Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффект дохода и эффект замещения




«Падающий» характер кривой спроса, как мы знаем, отражает закон спроса: чем ниже цена товара, тем на большее его количество предъявляется спрос. Увеличение спроса при понижении цены товара можно объяснить воздействием двух факторов: во-первых, если у товара X есть заменители, то при понижении цены данного товара покупатели охотнее начнут приобретать более дешевый товар X, чем его заменители. Считают, что подобное увеличение спроса товара X вызывается эффектом замещения. В о-вторых, если товар X становится дешевле, то покупателю нужно тратить уже меньше денег на приобретение того же количества товара X. В результате у него появляется дополнительная сумма денег, что равносильно увеличению дохода покупателя. Эти дополнительные деньги он может потратить на приобретение любых товаров, в том числе и товара X. Говорят, что в таком случае количество потребляемого товара X возросло под воздействием эффекта дохода.

Проиллюстрируем воздействие этих двух эффектов на примере изменения спроса на яблоки (рис. 9.). Первоначальное количество яблок определяется в точке А касания бюджетной линии аb с соответствующей кривой безразличия IC1 при цене РA. Пусть цена яблок уменьшается. Воздействие понижения цены яблок на его спрос можно разбить на два этапа:

 

Рис. 9. Воздействие на спрос «эффекта замещения» и «эффекта дохода»

 

Воздействие «эффекта замещения». Если мы заменяем один товар другими, то мы не изменяем степень удовлетворения потребностей покупателя от использования всех этих товаров. Иначе говоря, при эффекте замещения бюджетная линия начинает скользить по той же кривой безразличия и занимает положение сd. В новой точке равновесия А1 цена и спрос имеют значения РA1 и q A1.

В оздействие «эффекта дохода». Как мы знаем, увеличение дохода перемещает бюджетную линию параллельно вверх – вправо до положения ae. Точка А2 касания этой линии с соответствующей кривой безразличия даст нам искомое значение q A2 при уменьшении цены яблок.

Иными словами, при снижении цены яблок спрос сначала возрастает под воздействием «эффекта замещения», а затем – под влиянием «эффекта дохода».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.