Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология видов экономического анализа

Тема 3. Классификация видов экономического анализа

Система показателей и их классификация

Классификация экономической информации

Информационная база экономического анализа и критерии ее качества

Тема 2. Информационное обеспечение экономического анализа

 

1. Информационная база экономического анализа и критерии ее качества

2. Классификация экономической информации

3. Система показателей и их классификация

 

Под информационной базой экономического анализа понимаются все источники технико-экономической информации, система взаимосвязанных показателей, характеризующих производственно-финансовую деятельность предприятия.

Критерии качества информации:

1) полнота;

2) достоверность; основные

3) оперативность (своевременность);

4) сопоставимость (проведение сравнений);

5) непрерывность; дополнительные

6) сводимость;

7) пригодность к машинной обработке.

К учетным источникам информации относятся:

- бухучет и отчетность;

- статистический учет и отчетность;

- оперативный учет и отчетность;

- выборочные учетные данные.

Наиболее полную и достоверную информацию представляет бухучет.

 

 

«Информация» - латинское слово, которое означает разъяснение, осведомление, изложение.

Под информацией обычно понимается упорядоченное сообщение о процессах, явлениях, происходящих во внешнем мире, совокупность каких-либо знаний, данных.

Экономическая информация – это совокупность сведений, характеризующих экономическую сторону производства и являющаяся объектом сбора, хранения, передачи, преобразования.

Все источники информации делятся на:

- плановые (все типы планов, нормативы, бюджеты, сметы);

- учетные (данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического, оперативного учета, а также все виды отчетности);

- внеучетные (к ним относятся документы, которые регулируют хозяйственную деятельность предприятия, а также материалы проверок налоговой службы, аудиторских служб, материалы печати, протоколы собраний и т.д.).

В зависимости от поставленных целей и задач информация может классифицироваться по различным признакам:

1. По изменяемости:

- постоянная (не изменяется в течении какого-то периода времени);

- переменная.

2. По насыщенности:

- недостаточная;

- достаточная;

- избыточная.

3. По отношению к предмету исследования:

- основная;

- вспомогательная, т.е. необходимая для более полной характеристики изучаемого предмета.

4. По полезности:

- полезная;

-бесполезная.

 

5. По способу изображения:

- текстовая;

- цифровая;

- графическая (графики, диаграммы, схемы, чертежи).

6. По функциональному назначению:

- плановая;

- нормативная;

- учетная;

- отчетная.

7. По степени обработки:

- первичная;

- промежуточная;

- результативная.

8. По отношению к управляемому объекту:

- внутренняя (обрабатывается на самом предприятии);

- внешняя (поступает из-за пределов предприятия);

- входящая;

- исходящая.

9. По объему необходимых сведений для управления:

- комплексная;

- тематическая (т.е. относящаяся к определенному аспекту деятельности).

 

 

Любая финансово-хозяйственная деятельность предприятия, каждое экономическое явление, процесс характеризуется совокупностью определенных взаимосвязанных показателей.

1. По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные.

Количественные показатели характеризуют общий объем и масштабы финансово-хозяйственной деятельности. Они делятся на две группы:

1) показатели, дающие представление об экономическом потенциале предприятия. К ним относят: объемы деятельности, численность работников, размеры основного и оборотного капитала и т.д.);

2) показатели, характеризующие различные стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия (размер прибыли или убытка, сумма доходов и т.д.).

Качественные показатели дают представление о результативности работы предприятия и степени эффективности использования ресурсов (материальных, трудовых и финансовых). Они делятся на три группы:

1) показатели, которые характеризуют эффективность хозяйственной деятельности (рентабельность, уровень доходности, уровень издержек обращения и производства, производительность труда, оборачиваемость, фондоотдача, материалоотдача и т.д.);

2) показатели, характеризующие финансовое положение предприятия (структура капитала, зависимость от привлеченных источников финансирования, эффективность использования собственных и заемных средств, уровень ликвидности и платежеспособности, финансово устойчивости);

3) показатели конкурентоспособности предприятия (доля данного предприятия на рынке товаров, имидж предприятия и т.д.).

2. В зависимости от формы выражения:

- абсолютные;

- относительные.

Абсолютные показатели устанавливаются в натуральном или стоимостном измерении. Они подразделяются на:

- стоимостные;

- натуральные;

- условно-натуральные (человеко-часы, машино-часы и т.д.).

Относительные – отражают соотношение каких-либо двух абсолютных показателей и определяются в процентах, индексах. Например, темп роста, индекс цен и т.д.

 

3. По изучению причинно-следственных связей:

- результативные;

- факторные.

Если показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязи он называется результативным.

Показатели, которые выступают в качестве причин изменения результативного показателя, называют факторными.

4. По способу формирования:

- нормативные (нормы расходы сырья, амортизации);

- плановые (данные планов);

- учетные (данные бухучета);

- отчетные (данные бухгалтерских, статистических отчетов);

- аналитические или оценочные (изучаются в ходе проведения анализа).


 

1. Типология видов экономического анализа

2. Финансовый и управленческий анализ

3. Оперативный анализ

4. Текущий и перспективный анализ

5. Отраслевой и внутрихозяйственный анализ

6. Функционально-стоимостной анализ

 

В экономической литературе анализ классифицируют по следующим признакам:

1. По признаку времени:

- предварительный (прогнозный) анализ. Он проводится до осуществления хозяйственных операций и необходим для обоснования управленческих решений, плановых заданий, а также для прогнозирования будущего, оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов;

- последующий (ретроспективный). Проводится после совершения хозяйственных операций и используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользуемых резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия.

Прогнозный и последующий анализы тесно связаны между собой.

Ретроспективный анализ, в свою очередь, делится на:

- оперативный (ситуационный);

- итоговый (заключительный).

Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие промежутки времени. Его цель – оперативно выявить недостатки и воздействовать на хозяйственный процессы.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период. Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне. Этим обеспечивается полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

2. По пространственному признаку:

- внутрихозяйственный анализ, который изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений;

- межхозяйственный анализ, при котором сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.

3. По объектам управления:

- технико-экономический анализ, при котором изучается взаимодействие технических и экономических процессов и устанавливается их влияние на экономические результаты деятельности предприятия;

- финансово-экономический – изучаются финансовые результаты деятельности предприятий, выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, выявляются резервы увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

- управленческий анализ – проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия управленческих решений;

- социально-экономический. Он изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, а также их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

- экономико-статистический – применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления.

4. По субъектам:

- внутренний, который проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью;

-внешний – проводится на основе финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, инвесторами, акционерами и т.д.

5. По охвату изучаемого объекта:

- сплошной;

- выборочный.

6. По содержанию:

- полный – деятельность предприятия изучается всесторонне;

- локальный – изучается деятельность отдельно взятого структурного подразделения;

- тематический – изучаются отдельные вопросы.

7. По методике изучения объектов:

- факторный – направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей;

- сопоставительный. Он ограничивается сравнением отчетных показателей хозяйственной деятельности с аналогичными данными деятельности других предприятий;

- маржинальный – это метод оценки эффективности управленческих решений на основе взаимосвязи объема продаж, себестоимости, прибыли и деления затрат на постоянные и переменные;

- детерминированный;

- стохастический;

- функционально-стоимостной – базируется на функциях, которые выполняют объекты и ориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия;

- диагностический анализ – представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы проведения экономического анализа | Оперативный анализ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.