КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура природоохранных затрат
Макроэкономический анализ соотношения природоохранных затрат и эколого-экономических убытков свидетельствует о наличии точки оптимума, в которой общественные затраты на обеспечение достаточного качества ОПС не будут серьезным препятствием для развития производительных сил. Экономический оптимум загрязнения ОПС представляет собой соответствие между природоохранными затратами и ущербом природы, т.е. предельные природоохранные затраты должны равняться предельным ущербам, который формируется дополнительным объемом загрязнения. Основные подходы к природоохранным затратам: 1. Экстенсивная стратегия исходит из признания природоохранных затрат малоэффективными (технократический подход); 2. Экономическая стратегия обосновывает определение реальных для хозяйства экологических затрат и учитывает долгосрочный характер причиненного природе ущерба. В рамках этой стратегии разрабатываются рыночные механизмы природопользования и ООПС, методическое обеспечение оценки ущерба от загрязнения среды, нормативных и сверхнормативных ресурсных платежей. 3. Глобальная стратегия опирается на идею глобального экологического баланса. На природоохранные проекты и программы должно выделяться от 8 до 15% ВВП в зависимости от состояния ОПС (в Украине 0,6% ВВП) Различают эффект от природоохранных мероприятий и эффективность. Эффект характеризует мгновенный результат (сиюминутный), а эффективность – комплексный, всеобщий, проверенный временим. Таким образом, анализ эффективности проектов, связанных с вмешательством человека в природные процессы приобретает особое значение. К природоохранным мероприятиям принадлежат все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию негативного АВОС, сбережение и улучшение ПРП территории:
· Строительство и эксплуатация очистных сооружений; · Развитие малоотходных и безотходных технологий; · Размещение предприятий и транспортных систем с учетом экологических требований; · Рекультивация земель; · Мероприятия по борьбе с эрозией почв; · Мероприятия по охране и восстановлению флоры и фауны; · Охрана недр и рациональное использование минеральных ресурсов. Эффективность природоохранных мероприятий определяется стремлением к минимуму суммы текущих и капитальных затрат. Экономическим результатом (полным экономическим эффектом) природоохранных мероприятий по расчету общей эффективности природоохранных мероприятий является: · В сфере материального производства – прирост объемов продукции, снижение себестоимости; · В непроизводственной сфере – экономия затрат на оказание услуг; · В сфере частного потребления – сокращение потребительских расходов; Экономическим результатом природоохранных мероприятий является сумма таких величин: · Возмещение экономических убытков от загрязнения ОПС, т.е. уменьшение расходов в производстве, непроизводственной сфере, потребительских расходов населения за счет уменьшения загрязнения ОПС; · Прирост экономической (денежной) оценки природных ресурсов, сохраненных и улучшенных благодаря реализации природоохранных мероприятий; · Прирост денежной оценки реализованной продукции, полученной благодаря полной утилизации сырьевых, топливно-энергетических и др. ресурсов вследствие осуществления природоохранных мероприятий. Социально-экономический уровень природоохранных программ предусматривает повышение экологического комфорта проживания населения и увеличения национального богатства. Социальные результаты проявляются:
- в улучшении физического состояния человека и снижении заболеваемости, увеличении продолжительности жизни, улучшении условий труда и отдыха; - в поддержании экологического равновесия, сбережении эстетических ценностей природных ландшафтов, памятников природы, заповедных территорий; - в обеспечении благоприятных условий для роста творческого потенциала личности и развития культуры, совершенствовании сознания человека. Дополнительными показателями эффективности расходов на охрану ОПС является: · Отношение показателя снижения негативного влияния хозяйственной деятельности на ОПС к затратам, приведшим к этому снижению; · Отношение показателя улучшения состояния ОПС региона к затратам, приведшим к этому улучшению. Общий экономический эффект от сокращения заболеваемости работников вследствие улучшения состояния ОПС определяется как сумма показателей: - эффект от предотвращения потерь продукции за счет болезни работников, занятых в сфере материального производства; - эффект от сокращения суммы выплат (за счет фонда социального страхования на период нетрудоспособности) работникам, заболевшим в результате ухудшения состояния ОПС; - сокращение затрат в системе охраны здоровья на лечение работников, заболевших вследствие загрязнения ОПС.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |