Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания деления юридических лиц в целях налогообложения

Понятие и содержание налоговых правоотношений.

Установление, введение и отмена налогов.

Ответственность за нарушения налогового законодательства.

 

Установление налогов - первичное нормотворческое действие, принятие нормативного акта, посредством которого конкретный налоговый платеж определяется, как таковой и находит свое место в действующей налоговой системе государства. Установлены непосредственно предусмотренные возможности введения налогов на соответствующей территории в рамках всей страны или только региона.

Введение налогов - вторичное нормотворческое действие, принятие соответственного нормативного акта, который подробно регламентирует условия, порядок и процедуру фактического взимания налогов в бюджет.

Принятие налогового закона происходит в следующем порядке:

1) законопроект об установлении и введении того или иного закона, а также внесение изменений и дополнений в нормативныйакт по налогообложению вносится на рассмотрение в Гос. Думу при наличии заключения правительства Р. Ф.

2) федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство депутатов Гос. Думы.

3) в течение 5 дней принятый закон передается в Совет Федерации для одобрения. Если закон не будет одобрен Советом Федерации, то может быть образованна согласительная комиссия для устранения возникших разногласий.

4) после одобрения закона членами Совета Федерации, в течений 5 дней Закон предоставляется Президенту для подписания, подписывается в течение 14 дней.

5) принятый и утвержденный закон должен быть опубликован в течение 7 дней со дня принятия в «Российской газете» или «Собрании Законодательства РФ» и вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования.

Отмена налога - это прекращение взимания налога на основании принятия соответствующего нормативного акта.

 

Налоговые правоотношения можно определить как урегу­лированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания нало­гов.

Налоговым правоотношениям присущи свои особенности:

1) они возникают в процессе деятельности государства по установлению и взиманию налогов;

2) налоговые отношения включают две группы отношений:

а) общие правоотно­шения – возникают между налогоплательщи­ками и государством по поводу исполнения налогового обяза­тельства и имеют денежный характер;

б) специальные правоотно­шения – возникают в процессе реализации налогового обязатель­ства налогоплательщика перед государством между плательщи­ком налогов и налоговыми органами, банками, федеральным каз­начейством и т. д.

Принято выделять субъект, объект и содержание налогового правоотношения.

Юридическим содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности их участников.

Основным содер­жанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджет­ный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки, тогда как государственные органы имеют право требовать от на­логоплательщика исполнения данной публично-правовой обя­занности.

Субъективное налоговое право — это охраняемые государст­вом вид и мера возможного поведения субъектов налогового права. Субъективному праву всегда противостоит субъективная обязанность — требуемые законом вид и мера должного поведе­ния. Например, налогоплательщик обязан уплачивать налоги, а налоговые органы имеют право провести проверку документов налогоплательщика, связанных с уплатой налога. В то же время налоговые органы обязаны обеспечить уплату налогов, а нало­гоплательщик имеет право потребовать возмещения ущерба, при­чиненного неправомерными действиями налоговых органов.

 

6. Налогоплательщики: основы правового статуса

 

Основу налогово-правового статуса налогоплательщиков составляет совокупность закрепленных налоговым законодательством субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения.

Субъективное право налогоплательщика - это предусмотренная налогово-правовой нормой мера дозволенного поведения, обеспеченная соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и гарантированная мерами административной и судебной защиты. Главное в правах налогоплательщиков - возможность их использования по собственному усмотрению без угрозы применения государственных санкций. Субъективное право всегда выступает юридическим средством для достижения определенного интереса, блага, ценности. Рассмотрим общие права и обязанности налогоплательщиков, закрепленные частью первой НК РФ.

1. Право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию. Содержание такой информации определено законодателем исчерпывающим образом и включает сведения: а) о действующих налогах и сборах, б) о налоговом законодательстве и иных актах, содержащих налогово-правовые нормы, в) о правах и обязанностях налогоплательщиков, г) о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

2. Право получать от Минфина РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно регионального законодательства о налогах и сборах и муниципальных нормативно-правовых актов о местных налогах и сборах. 3. Право использовать налоговые льготы.

4. Право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит..

5. Право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

6. Право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя.

7. Право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.

8. Право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.

9. Право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов. Законодатель не указал, о каком виде налоговой проверки идет речь в данном случае. Проблема состоит в том, что по итогам камеральной налоговой проверки составление акта проверки законом не предусмотрено, на основании чего налоговые органы оформляют результаты камеральных проверок докладными (служебными) записками. Полагаем, что данное право должно носить универсальный характер и применяться независимо от вида налоговой проверки.

10. Право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

11. Право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Неправомерными являются акты и требования, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам.

12. Право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц. Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

13. Право требовать соблюдения налоговой тайны.

Обязанности налогоплательщиков (ст.23 НК РФ, 84 НК РФ)

1. Уплачивать законно установленные налоги.

2. Встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ.

3. Вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

4. Представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом«О бухгалтерском учете».

5. Представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления т уплаты налогов.

6. Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органах при исполнении ими своих служебных обязанностей.

7. Предоставлять налоговому органу необходимую информацию о документах в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ.

8. В течение 4 летобеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги (Заметим, что срок хранения документов, устанавливаемый Федеральным законом « О бух. Учёте» больше 5 лет).

9. Нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

10. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета - об открытии или закрытии счетов - в 10-дневныйсрок.

11. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета - обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее 1 месяцасо дня начала такого участия.

12. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета - обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в срок не позднее 1 месяцасо дня их создания, реорганизации или ликвидации.

13. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета - об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее 3 днейсо дня принятия такого решения.

14. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета - об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее 10 днейс момента такого изменения.

15. Организации обязаны уведомлять налоговый орган по месту учета - об изменении в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности организаций - в 10-дневный срокс момента регистрации изменений в учредительных документах (п.3 ст.84 НК РФ)

 

7.Индивидуальные предприниматели-налогоплательщики и их правовое положение.

В соответствии со ст. 3 Закона «Об основах налоговой системы в РФ» плательщиками налогов явл. юр. лица, др. категории плательщиков и физ. лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.

Юр. лицом признается организация, которая:

· имеет в собственности, хоз. ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Признак «обособленное имущество» характеризуется следующими. особенностями:

А) юр. лицо независимо от орг. - правовых форм имеет движимое и недвижимое имущество, которое занимает обособленное положение по отношению. к другим юр. лицам и его учредителям.

Б) имущество должно быть отражено на самостоятельном балансе или смете.

· может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. Признак «выступление от своего имени» в экономическом (гражданско-правовом) обороте - означает, что юр. лицо наделено правом самостоятельно и от своего имени заключать сделки. Признак «самостоятельная имущественная ответственность» - за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязательств юр. лицо возмещает убытки, уплачивает штрафы и т.д. из своего имущества в денежной форме.

· быть истцом и ответчиком в суде. Этим признаком принято считать организационное единство, которое проявляется во внутренней структуре юр. лица: юр. лицо включая цеха, отделы, службы и т.д., (т.е. составляющие части единого целого)

· иметь самостоятельный баланс или смету. Самостоятельный баланс или смета - позволяет более четко выделить юр. лицо и не смешивать с др. орг. - правовыми формами.

В Налоговом кодексе РФ сказано, что предприятие или организация признается налогоплательщиком, если такое образование в соответствии с НК является российским предприятием или орг. либо удовлетворяет хотя бы одну из следующих признаков:

1. осуществлять эк. деятельность в РФ или получает доходы от источников в РФ;

2. являться собственником имущества, подлежащего налогообложению в РФ;

3. совершает на территории РФ операции или действия, подлежащие налогообложению

4. становится участником отношений, одним из условий которых является уплата гос. пошлины или иного сбора, установленного в соответствии с Налоговым кодексом.

Юр. лицо считается созданным с момента его гос. регистрации. Этот фактор необходим для определения момента взимания налогов за конкретный налогооблагаемый период. Все юр лица подразделены на коммерческие и не коммерческие.

Целью деятельности коммерческих юр. лиц явл получение систематически прибыли, а некоммерческие юр. лица (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, объединения), финансируются собственником учреждений, и иных Люнпгт и не имеют цель получения прибыли.

 

Налогоплательщиками в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» являются юридические лица, другие организации, например, филиалы, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги.

В целях налогообложения юридические лица подразделяют на:

1) предприятия и организации (в том числе бюджетные), имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридического лица, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями;

2) международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации;

3) компании, фирмы, любые другие организации, образования в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, через постоянные представительства (или иностранные юридические лица);

4) филиалы и иные аналогичные подразделения предприятий и организаций при условии, что они имеют отдельный баланс и расчетный счет.

В Законе РФ «Об основам налоговой системы в РФ (ст.3) указано, что наряду с юр. лицами плательщиками налогов являются другие категории плательщиков, к которым относятся филиалы, отделения и др. обособленные подразделения предприятий и орг.

Представительство - обособленное подразделение юр. лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юр. лица и осуществляет их защиту.

Филиал - это обособленное подразделение юр. лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства. Филиалы и представительства не являются юр. лицами. Они должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юр. лица. Они являются плательщиками налогов.

Представительство или филиал организуется или ликвидируется в таком же порядке, как и само юр. лицо. Руководители представительств и филиалов назначается юридическим лицом и действует на основе его доверенности. Лица, которые действуют в чужих интересах, но от собственного имени не являются представителями. Представитель не может совершать сделки от имени представителя в отношении себя лично. А также в отношении другого лица представителем, которого он является. Представительства с превышением полномочий представляет собой золотую середину между представительством и филиалом.

В зависимости от данной классификации происходит отдельное начисление налогов в соответствии с налоговой системой РФ. Уточненный перечень налогоплательщиков-организаций, содержится в законах по каждому налогу. Все перечисленные субъекты несут обязанность уплачивать какой-то налог и другие связанные с ней обязанности лишь при наличии у них соответствующих объектов налогообложения. Объектами налогообложения для юридических лиц могут быть; прибыль, доход, стоимость определенных товаров, оборот товаров и другие денежные суммы, а также имущество.

По величине налогоплательщики - юридические лица подразделяются на обычные, малые предприятия и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Упрощенная система налогообложения малых предприятий привела к переходу на уплату единого налога. Субъектами организаций с предельной численностью рабочих до 15 человек.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура (элементы) закона о налоге | Правовой статус органов налогового контроля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.