Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные правовые системы (семьи). Понятие и структура правовой системы общества

Правовая система - это понятие охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты и др. стороны правового явления. У некоторых ав­торов содержатся разные взгляды на элементы правовой системы, но в основных положениях взгляды совпадают. В работах российских ученых структура правовой системы характеризуется тремя группами правовых явлений:

во-первых, это юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона);

во-вторых, совокупность правовых учреждений (организационная сторона);

в-третьих, совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовая куль­тура.

Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяют­ся в группы, правовые семьи. Группировка правовых систем в правовые семьи осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права или частное или публичное право, дру­гие юридические качества. Проведенная рядом правоведов интеграция правовых систем на основе социологического подхода связана с типом общества, которое стремятся создать с помощью правовой системы.

Комплексным изучением современной правовой карты мира зани­мается сравнительное правоведение. Сравнительное правоведение имеет объектами исследования правовую систему, отрасли права, институты, отдельные нормы права, законы, практику их применения. Объектом сравнительного правоведения являются также юридические теории.

Наиболее популярной в настоящее время признается классификация правовых систем, разработанная Р.Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологического, в который он включает религию, философию, экономические и социальные теории, а также чисто технологического – законодательных и иных нормативных право­вых актов, юридической техники.

Р.Давид по этим основаниям выделяет пять правовых систем: романо-германскую, англо-саксонскую, социалистическую, религиозную и традиционную.

Как правило, характеристику правовых систем начинают с Романо-германской правовой семьи, как наиболее близкой менталитету отечественных правоведов.

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы многих государств современного мирового сообщества. Сформирова­лась она на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Порту­галия) и германских странах (Германия, Франция, Швеция, Норвегия, Дания). К романо-германской правовой семье относятся правовые си­стемы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, страны Ближнего Востока и др.

Основным признаком этой правовой семьи является ее формирова­ние на основе римского права. Решающая роль в становлении ее при­надлежала средневековым университетам Европы. В рамках западно-университетской науки право изучали в его связях с религией, филосо­фией, теологией. Изучение римской правовой культуры, кодификации императора Юстиниана, быстрый рост авторитета римского права, так называемая рецепция римского права имели место в условиях быстрого экономического развития, роста торговли и городов. Изучение римско­го права, процесс становления самой юридической науки стимулирова­лись политическими событиями того времени, прежде всего, борьбой между светскими и церковными властями, ростом бюрократических структур власти.

В каждом отдельном государстве Европы формирование нацио­нальной правовой системы базировалось на изучении римского права и соединялось с записью норм обычного права страны в точных и ясных терминах, организацией этих норм обычного права в определенную си­стему. Для римско-германской правовой системы характерен взгляд на право в его взаимосвязи с моралью как на требование должного, опти­мальная обобщенность нормы права, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. В этой семье особо пол­но разработано гражданское право. Правовые системы романо-германской семьи имеют хорошо разработанное законодательство. Если в течение длительного времени основным источником права в этой семье была доктрина, то в современную эпоху признается верховенство закона среди других источников права. В государствах этой правовой семьи основным законом является конституция, осуществляется систе­матизация законодательства, действуют кодексы. В романо-германской правовой системе существуют три вида законов.

Кодексы, сводные тексты нормативных правовых актов (сборники) и текущее законодательство - отдельные законы. Кодифицированными обычно бывают уголовные, гражданские, уголовно-процессуальные. гражданско-процессуальные и другие законодательные акты.

Сводные тексты (сборники), как правило, имеет налоговое законода­тельство.

Текущие законы принимаются по различным вопросам и отраслям пра­ва. Большое значение имеют и подзаконные нормативные правовые акты.

Кроме того, формами государ­ственно-правовых актов, как правило, подзаконных могут являться декреты, регламенты, циркуляры и др.

В романо-германской правовой семье закон и право не отож­дествляются. Это обстоятельство находит отражение в толковании за­кона, которое дается судами.

Законы образуют как бы каркас правового порядка, а жизнь наполняет его реальными фактами и явлениями. Юристы не считают закон непререкаемой догмой, а признают, что он может толковаться с учетом прак­тики, принципов права и иных обстоятельств.

Так, например, в ст. 2 ГК Швейцарии записано, что осуществление какого-либо права запрещается, если оно явно противоречит доброй совести, добрым нравам, социальной и экономической целям права.

Основной закон (конституция) ФРГ 1949 года отменил все ранее из­данные законы, противоречащие принципу равенства мужчины и женщины.

Романо-германская правовая система позволяет юристам не соглашать­ся с законами, если они им кажутся несправедливыми. Юристы, например, судья, прокурор, адвокат вправе общими усилиями искать решение того или иного вопроса, которое в большей степени отвечало бы общей справедливо­сти на основе сочетания частных и общественных интересов.

Таким образом, в этой системе закон не признается догмой и оконча­тельной основой для принятия любого решения. При этом толкование права не сводится только к уяснению и разъяснению грамматического, логического и иного смысла закона, а включает в себя более широкое, социальное уясне­ние, применительно к реальным условиям и требованиям жизни.

В этой системе учитывается и международное право. Так, в Германии закреплен принцип превалирования международного права по отношению к национальному.

Ограниченная роль среди источников пра­ва в настоящее время принадлежит обычаю в качестве вспомогательного источника права.

Для этой семьи характерно наличие развитой судебной системы, в определенных рамках признается значение судебной практики в качестве источника права. Как правило, это бывает в случаях, когда решение суда первой ин­станции основано на общих принципах или аналогии права и оставлено без изменений Кассационной инстанцией. В этом случае возникает прецедент.

Большинство положений, характерных для Романо-германской правовой семьи, справедливы и для социалистической правовой системы, с той лишь разницей, что социалистическое право более догматично и возможность его толкования весьма ограничена в процессе правоприменения. Кроме того, поскольку социалистическому праву давалась довольно подробная оценка на лекции, посвященной типологии права, то нет необходимости уделять дополнительное внимание рассмотрению данной правовой системы.

Англо-саксонская система или, как ее еще называют система общего права, была создана в Англии после нормандского завоевания, и в ходе истории английское общее право стало основой весьма большой семьи общего права. Эта семья включает в настоящее время правовые системы почти всех англоязычных стран. Общее право Англии оказало решающее воздействие на развитие правовой системы США, которая в настоящее время во многом отличается от правовой системы современной Англии, но входит вместе с ней в семью общего права. Общее право оказало большое влияние на формирование совре­менных правовых систем Индии, Пакистана, ряда стран Африки.

Исторической датой в становлении английского права был 1066 год, когда нормандцы завоевали Англию. До этого периода на территории Англии действовало англосаксонское право, которое носило сугубо местный характер (партикулярный). Общее право - это право, общее для всей Англии, где до этого периода действовали местные обычаи. Утверждение общего права свидетельствовало о централизации власти, с нормандским завоеванием постепенно сформировалась новая фео­дальная юрисдикция.

В настоящее время данная система права внедрена в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Северной Ирландии, а также в тридцати шести государствах – членах Британского содружества.

Если в странах романо-германской правовой системы юристы при­оритетное значение придавали вопросам установления прав и обязанно­стей субъектов, вопросам материального права, то в Англии основное внимание юристов было сосредоточено на процедурных вопросах. Основным принципом этого права является формула: «Право там, где есть защита». Защита возможна только в суде. Поэтому основную роль игра­ли решения королевских судов, называвшихся по месту их нахождения вестминстерскими. Сложилось правило прецедента, когда решение такого суда становилось обязательным для других судов по аналогичным делам.

Характерные черты этой системы права выражаются формулой: «Сред­ства судебной защиты важнее права». Поэтому важным фактором ее дейст­венности является добросовестность суда, порядочность судей, и строгое со­блюдение процедуры судопроизводства, состязательности и равноправия сторон.

Ис­торические особенности формирования общего права сыграли опреде­ляющую роль в том, что английское право не знает деления на публич­ное и частное, они исключили рецепцию понятий, категорий римского права, английская национальная юриспруденция разработала многие категории общего права, не известные странам континентальной Евро­пы.

Существенные отличия английского общего права от романо-германского выражаются в структуре права, категориях и понятиях пра­ва, нормах права. В английском праве нет деления на публичное и част­ное, нет деления на гражданское, торговое, административное, отсутствует право социального обеспечения. В первую очередь в английском праве нахо­дим деление на общее право и право справедливости. В романо-германской системе права есть такие понятия, как юридическое лицо, родительская власть, непреодолимая сила, подлог и др., которых мы не встретим в английском праве. Однако в нем есть такие понятия, как до­верительная собственность, встречное удовлетворение и др., которых нет в романо-германской правовой системе. В английском праве нет де­ления норм на императивные и диапозитивные, сама норма менее общая, чем норма во французском праве.

Источником английского права является судебная практика. Суды не только применяют, но и создают правовые нормы. Прежде всего, это относится к деятельности Высоких судов, в настоящее время - Верховно­го суда, в который входит Высокий суд, Суд короны, Апелляционный суд. Высокие суды в Англии обладают большим авторитетом и властью. Судебный прецедент, как правило, создают только решения Высоких судов. Решения других судов могут служить примером, но они не служат обязательным прецедентом. Существует следующая система прецедента.

1) Решения высшей судебной инстанции - Палаты Лордов - обязатель­ны для всех судов.

2) Апелляционный суд, состоящий из двух отделений - гражданского и уголовного - обязан соблюдать прецеденты Палаты Лордов и свои собствен­ные, а его решения обязательны для всех остальных судов Англии.

3) Высший суд обязан соблюдать прецеденты вышестоящих судов, а его решения обязательны для нижестоящих судов.

4) Окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам вышестоящих судов, а их решения не создают прецедентов.

Правило прецедента традиционно жесткое. Однако в настоящее время наряду с прецедентами создается писаное право. Парламент ежегодно при­нимает до восьмидесяти законов. Всего накопилось около сорока тысяч нор­мативных правовых актов и около четырех миллионов трехсот тысяч прецедентов.

В теории права признается, что закон может отменить прецедент и при коллизии закона и прецедента предпочтение отдается закону. Однако на практике существует «прецедент толкования», то есть судебное понимание закона. И суд наделен широкими полномочиями в толковании закона.

Обычай, доктрина и разум играют определенную роль в правовой жизни Англии. Эти вспомогательные источники права находят приме­нение при восполнении пробелов в действующем праве.

В США английское прецедентное право принесли переселенцы. После приобретения независимости американцы начали отказываться от прецедентного права. Они создали писаную Конституцию. В некоторых штатах приняты уголовные, уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные Кодексы. В 1962 г. принят единый для всех штатов Торговый кодекс.

Однако полного перехода в романо-германскую систему права не про­изошло. Наряду с писаным, широко применяется и прецедентное право, как на уровне федерации, так и на уровне штатов.

В США пятьдесят одна система права: пятьдесят в штатах и одна - фе­деральная. Ежегодно публикуется триста томов судебной практики. Право­вой массив очень велик. И, несмотря на широкое использование компьютер­ной техники, поиск прецедентов – нелегкое дело.

Большую роль, как в судебной, так и в законодательной власти, играет Верховный суд. Он имеет право контроля за конституционностью законов.

Имеет немалое значение и обычное право. Так, пробелы в Конституции заполняются не только с помощью текущего законодательства, но и путем признания сложившихся обыкновений, устоявшихся обычаев и традиций. В сфере частного права широко распространены обычаи.

Систему религиозного права, в первую очередь, представляют системы мусульманского и индусского права.

Правовые системы мусульманских стран имеют определенные раз­личия, но все они сформировались и функционируют на религиозной основе ислама. Основой мусульманского права является Коран – это первый источник правовой системы. Другим источником мусульманско­го права является Сунна - описание поступков, поведения, высказыва­ний Магомета. В Коране, Сунне содержатся правила, регулирующие жизнь, поведение правоверных, много внимания уделяется проблеме справедливости. Коран и сунна вместе составляют писаный источник мусульманского права, так называемый, шариат. Третьим источником мусульманского права является Иджма, т.е. согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом об обязанно­стях правоверного. Иджма представляет собой единогласное мнение знатоков ислама, ученых - правоведов, установивших принцип, норму мусульманского права на основе Корана и Сунны. По сути дела Иджма представляет собой правовую доктрину ислама. Четвертым источни­ком мусульманского права является Кияс, т.е. умозаключение по анало­гии.

Под мусульманским правом в широком смысле слова понимается комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления, предписания, а также ор­ганически связанные с ними, проникнутые религиозным духом ислама, нравственные и юридические нормы. Фундаментальные основы мусуль­манского права остаются постоянными с 10 столетия нашей эры, когда эта правовая система сложилась в Аравии. Наряду с писаным правом – Шариатом, в мусульманских странах действует и обычное право - адаты. Примерно в 30 странах мира ислам признан государственной религией, что естественно отразилось на правовой системе этих государств.

Рассуждать о шариате значит коснуться важнейшей стороны ислама - одной из великих мировых религий, возраст которой приближается к четырнадцати векам, а численность последователей превышает 1/6 насе­ления современного мира. Попытка представить себе это явление, пусть даже в самом общем виде, осложняется тем, что до последнего времени ислам удостаивался серьезного внимания и объективного анализа разве только в академических изданиях. В средствах же массовой информации и обыденном сознании большинства граждан (прежде всего немусуль­ман) эта религия представлялась как достаточно примитивное, обра­щенное в прошлое учение, оправдывающее слепой фанатизм, нетерпи­мость и ограниченность. Считалось, что ислам не имеет будущего, да и к нынешним условиям мало подходит, поскольку сохраняет свои пози­ции лишь там, где налицо отсталость, средневековые пережитки, арха­ичные традиции. К пережиточным институтам причислялся сам ислам, а значит - и шариат.

Известно, что с аналогичных или близких позиций еще недавно оце­нивались и другие религиозные системы. Однако уже на наших глазах время внесло существенные коррективы в эти подходы, поставив все на свои места. Стало ясно, что отставшими от жизни и примитивными яв­лялись не религиозно-этические учения, а наши представления о них. Весьма характерен в этом отношении переворот в оценках роли христи­анства и, прежде всего, православия в духовной и культурной истории нашей страны, его вклада в нравственное возрождение общества. Скла­дывается впечатление, что этот процесс переосмысления в должной мере пока не коснулся ислама. Между тем его нравственно-духовный и ин­теллектуальный потенциал, возможности влиять на образ жизни во бла­го человека не менее значительны, нежели у других мировых религий. Этот вывод в полной мере подтверждается знакомством с шариатом –своего рода квинтэссенцией ислама.

Нормативная сторона шариата складывается из нескольких разновидностей предписаний. Первую составляют имеющие ясный смысл и однозначно понимаемые положения Корана и Сунны. Среди них можно найти все конкретные правила исполнения мусульманами своих религиозных обязанностей, а точных норм, регулирующих взаимоотношения людей, имеется совсем немного (заметным исключением являются лишь вопросы брака, семьи и наследования). Эти правила носят непосредственно религиозный харак­тер и исполнение многих из них считается обязательным для мусульман, составляет часть их религиозного статуса.

Религиозную природу имеют и те предписания Корана и Сунны, ко­торые несут различный смысл, предусматривают по конкретным случа­ям не точные правила поведения, а устанавливают лишь общие рамки, ориентиры. Причем по вопросам взаимоотношений людей такие много­значные положения заметно преобладают в указанных источниках. Главное отличие этой второй группы норм шариата в том, что она не­одинаково толкуется различными направлениями исламской мысли и разнообразными мусульманско-правовыми школами.

С нормативными предписаниями шариата тесно связаны так назы­ваемые корни фикха (термин "фикх" означает как доктрину мусульман­ского права, так и его нормы), выполняющие роль источников ислам­ских правил поведения. С помощью таких способов, называемых в совокупности иджтихадом, и формулируется подавляющее большинство норм, регу­лирующих взаимоотношения людей. Без этих рациональных источников правил поведения исламский образ жизни вообще немыслим. Не слу­чайно многие авторитетные мыслители рассматривают их в качестве важного элемента шариата, хотя они относятся не столько к шариату, сколько к источникам мусульманского права вообще.

Поскольку шариат смотрит на мусульман как на людей, ведущих светскую жизнь, а также в известной мере касается живущих в мусуль­манском обществе немусульман, среди его целей и ориентиров можно обнаружить такие, в которых религиозно-этические критерии сочетают­ся с вполне "земными" интересами, предопределяющими поведение че­ловека и нередко конкретизируются в правовых оценках. Так, по мне­нию авторитетных исламских мыслителей, шариат призван служить ин­тересам человека и удовлетворять его мирские потребности, одни из ко­торых являются жизненно необходимыми, другие облегчают его суще­ствование, а третьи могут считаться излишествами. Одновременно предполагается, что любая исламская норма нацелена на поддержание и защиту одной из пяти основных ценностей шариата - религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности. Нетрудно заметить, что лишь первая из них непосредственно выражает богооткровенную при­роду шариата, а остальные больше подчеркивают его светскую направ­ленность.

Взаимосвязь духовного и светского прослеживается также в класси­фикации всех защищаемых шариатом интересов и прав на те, которые присущи Аллаху, принадлежат отдельным людям либо касаются одно­временно как всевышнего, так и индивидов. Кроме того, важным исход­ным началом шариата является конкретизация отмеченной выше идеи дозволенного и запрещенного Аллахом в делении всех поступков человека на обязательные, рекомендуемые, разрешенные, порицаемые и за­прещенные. Причем применительно к религиозному и мирскому пове­дению преобладают разные оценки. Так, строгие требования шариат предъявляет главным образом к выполнению мусульманами религиоз­ных обязанностей и соблюдению культовых запретов, а по отношению к светским делам занимает несколько иную позицию. Здесь для шариата ведущим является стремление чрезмерно не обременять человека, не сковывать его жесткими ограничениями, в чем отражается характерная для него склонность к умеренности и неприятию крайностей.

Не случайно одно из правил мусульманской юриспруденции гласит, что при коллизии двух норм предпочтение отдается той, применение ко­торой сопряжено с меньшими усилиями.

Универсализм шариата, взаимодействие в нем религиозно-этического и правового начал ярко проявляются в его оценке того или иного поступка. Шариат допускает возможность двух подходов, один из которых берет за основу внутренние намерения человека, а другой - его внешнее поведение. Именно на таком несовпадении традицион­но было основано одно из различий функций муфтия (знатока шариа­та, дающего заключения по религиозно-правовым вопросам) и кади (судьи): первый в своих суждениях относительно конкретного дела исхо­дил преимущественно из религиозных соображений, а второй - учиты­вал чисто правовые, формальные моменты. Поэтому их оценки одного и того же поступка могли не совпадать, но обе признавались действитель­ными. Не случайно шариат исходит из того, что гарантиями соблюде­ния большинства его норм являются как потусторонние, религиозные санкции, так и земная, правовая ответственность.

Не случайно многие известные ученые рассматривают шариат в ка­честве основы, источника правил поведения мусульман, общего учения об исламском образе жизни. Такой взгляд означает, что сам по себе ша­риат еще не дает ответы на любые вопросы, но содержит все необходи­мое для их поиска. Поэтому не приходится удивляться, что, как уже от­мечалось, он ассоциируется с исламским правом как всеобъемлющей си­стемой социально-нормативного регулирования. Иначе говоря, там, где исповедуется ислам и живут мусульмане, действует и шариат. В этом смысле он играет роль объединяющей мусульман константы, общего неизменного ориентира для всех них и даже гаранта незыблемости ис­лама как цивилизации.

Одновременно шариат демонстрирует уважение к обычаям и традициям мусульман, которые должны учитываться при решении кон­кретных вопросов. Не случайно среди правовых принципов шариата выделяются те, в которых проводится эта идея: "Обычай имеет значение нормы", "То, что применяют люди, является критерием, которому над­лежит следовать", "Установленное обычаем равносильно предусмот­ренному нормой права". Признание авторитета обычая сквозит и в хадисе "То, что мусульмане считают хорошим, то и для Аллаха является хорошим".

Следует подчеркнуть, что, по преобладающему в мусульманской юриспруденции мнению, обычай может служить оправданием даже от­хода от некоторых предписаний Корана и сунны. Кроме того, считается, что любая норма, в том числе и предусмотренная указанными источниками, должна уступать место другой, если исчезло основание, вы­звавшее ее в свое время к жизни.

Таким образом, шариат позволяет интерпретировать и применять его нормы, изначальные ориентиры и принципы с учетом условий жиз­ни мусульман, их обычаев и интересов, находить такие конкретные ре­шения, которые идут в ногу со временем. В исламском мире всегда сосуществовали самые различные традиции, обычаи и пра­вовые системы. Их взаимодействие и даже взаимовлияние с шариатом говорят не о его слабости, а, наоборот, подтверждают его силу и жиз­ненность, способность развиваться и соответствовать своему времени.

В 20 веке развитие права мусульманских стран проходит под воздей­ствием правовых систем Запада. В странах мусульманского права вместе с комплексом норм "личного статуса" (брак, наследование, завещание, правосубъектность) сформировались такие отрасли права, как граждан­ское и торговое право, государственное, административное, трудовое, судебно-процессуальное, уголовное. Праводится систематизация зако­нодательства, разработаны и приняты кодексы, совершенствуются ор­ганизация и деятельность судов.

Другой разновидностью религиозной системы права является индусское право - право общин. Оно существует в Индии, Пакистане, Малазии, Танзании, некоторых других странах, исповедующих индуизм. Как и мусульманское, индусское право обязывает верующих принимать на веру религиозные догмы и учения.

Согласно индуизму все люди от рождения разделены на касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, мораль. Высшей кастой являются брахманы, которые могут занимать государственные посты, быть служащими церкви.

Верующие должны вести себя так, как предусматривают правила кас­ты, к которой они принадлежат. В качестве регулятора поведения допускает­ся и обычай. В каждой касте свои обычаи. Собрание касты путем голосова­ния решает все местные споры. Высшей мерой наказания считается отлуче­ние от данной общины.

Источником индусского права, прежде всего, являются религиозные тексты. В индуистских книгах, именуемых шастрами, изложены предписания, нормы поведения людей, обеспечивающих угодную богу жизнь в об­ществе. В шастрах выражены религиозно-философские основы жизни, которые включают дхарму (наука поведения), артху (наука о политике), каму (наука удовольствий). Дхарма - это предназначение обязанностей людей без различия их на моральные или правовые. Дхарма допускала следование обычаям, а также рекомендовала индусам руководствовать­ся в поведении совестью и справедливостью.

В настоящее время наряду с правом общин создается законодательство. Однако суды имеют право не применять закон, а действовать по своему ус­мотрению, чтобы сочетать требование закона и реальную справедливость.

В 1950 г. была принята Конституция Индии, которая ликвидировала касты у индусов.

К нормам индусского права, реально действующим по отношению к индусам, в современных трудах правоведов применяют регламент личного статуса, включая брак и развод, несовершеннолетие и опекун­ство, родство, усыновление, семейную собственность, наследование и др. В современной Индии индусское право и индийское право не одно и то­же. Нормы индийского права обязательны для всех граждан независимо от их национальности, религии. Закон и судебный прецедент являются главными источниками права современной Индии.

Следующей правовой семьей является система традиционного права, к которой относят правовые системы Китая и Японии (дальневосточное право) и обычное право стран Африки.

Характеризуя правовые системы Китая и Японии, следует заметить, что становление правовой системы Китая - длительный исторический про­цесс. В древнекитайском обществе под влиянием конфуцианства сложи­лась атмосфера недоверия к праву, даже негативного отношения к зако­ну. Конфуций призывал строить отношения людей на основе морали, началах добродетели, учил, что управлять должны люди, а не законы. Школа законников, легисты обосновали идею приоритетной роли зако­на, гарантированного насильственными мерами государства. Идеи легистов (правление закона) оставались чуждыми сознанию большинства китайского народа. Естественно, что такое переплетение разных кон­цепций управления и правопонимания оказало большое, неоднозначное влияние на историю развития права и государства.

После революции в Китае были осуществлены крупные преобразо­вания в правовой системе. Были разработаны за­конодательные акты, проведена кодификация законодательства. Однако взгляды Конфуция в КНР не утратили до конца роли духовного импе­ратива, прежде всего в сознании китайских крестьян. До настоящего времени подавляющее большинство споров и конфликтов разрешается не посредством обращения в суд, а на основании представления о гармонии, содержащемся в философии конфуцианства. Причем подобное положение вещей характерно не только для рядовых граждан, но и затрагивает производственные споры, споры между юридическими лицами, включая споры, возникающие при осуществлении внешнеэкономической деятельности. В Международный торговый арбитраж, действующий в КНР, поступает минимальное количество дел по сравнению с аналогичными судами, действующими в других регионах мира.

Если говорить о Японии, то необходимо заметить, что в современных условиях Япония имеет хорошо организованную правовую систему: развитое законодательство, суды, квалифицирован­ные кадры юристов, правовую культуру населения. В законодательной работе широко использовались юридический материал и опыт западно­европейских государств, было осуществлено заимствование западных кодексов. Основными источниками права Японии являются законы. Верховный суд обладает властью устанавливать правила процедуры су­допроизводства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления судебными делами. Прокуроры руковод­ствуются правилами, установленными Верховным судом. Решения Вер­ховного суда, содержащие толкование закона, имеют также силу источ­ника права.

В правовой системе важную роль играет правосознание общества, отдельных граждан. Правосознание взаимодействует с нравствен­ностью, такими стимулами поведения людей, как совесть, достоинство, честь. В Японии существует такой феномен как "гири", имеющий суще­ственное значение в регулировании поведения. Этот феномен близок к понятию "долг", это чувство у японцев возникает из чувства обязан­ности и зачастую им руководствуются в значительно большей мере, чем предписаниями законов.

Безусловный интерес представляет собой обычное право стран экваториальной, южной Африки и Мадагаскара. В основном оно представляет собой основанную на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм – обычаев. Необходимо заметить, что обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах Романо-германского и англо-саксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство и сплоченность социальной группы, уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами. Мифический характер обычаев, равно и как их множественность, неформализованность и разрозненность не позволяют создать на их основе национальные правовые системы по типу европейских.

Особенностью обычного права стран Африки является то, что многие из них представляют собой «мононормы» - правила, содержание которых представляет собой слитность многих социальных норм (религиозных, нравственных, правовых), табуитета, мифологии. Не может быть и речи о выделении каких-либо правовых институтов.

Действующие «мононормы» отличаются доминированием запретов, отсутствием их мотивации, слабой выраженностью интеллектуальных аспектов, отражением не столько социальных, сколько биосоциальных условий деятельности, поэтому в них отсутствует структура нормы права в общепринятом значении. При этом роль юридической техники выполняют определенные ритуалы, например, гадания, взывания к духам и т.д., которые достаточно строго регламентированы, носят сакральный характер.

Помимо указанных особенностей, традиционное право характеризуется тем, что общий объем правового регулирования, основанный на обычаях и традициях, в целом, невелик. Основную нагрузку нормативного регулирования несут акты, так называемого, пассивного поведения, выработанные в процессе борьбы за существование и передаваемые по наследству. Это поведение целесообразно, но бессознательно. Правом такое поведение регулироваться не может, так как совершается без участия сознания и воли человека. Поэтому наряду с обычаями и традициями существуют такие регуляторы как:

- обряды, то есть действия, имеющие целью сформировать определенные чувства;

- мифы – образные примеры, которые учат тому, что надо делать, как надо поступать;

- табу – строжайшие запреты, отличающиеся непререкаемостью и имеющие биологические основания.

Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей.

Такие же трудности возникают и при создании судебных органов власти, формировании судебного процесса. Суд, в его классическом понимании, оказывается чужеродным трибы или клана, где каждый житель является частью единой социальной группы, связанным с другими ее представителями, и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или иного лица, а путем их примирения. Роль судей исполняют жрецы, шаманы или вожди; при разрешении споров используются древнейшие средства доказывания, такие как поединок, присяга. Примирительный уклон в правосудии способствует преодолению междоусобиц, приводящих к губительным последствиям. При тяжком преступлении имеет место принцип талиона, когда наказание точно соответствует причиненному вреду («око за око, зуб за зуб»).

Таким образом, современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цивилизационный подход к типологии права | Международное право и национальные правовые системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.