КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стивен Хокинг
Факультета экономики и управления ИГТА Учебное пособие для студентов 1 курса ОЗО Авторы: Жаров А.И., Изместьева Е.А. Сокращенная эл. версия конспекта лекций Краткие очерки история развития финансов России Алихан Бесланович Эктумаев Павел Андреевич Ромашов Владимир Александрович Кочев Издается в авторской редакции
Подписано в печать 21.05.2012. Формат 60x84 1/16. Усл. печ. л. 3,25 Уч.-изд.л. 3,7. Тираж 500 экз. Заказ
Редакционно-издательский отдел Пермского государственного национального исследовательского университета 614990, г. Пермь, ул.Букирева, 15
Типография Пермского государственного национального исследовательского университета 614990, г. Пермь, ул.Букирева, 15
по курсу «История экономики» О г л а в л е н и еВведение 3 Что такое финансы? 4 Основные закономерности развития финансов 6 Деятельность М.М. Сперанского 8 Финансовая политика Е.Ф. Канкрина 11 Развитие банковской системы. Взгляды Н.С. Мордвинова 13 Причины обострения финансовых проблем России во II-ой половине XIX в. 15 Денежная реформа С.Ю. Витте 17 Заключение 19 Литература 20 Краткий финансовый тезаурус (основные финансово-экономические термины) 21 Введение Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежныхотношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и егодеятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия икончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фондыденежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступаютденьги: в виде наличных бумажных знаков, в форме кредитных карточек,или виртуально значащиеся на банковских счетах суммы в безналичной форме. Система образования и использования капталов (денежных ресурсов),участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансыобщества. А совокупность экономических отношений, возникающих междугосударством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями иотдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образуетфинансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеноснуюсистему живого организма, через которую осуществляется движение товаров иуслуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточкамиобщественного организма. Что такое финансы? Итак, финансы – историческая категория. Они появились одновременно свозникновением государства при расслоении общества на классы. Терминfinansia возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любойденежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространениеи стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношениймежду населением и государством по поводу образования государственныхфондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых,денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступалиматериальной основой существования и функционирования финансов (где нетденег, не может быть и финансов); во-вторых, субъекты обладали разнымиправами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладалособыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировалсяобщегосударственный фонд денежных средств – бюджет (следовательно, можносказать, что эти отношения носили фондовый характер); в-четвертых,регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено безпридания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительногохарактера, что достигалось посредством правовой нормотворческойдеятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата. Таковы основные признаки финансов. По ним безошибочно можно выделитьфинансы из всей совокупности денежных отношений. Например, денежныеотношения, возникающие между гражданами и розничной торговлей (даже вусловиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести кфинансам, так как государство здесь регулирует денежные отношениягражданско-правовым методом, для которого характерной чертой являетсяравноправие субъектов (равенство их прав и обязанностей), объединенныхданными отношениями. Таким образом, финансы – это всегда денежные отношения, но не любоеденежное отношение - всегда финансовое отношение. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать общее определениефинансов. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные сформированием, распределением и использованием централизированных идецентрализированных фондов денежных средств в целях выполнения функций изадач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами,которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразныхформах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным)денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формированиифондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечисленииналоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесениисредств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих иподобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств. Будучи внешне достаточно приметным, движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений – их объединяют лежащие в их основе отношения между различными участниками общественного производства, или общественные отношения. По характеру эти отношения – производственные (экономические), поскольку возникают непосредственно в общественном производстве. Основные закономерности развития финансов Состояние государственных финансов определяется прежде всего степеньюсбалансированности государственного бюджета. Бюджету России на протяженииXIX в., был свойственен хронический дефицит. С таким бюджетом Россия вошлаи в XX век. Достаточно талантливые руководители финансовых ведомств и членыправительства, курирующие эти ведомства в XIX в. понимали, чтосбалансированность доходов и расходов бюджета зависела прежде всего отуровня развития и состояния отечественной экономики и государственнойполитики в области социально-экономических преобразований. Довольно быстрое развитие России в XIXв. – переход от мануфактуры кмашинной индустрии и довольно крупному промышленному производству в началеXX века; развитие внутренней и внешней торговли; переход от крепостничествак вольнонаёмному труду сопровождалось реформированием всех сторон жизниобщества вплоть до государственного устройства. Политические и социально-экономические реформы сопровождалисьизменениями в организации финансовых отношений. Но, с другой стороны,реформирование финансовой системы обеспечивало претворение в жизньполитики, направленной на достижение Россией подобающего ей места в мировойэкономике. Доходы и расходы государственного бюджета взаимосвязаны. действующаяналоговая система, как правило, определяет основную часть доходовгосударственного бюджета. Увеличение расходов обычно диктуетсяэкстраординарными событиями: войнами, природными катаклизмами – засуха,наводнение, град и др. или социальными «взрывами». Эти события негативно влияют на динамику доходов от народногохозяйства, сокращают товарооборот, а значит, и сокращаются поступленияналогов в бюджет. Возможности налогового бремени ограничены уровнемплатёжеспособности населения, а переход этих границ чреват появлением иобострением социальной напряжённости. Более лёгким путём сбалансирования бюджета является покрытие бюджетногодефицита либо дополнительной эмиссией, либо ростом государственного долга.Таким путём шла и Россия в XIX-XX веках. Последствия чрезмерной эмиссии – расстройство денежного обращения икак следствие: нарушение денежных отношений во всех сферах и, особенно, вбюджетных отношениях. Свертывание денежных отношений – переход все большей части товаратоварооборота к натурообмену – ведёт к подрыву покупательной способности иавторитета национальной денежной единицы Расстройство денежной системы становится основной из причинрасстройства финансов, и непременным условием оздоровления финансовявляется оздоровление денежного обращения. История развития России XIX – XX вв. – яркая иллюстрация чередованиявойн, обострения противоречий между нарождающимся российскимпредпринимательством и помещиками землевладельцами, преобразований вгосударственном управлении и периодического расстройства денежногообращения, роста бюджетного дефицита и реформ в области государственныхфинансов, денежного обращения и банков. Деятельность М.М. Сперанского. Выдающийся государственный деятель и первый исполнитель управленческихи финансовых преобразований в России начала XIX в. – М.М. Сперанский(1772–1839), был одним из первых историков развития финансов и денежногообращения. Критический анализ развития денежного обращения в XVIII – начале XIXвв. России позволил ему определить основные направления реформ, проведениекоторых в XIX в. фактически сформировало денежную систему, с которой Россиявошла в XX в. Знание основных направлений деятельности Сперанского и предложений пореформированию государственного управления, финансовых и кредитно-денежныхотношений необходимо не только потому, что почти все его предложенияреализованы в реформах, проведённых в середине XIX – начале XX вв, но ипотому, что его анализ причин слабости финансового положения и состоянияденежного обращения в начале XIXв и предложения по сбалансированиюгосударственного бюджета и укреплению денежного обращения актуальны исегодня. Деятельность М.М. Сперанского и разработка им теоретических основреформ в области финансов и денежного обращения были направлены наукрепление российского предпринимательства. Он стремился приспособить кновым требованиям состояние финансов, главную причину, расстройства которыхвидел в несоразмерности расходов государства с доходами. Понимая, чтосоразмерность восстанавливается либо сокращением издержек, либоприумножением доходов, он, намечая пути финансовых преобразований,предполагал сокращать издержки, оставляя лишь необходимые, откладываяполезные и исключая вовсе излишние издержки. Называя предложенный казначейством способ погашения бюджетного дефицитаза счёт увеличения налогов и выпуска ассигнаций вредным, Сперанскийпредлагал прекратить новый выпуск ассигнаций. Его предложения пооздоровлению денежного обращения основывались на убеждении, что бумажныхденег должно быть ровно столько, сколько есть капиталов и кредитных бумаг. Под капиталом он понимал всё, что может быть обращено в мену и куплю, акредитные деньги делил на четыре группы, в зависимости от их обеспечения,подчёркивая, что достоверность кредитных бумаг зависит от верности залога. Особенностью эмиссии в России начала XIX в. было то, что рост цен шелмедленнее, чем падение курса ассигнаций (за счёт опережения темпов ростапроизводительных сил, темпов роста потребностей) и потому ежегодное падениекурса ассигнаций соответственно увеличивало убыток казны. Ущерб в доходахот падения курса ассигнаций царское правительство пыталось возместить засчёт введения новых налогов. надбавок к податям и пошлинам. Сперанскому принадлежит идея своеобразной индексации в системеналогов. Он считал необходимым все подати и налоги «приблизить к томуисчислению, в котором им по первому их началу быть надлежало». Главным условием оздоровления финансов Сперанский видел возможностьоздоровления денежной системы за счёт постоянного извлечения из обращениячасти ассигнаций либо посредством займов на основе серебра, либо путёмзамещения их кредитными деньгами, выдаваемых частными лицами, либо в видебанковских билетов и казначейских билетов, выдаваемых правительством.Конечной целью этих мероприятий было выравнивание курсов серебра иассигнаций. Теоретической концепцией, которой придерживался М.М. Сперанскийв своих взглядах на сущность денег, была теория трудовой стоимостиклассиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, и подобно им он был убеждёнв том, что «богатство государства образуется и возрастает с трудом». Но работы М.М. Сперанского (так же, как и работы министров финансовцарской России Е.Ф. Канкрина, И.А. Вышнеградского и С.Ю.) были нетеоретическим исследованиями, а официальными локументами, подготовленными вформе планов, записок, проектов, отчётов, адресованных высшему органугосударственного управления, а чаще лично государю-императору. В этих документах формировались основы экономической и финансовойполитики – программа деятельности российского правительства, формальнойзадачей которой было развитие производительных сил, но главной целью напротяжении XIX – XX вв. оставалось удовлетворение фискальных потребностейгосударства, т.е. его финансовые интересы. С этих позиций и следует рассматривать исторический опыт России ворганизации финансовой и денежно-кредитной системы страны. И в этомотношении М.М. Сперанский является основоположником именно организационнойструктуры всех денежных отношений России не только XIX, но и XX в., так каквсе преобразования и реформы, проведённые уже после его смерти, воплощали втой или иной форме его видение финансовых проблем и путей их решения. Финансовая политика Е.Ф. Канкрина. Состояние финансов в России к серединеXIX в. было приведено кдостаточно устойчивому положению одним из талантливейших министров финансовЕ.Ф. Канкриным (1774–1845), занимавшим этот пост более 20 лет. Понимание того, что условие устранения бюджетного дефицита – этоупрочение денежной системы, предопределило успех его финансовой политики. Проведённая им денежная реформа заменила наличные деньги билетамигосударственного казначейства, представлявшими по существу обязательстваправительства с определённым сроком платежа и установленными процентами,сочетающими особенности кредитного срочного обязательства игосударственного денежного знака. Выпуск казначейских билетов был длягосударства выгоден, так как проценты на них обычно не востребовались. Денежная реформа, проведённая Е.Ф. Канкриным в 1839– 1843гг. впервыкустановила в России серебрянный монометализм. Главной платёжной монетойустанавливались серебряная (российской чеканки), а монетной единицей –серебрянный рубль. Государственные ассигнования становились вспомогательнымзнаком ценности. Заслуживает внимания последовательность проводимых мер по укреплениюденежного обращения. В начале была учреждена депозитная касса, в которойвыпускались депозитные билеты, обеспеченные серебром рубль за рубль. Вобмен на депозитные билеты от населения неограниченно принимались золото исеребро. депозитные билеты свободно по предъявлении обменивались на металл,в результате за один год без затрат на это государства разменный фондсоставил 38 млн. руб. Затем ассигнации, бывшие в обращении в качествевторостепенного денежного знака, стали обмениваться по курсу 3 руб. 50 коп.за один серебрянный рубль. Завершилась денежная реформа выпуском вобращение государственных кредитных билетов и полной заменой ассигнаций, врезультате было обеспечено объединение бумажно-денежных знаков сгосударственными билетами, получившими повсеместное хождение наравне ссеребряными монетами и обеспеченными всем достоянием государства иразменными на двойную монету. Таким образом, оздоровление денежного обращения было достигнуто путёмвосстановления металлического обращения. Е.Ф. Канкрин добился бездефицитного бюджета, проявляя большуюосторожность в использовании государственного кредита и установлении новыхналогов, опираясь, прежде всего, на бережливость и экономию вгосударственных расходах (прежде всего по военному ведомству) и способствуяразвитию отечественной промышленности (в первую очередь горнодобывающей)через таможенную политику протекционизма и упорядочению внутренней торговлипутём вовлечения мелких торговцев в систему налогообложения. Не меньшеезначение имело наведение порядка в организации счётной и казначейскойработы и устранение злоупотреблений в сборе государственных доходов. Успех финансовой политики Е.Ф Канкрина. во многом был обеспечен еготонким пониманием сущности обесцененных бумажных денег, которые онсравнивал с ухудшенными металлическими монетами и видел в них особого родазатаённый налог, с помощью которого правительство завладевает частьюимущества членов общества, своего рода безнаказанное хищение размеркоторого для каждого отдельного человека трудно определить, а значит, иневозможно взыскать. Развитие банковской системы. Взгляды Н.С. Мордвинова. Для понимания особенностей истории развития банковской системы Россииважно знание взглядов Н.С. Мордвинова (1754–1845) – президента Вольногоэкономического общества по вопросам о роли банков и политики протекционизмав развитии промышленности и сельского хозяйства и их влиянии наоздоровление финансов и государственного бюджета. Н.С. Мордвинов разделял мнение Сперанского о необходимости созданиячастных банков и негативную оценку практики Госбанка (в силу подчинённостигосударственного банка правительству) постоянно участвовать в покрытиибюджетного дефицита. Он отводил частным губернским банкам важную роль вактивизации предпринимательской деятельности посредством способности банковсосредотачивать средства, рассеянные по всей территории России. Для современной ситуации в России ценными являются предложения Н.С.Мордвинова о возможности выдачи ссуд не только под залог различногоимущества, но и без залога – лицам, одарённым знаниями и способностями,т.е. под своего рода ноу-хау, поддерживающим развитие ремесел, искусстваили решение социальных проблем. Будучи убеждённым, что «в ряду действующих в государственном составесил первою признать должно денежную» и понимая важность науки управленияденьгами, Мордвинов прозорливо видел роль банков и их назначение вконцентрации денежных капиталов и постоянном обороте в виде кредитныхотношений, способствующих процветанию государства и развитию всех сфердеятельности. Наиважнейшая роль принадлежит банковской системе и в организацииустойчивого денежного обращения, ибо возможности процветания общества ивозрастания общественного богатства зависят не только от количества денег,но и от свободы и скорости их движения и обеспечения их полноценности. В то же время усиление капиталистического предпринимательства, и вбанковской системе в том числе, порой сопровождается растратами, хищениямии другими нарушениями финансовой дисциплины, что ведёт к разрушениюстабильности денежной системы и нарастанию финансовых затруднений как вразличных сферах экономики, так и в исполнении государственного бюджета. Это доказывает неразрывность и взаимозависимость всех звеньев финансово-кредитной системы. Причины обострения финансовых проблем России во II-ой половине XIX в. Причины обострения финансовых проблем России во второй половине XIXв.связаны с войнами: Крымской (1853-1856) и Русско-Турецкой(1877-1878).Влияние Крымской войны привело к возрастанию военных расходов,стремительному росту бюджетного дефицита до 265,8 млн.руб и сопровождалосьрезким ростом эмиссии кредитных билетов, размен которых был со временемпрекращён (вначале на золото, а затем и на серебро). Расходы турецкой войныв основном покрывались с помощью военных заимов (917,1 млн. руб) и займовгосударственного банка (свыше 1 млрд.руб). При устойчивом денежном обращении у государства имеется как бы «запаспрочности», при котором выпуск бумажных денег не только вреден для казны,но и приносит ей даже прибыль. Если даже бумажных денег чересчур много,нарастают отрицательные последствия чрезмерной эмиссии. В период Крымской войны «резервы» «безобидной эмиссии» были исчерпаны.Помимо выпуска кредитных билетов для покрытия возросших расходовправительство использовало денежные средства банковских учреждений. Решениеправительства о понижении процентов, выплачиваемых государственнымказначейством по займам из банковских учреждений, привело к массовомуоттоку вкладов и повышенному спросу вкладчиков на наличность, дляудовлетворения которого иного источника, чем дополнительная эмиссия, небыло. Источником финансирования постоянно возрастающих государственныхрасходов все в большей мере становилось привлечение денег в форме займов,но это не что иное как направление находящихся в обращении излишних денег впроцентный долг, что в конечном счёте, вылилось в дополнительноеобременение налогоплательщиков тяжестью выплаты процентов. Единственно реальным путём оздоровления финансов являетсястимулирование развития отечественной экономики и развития внешней торговлии на основе роста доходов возможно восстановление устойчивости денежнойсистемы и денежного обращения как в сфере экономики, так и финансовойсфере. Для сокращения бюджетного дефицита необходим рост налоговых поступленийв бюджет. Но для возрождения и развития экономики были необходимыотечественные и иностранные кредиты, стимулирование экономики, в том числеи за счёт налоговых льгот. Меры по выходу из финансового кризиса сводились к трём направлениям:1. Сокращение внутренних займов для покрытия текущих расходов правительства и стимулирования накоплений в стране;2. Расширение экспорта и сокращение валютных расходов;3. Привлечение внешних займов строго целевого назначения: либо на необходимую оплату ранее полученных займов, либо на финансирование перспективных целей, расходы на которые будут способствовать росту накоплений и могут скоро и сторицей вернуться в государственный бюджет.И только на этой основе в России проводились денежные реформы. Денежная реформа С.Ю. Витте Необходимость денежной реформы министр финансов С.Ю. Витте (1849-1915)обосновывал пагубным воздействием расстройства денежной системы на народноехозяйство, которое проявлялось в неустойчивости и неравномерности колебанийтоварных цен как на внутреннем, так и во внешнем товарообороте. Колебанияцен сопровождались периодическим чередованием усиленного сбыта товаров илизадержки его реализации в расчёте на изменение курса. Неравномерностьколебаний цен и курса денег как во времени, так по регионам России(при еёогромной территории) ужесточала тяжесть потрясений в промышленности,торговле и во всем народ Проведение денежной реформы было бесспорно необходимо, но оно требовалоопределённых расходов и мер, подготавливавших необходимые для реформыусловия. Во времена реформы Витте это были следующие условия: - введение протекционистского тарифа (1891), облегчившего привлечение иностранного капитала; - введение винной монополии (1894), ставший одним из главных источников поступления доходов в бюджет России; - меры по стабилизации рубля (изъятие из обращения кредитных билетов, накопление золотого запаса и заключение металлических займов); - меры, направленные на активацию платёжного баланса страны: подчинение всей железнодорожной тарифной системы государству, повышение пошлины, поощрение быстрой реализации урожаев и широкого вывоза хлеба за границу (даже в ущерб собственных потребностей). Улучшение поступлений в бюджет позволило сводить бюджетные росписи без дефицита, заключить выгодные договоры о новых займах и конверсии старых; - сокращение Долга казны Государственному банку; - выпуск летом 1895 г. золотых монет и обмен на кредитные билеты из расчёта: за полуимпериал (5 руб.) выдавали 7 руб. 40 коп. кредитными билетами. Широкого развития этот обмен не получил, поскольку у населения создалось впечатление что это невыгодный обмен (для чего на монетах стали чеканить «5 руб. золотом» и «10 руб. золотом»). Однако это было началом перехода от бумажного и серебряного рубля к рублю золотому; Важным этапом реформы было списание кредитных билетов на сумму 15 млн.руб., не выпущенных в обращение, так как под них не были предъявлены дляобмена кредитные билеты выпуска 1866 и 1876 гг., и на эту сумму былсоответственно уменьшен долг казначейства Государственному банку. Одним из завершающих этапов денежной реформы был указ от 29 августа1897 г. об эмиссионных операциях Государственного банка, получившего правовыпуска банкнот, обеспеченных золотом на 50%(если сумма не превышает600млн.) и на 100% (при превышении). Этим указом государство теряловозможность беспрепятственного использования эмиссии для покрытиягосударственного долга. Выпуск кредитных (бумажных) денег Государственным банком был поставленв строгую зависимость от наличия золотого запаса в государственномказначействе. Таким образом, был осуществлён переход денежной системы России назолотой стандарт, при котором кредитные билеты беспрепятственнообменивались на золото. Заключение Исторический обзор сущности и особенностей проведения денежной реформыКанкрина и Витте показывает, что денежная реформа, безусловно являетсязавершающим этапом оздоровления денежного обращения (на базе широкого кругафинансово-экономических мер), хотя также бесспорно, что устойчивая инадёжная денежная система является базой для оздоровления всей финансовойсистемы государства. Знание исторического опыта проведения денежных реформ в России первой ивторой половины XIXв. имеет непреходящее значение для современников и даётключ для поиска путей выхода из финансового в России в конце XX в. Таким образом, совершенствование финансов неразрывно связано сразвитием общества: чем сложнее и выше уровень отношений между людьми, темболее совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообщенеотделимы от человека, поскольку представляют собой распределение иперераспределение созданных человеком богатств. Это, помимо прочего,означает, что история финансов не закончилась: они будут и далеесовершенствоваться и развиваться. Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностямиобщественного развития. Государство же может, учитывая объективнуюнеобходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы ихиспользования: вводить или отменять различные виды платежей, изменятьформы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не можетсоздавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественныйкругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулироватьотраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшеевнедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественныепотребности. Литература: 1. Финансы: Учеб. пособ. / Под ред. проф. А.М. Дробозиной.–М.,2000 2. Финансы: Учеб. пособ. / Под ред. проф. А.М. Ковалевой.–М.,2000 3. Финансы: Учебник / Под ред. В. М. Родионовой.–М.,2000 4. Финансово-кредитный словарь / Под ред. В. Ф. Гарбузова.–М.,1994. 5. www.finansy.ru/ Экономика и финансы: экономическая теория, публикации, аналитика, книги, статьи. 6. www.dis.ru/fm/ ИГ "ДИС": Издания: Журнал “Финансовый менеджмент” ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ТЕРМИНЫ Ставка рефинансирования Банк России как центральные банки любой страны кредитует коммерческие банки. Для этого им устанавливается специальная процентная ставка, так называемая ставка рефинансирования, по которой коммерческим банкам предоставляется кредит. Особенно высоких размеров (210% годовых) ставка рефинансирования достигла в период с 15 октября 1993 г. по 28 апреля 1994 г. Затем наблюдалось постепенное её понижение до 120% годовых начиная с 10 февраля 1996 г., в конце июля ставка была понижена до 110%, а с 19 августа 1996 г. она была установлен а на уровне 80% годовых. Постепенное снижение за прошедшие годы к настоящему времени вывело ее на уровень 8,25% годовых. Кредиты коммерческим банкам предоставляются как непосредственно, так ив форме переучёта векселей и перезалога ценных бумаг. Под рефинансированием банков понимается кредитование банков Центральнымбанком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых иломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов.Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организациииспытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необходимоеколичество кредитных ресурсов из других источников. То есть Центральныйбанк выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, какправило, на короткие сроки и под высокие проценты и полностьюобеспечиваются залогом. Ставка рефинансирования в последнее время носит более формальныйхарактер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ ивсе более величину штрафных санкций к банкам. В связи с продолжающимся кризисом на валютном рынке и рынке МБК,неразвитостью фондового рынка, особое значение для поддержания ликвидностибанковской системы и отдельных банков получает проведение операций наоткрытом рынке посредством купли-продажи государственных ценных бумаг. Извсех обязательств, обращающихся на рынке, государственные ценные бумагиявляются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми можетвладеть отдельный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБна открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995г, когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вторичныхторгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. рублей. А в связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействиеотдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказываетзначительного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и Правительством жесткаявалютная политика на протяжении последних лет привела к значительномусокращению доли спекулятивных валютных операций от общего объема проводимыхбанками. Таргетирование Во многих промышленно развитых странах под влиянием усиления инфляции инарастания кризисных явлений в экономике с середины 1970-х годов получилораспространение таргетирование – установление целевых ориентиров с цельюрегулирования прироста денежной массы в обращение и кредита, которым должныруководствоваться центральные банки. Центральный банк по согласованию с государственными органами определяетсумму увеличения денежной массы, ограничивая её приростом в реальномисчислении. Эта мера рассматривается как важная форма борьбы с инфляциейобеспечения стабильности экономики. Однако практика показала слабую эффективность такой формы регулирования,ибо денежное обращение находится под влиянием различных экономическихфакторов, а не только от объёма денежно-кредитных операций. В связи с этим в 80-е годы центральные банки ряда стран (Канады, Японии) отказались оттаргетирования. Консолидированный бюджет "Консолидированный бюджет" - свод бюджетов нижестоящих территориальныхуровней и бюджета соответствующего национально-государственного иадминистративно - территориального образования, используемый для расчетов ианализа. Консолидированный бюджет никем не утверждается. Контроль за бюджетамисубъектов федерации со стороны центральных органов ограничивается толькообщими параметрами их бюджетов. Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ контролируетпоступление и целевое использование средств, выделяемых из федеральногобюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года, накоторый был составлен бюджет, он составляет отчет об исполнениифедерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их вПравительство РФ. Федеральное казначейство является структурным подразделением МинфинаРФ. Оно меняет сложившуюся практику исполнения федерального бюджета,которой ранее занимались Государственный банк СССР и его звенья. В условиях создания двухуровневой банковской системы РФ и расширения самостоятельности региональных и местных бюджетов произошло ослабление контроля за исполнением бюджета. В настоящее время органы казначейства отслеживают движение средств на бюджетных счетах в банковской системе, собирают и анализируют информацию о состоянии государственных финансов, обслуживают совместно с Центральным банком РФ государственный долг и т.д., что позволяет восстановить необходимый контроль за исполнением бюджета. 28 августа 1997 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета»'. Этим постановлением предусматривается Министерству финансов Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и при участии Центрального банка РФ осуществить централизацию доходов и средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства Министерства финансов РФ.
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |