КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы, определяющие поведение покупателя
Выбор покупателя товара формируется под воздействием множества культурных, социальных, личностных и психологических факторов, причем решающая роль в данном процессе принадлежит культуре. Факторы культуры К важнейшим из перечисленных нами факторов относятся культура потребителя, его принадлежность к определенной субкультуре и социальному классу. Культура — определяющий фактор потребностей и поведения индивида, с детства усваивающего в семье и через другие общественные институты определенный набор ценностей, стереотипов восприятия и поведения. Американский ребенок вырастает в обществе, в котором особенно ценятся стремление к достижению цели, успех, активность, работоспособность и практичность, постоянное движение вперед, материальный комфорт, индивидуализм, свобода, человеколюбие, хорошее здоровье. Каждая культура состоит из частных субкультур, которые позволяют человеку более полно отождествлять себя с себе подобными индивидами и тесно с ними общаться. Субкультуры формируются на национальной, религиозной, расовой или региональной основе; многие из них образуют важные сегменты рынка, что непременно должны учитывать производители при разработке товаров и планировании маркетинговых программ. Такие программы известны как маркетинг субкультур. Впервые его начали применять в 1980-х гг. компании АТ&Т, Sears Roebuck, Coca-Cola. Предпосылкой маркетинга субкультур стали исследования, показавшие, что различные этнические и демографические сегменты не всегда положительно реагируют на массовую рекламу. Практически каждое современное общество подразделяется на различные социальные слои. Одна из наиболее жестких структур такого рода — касты, членам которых предписаны определенные роли, а переход из касты в касту не допускается. Гораздо менее жестким является разделение общества на социальные классы — построенные в строгой иерархии, относительно однородные, стабильные общественные группы, объединенные едиными ценностями, интересами и поведением.
К критериям разделения общества на классы относят не только уровень доходов, но и профессию, работу, образование и место проживания. Представители различных социальных классов различаются предпочитаемыми стилями одежды, речью, организацией отдыха и многими другими характеристиками. В табл. 4.1 приведены характеристики семи социальных классов современного американского общества. К отличительным признакам социального класса относят, во-первых, склонность его представителей к более или менее одинаковому поведению; во-вторых, наличие определенного социального статуса; в-третьих, образование, род деятельности, уровень доходов и пропагандируемые ценности. И, наконец, в-четвертых, возможность перехода из класса в класс. Причем мобильность зависит от жесткости разделения данного общества на социальные классы. Представители социальных классов имеют определенные общие предпочтения в выборе различных товаров и торговых марок, включая одежду, домашнюю мебель, проведение досуга и автомобили. Для социальных классов характерны различающиеся предпочтения средств массовой информации: члены высшего класса останавливают выбор на книгах и журналах, а члены низшего — коротают вечера перед экранами телевизоров. Таблица 4.1. Характеристика семи основных социальных классов США
Более того, разница в предпочтениях существует даже в границах одного вида средств массовой информации, например телевидения: средний класс предпочитает новости и художественные фильмы, а низший — «мыльные оперы» и спортивные передачи. Социальные классы характеризуются и наличием языковых отличий, что необходимо учитывать при создании рекламной продукции. Социальные факторы Кроме культурных на потребительское поведение оказывают влияние такие социальные факторы, как референтные группы, семья, роли и статусы. Референтные группы. Референтная группа состоит из людей, которые оказывают (при личном контакте) прямое или косвенное влияние на отношение индивида к чему (кому)-либо и его поведение. Группы, оказывающие прямое влияние на человека, называются группами принадлежности (членства). Группы принадлежности могут быть первичными (семья, друзья, соседи, коллеги по работе, все те общности, взаимодействие индивида с членами которых носит постоянный и неформальный характер) и вторичными (профессиональные коллективы, религиозные и профсоюзные объединения, построенные скорее на формальной основе; общение человека с их участниками носит более формальный и периодический характер).
Референтные группы оказывают значительное влияние на индивида по крайней мере в трех ракурсах: они могут подтолкнуть человека к изменению поведения и стиля жизни; оказывают влияние на отношение индивида к жизни и его представление о самом себе; могут воздействовать на выбор человеком конкретных товаров и торговых марок. Человек подвержен влиянию и внешних по отношению к нему групп, членом которых он не является. Группы, к которым индивид хотел бы принадлежать, называются притягивающими группами. В свою очередь, отталкивающая группа — это объединение, ценности и поведение членов которой человек, как правило, отвергает. Маркетологи должны определить референтные группы целевых потребителей, не забывая об их различном воздействии на людей при покупке тех или иных товаров или марок. Наиболее сильное влияние референтные группы оказывают на выбор торговых марок автомобилей и цветных телевизоров, модных гарнитуров мебели и одежды, при покупке пива и сигарет. Если производители товаров и владельцы марок сталкиваются с сильным воздействием референтных групп, необходимо установить возможные методы влияния на лидеров мнений. Лидеры мнений— индивиды, которые в неформальном разговоре дают собеседникам советы или информацию по конкретным продуктам или товарным категориям (какую марку лучше выбрать или как использовать тот или иной товар). Лидеры мнения присутствуют во всех социальных слоях, каждый индивид может быть лидером мнения в области некоторых продуктов, равно как и следовать мнению авторитетных для него людей, покупая незнакомый товар. Маркетологи стремятся определить лидеров мнения, изучая их демографические и психологические характеристики, газеты и журналы, которые они предпочитают. На основе полученных по результатам исследований данных для лидеров мнений разрабатываются специальные рекламные обращения. Самые новейшие течения в молодежной музыке, сленге и моде зарождаются в центре городов, а затем подхватываются подростками в пригородах. Компании — производители одежды, такие как Abercrombie and Fitch, стремятся привлечь к себе следящую за модой молодежь и целенаправленно изучают стиль и образ жизни городских лидеров мнений. Abercrombie and Fitch. Чтобы магазины Abercrombie and Fitch отражали образ жизни своих покупателей, в качестве продавцов в них работают студенты колледжей. 75% всех торговых работников набираются из ближайших к магазину кампусов, т. е. из «носителей образа бренда» компании. Для создания адекватной атмосферы крайне важен внешний вид этих людей. «Нам не нужны продавцы или клерки, — сказал один представитель Abercrombie and Fitch. — Нам нужны люди, которые олицетворяют собой стиль нашей торговой марки, а это студенческий стиль. Соответственно мы ищем обладающих харизмой лидеров, носителей образа бренда "Abercrombie and Fitch"». Семья. Семья — важнейшая социальная группа потребителей-покупателей. Члены семьи составляют самую влиятельную первичную референтную группу. Различают два типа семей. Наставляющая (ориентирующая) семья состоит из родителей индивида и его родственников. В ней формируются религиозные верования, здесь определяются жизненные цели индивида, чувства самоценности и любви, определяются позиции в сфере политики и экономики. Даже если человек общается с родителями относительно редко, их влияние на его покупательское поведение может оставаться значительным; особенно существенно оно в тех странах, где родители традиционно живут единой семьей со взрослыми детьми. В то же время влияние наставляющей семьи носит скорее косвенный характер. Прямое влияние на поведение покупателя оказывает его порожденная семья — супруг(а) и дети. Прежде всего маркетологи изучают роли мужа, жены и детей и их относительное влияние друг на друга в процессе приобретения товаров и услуг. В различных странах и общественных классах роли членов семьи значительно разнятся. К примеру, проживающие в США вьетнамцы привержены традиционной модели, когда решение о крупной покупке принимается мужчиной. Точно так же эффективная реклама, предназначенная для американцев корейского происхождения, немыслима без образа мужчины 30-40 лет, если, конечно, речь не идет о специфических женских товарах. Участие супругов в процессе покупки товара зависит от вида самого товара. Жена традиционно выступает в роли главного покупателя продуктов питания, хозяйственных мелочей и одежды. Что же касается приобретения дорогостоящих товаров или услуг, таких как туристические путевки или собственный дом, то здесь решение о покупке принимается супругами совместно. Постепенно, в связи с увеличением количества работающих женщин, особенно в нетрадиционных для них областях, исчезает жесткое разделение семейных обязанностей супругов. А сдвиг в социальных ценностях, касающихся разделения домашних обязанностей, приводит к изменению привычных понятий о том, что «для хозяйства все покупает женщина». Недавние исследования показали, что при сохранении традиционного разделения покупок муж и жена охотнее ходят в магазины вместе и покупают те товары, которые всегда считались прерогативой одного из супругов. Поэтому если производитель бытовых товаров полагает, что основной и единственный покупатель его продукции — женщины, он заблуждается. Аналогично поставщики товаров, которые обычно приобретались мужчинами, должны принимать в расчет рост доли женщин-покупательниц. Cadillac. Сегодня женщины составляют 50% покупателей автомобилей престижных марок, что несомненно учитывается производителями. Для того чтобы понять, как женщина с длинными ногтями управляется с кнопками, ручками и другими предметами в салоне автомобиля, мужчинам-дизайнерам приходится надевать на пальцы канцелярские скрепки. В модели «Cadillac Catera» предусмотрен охлаждаемый ящик для перчаток — специально для таких вещей, как фотопленка или губная помада. Такое повышенное внимание к деталям привело к тому, что в 2000 г. доля женщин — владелиц автомобилей «Cadillac» составила 28%. Для внедорожника «Escalade» этот показатель еще выше: 36%. Другая тенденция состоит в возрастании роли детей и подростков в процессе принятия покупательских решений домохозяйствами. Детей уже не просто видно и слышно, к ним относятся как к полноценной потребительской группе. В 1997 г. под влиянием «любимых чад» в возрасте от 2 до 14 лет родители потратили около $300 млрд. Данное косвенное влияние означает, что родители прекрасно знают любимые марки, товары или предпочтения своих детей и уже обходятся без их намеков или просьб. К прямому влиянию относятся желания или требования типа «Пойдем в Макдоналдс». Под прямым влиянием детей родители-американцы израсходовали в 2000 г. около $290 млрд. Компании, использующие нестандартный подход к маркетингу, считают, что самый быстрый путь к кошелькам пап и мам — через их чадо. Mattel. В 2000 г. компания Mattel провела рекламную кампанию, направленную не на маленьких девочек, а на их мам. В рекламе рассказывалось о новых принадлежностях для куклы Барби. Целью являлось создание осведомленности среди матерей о таких вещах для куклы, как одежда и лак для ногтей. «Одежду, например, покупают именно матери, — сказал президент подразделения Mattel Адриен Фон-танелла. — Когда маме приходится самостоятельно выбирать между "GAP" и Барби, она отдает предпочтение "GAP" как более знакомой торговой марке». General Motors. В майском выпуске журнала для детей 8-14 лет «Sport Illustrated for Kids» была помещена красочная реклама на весь разворот автомобиля «Chevy Venture». Это была первая попытка компании General Motors привлечь к себе внимание тех, кого называют «потребителями с заднего сиденья». Менеджер по торговой марке «Venture» предложил установить эти автомобили в торговых залах универмагов. Причем в их салонах дети могли посмотреть на видео диснеевского «Геркулеса». В какую игру начали играть дети? Правильно, в выбор и покупку автомобиля. Роли и статусы. На протяжении всей своей жизни индивид участвует в деятельности многих групп — семьи, друзей, различных организаций. Его позиции в каждой группе определяются исполняемой ролью и статусом. Роль — это набор действий, исполнения которых ожидают от человека окружающие его лица. Каждой исполняемой роли соответствует определенный статус. Статус судьи Верховного суда США несомненно выше, чем статус менеджера по продажам; в свою очередь, статус менеджера выше статуса простого служащего компании. Обычно люди покупают товары, которые должны подтверждать и укреплять их социальный статус. Поэтому президенты компаний предпочитают в качестве средства передвижения «Mercedes», дорогую одежду и виски «Chivas Regal». Очень важно, чтобы маркетолог осознавал потенциальную возможность превращения продукта и торговой марки в символы статуса. Личностные факторы На решение покупателя влияют его личностные характеристики: возраст и этап жизненного цикла его семьи, работа, экономическое положение, жизненный стиль, особенности характера и самовосприятие. Возраст и этап жизненного цикла. На протяжении жизни человек приобретает самые разные товары и услуги. Ребенку необходимо детское питание, взрослый человек стремится попробовать самые разнообразные продукты и блюда, а в пожилом возрасте он переходит на диетическое питание. Со временем изменяются и индивидуальные вкусы в отношении одежды, мебели, отдыха. Структура потребления индивида зависит и от того, на какой стадии жизненного цикла находится его семья. Обычно выделяют 9 этапов жизненного цикла семьи, для каждого из которых характерны определенное финансовое положение и характерные покупки (табл. 4.2). Часто при разработке маркетингового плана производители ориентируются на определенные целевые группы в соответствии с периодами жизненного цикла семьи. Следует отметить, что далеко не всегда обитатели одного домохозяйства образуют единую семью. Маркетологи выделяют также одиноких людей, гомосексуальные пары и семьи, живущие в гражданском браке. Кроме того, недавние исследования установили существование и психологических этапов жизненного цикла человека. На протяжении зрелого периода жизни каждый индивид переживает определенные психологические «переходы», или «трансформации». Маркетологи уделяют большое внимание обстоятельствам, которые приводят к существенным изменениям в жизни человека — разводу, вдовству, повторному браку, — и их влиянию на поведение потребителей. Таблица 4.2. Этапы жизненного цикла семьи и покупательское поведение
Род занятий и экономическое положение. Большое влияние на приобретение товаров покупателем оказывает род его занятий. Американский рабочий вынужден приобретать спецодежду, обувь и контейнеры для завтрака. А положение президента компании обязывает к покупке дорогих костюмов, большой яхты, авиаперелетам и вхождению в привилегированные загородные клубы. Маркетологи стремятся определить профессиональные группы, заинтересованные в приобретении конкретных товаров и услуг, а компании ориентируются на выпуск соответствующей продукции. Например, целевыми сегментами для компаний, разрабатывающих различные компьютерные программы, могут выступать менеджеры по торговым маркам, инженеры, юристы или врачи. Огромное воздействие на выбор товара потребителем оказывает экономическое положение индивида: располагаемый доход (уровень, стабильность и частота поступления), размер сбережений, долговые обязательства, кредитоспособность, а также отношение к самому процессу накопления и расходования средств. Производители товаров, спрос на которые зависит от уровня доходов покупателей, постоянно следят за тенденциями в изменении личных доходов населения, нормы сбережений и процентных ставок. Если макроэкономические показатели свидетельствуют о сокращении доходов населения, компания-поставщик может предпринять шаги по изменению характеристик продукта, его цены, позиционирования, чтобы товар по-прежнему представлял ценность для потребителя. Стиль жизни. Принадлежащие к одной субкультуре, одному социальному классу и имеющие один род занятий индивиды могут вести совершенно разный образ жизни, придерживаться различных его стилей. Стиль жизни — форма бытия человека в мире, выражающаяся в его деятельности, интересах и мнениях. Стиль жизни отражает «человека в целом» в его взаимодействии с окружающими. Маркетологи стремятся идентифицировать связи между продукцией компании и группами индивидов, объединенными по их стилям жизни. К примеру, производитель компьютеров может обнаружить, что большинство его покупателей ориентированы на достижение успеха в работе. Почему бы ему не провести исследование, направленное на углубленное изучение этой целевой группы, сделать акцент на использование в рекламе ассоциирующихся с успехом слов и символов? Психографика — наука, которая изучает и классифицирует стили жизни потребителей. Самой популярной классификацией стилей жизни на основе психографических измерений является схема «VALS», или «Ценности и стили жизни» («Values and Lifestyles»), разработанная компанией SRI Consulting Business Intelligence, — одна из немногих получившая мировое признание система психографического сегментирования. В соответствии с «VALS» все взрослое население США в зависимости от психографических характеристик делится на 8 потребительских групп. Система сегментирования основывается на ответах на вопросы специальной анкеты (4 вопроса на демографическую тему, 35 вопросов на выяснение установок). Схема «VALS» постоянно обновляется, пополняясь данными ежегодно проводимых более 80 тыс. опросов (см. рис. 4.1).
Рисунок 4.1. Типология потребительских групп в система «VALS»
К основным группам потребителей со значительными располагаемыми ресурсами относятся: 1. Реализующие (актуализаторы): успешны, развиты, активны. Не боятся брать на себя ответственность. Их покупки говорят об утонченном вкусе и тяготении к дорогим товарам высокого качества, предназначенным для конкретных потребительских групп. 2. Выполняющие: люди зрелые, обеспеченные и довольные жизнью. Часто проводят время в раздумьях и созерцании. В товаре ценят надежность, функциональность и ценностную значимость. 3. Достигающие: преуспевают, делают карьеру, главное для них — работа. Выбирают престижный товар, который говорит коллегам о достигнутых его владельцем успехах. 4. Экспериментирующие: молоды, полны энергии и энтузиазма, импульсивны. Бунтовщики. Направляют относительно большую часть доходов на приобретение одежды, посещение ресторанов быстрого питания, кинотеатров, покупку видеофильмов. Для представителей остальных 4 групп с более ограниченным покупательским потенциалом характерны следующие особенности: 1. Убежденные: консерваторы, привержены традициям, ничем не примечательны. Отдают предпочтение знакомым товарам и известным маркам. 2. Старающиеся: не уверены в себе, ощущают незащищенность, ищут одобрения своим действиям, их возможности ограничены. Оказывают предпочтение стильным товарам, которые покупаются людьми с большим, чем у них, достатком. 3. Делающие: практичны, самодостаточны, традиционны, ориентированы на семью. Покупают только то, что имеет практическую или функциональную ценность: инструменты, рыболовные принадлежности и т. д. 4. Сопротивляющиеся: постарше возрастом, на пенсии, пассивны, озабочены, их возможности ограничены. Осторожные покупатели, отдающие предпочтение давно знакомым маркам. Тип личности и самовосприятие. Покупательское поведение человека во многом определяется типом его личности. Под типом личности понимается совокупность отличительных психологических характеристик индивида, обусловливающих его относительно постоянные и последовательные реакции на воздействия внешней среды. Тип личности обычно определяется в соответствии с такими присущими человеку чертами, как уверенность в себе, влияние на окружающих, независимость, почтительность, общительность, самозащита и приспособляемость. Тип личности может оказаться весьма полезной переменной для обоснования взаимосвязи между определенными характеристиками индивида и выбором им конкретной торговой марки. Идея заключается в том, что бренды тоже обладают личностями и что потребители выбирают марки с тем же типом личности, что и у них. Мы определяем личность торговой марки как уникальную и характерную для бренда совокупность человеческих характеристик. Дженнифер Аакер выделяет следующие пять характеристик личности торговой марки: 1. Искренность (практичность, честность, здравомыслие, веселость). 2. Энтузиазм (дерзость, духовность, творческое воображение, способность идти в ногу со временем). 3. Компетентность (вызывающий доверие, интеллигентность, успешность). 4. Изысканность (роскошность и очарование). 5. Жесткость (суровость и непоколебимость). Анализируя известные торговые марки, Дж. Аакер пришла к выводу, что некоторые из них характеризуются какой-то одной чертой: «Levi's» — «суровая» торговая марка, «MTV» — вызывающая энтузиазм, «CNN» — компетентная, «Campbell's» — искренняя. Можно предположить, что эти бренды привлекают людей с теми же характеристиками личности. Непосредственное отношение к типу личности имеет и самовосприятие индивида (или самоимидж). Маркетологам необходимо разрабатывать имидж торговой марки, совпадающий с самоимиджем целевой аудитории. Возможно, что реальное самовосприятие человека (его взгляд на самое себя) не совпадает с его же идеальным представлением о самом себе (каким бы он хотел себя видеть) и с представлением о нем других (что, с его точки зрения, думают о нем окружающие). На какое из представлений будет ориентироваться покупатель при приобретении товара? Поскольку ответ на этот вопрос достаточно сложен, теория самовосприятия человека не пользуется особой популярностью у специалистов, разрабатывающих прогнозы покупательской реакции на образ той или иной торговой марки. Психологические факторы На выбор покупателем товара влияют четыре основных психологических фактора — мотивация, восприятие, обучение, убеждения и установки. Мотивация. В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при определенном физиологическом состоянии человеческого организма — голоде, жажде, температурном дискомфорте. Природа других является скорее психогенной, результатом таких состояний психологического дискомфорта, как потребность индивида в признании, уважении или духовной близости. Большая часть человеческих потребностей не требует немедленного удовлетворения. Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет индивида действовать, а ее удовлетворение снижает уровень психологического дискомфорта. Психологами разработаны несколько основных концепций мотивации человека. Самые известные из них — теории Зигмунда Фрейда, Абраама Маслоу и Фредерика Герцберга — приводят своих сторонников к совершенно разному толкованию содержания исследований потребителей и принятия соответствующей стратегии маркетинга. Теория мотивации по 3. Фрейду. Великий психолог полагал, что люди по большей части не осознают психологические силы, которые руководят поведением индивида, а значит, они не в состоянии до конца понять мотивы своих действий. Основные руководящие человеком мотивы, от очевидных до самых завуалированных, позволяет определить методика, известная под названием «лестница». Обратившись к ней, маркетолог получает возможность установить, к какому уровню мотивов потребителя ему наиболее целесообразно апеллировать. Когда потребитель изучает отдельные марки товаров, он обращает внимание не только на их основные характеристики, но и на менее заметные детали. Форма, размер, вес, цвет, название марки и материал вызывают определенные ассоциации и эмоции. Для выяснения вызываемых товаром скрытых ассоциаций исследователи проводят «глубинные интервью», используя проекционную технику, позволяющую отключить сознательное «Я» — словесные ассоциации, незаконченные предложения, объяснения рисунков и ролевые игры. Многие из этих методов были разработаны венским психологом Эрнстом Дихтером. Он сделал целый ряд интересных заключений: ♦ Некоторые потребители не хотят покупать чернослив по той причине, что его вид (глубокие «морщины») напоминает им стариков. ♦ Мужчины курят сигары потому, что на подсознательном уровне они не избавились от вредной детской привычки сосания пальца. ♦ Женщины предпочитают растительные жиры, так как ощущают вину перед умерщвленными животными. ♦ Женщины не доверяют полуфабрикатам — сухим смесям для торта, если те не требуют добавления яиц перед выпечкой, поскольку последнее действие позволяет женщинам почувствовать себя «дающими жизнь». Современные исследователи мотивации придерживаются традиционной фрейдистской интерпретации. Ян Колбаут называет мотивы, которые могут вызывать приобретение того или иного товара. Например, виски удовлетворяет потребность в социальной релаксации, статусе или веселом времяпрепровождении. Каждая марка виски должна позиционироваться в соответствии с одним из этих трех мотивов. Теория мотивации А. Маслоу. Ученый-психолог попытался объяснить, почему в разное время индивид ощущает различные потребности." Почему один человек тратит уйму времени на то, чтобы защитить себя от всевозможных внешних угроз, а другой стремится к тому, чтобы заслужить уважение окружающих? А. Маслоу объясняет это тем, что система человеческих потребностей выстроена в иерархическом порядке, в соответствии со степенью значимости ее элементов: физиологические потребности, потребность в чувстве безопасности, социальные потребности и потребности в самоактуализации. Индивид в первую очередь старается удовлетворить самые насущные потребности. Когда ему это удается, удовлетворенная потребность перестает быть мотивирующей и человек стремится к удовлетворению следующей по значимости. К примеру, голодного человека (неудовлетворенная потребность № 1) не интересуют новинки из мира искусства (потребность № 5), как он выглядит в глазах общества (потребность № 3 или 4), насколько чистым воздухом он дышит (потребность № 2). Но когда у него будет достаточно еды и питья, на первый план выйдут следующие по значимости потребности. Теория А. Маслоу помогает производителям понять, каким образом разнообразные продукты соответствуют планам, целям и самой жизни потенциальных потребителей. Теория мотивации по Ф. Герцбергу. Фредерик Герцберг — автор двухфакторной теории мотивации, в соответствии с которой недовольство человека и его удовлетворение определяются двумя группами принципиально различных факторов. Для того чтобы покупка состоялась, недостаточно отсутствия фактора недовольства — требуется активное присутствие фактора удовлетворения. К примеру, отсутствие гарантии у компьютера может стать фактором недовольства. Но наличие обязательств по ремонту приобретенной техники не является фактором удовлетворения или мотивом, который подтолкнет потребителя к покупке, так как гарантия не является в этом случае основным источником удовлетворения. Таким фактором здесь может выступить простота компьютера в эксплуатации. На практике теория двух факторов применяется двояким образом. Во-первых, продавец должен избегать появления факторов недовольства (например, непонятная инструкция к компьютеру или плохое обслуживание). Такие упущения не только не способствуют росту продаж, но и могут сорвать покупку. Во-вторых, производитель должен определить основные факторы удовлетворения или мотивацию к покупке товара и проследить, чтобы их наличие у товара не осталось незамеченным потребителем. Данные факторы и определят выбор покупателем той или иной торговой марки. Восприятие. Человек, которым движет мотив, готов к действию; характер же его поступков зависит от индивидуального восприятия ситуации. Восприятие — процесс отбора, организации и интерпретации индивидом поступающей извне информации и создание целостной картинки. Восприятие зависит не только от физических раздражителей, но и от отношения к окружающей среде и от личностных особенностей человека. Ключевое слово в определении понятия «восприятие» — «индивид». Один покупатель воспринимает разговорчивого продавца компьютеров как неискреннего и напористого. Другому посетителю тот же сотрудник магазина покажется умным, всегда готовым прийти на помощь человеком. Каждый из них отреагирует на одного и того же продавца по-своему. В маркетинге восприятие индивидов оказывается важнее реальности. Избирательное внимание. Ежедневно каждый из нас подвергается воздействию огромного количества раздражителей. К примеру, обыкновенный человек каждый день так или иначе сталкивается с 1,5 тыс. рекламных объявлений. Поскольку он не в состоянии отреагировать на все эти раздражители, большинство из них отсеивается. Данный процесс получил название избирательного внимания. Возникает проблема определения того, какие именно раздражители замечаются людьми. Вот лишь некоторые из них: 1. Раздражители, связанные с имеющимися на данный момент потребностями. Если потребитель в данный момент озабочен приобретением компьютера, то он внимательно просматривает объявления о продаже электронной техники, не обращая внимания на рекламу стереосистем, поскольку не испытывает потребности в последних. 2. Ожидаемые раздражители. При посещении компьютерного магазина вы вряд ли обратите внимание, что рядом с «персоналками» выставлены радиоприемники (так как не ожидаете их здесь увидеть). 3. Раздражители, существенно выделяющиеся в общем ряду. Вы скорее обратите внимание на объявление о скидке в $100 на компьютер, чем предложение о снижении цены на 5%. Хотя большинство раздражителей «отсеиваются», неожиданные раздражители все же воздействуют на людей. Это могут быть, скажем, внезапные предложения по почте, по телефону или от продавцов. Чтобы пробиться через фильтры избирательного внимания, некоторые компании сознательно выбирают навязчивые методы продажи. Избирательное искажение. Но даже замеченный раздражитель не всегда воспринимается так, как хотелось бы его отправителям. Избирательным искажением называется склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личностное значение, и интерпретировать ее таким образом, чтобы она не опровергала, а поддерживала ранее сформированные убеждения. К сожалению, производители не в силах повлиять на избирательное искажение. Избирательное запоминание. Человек забывает многое из того, что он узнает, при этом мы склонны лучше запоминать информацию, которая поддерживает наши установки и убеждения. Именно в силу избирательного запоминания в памяти покупателя надолго остается информация о достоинствах его любимой марки, в то время как на благоприятные отзывы о товарах конкурирующей компании он не обращает внимания. Избирательное запоминание объясняет, почему производители используют в ориентированной на свою целевую аудиторию рекламе театрализованные эффекты и повторы. Обучение. В процессе сознательной деятельности человек усваивает определенные знания. Обучение — определенные изменения в поведении человека, происходящие по мере накопления им опыта. Прежде всего человеческое поведение является результатом обучения. Ученые-теоретики считают, что обучение есть результат взаимодействий побуждений, стимулов различной интенсивности, сигналов, распознавания и подкрепления. Побуждение — сильный внутренний раздражитель, подталкивающий индивида к действию. Стимул является менее значимым раздражителем, который определяет, когда, где и как проявляется ответная реакция человека. Предположим, вы приобретаете компьютер компании IBM. Если ваш опыт пользователя подтверждает ваши ожидания или даже превосходит их, ваша ответная реакция на компьютеры IBM получит позитивное подкрепление. Позже, когда вам понадобится принтер, вы, вероятно, придете к выводу, что если компания IBM делает хорошие компьютеры, значит, высоким качеством отличаются и ее печатающие устройства. Другими словами, вы сделаете обобщение, перенося свою ответную реакцию на компьютер на аналогичные раздражители (в данном случае на принтер). Противоположным процессу обобщения является процесс установления различий, означающий, что потребитель научился распознавать отличия похожих друг на друга раздражителей. Соответствующим образом изменяется и его реакция на них. Теория обучения показывает маркетологам, что они имеют возможность добиться роста спроса на продвигаемые товары, если им удастся задействовать в своей кампании сильные побуждения, мотивирующие потребителей стимулы и обеспечить ей позитивное подкрепление. Если компания планирует выход на новый рынок, ей наиболее целесообразно обратиться к тем же самым побуждениям и воздействовать на потребителей теми же самыми стимулами, что и ее конкуренты, просто потому, что покупатели доверяют скорее похожим, а не отличным друг от друга маркам (опора на обобщение). Другой вариант выхода на новый рынок — разработка товара с акцентом на принципиально иной набор побуждений и предложение существенно более сильных стимулов, что будет способствовать переключению покупателей с привычных марок на товар-новичок (опора на установление различий). Убеждения и установки. Убеждения и установки индивида формируются через поступки и обучение и непосредственно влияют на поведение потребителей. Убеждение представляет собой мысленную характеристику индивидом чего-либо. Убеждения формируют в сознании образы товаров и марок, ориентируясь на которые потребители и совершают покупки. Одно из исследований влияния убеждений проводилось на примере напитков «Diet Coke» и «Diet Pepsi». В слепом вкусовом тесте предпочтения потребителей разделились примерно поровну, однако в случае с открытыми названиями торговых марок 65% испытуемых предпочли «Diet Coke» и только 23% — «Diet Pepsi» (для остальных напитки остались равноценными). Этот пример показывает, какую роль играют убеждения о торговых марках в выборе товаров. Маркетологов очень интересуют убеждения потребителей в отношении их товаров и торговых марок. Убеждения закрепляются в памяти потребителей. Согласно модели ассоциативной сети, человеческая память есть совокупность узлов и связей между ними. Узлы представляют собой хранимую информацию (вербальную, визуальную, контекстуальную), а связи — ассоциации между узлами. Вспоминание происходит в виде активизации ассоциативных схем. При активизации узла припоминается хранящаяся в нем информация, а также информация из ассоциированных узлов. Поэтому при упоминании узла торговой марки, например, «Apple Computer» активизируются узлы с такой информацией, как «инновационность», «дружественный интерфейс», «логотип-яблоко» и «Macintosh». Изучая ассоциативные сети, складывающиеся в памяти разных потребителей, можно построить карту главных ассоциаций с торговой маркой и определить их относительную прочность и частоту. Одной из таких ассоциаций может быть страна происхождения товара. (См. памятка маркетолога «Влияние страны происхождения товара на убеждения о торговой марке».) Что делать компании, выпускающей конкурентоспособные по цене и качеству товары, но не пользующиеся спросом из-за того, что потребители с предубеждением относятся к стране-изготовителю? Возможно, ей следует рассмотреть целесообразность организации совместного производства с какой-либо иностранной фирмой, товары которой имеют высокую рыночную репутацию. К примеру, компания может изготавливать кожаную одежду в Южной Корее, а для окончательной отделки отправлять ее в Италию. Возможно, поставщику следует разработать стратегию, направленную на достижение мирового уровня качества товаров. Примерами успешной реализации данной стратегии являются бельгийский шоколад, польская ветчина и колумбийский кофе. Аналогичные планы пытаются реализовать виноделы ЮАР. Виноделы ЮАР. В борьбе за места на полках европейских супермаркетов виноделы сталкиваются с оскорбительным предубеждением, суть которого состоит в том, что вина из ЮАР примитивны по сравнению с австралийскими или чилийскими. Кроме того, южноафриканских виноделов обвиняют в жестокой эксплуатации рабочей силы на виноградниках и участии в сомнительных сделках. В настоящее время занимающиеся виноделием фермеры ЮАР улучшили условия труда наемных работников, вводят практику участия сотрудников в доходах. «Если нам не удастся изменить репутацию Южно-Африканской Республики, наше вино просто не будут покупать, и нам не стоит и мечтать о сколько-нибудь заметных успехах», — говорит Биллем Барнарл, управляющий директор компании Ko-operatieve Wijnbouers Vereni ging, лидера местной винодельческой отрасли. Наряду с убеждениями не менее важны и установки индивида. Установка — устойчивая положительная или негативная оценка человеком объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных по отношению к ним действий. У людей формируются установки в отношении религии и политики, одежды и музыки, продуктов питания и т. д. Установки по отношению к объекту заставляют людей любить его или ненавидеть, стремиться к нему или избегать. Сформировавшаяся устойчивая оценка определяет сходные установки человека к похожим объектам, ведь в этом случае отсутствует необходимость по-новому реагировать на каждый отдельный раздражитель. Установки экономят физическую и умственную энергию индивида, и именно поэтому они весьма устойчивы. Установки индивида представляют собой логически связную цепочку, в которой изменение одного звена обусловливает трансформации других ее составляющих. Поэтому при разработке новых товаров целесообразно учитывать уже существующие установки потребителей, не пытаясь изменить их. Но не забывайте об исключениях, когда изменение установок оправдывает себя. Вот два примера того, как двум организациям удалось при помощи рекламных кампаний изменить установки покупателей в отношении своих товаров: California Milk Processing Board. 20 лет подряд потребление молока среди жителей штата Калифорния стабильно сокращалось. Наконец в 1993 г. местные молокозаводы образовали ассоциацию (СМРВ) с единственной целью: сделать так, чтобы люди потребляли больше молока. Выбранное рекламное агентство сумело найти новаторский подход к демонстрации полезных свойств молока. Как показало проведенное исследование, большинство потребителей и так были уверены в его пользе, поэтому кампания должна была просто указать на неприемлемость ситуации, когда в доме не оказывается молока. О том, что этот продукт всегда должен быть в холодильнике, говорит и рекламный заголовок «Got Milk?» («Молоко есть?»). Спустя год после начала кампании количество потребителей, употребляющих молоко «несколько раз в неделю», подскочило с 72 до 78%. В 1995 г. права на рекламную кампанию «Got Milk?» приобрел Национальный совет производителей молочных продуктов США. В 1998 г. слоган стал флагманом Национальной образовательной программы США по молоку, сменив на этом посту прежний символ, молочные «усы». К 1998 г. совокупный бюджет всех рекламных кампаний «Got Milk?» составил $180 млн. Wood Promotion Network. Еще один пример, во многом схожий с «Got Milk?» Более 80 производителей товаров из древесины объединили усилия в продвижении своего сырья и призвали потребителей: «Будьте конструктивны. Стройте из дерева». 90% загородных домов и так строятся из дерева, однако рекламная активность производителей бетонных и стальных конструкций грозила сокращением доли рынка. Потребителям предлагается выбирать дерево как долговечный, доступный и простой в использовании материал.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 1361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |