься до безопасного места, где можно поставить бивуак, или на это понадобится весь день.

При спуске, прохождение технически сложных мест упрощается. Крутые склоны и отвесы преодолеваются спуском по веревке дюльфером. Спуск легче физически, но большинство травм при прохождении перевалов приходится все-таки на спуск, не только из-за усталости группы и некоторой психологической расслабленности, но и из-за повышенных скоростей спуска.

3. Перевалы, преодоление которых требует несколько дней. Такие перевалы ставят перед группой самые сложные тактические задачи, но сущность решения этих задач не меняется. Перевал предварительно или по мере продвижения разбивается на несколько участков, каждый из которых проходится за день. Здесь особое внимание уделяют безопасности выбора места бивуака. Если направление движения однозначно, то с утра, задолго до общего выхода, вперед посылается передовая группа, которая налегке разведывает и обрабатывает маршрут. Если передовая группа доходит до опасного места (например, лавиноопасный склон), она должна подождать основную группу и совместно решать, как двигаться дальше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.