Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы взаимодействия между разными популяциями

Взаимодействия между популяциями и внутри популяции различаются по одному очень важному параметру. Все особи одной популяции, взаимодействуя между собой, потребляют одни и те же ресурсы, они их могут потреблять либо при кооперации, либо при конкуренции. Разные популяции (по определению) потребляют разные ресурсы. Между тем для этих двух популяций определяющим является наличие двух внутренних активностей. Каждая внутренняя активность устанавливает свои внутренние законы (по определению). По этим законам протекают взаимодействия внутри популяции и с внешней средой. При протекании этих процессов преобразуется структура некоторых других процессов.

Для каждой популяции существуют задачи, как необходимость преобразования процессов. При этом существование одной популяции может решать какие-либо задачи, факторные или ресурсные, для другой популяции. В этом случае можно говорить, что жизнь одной популяции п о л о ж и т е л ь н о влияет на жизнь другой. Возможен и другой вариант, когда жизнь одной популяции создаёт задачи факторные или ресурсные для другой популяции и, наконец, в 3 варианте жизнь одной популяции не зависит от жизни другой популяции.

Наиболее часто встречается нейтральное взаимодействие между разными популяциями. Нейтральное взаимодействие – это следующий шаг в развитии популяции после разделения ресурсов. Когда субпопуляции внутри одной популяции разделяют между собой одни и те же ресурсы, они окончательно перестают использовать ресурсы друг друга, т.е. использование чужих ресурсов исключается из модели поведения.

Тем самым, 2 субпопуляции превращаются в отдельные живые системы.

Например, у американских славок существует пространственная, качественная и временная дифференциация. Каждый из 8-ми видов славок кормится насекомыми определённых видов, в разных местах и время кормления приходится на разные часы. Хотя по всем этим группам параметров есть перекрытие, но сочетание значений для каждого вида специфично. В силу этой специфичности их взаимодействие практически нейтрально.

3 вида цапель: большая, малая белая цапля и красная цапля могут жить в одном водоеме. Пространственная и временная дифференциация у них практически отсутствует, но зато есть достаточно чёткая качественная дифференциация, т.е. каждая птица питается рыбой определённых видов. Причём между большой цаплей и другими видами перекрытий практически нет, а вот для малой и красной перекрытие отмечается. Тем самым каждый из этих видов, используя некоторые ресурсы внешней среды, создаёт для другого вида факторную задачу. Такое взаимодействие называется антибиозом.

В нашем примере антибиоз практически не влияет на жизнедеятельность каждой из популяций.

Но бывают случаи, когда антибиоз приводит к существенному снижению или гибели одной популяции, либо её особей. Для примера рассмотрим поведение растения – фикуса-душителя (в тропических лесах). В развилку дерева попадает семя фикуса, т.к. в тропическом лесу всё время влажно, это семя прорастает, образуется маленькое растение, которое получает питание от хозяина. Затем этот фикус выпускает корешок, он достигает земли и потихоньку начинает в земле прорастать, одновременно появляются корешки, которые обхватывают ствол хозяина, фикус всё больше соков высасывает из хозяина и параллельно с этим формирует свою корневую систему. Листьям хозяина всё больше не хватает воды, они постепенно начинают опадать и в конце концов дерево хозяина внутри корней фикуса полностью отмирает и фикус начинает самостоятельное существование.

Такое явление, когда жизнь одного организма используется в качестве ресурса другим организмом, называется паразитизмом.

Лимитирующим условием в рассмотренном примере является распространение света в среде. В тропическом лесу до земли доходит очень мало света, т.е. на поверхности земли наблюдаются вечные сумерки, поэтому подавляющее большинство растений тропического леса размножается либо вегетативным путём от корней, либо переходят к такому паразитическому образу жизни.

Помимо нейтрального и негативного возможно положительное влияние, такое положительное влияние называется симбиоз («сим» – вместе). Примерами которого являются лишайники, микориза и пр.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Динамика популяции | Биогеоценоз – составная живая система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.