Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие государственного бюджета как экономическая и правовая категория. Необходимость и значение бюджета




Цели региональной финансовой политики. Методы их реализации, права субъектов Федерации. Доходы и расходы бюджета

Основные цели региональной финансовой политики:

1. стабилизация производства и обеспечение экономического роста;

2. обеспечение основ бюджетного федерализма на едином экономическом пространстве;

3. обеспечение социальной защиты населения;

4. приоритетное развитие региона, имеющего важное стратегическое значение для государства;

5. становление местного самоуправления и обеспечение гарантий его самостоятельности.

Одним из условий успешной реализации региональной финансовой политики является обеспечение единой денежной, налоговой и бюджетной политики.

Основными методами реализации региональной финансовой политики являются:

· финансирование модернизации структуры хозяйства индустриально развивающихся районов;

· обеспечение условий для привлечения финансовых ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию и эксплуатации предприятий в слаборазвитых регионах, а также развитие производств, в которых заинтересована вся российская экономика;

· привлечение иностранных инвестиций, включение в систему мировых коммуникаций и обеспечение разумного регулирования цен на продукцию естественных монополий.

В Бюджетном кодексе РФ законодательно определены полномочия органов власти субъектов и местного самоуправления по формированию своих бюджетов. При этом к компетенции органов власти субъектов Федерации в области регулирования бюджетных отношений относятся:

· установление порядка составления и рассмотрения проекта бюджета субъектов Федерации;

· утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчета об исполнении;

· составление и рассмотрение проектов бюджетов внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении;

· распределение доходов от региональных налогов и сборов и иных доходов субъектов Федерации между бюджетом субъекта и местными бюджетами;

· установление совместно с органами государственной власти РФ порядка и условий предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации;

· предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъектов РФ местным бюджетам;

· установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

· осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъектам Федерации и управление государственным долгом субъекта.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, представительные органы субъекта имеют право вносить изменения и дополнения в законодательство субъекта Федерации о региональных налогах в пределах компетенции субъекта, а также вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и налоговые льготы. Указанные изменения и дополнения должны быть приняты на текущий финансовый год до утверждения бюджета.

Необходимо отметить, что при формировании и реализации региональной финансовой политики обязательно учитывается прогноз платежеспособного спроса населения региона, а также степень развития региональных финансово-кредитных рынков. Важно отметить, что финансовые и налоговые отношения между РФ и ее субъектами должны быть направлены на увеличение уровня бюджетной самообеспеченности субъекта. Для этого необходимо закрепление за субъектами постоянных финансовых и, прежде всего, налоговых источников доходов тех субъектов Федерации, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимального дохода населения. Требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий, минимумом социальных стандартов. При этом регионам с высокой социальной напряженностью необходимо особо контролировать процесс банкротства убыточных предприятий, использовать при необходимости механизм целевой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, а также дотаций на выплату минимальных заработных плат.

Доходы бюджетов субъектов – это денежные средства, поступающие безвозмездно и в безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

· собственных налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулируемым местным бюджетом;

· неналоговых поступлений и иных поступлений.

Ст. 56 Бюджетного кодекса РФ определяет, что зачислению в бюджеты субъектов налоговые доходы в размере 100% от следующих региональных налогов:

· налога на имущество организаций;

· налога на игорный бизнес;

· транспортного налога.

В бюджеты субъектов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

· налога на прибыль организаций по ставке установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%;

· налога на прибыль организаций при выполнении соглашений по разделу продукции по нормативу 80%;

· НДФЛ по нормативу 70%;

· акцизы на спиртосодержащую продукцию по нормативу 50%;

· и т.д.

 

К неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ в соответствии со статьями 41,42,46 Бюджетного кодекса РФ (см ст. 57 БК РФ):

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъекта, за исключением имущества автономных учреждений, а также государственных унитарных предприятий, в том числе казенных – по нормативу 100%;

· доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов, за исключением имущества автономных учреждений и унитарных предприятий, в том числе казенных – по нормативу 100%;

· доходы от платных услуг, оказанных бюджетными учреждениями субъектов. В части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов;

· плата за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%;

· доходы от передачи в аренду земельных участков, расположенных в границах городских округов – по нормативу 20%;

· доходы от продажи земельных участков, расположенных в границах городских округов;

· плата за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов – по нормативу 100%;

В этой же статье (ст. 57 БК РФ) указаны источники доходов бюджетов субъектов-городов федерального значения. В бюджеты субъектов РФ могут зачисляться безвозмездные перечисления из территориальных государственных внебюджетных фондов, от различных организаций (резидентов и нерезидентов РФ), из федерального бюджета в порядке финансовой помощи и пр. безвозмездные перечисления.

Напомним, что территориальный государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образованный вне бюджетов субъектов и предназначенный для реализации отдельных конституционных прав граждан. Для субъектов – это территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Помимо доходов в бюджеты субъектов зачисляются, согласно ст. 95 БК РФ, поступления из внутренних источников финансирования дефицита бюджета субъекта, в том числе денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществленных путем размещения государственных ценных бумаг субъектов, и займов-кредитов в кредитных организациях в валюте РФ, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы и территориальных государственных внебюджетных фондов и т.д.

О расходах бюджетов субъектов РФ

В бюджетах субъектов, в соответствии с бюджетной классификацией, раздельно представляются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъекта, возникающих для осуществления своих полномочий и полномочий по предметам совместного введенья с РФ. За счет средств бюджетов субъектов обеспечивается:

· функционирование деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов;

· обслуживание и погашение государственного долга субъектов;

· финансовая поддержка муниципальных образований на территории данного субъекта;

· государственная поддержка приоритетных для региона отраслей экономики (с/х, пищевая, легкая промышленность);

· реализация конституционного права граждан на обязательное общее образование, социальную защиту, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи в учреждениях, находящихся в собственности субъекта;

· финансирование выборов и референдумов субъекта РФ;

· содержание исторических памятников и объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности субъекта;

· и др.

3. Муниципальные финансы: понятие, права местных органов власти. Доходы и расходы бюджета

Под муниципальными финансами понимается совокупность денежных средств, которыми располагают органы местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением.

Муниципальные финансы – это система экономических (денежных) отношений, связанных с аккумулированием части стоимости совокупного общественного продукта посредством ее перераспределения и использования денежных средств в соответствии с функциями, возложенными на местные органы власти и управления. Многообразие видов муниципальных образований, предусмотренных федеральным законодательством, позволяет выделить финансы поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских территорий, городов федерального значения. И, хотя расходные полномочия, финансируемые из местных бюджетов, составляют в консолидированном бюджете чуть выше 23%, следует констатировать, что из местных бюджетов финансируется почти 80% расходов на общее образование, свыше 40% - на здравоохранение, свыше 80% - на содержание детских садов, свыше 68% - на содержание жилищно-коммунального хозяйства.

Правовые, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ определяет Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Органы местного самоуправления имеют право образовывать предприятия, учреждения; решать вопросы их организации и ликвидации; регулировать цены и тарифы на продукцию и услуги; утверждать уставы предприятий и организаций; назначать и увольнять их руководителей.

Муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования вводятся местные налоги, устанавливаются налоговые льготы по местным налогам в пределах прав, предоставленных представительному органу законодательством о налогах и сборах.

Следуя Конституции РФ, неотъемлемым признаком местного самоуправления является самостоятельность формирования местных бюджетов. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения задач и функций, отнесенных к предметам введенья местного самоуправления. Местные бюджеты – централизованное звено местных финансов, в которых мобилизуется основная часть финансовых ресурсов муниципальных образований и за счет средств которых финансируются основные потребности местного сообщества.

Муниципальные финансы могут образовываться из 3-х основных источников:

1. Государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законом;

2. Собственные средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, платы за услуги и т.д.), а также местных налогов;

3. Заемных средств или муниципального кредита.

Структура муниципальных финансов определяет степень самостоятельности данного муниципального образования, поскольку доминирование 1-ой или 2-ей группы рождает зависимость от государства или кредитных учреждений. Подробно доходная часть местных бюджетов отражена в статьях 61.1, 61.2, 62 Бюджетного кодекса РФ, а также в ст. 55 указанного выше закона №131 от 06.10.2003 г. Так, в размере 100% в местные бюджеты поступают: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Налоговые доходы муниципальных бюджетов слагаются за счет:

· Региональных налогов и сборов, зачисляемых в местный бюджет в соответствии с региональным законодательством и решениями органов местного самоуправления;

· Местных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет в соответствии с федеральным законодательством и решениями органов местного самоуправления;

· Денежных взысканий в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в местный бюджет;

· Средств самообложения граждан (разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения).

В качестве неналоговых доходов в местные бюджеты зачисляются:

· Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, или от деятельности муниципальных организаций (дивиденды по акциям), находящихся в муниципальной собственности;

· Доходы от сдачи в аренду имущества находящегося в муниципальной собственности;

· Доходы от оказания услуг органами муниципального образования;

· Доходы от предоставления бюджетом ссуд и бюджетных кредитов;

· Платежи муниципальных организаций;

· Средства от реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход муниципального образования;

· Штрафные санкции и возмещение ущерба муниципальным образованиям;

· Административные платежи и сборы.

Безвозмездные перечисления в местные бюджеты осуществляются в виде финансовой помощи федерального бюджета и бюджетов субъектов, финансовой помощи бюджетов других муниципальных образований.

К другим доходам местных бюджетов относятся доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями, находящимися на территории органов местного самоуправления.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, утвержденный объем доходов бюджетов муниципального образования без учета финансовой помощи бюджетам других уровней не может быть ниже утвержденного объема текущих расходов бюджета. И должен не менее чем в 10 раз превышать уровень дефицита местного бюджета (ст. 92 БК РФ).

Расходная часть местных бюджетов включает:

· Финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения;

· Финансирование расходов, связанных с управлением и развитием экономики и социальной сферы административного района или округа.

Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы на:

· Содержание органов местного самоуправления;

· Формирование муниципальной собственности и управление ею;

· Организацию, содержание и развитие учреждений непроизводственной сферы (образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ и др. учреждения, находящихся в муниципальной собственности или в введенье органов местного самоуправления);

· Организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства, муниципальное жилищное строительство и содержание дорог местного значения, благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

· Обслуживание и погашение муниципального долга;

· Целевое дотирование населения;

· Проведение муниципальных выборов и референдумов.

С целью сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем финансовом рынке (в формах размещения муниципальных ценных бумаг, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов др. уровней, кредитов кредитных организаций) и возмездное отчуждение муниципального имущества путем его продажи. Право органов местного самоуправления на внешние заимствования Бюджетным кодексом не предусматриваются (ст. 96 БК РФ). наряду с местным бюджетом экономическую основу местного самоуправления могут составлять муниципальные внебюджетные фонды, являющиеся самостоятельным звеном муниципальных финансов.


Тема 11: Государственный бюджет – звено финансовой системы

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Финансовый год соответствует календарному и длится с 1 января по 31 декабря.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов предназначены для исполнения расходных обязательств РФ. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных полномочий (обязательств) не допускается.

Как отмечалось ранее, для осуществления своих функций государству необходимо иметь финансовые ресурсы, поэтому существование бюджета носит объективный характер. Финансовые ресурсы необходимы для создания государству материально-финансовой базы. Заметим, что бюджет необходим во всех общественно-экономических формациях, где существуют финансовые отношения.

Таким образом, государственный бюджет – это экономическая категория, тесно связанная с существованием государства, с денежными отношениями, возникающими в процессе его функционирования.

Как экономическая категория бюджет выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государством. В тоже время бюджет является финансовым планом государства, утверждаемым Президентом, и в связи с этим его следует рассматривать как правовую категорию.

Бюджетные отношения, составляющие экономическое содержание бюджета, представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными организациями, а также населением по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств государства. Централизация необходима для осуществления государством мер по маневрированию ресурсами, осуществлению единой экономической и финансовой политики на всей территории страны. Надо отметить, что рыночная экономика изменяет соотношение между централизованными и децентрализованными денежными фондами в пользу последних. Вместе с тем, экономический и финансовый кризис вносит свои коррективы. В свою очередь государственные бюджетные средства в ее большей степени сосредотачиваются на решении глобальных общенациональных задач. Путем структурной перестройки экономики необходимо внедрять новейшие научно-технические достижения в производство, обеспечивать конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей. Вместе с тем усиливается и социальная направленность бюджета путем обеспечения социальной защиты населения, снижения рыночных рисков, инфляции и кризисных явлений. Поэтому отдельные авторы выделяют социальную сущность бюджета, определяя ее с одной стороны уровнем налогового бремени для отдельных групп населения и экономических субъектов. С другой – направлением бюджетных средств в те или иные звенья финансовой системы.

Если вернуться к характеристике бюджета как главного финансового плана страны надо отметить, что он закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Эта связь, в частности, осуществляется и через финансовые планы предприятий, в которых фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет, а для некоторых предприятий и организаций – и поступления из бюджета. Получается, что бюджет – это универсальный финансовый план, так как его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития государства.

В процессе функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде страны. Конкретная величина этого фонда зависит от многих факторов: уровня развития экономики, методов хозяйствования на предприятиях, решаемых обществом экономических и социальных задач. В составе бюджетных фондов создаются резервы, функционирующих в специфических формах.

Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет – это единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии. То есть через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их распределение.

Как экономическая категория бюджет является частью финансовой системы. Он характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам. Но одновременно имеет особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. В частности, государственный бюджет является:

· Особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с сосредоточением части национального дохода в руках государства с целью удовлетворения потребностей как всего общества, так и отдельных его государственно-территориальных образований. Заметим, что с помощью бюджета перераспределяется до 45% национального дохода страны;

· Указанные отношения связаны с дальнейшем распределением первичных доходов, сформированных в результате первичного распределения ВВП (прибыли, заработной платы, доходов от собственности и т.д.). Результатом такого перераспределения является формирование финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления в виде доходов, поступлений и денежных накоплений;

· Государственный бюджет занимает центральное место в составе государственных финансов. Он оказывает воздействие практически на все звенья финансовой системы.

Значение бюджета трудно переоценить, так как бюджетные средства направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны, содержание органов государственной власти, создание государственных материальных и финансовых ресурсов, финансовую поддержку бюджетов субъектов и местных органов власти, погашение и обслуживание государственного долга.

В условиях рынка сохраняется главенствующая роль бюджета, при этом изменяются формы его воздействия на общественное производство и сферу финансовых отношений. Например, осуществляется переход с бюджетного финансирования и дотирования на экономические методы воздействия на производство и к финансовому регулированию экономики.

Таким образом, государственный бюджет – это объективно обусловленное звено финансовой системы, существующее во всех общественно-экономических формациях; особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения функций и задач государства и его территориальных подсистем. Государственный бюджет – это и главный финансовый план государства, важнейший инструмент государственного регулирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.