Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межгосударственная, государственная, региональная и муниципальная политика поддержки инновационной деятельности

Поддержка инновационной деятельности

Практические задания

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность теории инноватики Кондратьева-Шумпетера?

2. Как происходит смена технологических укладов по периодам их доминирования?

3. Когда происходит коммерциализация новых видов продукции и услуг?

4. Какие решения принимаются в инновационном менеджменте с целью уменьшения риска инвесторов?

5. Как рассчитать фактическую результативность работы научно-технической организации?

1. Описать технологические уклады, представленные в промышленности Новгорода и Новгородской области. Оценить примерное соотношение (в процентах) между этими укладами. Дать оценку динамики развития ситуации и этапов жизненного цикла различных укладов. Обосновать оценку. (Желающие могут сделать то же самое для другого региона СЗФО).

2. Проследить этапы развития какого-либо известного Вам инновационного процесса от фундаментальных НИР до спада объема продаж (рис. 2.3 стр. 19 Пособия) и присвоить этому процессу (продукту) соответствующий код согласно таблице стр. 22 Пособия.


Инновационная деятельность тесно связана с повышением конкурентоспособности тех, кто ею занимается. Это относится как к отдельным фирмам, так и к регионам и странам и к группам стран. Международное сотрудничество в инновационных областях, поэтому, либо происходит в рамках таких объединений, как Евросоюз, где само объединение создавалось как противовес конкурентному давлению США, либо в высокорисковых областях, требующих больших расходов и не обещающих быстрой отдачи. Таков пример международного консорциума по созданию термоядерного реактора, объединяющего Россию, Японию и страны Евросоюза, где стоимость только пилотного проекта превышает 400 млрд. евро, а первые практические результаты ожидаются к 2020 – 2025 гг.

Особо успешные инновационные достижения – продукты, технологии, разработки являются предметом особой охраны и продаются редко и очень дорого. Так, строительство даже небольшого (300-400 работающих) завода по производству современных электронных чипов высокой степени интеграции обходится в 1.5 – 1.8. млрд.долл. США. Многие страны просто не располагают такими денежными ресурсами.

Международное сотрудничество в инновационной области развивается также в областях, где оно взаимовыгодно для участников. Так США чрезвычайно активно сотрудничали с Россией в космической области, что, впрочем, не мешало им жестко отслеживать пропорциональность участия России ее финансовому вкладу. Четко разделены сферы соучастия США и Японии в компьютерной технике, здесь японцы являются лидерами в инновационных периферийных устройствах, в частности жидкокристаллических дисплеях, а США - практические монополисты в разработке центральных процессоров.

Традиционной областью сотрудничества является сфера образования, подготовки специалистов в инновационных областях.

Так, 18-19 апреля 2006 в рамках председательства России в «Группе восьми» в Москве состоялась международная конференция на тему «Знания и компетенции для инновационного общества». В мероприятии приняли участие 60 экспертов из стран-членов «Группы восьми», а также эксперты из таких международных организаций, как Организация экономического сотрудничества и развития, ЮНЕСКО, Всемирный Банк, ЮНИСЕФ, Британский совет и Американский совет по международному образованию. Целью конференции было обсуждение инструментов и методов повышения качества образования и его соответствие потребностям глобального инновационного общества.

В развитие этой же темы в начале июня 2006 г. состоялась встреча министров образования государств-членов Группы восьми, также обсудивших инновационную тему. По итогам встречи была принята известная Московская Декларация, в которой в частности было отмечено, что:

· 21 век характеризуется стремительными социально-экономическими изменениями, которые в значительной мере обусловлены достижениями в сфере науки и технологии. В современном мире знания, накопленные в сфере наук, включая общественные и гуманитарные науки, и их эффективное применение являются важными инструментами для реализации человеческого потенциала, социальной гармонизации общества и социально-экономического развития, а также для повышения конкурентоспособности и улучшения качества жизни.

· Министры подтвердили свою готовность содействовать становлению инновационного общества за счет обеспечения надежных основ образования и подготовки и значительных вложений в область исследований, человеческих ресурсов и профессиональных знаний. Участники встречи высказались за обеспечение политических условий, которые содействуют инновациям; укрепляют сотрудничества между государственным и частным секторами; усиливают обмены в сфере науки и технологии, а также поощряют дальнейшее развитие гибких и эффективных систем приобретения знаний на протяжении всей жизни человека.

· образование, улучшение навыков и генерирование новых идей являются основой для общественного развития, экономического роста и эффективности рынка. Образование имеет критически важное значение для становления инклюзивного[3]* общества. Образование является фундаментом гражданского общества, содействует поддержке и обогащению культур, формирует взаимное уважение и понимание. Образованию отводится исключительная роль в развитии у каждого человека способностей адаптации к переменам. Министры согласились, что через усиление сплочения общества, верховенство закона и справедливости, а также путем гражданской активности образование помогает каждому максимально использовать свой личный потенциал в обществе, основанном на знаниях.

· частный сектор способен играть важную роль в развитии современных образовательных систем при условии прозрачности соответствующей правовой, нормативной и политической среды, формирующей благоприятную предсказуемую политику, обеспечивающую надежную защиту интеллектуальных прав, поддержку инвестиций, а также стимулирующую принятие инноваций.

· Министры подчеркнули значимость информационно-коммуникационных технологий для обеспечения качественного образования.

· профессиональному образованию, в том числе университетскому и иному высшему образованию и обучению, отводится первостепенная роль в инновационном обществе.

· была единодушно выражена готовность развивать инновационную систему трансграничного предоставления образовательных услуг в целях повышения уровня международного понимания, прозрачности и соответствия профессиональных квалификаций и усиления сотрудничества в сфере обеспечения качества и аккредитации.

· высокая квалификация преподавателей является одним из обязательных условий их деятельности, при этом уровень их компетентности должен соответствовать запросам инновационного и инклюзивного общества.

· высокие стандарты в области математики, науки, технологии и иностранных языков обеспечивают серьезный фундамент для инновационного развития общества.

Министры образования государств-членов Группы восьми приветствовали участие в состоявшихся в ходе встречи обсуждениях представителей Бразилии, КНР, Индии, Казахстана, Мексики, ЮАР, Организации экономического сотрудничества и развития, ЮНЕСКО и Всемирного Банка.

Наконец, лидерами «Группы восьми» в Санкт-Петербурге по итогам саммита 16 июля 2006 года было принято заявление, названное «Образование для инновационных обществ в XXI веке». Разделы заявления, относящиеся к формированию глобального инновационного общества, приведены в Приложении.

Отметим здесь констатацию в Заявлении быстрых перемен в жизни граждан инновационного общества, требование мобильности и интеграции людей, знаний и технологий во всех государствах, выраженную готовность поощрять непрерывное обучение; сотрудничать в создании исследовательских сетей с участием высших учебных заведений, научно-исследовательских центров и бизнеса, а также пользоваться новейшими технологиями, которые они разрабатывают; содействовать инвестициям в знания, научные исследования и опытно-конструкторские разработки; проводить политику, которая способствует созданию и распространению новых технологий, стимулирующих инновации и предпринимательство; способствовать повышению международной академической мобильности на всех уровнях, обеспечивая существенное повышение мобильности студентов, преподавателей и исследователей; формировать инновационные общества, которые обеспечивают непрерывное повышение квалификации профессиональных кадров и творческие возможности для обучения в течение всей жизни человека.

Важно отметить, что понятия инновационного и информационного общества как в Московской декларации министров образования, так и в Заявлении лидеров G8 оказываются тесно связанными, так как обе эти среды развиваются в тесном взаимодействии друг с другом в едином синергетическом процессе.

В отличие достаточно условной международной, поддержка инновационной деятельности в национальном масштабе активно осуществляется всеми странами, заинтересованными в развитии национальной экономики и повышении своей конкурентоспособности. Формы такой поддержки, однако, имеют национальные особенности. Это могут быть гранты для университетов (США), прямые инвестиции Министерства науки и технологий (Япония), финансирование университетов в рамках приоритетных направлений Евросоюза или федеральные программы в Российской Федерации. Огромное количество перспективных разработок финансируется военными ведомствами.

Региональная и муниципальная поддержка инновационной деятельности чаще всего состоит в поддержке местных университетов и других учебных заведений, а также в создании локальных бизнес-парков, бизнес-инкубаторов, выплате муниципальных или губернаторских стипендий студентам и ученым-исследователям.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Планирование технологического освоения производства новой продукции | Поддержка инновационной деятельности в США, странах Европейского Союза, и в Японии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.