Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоохранительные органы государства, их функции




Создаваемые государством органы, основной целью которых является осуществление правоохранительной деятельности (защита права от нарушений, обеспечение законности и правопорядка, охрана прав и интересов личности и государства, предупреждение и пресечение правонарушений, применение мер принуждения), принято именовать правоохранительными органами. Однако законодательными или иными нормативными актами это понятие не определено, а также нигде не указан перечень правоохранительных органов. Нередко в различных законах, в юридической и иной литературе одни и те же государственные структуры, осуществляющие правоохранительную деятельность, относятся к числу «органов охраны правопорядка», «органов правоохранительной системы», «органов уголовной юстиции» или другим.

В учебной и другой специальной литературе при характеристике правоохранительных органов предлагаются различные признаки (критерии), на основании которых тот или иной орган может быть отнесен к числу правоохранительных. Среди них наиболее характерными признаками являются следующие.

1. Полномочия по осуществлению правоохранительной деятельности правоохранительному органу предоставляются путем прямого указания в законе или отдельным законом, в котором определяются задачи, устройство и направления деятельности этого органа.

2. Правоохранительный орган осуществляет деятельность по защите права от нарушений в соответствующей форме по установленным законом правилам и с соблюдением определенных процедур.

3. Правоохранительные органы в зависимости от характера правонарушения имеют право применять меры государственного принуждения в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка.

4. Принятые правоохранительными органами законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению. Неисполнение их должностными лицами и гражданами влечет за собой установленную законом ответственность.

На основании перечисленных признаков обычно к правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы обеспечения безопасности, органы юстиции, таможенные органы.

В юридической литературе принято в рамках правоохранительных органов принято рассматривать также деятельность налоговых органов, нотариата, адвокатуры, частных охранных и детективных служб. Однако эти органы в полной мере не обладают характерными признаками правоохранительных органов, особенно в части права применять меры принуждения. Вместе с тем, налоговым инспекторам, нотариусам, адвокатам, частным охранникам и детективам законодательством предоставлены значительные полномочия по защите прав и интересов граждан, организаций и государства, другие права и функции правоохранительной деятельности.

Некоторые авторы полагают, что суды должны быть исключены из числа правоохранительных органов в силу специфичности и исключительности их положения в системе органов государства. Такое мнение обычно обосновывается тем, что суды как органы, олицетворяющие судебную власть, осуществляют особый вид государственной деятельности - правосудие. При отправлении правосудия, при выполнении контрольных функций за деятельностью других органов суды являются единственными в государстве орга­нами, которые, разрешая различные споры, принимают окончательные решения, не подлежащие изменению или отмене иными органами. Однако, не отрицая и не умаляя осо­бого положения судов в системе государственной власти,ихсамостоятельности и независимости, на наш взгляд, суды -в большей степени правоохранительные органы, чем, к при­меру, прокуратура или органы внутренних дел. Ведь именно суды контролируют работу правоохранительных органов, оценивают их выводы, восстанавливают нарушенные права и, таким образом, еще эффективнее и надежнее защищают право от нарушений.

37. Монархия как форма правления, ее разновидности:

Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Виды форм правления: монархия и республика (основное их отличие друг от друга – выборность и срочность органов власти в республике).

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (фараона, короля, царя, императора, шаха) и в большинстве случаев является пожизненной и передаваемой по наследству.

Признаки монархии: главой государства является монарх (царь, король, император, эмир и т.д.), он осуществляет свою власть пожизненно, он получает власть по наследству и не несет юридической ответственности за свое правление.

Виды монархий:

· Абсолютная – вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, она ничем не ограничена, конституция и парламент отсутствуют, разделения власти на ветви не существует. Абсолютные монархии характерны для периода феодализма, но в настоящее время в качестве абсолютных монархий считаются некоторые страны мусульманского мира: ОАЭ, Саудовская Аравия и др.

· Ограниченная, которая в свою очередь делится на дуалистическую и парламентскую (конституционную).

Дуалистическая – это временный этап развития монархии, когда монарх еще не потерял своих полномочий, а парламент их в полном объеме не получил (период двоевластия монарха и парламента) либо монархия, в которой монарх обладает достаточно широким кругом полномочий.

Парламентская или конституционная – власть монарха ограничена каким-либо представительным органом. Примерами ограниченной монархии являются Великобритания, Испания, Дания и т.д.

Данная монархия характеризуется:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получившей большинством голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающей небольшим числом депутатских мест, становится главой правительства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 805; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.