Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы теории потребительского поведения




Лекция 7 18.10

(Потребители и их поведение в рыночной экономике).

 

1. Потребительское поведение. Личный доход. Бюджетное ограничение.

2. Номинальный и реальный уровень дохода.

3. Предельная полезность блага (товара). Закон убывающей предельной полезности. Измерение величины полезности двумя способами.

4. Правила максимизации потребительской эффективности. Потребительское равновесие. Предельная норма замещения.

5. Эфф. замещения и эфф. дохода.

6. Влияние изменения номинального дохода и цены на выбор потребителя. Линия "доход - потребление"

 

1. Потребительское поведение - это формирование спроса покупателей, выбирающих товар с учетом цен и личного бюджета; т.е. собственных денежных доходов.

Поведение покупателей индивидуально, по причине субьективности представлений конкретных потребителей.

Доход представляет собой фиксированный для данного периода времени сумму денег, определяющих меру платежеспособности его получателя. Его величина выступает бюджетным ограничением покупательской способности.

Теория потребительского поведения основана на рац. поведении потребителя, кот. распол. своими собственными предпочтениями и потребностями, стремясь приобрести такой набор благ, который обеспечил бы ему макс. удовлетворение потребностей при опред. размере его денежного дохода.

Бюджетные ограничения - это ограничения денежных доходов, в пределах кот. производятся расходы на потребления. Графич. изобр. бюджетного ограничения произв-ся с помощью линии (функции) бюдж. ограничения:

 

В случае увеличения дохода – уменьшение цены.

Факторы, влияющие на величину бюджетных ограничений.

1. Личный доход покупателя.

2. Цены на товары и услуги. Смещение линии бюджет. ограничений (БО) вправо обусловлено повышением личного дохода или снижением цен на товар; влево - наоборот.

 

2. Номинальный доход - это сумма денег, имеющихся у потребителя независимо от уровня цен на товары и услуги (з/п и т.д.).

Реальный доход - кол-во товаров и услуг, которые потребитель может купить в пределах своего номинального дохода по текущим ценам.

Рост благосостояния и реального дохода возможна в двух случаях:

1) При росте номинального дохода и неизменных цен на товары.

2) При неизм. номинальном доходе и снижении цен.

Графическое смещение линий БО происходит вдоль той оси, где предст. товары с изменившимися ценами.

3. Покупатель ищет ценность блага в его полезности для себя. Полезность благ – это св-во удовлетворять потребности потребителей.

Общая полезность – это полезность, получаемая от всех потребляемых благ. Она возрастает по мере приобретения доп. ед. блага.

Предельная полезность – это полезность, приносимая каждой дополнительной ед. приобретаемого блага. А именно это наименьшая польза из им-ся запаса данного продукта. По мере повышения потребности предельная полезность убывает.

Закон убывающей предельной полезности: предельная полезность блага для всякого человека убывает с каждым приростом того его кол-ва, которое есть в его распоряжении в данный период времени.

Сущ. 2 способа измерения полезности:

1. Кардиналистский – предлагает количественную оценку полезности товаров и услуг с помощью условной счетной единицы.

2. Ординалистский – предлагает измерять полезность товаров и услуг с пом. Шкалы предпочтений, по которой они располагают свой потребности по степени важности.

Потребительские предпочтения основаны на след. 3-х предположениях:

1. Потребитель знает и сформулировал свои потребности и может их растиражировать.

2. Транзитивность предпочтений – т.е. послед. и согласованность в процессе выбора.

3. Большее кол-во товаров предпочитается меньше.

Анализ поведения потребителя производится помощью графич. Построения кривых безразличия, которые изображают равноценно предпочитаемые комбинации товаров и услуг для удовлетворения потребностей.

D – кривая безразличия

 

Св-ва кривой безразличия:

1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее представляет собой более предпочтительные наборы.

2. Кривая безразличности никогда не пересекает, а касается другой дуги.

3. Кривая безразличия всегда имеет отриц. наклон (¯®).

4. Абсолютный наклон кривой уменьшается при движении по ней вправо-вниз.

 

4. Правило максимизации потреб. эф-ти достигается при условии: равная предельная полезность товара на равновеликую ед. денежных затрат.

МИy, МИx – предельные полезности товаров y, x. P – цена.

Если один из товаров имеет сравнительно большую предельную полезность на ед. денежных затрат, покупатель будет увеличивать его закупку, стремясь максимизировать сум. потреб. эфф. этими закупками.

Одновременно будет сокращаться закупка товара с меньшей предельной полезностью на ед. денежных затрат. Замещение одного товара другим сопровождает перераспределение затрат из личного бюджета потребителя.

Предельная норма замещения – это мера, показ. макс. кол-во товара, от кот. потребитель отказывается ради получения одной дополнительной ед. другого товара.

Предельная норма замещения: , где P – цены.

Графически рац. выбор потреб-ля осущ-ся совмещением кривой безразличия и линии БО.

При этом обеспечивается равновесие м/у потреб-ой полезностью и денеж. затратами.

Максимизация полезности и потреб-ое равновесие достигаются в единственной т.B, где криваябезразличия проходит по касательной к линии БО. В этой точке достигается макс. возм. удовлетворение потребностей потр. при полном исп-ии его дохода.

 

5. На структуру покупательского спроса влияют 2 фактора:

1. Доход покупателя

2. Изменение цен товаров

Эффект замещения – это есть изменение структуры спроса, вызванное увеличением закупок товара, замещающего остальные с неизменными ценами, поскольку теперь они стали относительно более дорогоими.

Эфф. дохода – это изменение структуры покупательского спроса, вызванного ростом реального дохода от снижения цен.

Для покупателя снижение цен – это экономия своего дохода, на который он предъявит доп. спрос.

Рац. выбор потребителя и достижение максимизации потребительского эф-та обеспечивают след. условия:

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.