Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №7 Государственная поддержка санации предприятий




Этап 6. Проведение реструктуризации и управление этим процессом

Этап 5. Формирование комплексной программы реструктуризации

Этап 4. Разработка бизнес-плана реструктуризации

В рамках этого этапа разрабатывается документ, который подробно описывает намечаемую реструктуризацию, а также дает оценку ее эффективности. Его разработка осуществляется с целью повышения обгрунтованості и эффективности реструктуризации, в особенности в тех случаях, если она носит стратегический характер.

Таким образом, бизнес-план реструктуризации представляет собой четко структурированный документ, который описывает цели и задачи, которые необходимо решить в процессе реструктуризации, способы и сроки достижения поставленных целей, а также технико-экономические и фшансові показатели предприятия, ожидаемые в результате их достижения.

Следующим этапом есть разработка комплексной программы реструктуризации. Программа должна не дублировать содержание отдельных разделов бизнес-плана, а детализировать их. ее разработка целесообразная, если реструктуризация есть комплексную, стратегической, рассчитанной на продолжительную перспективу. Если же реструктуризация есть оперативной или финансовой,— наиболее частое будет довольно разработать один из документов: бизнес-план или комплексную программу.

Главным содержанием этого этапа есть организация выполнения программы реструктуризации. На этом этапе осуществляется контроль над ходом реализации намеченной программы, в т.ч. ее тщательный анализ. По мере необходимости программа корректируется.

 


 

План:

1. Сущность государственной поддержки санации предприятий

2. Органы по вопросам санационной поддержки предприятий

3. Формы и методы государственной поддержки предприятий

 

Список литературы:

1. Банкротство предприятия.- М.: ПРИОР, 2000.- 386 с.

2. Закон України “Про відновлення платоспроможності боржника або визнання його банкрутом” // Голос України.- 1999.- 30 червня

3. Законодавство про банкрутство // Збірник коментованого законодавства.- 2004.- №3

4. Копилюк О.І., Штангрет А.М. Фінансова санація та банкрутство підприємств.- К.: ЦНЛ, 2005.- 168 с.

5. Крыжановский В.Г., Ламешков В.И., Лютер В.И. и др. Антикризисное управление.- М.: ПРИОР, 1998.- 236 с.

6. Лігоненко Л.О. Антикризове управління підприємством: теоретико-методологічні засади та практичний інструментарій.- К.: Київ. нац. торг.-екон. ун-т, 2001.- 580 с.

7. Постанова Кабінету Міністрів України “Про затвердження Положення про порядок санації державних підприємств // Збірка постанов Уряду України.- 1994.- №5

8. Соколенко В.А. Санационный менеджмент: реалии, проблемы, решения.- Х.: ОСНОВА, 2001.- 250 с.

9. Терещенко О.О. Контролінг у системі антикризового управління підприємством // Фінанси Украіни.- 2001.- №12.- С.56

10. Терещенко О.О. Фінансова санація та банкрутство підприємств.- К.: КНЕУ, 2000.- 418 с.

11. Управління фінансовою санацією / Грачов В. І., Косарева І.П., Прохорова В.В., Кузенко Т.Б.- Х.: ВД “ІНЖЕК”, 2004.- 208 с.

 

1. Сущность государственной поддержки санации предприятий

Если мобилизованных финансовых ресурсов из децентрализованных источников не хватило для успешного проведения санации или реструктуризаци предприятия, то в определенных случаях может быть принятое решение о предоставлении субъектам хозяйствования государственной финансовой или другой поддержки. Согласно закону Украины "О предприятиях" в случае убыточной деятельности субъектов хозяйствование государство, если она признает их продукцию общественно необходимой, может предоставлять им дотации или другие льготы. Принимая участие в санации предприятий, государство, как правило, стремится противодействовать спада производства и возрастанию безработице.

Государственная поддержка может осуществляться как за счет средства государственного бюджета, так и за счет местных бюджетов. При этом соответствующие государственные органы должны заключить с кредиторами договор поруки за обязательствами должника или погасить данные обязательства за счет предоставления кредитной поддержки или финансовых ресурсов на безвозвратной основе.

К основным критериям отбора предприятий для предоставления им целевой государственной поддержки следует отнести такие:

— потенциальная прибыльность;

— высокий уровень менеджмента на предприятии;

— направленность на использование новых, эффективных ресурсозберігаючих и экологически безопасных технологий;

— возможность экспорта (прироста экспорта) конкурентоспособной продукции;

— замена импортной продукции, сырья, материалов отечественными;

— решение проблемы энергообеспечение, энергосбережение (ресурсосбережение);

— сохранение научно-технического потенциала (исследований и разработок, которые имеют приоритетное значение для страны);

— наличие рынков сбыта продукции в стране и за границей.

 

2. Органы по вопросам санационной поддержки предприятий

Законом о банкротстве (в редакции Закона Украины о восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом" от С июня 1999 года №784-ХІУ, что вступил в силу с 1 января 2000 года) предусмотренные основные функции государственного органа по вопросам банкротства, которые направленные в первую очередь на предупреждение банкротства, а также на обеспечение эффективных следствий от реализации процедур банкротства государственных предприятия и предприятий, в которых частица собственности превышает двадцать пять процентов.

Функцию государственного органа по вопросам банкротства выполняют Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины(далее - Минэкономики) и государственное хозрасчетное учреждение „Агентство по вопросам банкротства"(далее - Агентство). Особенности решения Агентством и подчиненными нему региональными подразделами основных вопросов, которые возникают при практической реализации отдельных полномочий государственного органа по вопросам банкротства, и функциональных обязанностей, положенных на Минэкономики Указом Президента Украины от 23 октября 2000 года № 1159/2000 о Министерстве экономики", предусмотренные приказом Минэкономики Украины от 27.07.2001 г. № 156. Перечень полномочий государственного органа по вопросам банкротства и функциональных обязанностей, практическую реализацию которых делегирован Агентству, определен приказом Минэкономики от 25.04.2001 г. №86.

Агентство есть участником проведения в делах о банкротстве. В случае нарушения дела о банкротстве государственного, містоутворюючого предприятия, предприятия, которое имеет стратегическое значение для экономики и безопасности государства, в особенности опасного предприятия или субъекта естественной монополии Агентство от лица государственного органа по вопросам банкротства направляет к хозяйственному суду ходатайства о привлечении представителя Агентства к проведению в делах о банкротстве указанного должника, в таком случае судья, который рассматривает дело о банкротстве, постановлении суда определяет представителя Агентства участником проведение в деле о банкротстве, которое предоставляет нему возможность пользоваться процессуальными правами и присутствовать присутствующим заседаниях собрания и комитета кредиторов.

Агентство совместно с распорядителем имущества должника и на основании заключенного с ним договора анализирует финансово-хозяйственную деятельность предприятия и предоставляет арбитражному управляющему необходимую консультативную и практическую помощь в подготовке предложений относительно определения оптимального правового механизма урегулирования проблемы неплатежеспособности должника, проведение санации и т.п..

Работники Агентства на основании заключенных договоров с должниками, кредиторами, инвесторами предоставляют квалифицированные услуги относительно юридическо-организационного и финансово-аналитического сопровождения процедур банкротства, разработки, экспертизы и реализации плана санации, мировых соглашений, финансового и юридического анализа положения предприятий-должников, организации продажи имущества должников в процедурах санации и ликвидаци, поиска и изъятия имущества должника из других предприятий, взыскание дебиторской задолженности, поиска инвесторов и прочие.

Агентство осуществляет подготовку и представление в установленном порядке предложений хозяйственному суду относительно кандидатур арбитражных управляющих.

Агентство обеспечивает функционирование единой базы данных о предприятиях, относительно которых затронуты проведения в деле о банкротстве соответственно Положению о порядке формирования и ведение единой базы данных о предприятиях, относительно которых затронуты проведения в деле о банкротстве, утвержденного приказом Министерства экономики Украины от 10.04.2001 г. №77 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 03.05.2001 г. №383/5574.

Единая база данных формируется на основании сообщений арбитражных управляющих об опубликовании в официальном печатном органе объявления о нарушении дела о банкротстве, поэтапных сообщений арбитражных управляющих о судебной процедуре, которая применяется относительно должника, которые присылают Агентству, а также соответствующих постановлений хозяйственного суда, которые передаются работниками хозяйственного суда Регистрационному органу.

Агентство проводит экспертизы финансового положения государственных предприятий и предприятий, в уставном фонде которых частица государственной собственности превышает двадцать пять процентов. Эта функция осуществляется Агентством в случае получения соответствующего поручения хозяйственного суда, Минэкономики, а относительно других предприятий - в связи с обращением арбитражного управляющего или комитета кредиторов.

Агентство готовит вывод о наличии признаков скрытого, фиктивного банкротства или доведение к банкротству на запрос суда, прокуратуры или другого уполномоченного органа. Он складывается и утверждается в таком самом порядке, как и проведение экспертизы финансового положения предприятия.

Агентство готовит предложения относительно проведения досудової санации субъектов предпринимательской деятельности, которые находятся в государственной собственности на выполнение поручения Минэкономики, в инициативном порядке - по договору с предприятием или по договору с инвестором.

Агентство готовит предложения относительно продажи части имущества должника - государственного предприятия в процедуре санации, имущества государственного предприятия-банкрота, относительно которого вынесено постановление о ликвидации.

О ходу выполнения полномочий государственного органа по вопросам банкротства Агентство ежеквартально информирует Минэкономики и. по его поручению, другие центральные органы исполнительной власти.

Вопрос санации и реструктуризаци негосударственных предприятий решает Украинский центр реструктуризации предприятий и развития частного сектору, который образован специальным постановлением кабинета Министров Украины. Основные задачи этого органа такие:

— организационное обеспечение реализации проектов реструктуризации предприятий и развития частного сектора;

— разработка и осуществление проектов финансового оздоровления и реструктуризаци предприятий, привлечение иностранных и отечественных партнеров к выполнению этих программ;

— обучение отечественных консультантов и работников предприятий по вопросам их реструктуризации и развития частного сектора;

- предоставление услуг по вопросам реструктуризации предприятий в виде консультаций, обеспечение предоставления методических материалов и справочных пособий, организации семинаров и конференций и т.п..

Финансовая и организационно-правовая поддержка приватизированных предприятий и ВАТТ, государственная частица в уставных фондах которых не превышает 25%, осуществляется Фондом государственного имущества Украины.

Специфическими вопросами санации сельскохозяйственных предприятий занимается Межведомственная комиссия по вопросам проведения санации с одновременным осуществлением реструктуризации предприятий агропромышленного комплекса.

 

3. Формы и методы государственной поддержки предприятий

Формы и методы государственной финансовой поддержки санации предприятий представлен на рисунках 8-9. Централизованная санационная поддержка может проводиться: а) путем прямого бюджетного финансирования; б) косвенными формами государственного влияния.

Прямое государственное финансирование санации предприятия предусматривает непосредственное предоставление средств субъектам хозяйствование из централизованных фондов финансовых ресурсов. Прямое бюджетное финансирование санации предприятий может осуществляться на поворотных (бюджетные ссуды) и безповортних (субсидии, дотации, полный или частичный выкуп государством акций предприятий, которые находятся на границе банкротства).

Финансовая поддержка на безвозвратной основе предоставляется в таких случаях:

— если убытки, причиненные предприятию стихийным бедствием, превышают суммы возмещений, предусмотренных законодательством об обязательном страховании;

- для возмещения убытков конкретным предприятиям в случае, если действующим законодательством установлен условия хозяйствования, за которые не обеспечивается покрытие затрат на производство товаров (услуг), что может привести к банкротству;

-- для финансирования затрат на восстановление платежеспособности отдельных предприятий, деятельность которых связанная:; в особенности важными общественными интересами.

Однако подавляющее большинство западных исследователей источников финансирование санации придерживаются мысли, которая государственное финансирование санации предприятий на безвозвратной основе не только стимулирует бюджетный дефицит, а и спричиняє отрицательные побочные эффекты на макро- и микроуровнях. После краха концепции санации автогіганта "Брітіш Лейланд" (Великобритания), которая базировалась на прямому государственному дотуванні, в странах с развитой рыночной экономикой почти полностью отказались от использования данного метода поддержки предприятий.

Одним из методов государственной финансовой помощи предприятиям есть санационная поддержка в форме полного или частичного выкупа государством акций предприятий, которые находятся в финансовом льду. Выступая в роли санатора, государство должно руководствоваться, прежде всего, народнохозяйственной эффективностью и целесообразностью, противодействовать спада производства и возрастанию безработица. Государство, в случае его участия в капитале, нельзя рассматривать как обычного акционера, поскольку монопольная прибыль (и прибыль вообще) не является первоочередной задачей деятельности государства как санатора. Главной целью государственных инвестиций есть содействие обновлению ликвидности и обеспечение деятельности предприятий, значительную часть государственного сектора в Германии, СЕЛА, Швеци и других странах сформирован именно за счет бывших частных предприятий, которые оказались на границе банкротства.

В этом контексте следует обратить внимание на Указ Президента Украины "О мероприятиях обеспечения наполнение Государственногобюджета и усиление финансово-бюджетной дисциплины", которым установлено, что средства на финансирование предприятий негосударственной формы собственности могут выделяться из соответствующих бюджетов только на условиях кредита с выплатой процентов на уровне учетной ставки НБУ с применением коэффициента 1,2 или при условии стира-данности в государство собственность эквивалентной полученным средствам частицы (пая, акций) в уставном фонде отримувача средства. Такой подход, в сущности, отображает приравнивание бюджетных ассигнований к инвестированию капитала на принципах долевого участия.

Косвенные формы государственного финансового содействия санации предприятий

К основным формам косвенной государственной поддержки предприятий следует отнести такие:

— поддержка фискального характера;

— разрешение на нарушение антимонопольного законодательства;

— государственные протекционистские мероприятия, направленные на защиту отечественного товаропроизводителя;:

— размещение государственных заказов на предприятиях, которые находятся в финансовом льду;

— ограничение относительно выхода на рынок;

— предоставление государственных гарантий и поручительства.

В зависимости от направления экономической доктрины государства возможное использование того ли другого вида санационной поддержки предприятий фискального характера. Эта поддержка уже набирать таких форм:

— предоставление налоговых льгот и налоговое кредитования;

— реструктуризация задолженности перед бюджетом и государственными целевыми фондами;

— списание задолженности перед государством;

— предоставление целевых налоговых льгот предприятиям, которые требуют санации;

— фискальные уступки главным кредиторам предприятий, которые требуют санации, с целью активизации участия кредиторов в санационных процессах.

На основе анализа методов государственной поддержки санации и реструктуризаци предприятий молена приходить к выводу, что использование того ли другого метода зависит от конкретных характеристик предприятия. Тем не менее в целому принят считать, что экономически найраціональнішим есть: предоставление государственных гарантий и разные формы поддержки фискального характера, в частности, направленные на стимулирования лизинга и активизацию участия наибольших кредиторов в санации предприятий, которые находятся в льду, а также государственная помощь в виде благоприятной амортизационной политики.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.