Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фрикционная и структурная безработица в совокупности образуют естественный уровень безработицы

Лекция

Безработица: понятие, виды, последствия.

Безработица представляет собой одну из форм проявления макроэкономической нестабильности в фазе кризиса.

Безработица – это социально-экономическое явление, при которой часть рабочей силы в силу тех или иных причин не имеет работы, но активно ищет ее.

Различают следующие виды безработицы:

1. фрикционную;

2. структурную;

3. циклическую.

Фрикционная безработица – это разновидность безработицы, которая носит добровольный характер. Фрикционная безработица вызвана такими причинами, как:

-географические перемещения населения; смена профессиональных интересов, переобучение, переквалификация; наступление новых этапов в жизни человека: учеба, рождение детей и т.п. Иначе фрикционная безработица связана с ожиданием и поиском работы.

Структурная безработица – это разновидность безработицы, которая связана с изменениями структуры экономики, а, следовательно, с изменением структуры спроса на рабочую силу.

Разница между структурной и фрикционной безработицей состоит в следующем:

1. У фрикционных безработных есть навыки, которые они могут продать, а структурные безработные не могут получить работу без переподготовки, дополнительного обучения или перемены места жительства;

2.Фрикционная безработица имеет кратковременный характер, а структурная – долговременный, и поэтому считается более серьезной.

3.Фрикционная безработица является добровольной, а структурная - вынужденной

Естественныйбезработица – это необходимый резерв рабочей силы, который может быть использован в случае необходимости.

Естественный уровень безработицы иногда называют уровнем полной занятости, или нулевой безработицей.

Естественный уровень безработицы не является постоянным, он периодически пересматривается и составляет в настоящее время 4-5%. Эта цифра может меняться, поскольку на величину естественного уровня оказывают влияние ряд факторов:

- социальная политика государства (высокие социальные пособия и срок их получения увеличивают естественный уровень за счет роста фрикционной безработицы: люди могут себе позволить дольше быть безработными);

- психологические установки населения, характеризующие склонность к занятости;

- позиции профсоюзов (сильные профсоюзы действуют на рынок труда так же, как и высокие социальные пособия государства);

- изменение демографического состава рабочей силы (в составе рабочей силы становится больше женщин, молодежи, а это лица, среди которых наблюдается высокий уровень фрикционной безработицы).

Фактический уровень безработицы может быть выше либо ниже естественного и определяется по следующей формуле:

безработица

Уровень безработицы =------------------ 100%

рабочая сила

Рабочая сила определяется как разница общего показателя численности населения страны и отдельных групп населения, которые составляют:

- лица, не достигшие трудоспособного возраста;

- лица, находящиеся в специальных учреждениях;

- лица, выбывшие из состава рабочей силы (пенсионеры, потерявшие трудоспособность и т.п).

Циклическая безработица – это безработица, вызванная спадом деловой активности.

Циклическая безработица – отрицательное экономическое явление. Ее наличие показывает, что экономика не функционирует на уровне полной занятости, а следовательно, не достигается потенциальный уровень ВВП.

Среди экономистов нет единой точки зрения на причины безработицы. Вместе с тем можно выделить основные причины безработицы:

- избыток населения;

- установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением профсоюзов и социально-экономической активности населения(неоклассический подход);

- вытеснение труда капиталом в эпоху НТП;

- наличие монопсонии на рынке труда;

- низкий платежеспособный спрос (отсутствие спроса на товары и услуги снижает спрос на труд. Это кейнсианский подход).

Все эти причины так или иначе вызывают безработицу или способствуют ее дальнейшему развитию. Неконтролируемое развитие этого явления может иметь серьезные макроэкономические последствия, а именно:

1.Главная цена» безработицы – это невыпущенная продукция. Эту потерянную продукцию экономисты определяют как отставание объема ВВП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВВП меньше потенциального. Согласно закону А. Оукена если фактический уровень безработицы превышает естественный на один процент, то общество недополучит 2.5% ВВП.

2. Издержки безработицы распределяются неодинаково среди различных групп населения на рынке труда, а именно:

а) уровень безработицы среди молодежи гораздо выше, чем у взрослых;

б) уровень безработицы среди «белых воротничков ниже, чем у «синих»;

в) среди женщин выше, чем среди мужчин и т.д.

3. Циклическая безработица – это не только экономическое, но и социальное бедствие.

К социальным издержкам безработицы следует отнести:

- нарастание социального пессимизма;

- рост психологической напряженности;

- увеличение всплесков социальной активности (забастовки, митинги, массовые выступления);

- рост преступности.

Различные взгляды на рынок труда и проблему безработицы приводят к различным выводам в отношении государственной экономической политики по регулированию безработицы.

Представители классической школы выступают за слабое вмешательство государства в деятельность рынка труда. Представители кейнсианской школы выступают за активное вмешательство государства, направленное на регулирование платежеспособного спроса через создание рабочих мест и решение проблемы занятости в экономике.

Существуют разные способы борьбы с безработицей. Можно использовать политику стимулирования инвестиций, особенно в малый и средний бизнес, можно увеличить государственные расходы или содействовать росту потребительских расходов, осуществлять переподготовку работников, заниматься организацией общественных работ и создавать рабочие места для инвалидов, использовать заказы промышленности и временные субсидии на занятость. Иными словами, государство в условиях безработицы сталкивается с необходимостью решения целого ряда социально-экономических проблем.

 

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое безработица?
  2. Какое отношение к макроэкономической нестабильности имеет безработица?
  3. Каковы причины безработицы в рыночной экономике?
  4. Каковы причины безработицы с позиций кейнсианской и классической теории?
  5. Как измеряется безработица?
  6. Почему структурная безработица является более серьезным явлением, чем фрикционная безработица?
  7. Каковы причины структурной безработицы?
  8. Что такое естественный уровень безработицы?
  9. С чем связано изменение естественного уровня безработицы?
  10. Каковы экономические последствия безработицы?
  11. Какова «главная цена» безработицы?
  12. О чем гласит закон А. Оукена?
  13. Что представляют собой социальные издержки безработицы?
  14. Почему циклическая безработица – это не только экономическое, но и социальное бедствие?
  15. Каковы меры борьбы с безработицей в современных условиях?
  16. Каков уровень безработицы в России в настоящее время?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Type=Exam;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=1;TimeLimit=30 Тест по теме 17.1 | Type=Exercise;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=3;TimeLimit=30 Тест по теме 17.2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.