КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология видов экономического анализа
Тема 3. Классификация видов экономического анализа Система показателей и их классификация Классификация экономической информации Информационная база экономического анализа и критерии ее качества Тема 2. Информационное обеспечение экономического анализа
1. Информационная база экономического анализа и критерии ее качества 2. Классификация экономической информации 3. Система показателей и их классификация
Под информационной базой экономического анализа понимаются все источники технико-экономической информации, система взаимосвязанных показателей, характеризующих производственно-финансовую деятельность предприятия. Критерии качества информации: 1) полнота; 2) достоверность; основные 3) оперативность (своевременность); 4) сопоставимость (проведение сравнений); 5) непрерывность; дополнительные 6) сводимость; 7) пригодность к машинной обработке. К учетным источникам информации относятся: - бухучет и отчетность; - статистический учет и отчетность; - оперативный учет и отчетность; - выборочные учетные данные. Наиболее полную и достоверную информацию представляет бухучет.
«Информация» - латинское слово, которое означает разъяснение, осведомление, изложение. Под информацией обычно понимается упорядоченное сообщение о процессах, явлениях, происходящих во внешнем мире, совокупность каких-либо знаний, данных. Экономическая информация – это совокупность сведений, характеризующих экономическую сторону производства и являющаяся объектом сбора, хранения, передачи, преобразования. Все источники информации делятся на:
- плановые (все типы планов, нормативы, бюджеты, сметы); - учетные (данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического, оперативного учета, а также все виды отчетности); - внеучетные (к ним относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность предприятия, а также материалы проверок налоговой службы, аудиторских служб, материалы печати, протоколы собраний и т.д.). В зависимости от поставленных целей и задач информация может классифицироваться по различным признакам: 1. По изменяемости: - постоянная (не изменяется в течении какого-то периода времени); - переменная. 2. По насыщенности: - недостаточная; - достаточная; - избыточная. 3. По отношению к предмету исследования: - основная; - вспомогательная, т.е. необходимая для более полной характеристики изучаемого предмета. 4. По полезности: - полезная; -бесполезная.
5. По способу изображения: - текстовая; - цифровая; - графическая (графики, диаграммы, схемы, чертежи). 6. По функциональному назначению: - плановая; - нормативная; - учетная; - отчетная. 7. По степени обработки: - первичная; - промежуточная; - результативная. 8. По отношению к управляемому объекту: - внутренняя (обрабатывается на самом предприятии); - внешняя (поступает из-за пределов предприятия); - входящая; - исходящая. 9. По объему необходимых сведений для управления: - комплексная; - тематическая (т.е. относящаяся к определенному аспекту деятельности).
Любая финансово-хозяйственная деятельность предприятия, каждое экономическое явление, процесс характеризуется совокупностью определенных взаимосвязанных показателей. 1. По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные. Количественные показатели характеризуют общий объем и масштабы финансово-хозяйственной деятельности. Они делятся на две группы:
1) показатели, дающие представление об экономическом потенциале предприятия. К ним относят: объемы деятельности, численность работников, размеры основного и оборотного капитала и т.д.); 2) показатели, характеризующие различные стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия (размер прибыли или убытка, сумма доходов и т.д.). Качественные показатели дают представление о результативности работы предприятия и степени эффективности использования ресурсов (материальных, трудовых и финансовых). Они делятся на три группы: 1) показатели, которые характеризуют эффективность хозяйственной деятельности (рентабельность, уровень доходности, уровень издержек обращения и производства, производительность труда, оборачиваемость, фондоотдача, материалоотдача и т.д.); 2) показатели, характеризующие финансовое положение предприятия (структура капитала, зависимость от привлеченных источников финансирования, эффективность использования собственных и заемных средств, уровень ликвидности и платежеспособности, финансово устойчивости); 3) показатели конкурентоспособности предприятия (доля данного предприятия на рынке товаров, имидж предприятия и т.д.). 2. В зависимости от формы выражения: - абсолютные; - относительные. Абсолютные показатели устанавливаются в натуральном или стоимостном измерении. Они подразделяются на: - стоимостные; - натуральные; - условно-натуральные (человеко-часы, машино-часы и т.д.). Относительные – отражают соотношение каких-либо двух абсолютных показателей и определяются в процентах, индексах. Например, темп роста, индекс цен и т.д.
3. По изучению причинно-следственных связей: - результативные; - факторные. Если показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязи он называется результативным. Показатели, которые выступают в качестве причин изменения результативного показателя, называют факторными. 4. По способу формирования: - нормативные (нормы расходы сырья, амортизации); - плановые (данные планов); - учетные (данные бухучета); - отчетные (данные бухгалтерских, статистических отчетов);
- аналитические или оценочные (изучаются в ходе проведения анализа).
1. Типология видов экономического анализа 2. Финансовый и управленческий анализ 3. Оперативный анализ 4. Текущий и перспективный анализ 5. Отраслевой и внутрихозяйственный анализ 6. Функционально-стоимостной анализ
В экономической литературе анализ классифицируют по следующим признакам: 1. По признаку времени: - предварительный (прогнозный) анализ. Он проводится до осуществления хозяйственных операций и необходим для обоснования управленческих решений, плановых заданий, а также для прогнозирования будущего, оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов; - последующий (ретроспективный). Проводится после совершения хозяйственных операций и используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользуемых резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия. Прогнозный и последующий анализы тесно связаны между собой. Ретроспективный анализ, в свою очередь, делится на: - оперативный (ситуационный); - итоговый (заключительный). Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие промежутки времени. Его цель – оперативно выявить недостатки и воздействовать на хозяйственный процессы. Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период. Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне. Этим обеспечивается полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей. 2. По пространственному признаку: - внутрихозяйственный анализ, который изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений; - межхозяйственный анализ, при котором сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. 3. По объектам управления: - технико-экономический анализ, при котором изучается взаимодействие технических и экономических процессов и устанавливается их влияние на экономические результаты деятельности предприятия;
- финансово-экономический – изучаются финансовые результаты деятельности предприятий, выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, выявляются резервы увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия; - управленческий анализ – проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия управленческих решений; - социально-экономический. Он изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, а также их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности; - экономико-статистический – применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления. 4. По субъектам: - внутренний, который проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью; -внешний – проводится на основе финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, инвесторами, акционерами и т.д. 5. По охвату изучаемого объекта: - сплошной; - выборочный. 6. По содержанию: - полный – деятельность предприятия изучается всесторонне; - локальный – изучается деятельность отдельно взятого структурного подразделения; - тематический – изучаются отдельные вопросы. 7. По методике изучения объектов: - факторный – направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей; - сопоставительный. Он ограничивается сравнением отчетных показателей хозяйственной деятельности с аналогичными данными деятельности других предприятий; - маржинальный – это метод оценки эффективности управленческих решений на основе взаимосвязи объема продаж, себестоимости, прибыли и деления затрат на постоянные и переменные; - детерминированный; - стохастический; - функционально-стоимостной – базируется на функциях, которые выполняют объекты и ориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия; - диагностический анализ – представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |