КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль государства в регулировании экспортно-импортной деятельности
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Экспорт и экспортные пошлины Экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе. В настоящее время ограничения, как тарифные (экспортные пошлины) так и нетарифные (лицензирование и квотирование), при экспорте большинства товаров из Российской Федерации отсутствуют. Исключение составляют топливно-энергетические товары (нефть, нефтепродукты, газ, электроэнергия) и ряд других товаров, на которые Правительством Российской Федерации введены экспортные пошлины. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в исключительных случаях может также устанавливать временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации. В современных условиях сфера экспортно-импортной деятельности стала одним из важнейших секторов экономики страны. В ней отражаются различные процессы, происходящие как во внутреннем развитии отдельных стран, так и во всей системе международных экономических и политических взаимоотношений государств. Соответственно, вопросы регулирования экспортно-импортной деятельности постоянно находятся в ряду наиболее важных проблем государственной политики. Государственное регулирование экспортно-импортной деятельности осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов позволяет им оказывать активное влияние как на формирование структуры и направления развития экспортно-импортной деятельности, так и на внешнеэкономическую политику других государств. В современной внешнеэкономической политики встречаются, в основном, две категории государственного регулирования экспортно-импортной деятельности: протекционизм и свобода торговли. Первая предполагает использование набора инструментов, способных обеспечить жесткую защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Вторая — систему рычагов, направленных на отмену или снижение барьеров на пути развития экспортно-импортной деятельности. Однако в реальной жизни ни та, ни другая форма регулирования в чистом виде не присутствует. Официально провозглашая курс на «либерализацию» экспортно-импортной деятельности, государство использует и тот и другой набор рычагов, поощряя импорт товаров в одних отраслях и ограничивая в других. Методы государственного регулирования подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся административные методы. Так, государственный контроль за внешнеторговыми потоками путем использования таможенных тарифов, квотирования и лицензирования и других инструментов позволяют непосредственно влиять на количество ввозимых или вывозимых товаров. Косвенные методы опираются на использование таких инструментов, как кредитование, страхование, субсидирование, налогообложение агентов экспортно-импортной деятельности. Они способны оказывать стимулирующее или ограничительное влияние на объемы и направления внешнеэкономических сделок не непосредственно, а путем регулирования размеров издержек производства и прибыли. Набор применяемых государством инструментов весьма широк. Но весь этот арсенал можно разделить на две большие группы. Одну составляют инструменты, принцип действия которых состоит в изменении корректировки стоимостных факторов и пропорций внешнеэкономического обмена. Сюда входят тарифы, различного рода налоги, сборы, субсидии, финансовые гарантии, кредиты. Среди стоимостных рычагов особое место принадлежит налоговому регулированию. Это — одно из наиболее эффективных и широко используемых государством средств воздействия на экспортно-импортную деятельность. Дифференцируя налоговый режим, государство ставит в неодинаковое положение отдельных участников экспортно-импортной деятельности, стимулируя операции национальных компаний и затрудняя деятельность зарубежных конкурентов. Другая характерная черта — широкое использование тарифов для регулирования экспортно-импортной деятельности. Они превратились в мощное средство протекционизма. Наряду с этим с помощью преференциального тарифного обложения экспортных операций государство оказывает сильную поддержку своим компаниям при выходе на внешний рынок. Резко возрастает и значение финансовых инструментов регулирования экспортно-импортной деятельности. Широкие масштабы предоставления государственных займов и кредитов, гарантирование экспортных кредитов, страхование сделок и многие другие финансовые операции. Что касается другой группы инструментов организационно-распределительного характера, то их значение также возрастает. Крупные масштабы приобрело использование государством дипломатических и торгово-политических средств воздействия на экспортно-импортную деятельность. Диапазон этих средств широк, начиная от системы межправительственных договоров и соглашений с другими странами по различным аспектам экономических отношений, призванных стимулировать взаимный обмен, и кончая разного рода односторонними акциями, направленными на дискриминацию тех или иных государств в области экспортно-импортной деятельности. Правовую основу таких мер составляет серия нормативных актов, принимаемых государством. И прежде всего внешнеэкономическое законодательство (торговое, валютное и т.д.), а также положения международных договоров соглашений. Помимо законов государство устанавливает различного рода правила, связанные с осуществлением экспортно-импортных операций: правила экспортного страхования, контроля за экспортом, нормы унификации торговых знаков и т.п. Современная практика насчитывает десятки тысяч норм, предписаний, регламентирующих экспортно-импортную деятельность предприятий. Тому или иному роду контроля со стороны государства подвергаются отгрузка товаров, производство платежей по сделкам и другие операции. Одновременно с помощью таких испытанных инструментов как количественные ограничения или практика «закрытых отраслей и предприятий» государство способно защищать интересы национального производителя с позиций предоставления квоты на экспорт, ценообразования. Касаясь такого сложного и важного вопроса, как государственное регулирование, представляет необходимым остановиться на анализе степени разработанности данной тематики. В зарубежной литературе понимание целей государственного регулирования экспортно-импортной деятельности менялось по мере развития международных торгово-экономических отношений. Если вначале оно понималось, как средство защиты национальной экономики, то ее цель была чисто протекционистская, то усиление торгово-экономических отношений между странами повлекло эволюцию взглядов на роль государства в области экспортно-импортной деятельности. Оно рассматривается как средство защиты национальных интересов на внешних рынках. Необходимо заметить, что в нашей литературе долгие годы существовала лишь одна точка зрения на этот вопрос. Приемлемым считалось жесткое административное регулирование экспортно-импортной деятельности из одного центра на базе государственного плана. Результатом реформы в сфере экспортно-импортной деятельности стало и расширение круга мнений на вопрос о роли государства. К сожалению, в нашей современной литературе до сих пор нет четкого понимания сущности данной проблемы. Преобладает мнение, что роль государства должна быть сведена чуть ли ни к минимуму путем быстрой либерализации. Представляется, что такая точка зрения не совсем верна, особенно учитывая переходный период в развитии экономики России. В целом необходимо признать недостаточную освещенность данной тематики в российской литературе. Что касается государственного регулирования экспортно-импортной деятельности России, то надо заметить, что в условиях перехода к рынку и плюрализму форм собственности, представления всем предприятиям права заниматься экспортно-импортной деятельностью, отказа от государственной монополии и связанных с ней форм регулирования, государство должно выполнять совершенно новые функции. Именно поэтому в 1992 году была начата реформа, направленная на совершенствование механизма государственного регулирования экспортно-импортной деятельности, а по сути, на создание совершенно новой системы вмешательства государства в экспортно-импортную деятельность предприятий и организаций. Стержнем этой реформы был провозглашен постепенный отказ от приоритета административных методов регулирования над экономическими, но при сохранении контроля государства за деятельностью российских экспортеров и импортеров на внешних рынках в целях повышения эффективности одного из важнейших секторов народного хозяйства. Подобный переход должен, с одной стороны, отвечать требованиям адаптации страны к условиям рыночной экономики, с другой — способствовать интеграции страны в мировое экономическое сообщество на качественно ином уровне с учетом необходимости развития экспортных производств, в том числе экономически обоснованных торговых отношений с зарубежными партнерами. Главная задача государства в новых условиях — выработка внешнеэкономической стратегии, определение направлений развития экспортного потенциала, оказание содействия отраслям и предприятиям в развитии экспортных производств, в том числе прием финансирования соответствующих экспортных программ. Государство должно создавать условия для повышения эффективности экспортно-импортных операций. Неудачные экспортно-импортные сделки должные отражаться на экономическом положении их участников-производителей, торговых посредников. При этом государство действует преимущественно экономическими методами, но в, то, же время не отказывается полностью от административных рычагов, учитывая опыт промышленно развитых стран. Государство должно способствовать развитию экспортно-импортной деятельности в соответствии с выбранным направлением. Однако в первые несколько лет эти задачи решались не всегда до конца продуманно и последовательно в сфере регулирования экспортно-импортной деятельности, прежде всего в части ослабления государственного контроля над развитием внешней торговли. В частности, имели место необоснованные перекосы в пользу развития бартерных форм торговли, особенно в приграничных зонах, получение коммерческими структурами и СП необоснованно высоких доходов за счет разницы внутренних и внешнеторговых цен. Снизилась доля эффективных экспортных сделок по наиболее важным для страны сырьевым товарам. Отсутствовал валютный контроль, в результате чего увеличилась утечка валютных средств за границу. Через внешнеторговые каналы имела место необоснованная перекачка средств между бюджетами разных уровней, отдельными типами хозяйственных субъектов. Либерализация экспортно-импортной деятельности стала выглядеть зачастую как самоцель. Одновременно были воздвигнуты многоступенчатые барьеры для участников экспортно-импортной деятельности на пути к внешнему рынку. Одним из основных факторов, дестабилизировавших функционирование внешнеэкономического сектора, являлись слабость и неустойчивость нормативно-правовой базы регулирования экспортно-импортной деятельности. Ведь Указ Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» установил лишь общие рамки государственного регулирования экспортно-импортной деятельности. Поэтому переломным моментом в формировании механизма государственного регулирования экспортно-импортной деятельности можно считать принятие федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Этот закон направлен, с одной стороны, на реформирование недостаточно эффективной системы административного регулирования экспортно-импортной деятельности, а с другой — на сближение отечественного законодательства к нормам и правилам ГАТТ/ВТО. Настоящий федеральный закон определяет основы государственного регулирования, порядок осуществления экспортно-импортной деятельности российскими и иностранными юридическими лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области экспортно-импортной деятельности. В статье 1 данного закона определено, что его целями являются: защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности РФ, стимулирование развития национальной экономики и обеспечение условий эффективной интеграции экономики РФ мировую экономику. Статья 2 закона дает четкое определение экспорта и импорта не только товаров, но и работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Четкое определение этих понятий на законодательном уровне снимает саму возможность противоречий между участниками внешнеэкономической деятельности, с одной стороны, и таможенными и налоговыми органами государства — с другой. Определены следующие основные принципы государственного регулирования экспортно-импортной деятельности: 1) Единство внешнеэкономической политики как составной части внешней политики РФ. 2) Единство системы государственного регулирования экспортно-импортной деятельности и контроля за ее осуществлением. 3) Единство политики экспортного контроля, осуществляемого в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия. 4) Единство таможенной территории РФ. 5) Приоритет экономических мер государственного регулирования экспортно-импортной деятельности. 3) Равенство участников экспортно-импортной деятельности и их недискриминация. 4) Зашита государством прав и законных интересов участников экспортно-импортной деятельности. 5) Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в экспортно-импортную деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике РФ в целом. Закон разграничивает вопросы, находящиеся в ведении РФ, субъектов (регионов) России и их совместном ведении, закладывая основу для ликвидации «многовластия» в лице различных министерств и ведомств в регулировании экспортно-импортной деятельности. Федеральный орган исполнительной власти должен заниматься разработкой и реализацией основных направлений внешнеэкономической политики и регулирования экспортно-импортной деятельности, в частности выдачу лицензий на проведение экспортно-импортных операций, в отношении которых установлены количественные ограничения или введен разрешительный порядок. Помимо всех очевидных задач, которые уже были выше названы, в компетенцию федерального органа входят: 1) установление обязательных на всей территории РФ стандартов и критериев безопасности или безвредности для человека при ввозе товаров и правил контроля за ними; 2) установление показателей статистической отчетности экспортно-импортной деятельности; 3) предоставление государственных кредитов и иной экономической помощи предприятиям; 4) заключение международных договоров; 5) участие в деятельности международных экономических и научно-технических организаций; 6) создание и функционирование торговых представительств РФ за рубежом. В сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ в области экспортно-импортной деятельности находятся вопросы по: · координации внешнеэкономической деятельности субъектов РФ, в том числе их экспортной деятельности в целях максимальной реализации экспортного потенциала; · формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеэкономической деятельности; · координация деятельности по созданию и функционированию СЭЗ, · регулированию приграничной торговли. И, наконец, субъекты РФ имеют право в пределах своей компетенции: · осуществлять экспортно-импортную деятельность на своей территории; · осуществлять координацию и контроль за экспортно-импортной деятельностью российских и иностранных лиц; · предоставлять дополнительные финансовые гарантии участникам экспортно-импортной деятельности; · предоставлять гарантии и льготы участникам экспортно-импортной деятельности; · содержать своих представителей при торговых представительствах РФ в иностранных государствах за счет бюджетов субъектов РФ и ряда других вопросов. Говоря о правах регионов в области экспортно-импортной деятельности, необходимо заметить, что в настоящий момент наработан определенный механизм регулирования и координации этой деятельности, созданы соответствующие структуры. Работа с регионами осуществляется: · через институты уполномоченных Министерства торговли РФ в регионах; · через систему взаимодействия с межрегиональными ассоциациями; · через систему информационных обменов, учитывая важность этой работы в условиях огромной территории и большого числа субъектов Федерации; · через помощь, оказываемую регионами в реализации их программ и конкретных проектов в области развития экспортоориентированных производств. При этом подход не может и не должен быть одинаковым ко всем регионам. Ведь из-за структурных особенностей экономики субъекты РФ сильно различаются по объемам экспортно-импортного хозяйства. Наиболее крупные экспортеры: Москва, Тюменская область. Иркутская, Кемеровская, Екатеринбургская, Челябинская области. Республика Коми и Татарстан, Красноярский и Хабаровский края. У большинства же субъектов РФ экспорт не превышает 50 млн. долларов. Например, в 1998 году он составил в Мордовии около 15 млн. долларов, Костромской области — 19 млн. долларов, Дагестане — 27,1 млн. долларов, в Брянской области —19 млн. долларов. В связи с этим современную политическую и экономическую жизнь России (и соответственно экономическую политику федеральных органов) все сильнее определяет конфликт регионов, широко ориентирующих свою деятельность на внешние рынки и располагающих значительными валютными резервами, и регионов-интровертов, хозяйство которых обращено преимущественно на внутренний рынок. Это обуславливает принципиальные различия в требованиях двух групп регионов к центру. Регионы, обладающие значительным экспортным потенциалом, более благополучные, выступают за расширение своих властных полномочий, дальнейшую либерализацию экспортно-импортной деятельности, государственное регулирование транспортных тарифов, отчисление части таможенных пошлин в местные бюджеты, освобождение от экспортных тарифов. Регионы-интроверты настаивают на усилении протекционистских мер. Сложность заключается еще и в том, что необходимо одновременно сохранить потенциал действующей экспортной базы, развивать топливно-сырьевой экспорт в регионах, выдвинутых к внешним рынкам и экспортные возможности обрабатывающих отраслей. По первым двум направлениям расширения экспортной базы правовые, экономические и организационные механизмы в основном созданы. В тоже время пока нет инструментов действенной поддержки экспорта обрабатывающих отраслей. Диапазон действий федерального центра здесь может быть достаточно широк — от информационной поддержки экспортеров до усиления проэкспортного характера принимаемых федеральных программ.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |