Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и происхождение денег. Общественное разделение труда (выделение земледелия и скотоводства, а затем и ремесел) потребовало постоянного обмена продуктами труда

 

Общественное разделение труда (выделение земледелия и скотоводства, а затем и ремесел) потребовало постоянного обмена продуктами труда.

Продукт труда, произведенный для продажи - это товар. Товары обладают потребительной стоимостью и стоимостью.

Обмен, т.е. движение товаров от одного товаропроизводителя к другому, предполагает соизмерение различных по виду, качеству, назначению товаров. Основой соизмерения товаров является их стоимость (не цена!) - т.е. общественно-необходимый труд, затраченный на производство товара.

С целью обеспечения сопоставимости различных затрат труда появляется понятие меновой стоимости. Меновая стоимость - это стоимость товара в сопоставимых с другим товаром условных единицах, обеспечивающая способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях.

Существуют две концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная. Первое упоминание о рационалистической теории происхождения денег дается в работе Аристотеля, которая называется “Нахомахова этика”. Эта теория объясняет появление денег как результат соглашения (или сговора) людей, убедившихся в том, что для продвижения стоимости в меновом обороте необходимы специальные инструменты. Эта теория безраздельно господствовала вплоть до XVIII века. Согласно второй, эволюционной теории, деньги появились в результате эволюционного процесса. В “Капитале” К. Маркс, на основе анализа товарного обращения, это убедительно доказывает. Эволюция обмена товаров предполагает развитие форм стоимости:

1) Простая, или случайная, форма стоимости. Например, 1 овца обменивается на 1 мешок зерна.

2) Развернутая форма стоимости: 1 мешок зерна – на 1 овцу или 1 аршин холста, или на 1 топор.

3) Всеобщая форма стоимости: всеобщий общепризнанный эквивалент (например, мера соли, 1 раковина) = 1 овце, 1 топору, 1 аршину холста, мешку зерна.

4) Денежная форма стоимости. Определенное количество того, что считают деньгами = 1 овце, 1 топору, 1 аршину холста, мешку зерна.

Для превращения товара в деньги необходимо:

· общее признание за этим товаром роли всеобщего эквивалента;

· длительное выполнение этим товаром роли всеобщего эквивалента;

· наличие особых физических свойств, пригодных для постоянной обмениваемости.

Наиболее пригодными для выполнения роли денег оказались золото и серебро.

Деньги по своему происхождению - это товар. Они также обладают двумя свойствами товара:

n потребительной стоимостью (например, в виде украшения - удовлетворяют эстетическую потребность);

n стоимостью, поскольку на добывание золота также затрачивается определенное количество общественно-необходимого труда.

Деньги - это особенный товар:

n кроме потребительной стоимости (см. выше) они обладают всеобщей потребительной стоимостью, поскольку с помощью денег человек может удовлетворить любую потребность;

n стоимость денег имеет внешнюю форму проявления до их обмена на рынке, тогда как стоимость обычного товара скрыта и проявляется только в момент покупки-продажи, т.е. если товар покупается, то труд, затраченный на его производство, признается обществом, становится общественно необходимым; следовательно, товар обладает стоимостью.

Деньги разрешили противоречие товарного производства: между потребительной стоимостью и стоимостью, заключающееся в том, что один и тот же товар для одного человека не может обладать одновременно и потребительной стоимостью и стоимостью. С появлением денег товарный мир раскололся на две части - это деньги как товар и все остальные товары. Потребительная стоимость сконцентрирована на стороне всех товаров, а стоимость - на стороне денег. Деньги становятся выразителем потребительных стоимостей всех товаров через свою стоимость.

Таким образом: деньги - это товар, особенность которого заключается в том, что:

· это стихийно (исторически) выделившийся за счет своих физических свойств товар;

· это особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента;

· это товар, объединяющий в себе две экономические категории: потребительную стоимость и стоимость (в отличие от других товаров).

Три основных свойства денег, раскрывающих их сущность:

1) Деньги обеспечивают всеобщую непосредственную обмениваемость. На них покупается любой товар;

2) Деньги выражают меновую стоимость товара. Через них определяется цена товара, что позволяет количественно сравнивать разные по потребительной стоимости товары;

3) Деньги выступают материализацией всеобщего общественно-необходимого рабочего времени, заключенного в товаре.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Деньги. Сущность, функции и теории денег | Функция денег как меры стоимости
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.