Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование естественно-исторических представлений в древнем мире, средневековье и 16-18 столетиях




История экологии.

Тема 1. История, предмет, структура и задачи экологии.

Цель: Ознакомиться с основными этапами становления и развития экологии, ее структурой и задачами.

 

1.1. История экологии.

1.1.1.Формирование естественно-исторических представлений в древнем мире, средневековье и 16-18 столетиях.

1.1.2.Развитие экологического направления в 19 столетии.

1.1.3.Развитие экологии в первой половине 20 века.

1.1.4.Развитие эклоги во второй половине 20-начале 21 веков.

2. Структура экологии.

3. Задачи экологии.

4. Экология в системе наук.

5. Методы экологических исследований.

 

 

 

Термин «экология» (от греческого слова «oicos» - дом, жилище и «logos» - наука, учение; в буквальном смысле - наука о местообитании) предложил известный немецкий естествоиспытатель Э. Геккель в 1866 г. в работе «Всеобщая морфология организмов». Однако элементами экологических знаний человечество владело уже с первых шагов своего становления, так как, только зная места обитания растений и животных, их биологию, первобытный человек (собиратель, рыболов, охотник) мог выжить. Эти и приобретенные позднее знания описательного характера, впоследствии были зафиксированы в древних египетских, индусских, китаи ских, а затем греческих и римских письменных источниках. Вместе с тем, в трудах античных ученых имеется ряд важных по тому времени обобщений. Так Аристотель (384-322г. до н.э.) классифицировал всех известных ему животных (около 500 видов) по среде обитания, способам передвижения, питания; его ученик Теофраст (384-280 г. до н.э.) заложил основы классификации жизненных форм растений, выделив деревья, кустарники, травы; римлянин Плиний Старший (23-79 г.н.э.) в «Естественной истории» обобщил все известные к тому времени сведения о растениях и животных. Этими трудами заканчивается первый этап истории экологии – этап первичного накопления и систематизации сведений о растительном и жи вотном мире, видах, имевших важное значение в практике земледелия и животноводчества основных очагов цивилизации.

Из средневековых источников наиболее популярна «Энциклопедия природы» Альберта Великого», «Зеркало природы» и «Канон врачебной науки», в которых основное внимание было уделено лекарственным растениям, хотя в целом открытия этой эпохи, даже важнейшие, оказывались мало кому известными и быстро забывались.

Качественно новый этап в систематизации и обобщении экологических материалов, собранных в течении столетий в различных (в т.ч. новых, описанных во время Великих географических открытий) регионах заложен трудами К. Геснера (1516-1565), У. Альдрованди (1522-1605), Дж. Рея (1623-1705) и ряда других естествоиспытателей эпохи Возрождения. В 17-18 веках сведения экологического характера, подтверждающие зависимость распространения, особенностей строения и образа жизни от климатических условий и других «внешних обстоятельств» составляли уже значительную часть в работах многих натуралистов, в том числе российских – С.П. Крашенинникова (1713-1755), И.И. Лепехина (1740-105), П.С. Палласа (1741-1811) и других.

В это же время начато более подробное изучение образа жизни отдельных групп животных (Реамюр - насекомых), влияния отдельных факторов среды на живые организмы (Р. Бойль - низкого давления) и взаимодействия организмов друг с другом (А. Левенгук - пищевые цепи); много таких сведений дала и практика сельского хозяйства. Обобщение накопленных материалов было проведено крупнейшими естествоиспытателями того времени – Ж. Бюффоном в «Естественной истории», К. Вильденовым в «Основах травоведения» и К. Линнеем в «Экономии природы» и «Общественном устроистве природы».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.