Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты и субъекты управления финансами. Органы, осуществляющие стратегическое и оперативное управление, и их задачи




Как уже отмечалось, для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроизводственного процесса органы государственной власти и местного самоуправления, а также субъекты хозяйствования применяют различные инструменты финансового механизма с целью сохранения стабильности финансово-хозяйственной деятельности. В этих целях необходима грамотная организация управления финансовыми потоками как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации.

Напомним, что под управлением в целом понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

Объект управления – это то, на что направлено управляющее воздействие.

Субъект управления – это тот, кто оказывает управляющее воздействие на объект, или с чьей стороны оказывается это воздействие.

Когда речь идет об управлении финансами, имеется ввиду, что оно направлено на достижение положительного финансового результата, то есть поддержание стабильного финансового положения государства, финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

Финансовое положение государства можно охарактеризовать следуюими показателями:

· дефицит / профицит бюджета;

· государственный долг и степень его погашения;

· внешнеторговое сальдо;

· объемы инвестирования;

· уровень инфляции;

· уровень жизни населения.

На указанные показатели существенное влияние оказывают рост или снижение валового внутреннего продукта и национального дохода, состояние и темпы обновления основных фондов (изношенность, фондоотдача, рост производительности труда) в промышленности, с/х, строительстве и других отраслях.

Финансовое положение субъектов хозяйствования характеризуется, прежде всего, наличием прибыли, динамикой рентабельности, платежеспособностью, динамикой производительности труда и пр.

Объектом управления финансами является разнообразные виды финансовых отношений, финансовая система государства, то есть в первую очередь финансы предприятий и организаций, государственные и муниципальные финансы. Рассматривая их в таком качестве, следует учитывать, что они являются экономической категорией, поэтому управлять ими необходимо через познание и изучение специальных свойств и возможностей этой категории. В тоже время, без управления конкретными формами проявления категории финансов невозможно эффективно развивать экономику государства.

Под субъектами управления финансами в финансовой науке традиционно понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление. Это финансовые отделы и службы предприятий (организаций), страховые органы в центре и на местах, финансовые и налоговые органы, Федеральное Собрание, Президент, Правительство страны и субъектов Федерации, финансовые подразделения отраслей хозяйства и т.д. В совокупности это составляет финансовый аппарат и органы управления финансами.

Управление финансами можно классифицировать по характеру и периоду управления, в соответствии с которыми выделяют:

· стратегическое общее) управление финансами

Осуществляется высшими органами законодательной и исполнительной власти: Федеральным Собранием, Президентом и Правительством РФ. В его процессе осуществления:

o определяются источники и размеры финансовых ресурсов, которые должны обеспечивать воспроизводство в тех пропорциях, которые были заложены в соответствии с основными направлениями финансовой политики;

o устанавливается оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов государственной власти местного самоуправления и субъектов хозяйствования;

o выявляются наиболее эффективные направления использования ресурсов и резервы их роста.

· Оперативное управление финансами

Осуществляется министерствами, службами, агентствами, ведомствами и органами, непосредственно участвующими в реализации финансовых планов на централизованном и децентрализованном уровнях.

При осуществлении стратегического и оперативного управления финансами важно создание научного фундамента для разработки и осуществления конкретных практических мер. И это особенно важно в условиях рыночной экономики, когда деятельность экономических субъектов находится под влиянием жесткой конкуренции, а функционирование экономики характеризуется проявлением многих элементов стихийности. Для реализации на практике этих задач в первую очередь необходимо четко разграничивать функции органов законодательной и исполнительной власти, распределить финансовые полномочия между федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями, что требует серьезного совершенствования правовой базы их деятельности.

Как отмечалось выше, в управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Управление финансами на федеральном уровне осуществляют депутаты обеих палат Федерального Собрания, рассматривающие и утверждающие проект закона о федеральном бюджете и отчет по его исполнению, и другие связанные с ними законодательные акты, правительственные программы. Они могут, обладая правом законодательной инициативы, вносить на рассмотрение проекты финансовых законодательных актов, поправки в действующее законодательство. Государственная Дума заслушивает отчет Правительства об исполнении федерального бюджета, а Государственная Дума и Совет Федерации формируют Счетную Палату РФ – орган финансового контроля законодательной власти РФ.

Участие Президента РФ в управлении финансами связано:

· с определением основных параметров бюджета, целей и задач финансовой политики в посланиях Федеральному Собранию, в том числе в ежегодном бюджетном послании;

· с подписанием федерального закона «О федеральном бюджете» на предстоящий год;

· с изданием указов по финансовым вопросам;

· и пр.

Правительство РФ является едином центром по управлению финансами, оно не только разрабатывает, но и исполняет федеральный бюджет; утверждает постановления, издает распоряжения, обеспечивающие реализацию финансового законодательства. Оно определяет задачи, функции федеральных органов исполнительной власти, их права и обязанности, в том числе по управлению финансами.

Органом непосредственно, на практике осуществляющим реализацию финансовой политики является Министерство финансов. Оно обеспечивает единство финансово-денежной, денежно-кредитной и валютной политики, координирует финансовую деятельность федеральных органов исполнительной власти.

Отметим, что в соответствии с указом Президента РФ от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в рамках осуществления административной реформы предусмотрено разграничить нормотворческие и надзорные функции, функции по управлению федеральной собственностью между отдельными органами исполнительной власти. В настоящее вреся нормотворческие функции осуществляют федеральные министерства, а надзорные и управленческие – федеральные службы и агентства. В связи с этим, некоторые бывшие подразделения Минфина (Главное управление федерального казначейства, Департамент государственного финансового контроля, Департамент страхового надзора, Комитет финансового мониторинга) преобразованы в федеральные службы, подчиненные Минфину (соответственно, федеральное казначейство, федеральная служба финансово-бюджетного надзора, федеральная служба страхового надзора, федеральная служба по финансовому мониторингу). Минфину России сейчас подчинена Федеральная Налоговая Служба (бывшее Министерство по налогам и сборам), а, следовательно, перешли его функции по разработке налоговой политики, налогового законодательства и осуществлению разъяснительной работы по вопросам налогообложения. Таким образом, в настоящее время Минфину подчиняются 5 федеральных служб.

Основные задачи Минфина определены постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №329 «О Министерстве финансов РФ». Как отмечалось, это выработка единой государственной финансовой политики и ее составных частей (бюджетной, кредитной, денежной и др.), а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Среди основных функций Минфина, в соответствии с указанными выше задачами, можно назвать:

· разработку и реализацию стратегических направлений финансовой политики;

· концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;

· разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной системы основ бюджетного процесса;

· разграничение бюджетных полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления;

· разработка проектов законов в области налогообложения, а также форм документов учета и отчетности, связанных с их реализацией;

· разработка проекта закона «О федеральном бюджете» и организация его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

· координация бюджетной и денежно-кредитной политики;

· управление государственным долгом РФ и эмиссия государственных ценных бумаг от имени РФ;

· ведение книги учета государственных долгов и регистрация эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований;

· разработка нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Для выполнения указанных функций Минфин вправе:

· получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджета;

· в случае нарушений финансовой дисциплины ограничивать и приостанавливать финансирование;

· проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности.

Постановление Правительства от 07.04.2004 г. №185 «Вопросы Министерства финансов РФ» определяет, что оно осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через территориальные органы, и, в частности, через Федеральное казначейство. Необходимость создания в 1993 г. Федерального казначейства в РФ была вызвана:

· банковской реформой, в результате которой средства федерального бюджета оказались рассосредоточены в различных кредитных организациях;

· отсутствием автоматизации безналичных расчетов, и соответственно отсутствием оперативной информации у Минфина РФ о движении бюджетных средств;

· конституционной реформой, в результате которой исполнение федерального бюджета перестало относиться к вопросам деятельности финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Поэтому к Федеральному казначейству от банков перешли учетно-контрольные функции. В обязанности подразделений Федерального казначейства на местах входим своевременное и полное доведение средств федерального бюджета до конкретных бюджетополучателей, а также проведение текущего контроля за использованием средств федерального бюджета непосредственно у бюджетополучателей.

Кроме подразделений Федерального казначейства органами Минфина на местах являются:

· подразделения службы налогов и сборов, одной из обязанностей которых является контроль за правильностью и полнотой зачисления средств в государственный бюджет и бюджеты субъектов РФ;

· подразделения контрольно-ревизионного управления Минфина, функциональными обязанностями которых является проведение последующего (не реже 1 раза в год) контроля целевого использования средств федерального бюджета и принятие мер по возмещению нецелевых расходов. Следует иметь ввиду, что в составе контрольно-ревизионных органов в центре и на местах имеются подразделения по взаимодействию с правоохранительными органами, задачей которых является проведение ревизий по запросам правоохранительных органов после заведения уголовного дела. При этом ревизии проводятся не только по использованию федеральных средств, но и средств организаций всех видов собственности.

Отметим, что в условиях казначейской системы исполнения бюджетов приходно-расходные операции (кассовое исполнение бюджета) осуществляют кредитные организации, но учет этих операций осуществляют органы Федерального казначейства. Они также составляют оперативную, квартальную и годовую отчетность об исполнении федерального бюджета.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ в случае получения финансовой помощи из федерального бюджета субъектом РФ, региональный и местные бюджеты данного субъекта должны также исполняться через органы Федерального казначейства. В настоящее время органами Федерального казначейства заключены соглашения со многими субъектами и муниципальными образованиями о таком исполнении.

Это все, что касается участия в управлении финансами Минфина и некоторых его подразделений.

К управлению финансами также имеют отношение Министерство экономического развития и вошедшая в его состав Федеральная таможенная служба. Они имеют следующие полномочия:

· проведение налоговых проверок по налогам, взимаемым таможенными органами;

· проверка документов, связанных с исчислением и уплатой указанных налогов;

· приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении ими таможенного законодательства;

· взимание недоимок и штрафов, согласно налоговому законодательству.

Центральный банк РФ – важный орган реализации денежно-кредитной политики и финансовой политики. ЦБ наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность кредитных организаций.

Счетная палата РФ осуществляет парламентский контроль за федеральными денежными средствами. Как отмечалось, она независима от Правительства РФ и подотчетна лишь Федеральному Собранию.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом управляет государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества).

Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджет.

Это, что касается управления финансами на федеральном уровне.

На региональном уровне управление финансами осуществляют высшие органы законодательной власти субъектов РФ, которые утверждают законы в области финансов в рамках своей компетенции (о введении региональных налогов и сборов, о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год и отчете о его исполнении, о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования и отчете о его исполнении, о мера государственной финансовой поддержки организаций и отраслей региональной экономики и др.).

В соответствии со статьей 77 Конституции РФ, субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему региональных органов государственной власти, на основе общих принципов, определенных федеральным законодательством. В составе администрации субъектов создаются специальные финансовые органы: Минфин – в республиках, а также в некоторых краях и областях; департаменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управления и т.п. К их основным функциям относятся:

· разработка региональной финансовой политики;

· непосредственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их исполнения.

Региональные финансовые органы также могут иметь свои подразделения на местах. Как правило, это финансово-казначейские управления или филиалы. Заметим, что финансовые органы субъектов, в отличие от финансовых органов, функционирующих в условиях командно-административной системы, непосредственно не подчиняются Минфину РФ, однако они представляют отчет об исполнении своих бюджетов в Минфин РФ.

Управление финансами на местном уровне осуществляют представительные органы местного самоуправления. Они принимают решение об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, принимают решение по другим вопросам, относящимся к введенью муниципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответственны за разработку муниципальной финансовой политики (в том числе долговой), составление и исполнение местного бюджета. Как правило, в их составе действуют местные финансовые или финансово-казначейские органы. Типовое положение о финансово-казначейском органе разрабатывает и одобряет правление Союза российских городов.

На уровне хозяйствующего субъекта организационная структура управления финансами определяется его высшим руководством и зависит, прежде всего, от размеров предприятия и видов его деятельности. Крупные компании имеют значительный штат финансового управления. Как правило, главный менеджер по финансам в этих компаниях является и вице-президентом. Он определяет важнейшие вопросы развития компании, связанные с капитальными вложениями, ценообразованием, политикой выплаты заработной платы, дивидендной политикой, обоснованием и реализацией политики финансирования. В небольших предприятиях функции финансового менеджера, как правило, выполняет главный бухгалтер, которого иногда называют финансовым директором. Главной его задачей является поиск и нахождение путей эффективного решения финансовых проблем, связанных как с обеспечением платежеспособности предприятия в краткосрочном периоде, так и с наиболее выгодным вложением временно свободных денежных средств.

Органы управления финансами в некоммерческих организациях. Состав органов в указанных организациях определяется их организационно-правовой формой и видом деятельности. Кроме руководителя организации решение по финансовым вопросам могут принимать специально созданные попечительские советы и пр. Большую роль в управлении финансами бюджетных учреждений и других некоммерческих организаций играют бухгалтерии, которые разрабатывают проекты смет, ведут бухгалтерский учет и составляют отчетность об исполнении смет доходов и расходов. Бюджетные учреждения могут обслуживаться централизованными бухгалтериями, создаваемыми при органе государственной власти или органе местного самоуправления.

Таковы органы управления финансами, их основные задачи и функции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.