Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая политика РФ на современном этапе. Виды, формы и методы проведения финансовой политики




 

Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основ­ные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются ис­полнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рас­смотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Региональные орга­ны власти и органы местного самоуправления строят финансо­вую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе

Современная финансовая политика нацелена на формирование модели рос­сийской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, кото­рая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации до­ходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.

Главной стратегической задачей бюджетной политики на сов­ременном этапе является проведение бюджетной реформы, пред­полагающей переход от управления бюджетными затратами к уп­равлению результатами путем повышения ответственности и рас­ширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднес­рочных ориентиров. В связи с этим к основным задачам бюджет­ной политики на среднесрочную перспективу относятся:

· переход от сметного финансирования бюджетных учрежде­ний и прямого предоставления значительной части бюджетных услуг к принципу их оплаты в соответствии с получаемыми обще­ством результатами.

· реформирование бюджетного учета, что предполагает изменение Бюджетной классификации РФ в соответствии с требова­ниями международных стандартов, а также с учетом функций, выполняемых органами государственной власти и местного самоуправления.

· совершенствование среднесрочного бюджетного планиро­вания, которое должно приобрести не только долгосрочный ха­рактер, но также подразумевает разработку надежных, достовер­ных и стабильных среднесрочных финансовых прогнозов разви­тия экономики и перспективного финансового плана.

· переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, которые позволят обеспечить взаи­мосвязь между распределением бюджетных средств и фактичес­кими (или планируемыми) результатами их использования.

Отдельной составляющей бюджетной политики является оптимизация доходов бюджетов всех уровней, в том числе и реализуемую посредством налоговой политики. Основная задача в краткосрочном период налоговой политики – это стимуляция деловой активности и экономического роста. В этой связи целесообразными выглядят шаги по снижению налогового бремени, путем снижения налоговых ставок, предоставление налоговых кредитов и замораживания реформ, связанный с увеличением налогового давления на частный сектор экономики, снижение числа налоговых проверок.

В среднесрочной перспективе основное направление налоговой политики будет направлено на формиро­вание налоговой системы, которая будет необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в фор­ме налоговых платежей, так и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговой отчетности и налоговых проверок.

Текущая политика в области бюджетных расходов в настоящее время характеризуется отраслевой направленностью, что обус­ловлено выделением в составе экономического комплекса ряда отраслей, развитие которых на современном этапе имеет перво­степенное значение. К ним относятся инновационные сектора экономики, образование, здравоохра­нение, транспорт, национальная оборона. В настоящее время за­дачами этой составляющей бюджетной политики являются:

в образовании:

· расширение практики программно-целевого планирования
бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на развитие
образования;

· планирование расходов федерального бюджета на финансирование высшего профессионального образования с учетом
прогнозов потребности в соответствующих специалистах на рынке труда;

· организация по согласованию с субъектами РФ экспери­ментов по введению подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, специальных форм финансирования для школ, расположенных в сельской местности;

· постепенное замещение финансирования текущего содержания сети учреждений профессионального образования финан­сированием конкретных образовательных услуг;

· введение системы образовательных субсидий и кредитов.

в здравоохранении:

· переход от сметного принципа финансирования медицинс­ких учреждений к оплате за оказанный объем и качество медицинской помощи на основе утверждения стандартов медицинс­ких услуг;

в транспорте:

· определение приоритетных объектов финансирования за
счет бюджетных средств и привлечение частных инвестиций в от­расль для дальнейшего развития транспортной инфраструктуры;

· развитие приоритетных направлений транспортной системы и магистралей, отсутствие которых сдерживает развитие экономики.

С этой целью формируется государственная корпорация Российские автомобильные дороги.

в оборонном комплексе:

· проведение реформы социальных гарантий военнослужащим путем создания ипотечно-накопительной системы, которая
позволит обеспечить военнослужащих жильем на условиях ипотечного кредита;

· создание прозрачной системы финансирования Вооруженных Сил с целью эффективного контроля за целевым использо­ванием бюджетных средств, направляемых на финансирование национальной обороны;

· финансирование программ технического переоснащения Вооруженных сил.

в инвестиционной сфере:

· определение стратегических приоритетов государственной
инвестиционной политики и финансирование федеральных целевых программ, направленных на реализацию крупномасштаб­ных инвестиционных, научно-технических и (или) структурных
проектов, которые позволят обеспечить инновационное развитие
экономики (частности развитие сектора нанотехнологий, авиаосмического сектора).

· установление способов обеспечения ресурсной сбалансиро­ванности федеральных целевых программ.

Стратегическими задачами политики в сфере межбюджет­ных отношений являются: предоставление гражданам независи­мо от места их проживания равного доступа к основным бюджет­ным услугам и социальным гарантиям; обеспечение на каждом уровне бюджетной системы соответствия между доходными ис­точниками и расходными полномочиями; создание условий для заинтересованности региональных органов власти и органов местного самоуправления в оценке и использовании налогового потенциала подведомственной территории и для эффективной реализации закрепленных за ними полномочий.

Для решения пе­речисленных задач в сфере межбюджетных отношений в ближай­шее время необходимо реализуются следующие меры:

· перераспределение налоговых источников между уровнями
власти;

· проведение дальнейшего выравнивания бюджетной обеспечен­ности по основным социальным гарантиям;

· укрепление бюджетной дисциплины и разработка механизма
обеспечения ответственности региональных органов власти и органов местного самоуправления за проводимую бюджетную по­литику, выполнение финансовых обязательств перед населением,
бюджетными учреждениями, кредиторами.

Важной составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных социальных внебюджет­ных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенси­онного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособ­ности. Эффективная реализация этой составляющей финансо­вой политики в первую очередь влияет на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояние населе­ния. В настоящее время социальная политика должна обеспечить формирование условий для роста экономики государства, что обусловливает необходимость решения следующих основных за­дач политики в области государственного социального страхо­вания и в целом социальной защиты населения:

· упорядочение системы социальных пособий и льгот, кото­рые должны получить адресный характер, предполагающий их
предоставление социально уязвимым слоям населения;

· сохранение стабильности доходов государственных соци­альных внебюджетных фондов;

· разработка механизма обеспечения денежных выплат по
принятым ранее и не исполненным до настоящего времени соци­альным обязательствам государства;

· использование механизма софинансирования социальных
выплат за счет бюджетов разных уровней бюджетной системы,
что будет способствовать поддержанию стабильности финансо­вой базы реализации социальных гарантий населению в условиях
снижения ставки единого социального налога;

· применение методов финансирования учреждений социальной сферы по принципу «деньги следуют за потребителем»,
который предполагает введение подушевого финансирования,
использование страховых механизмов мобилизации финансовых
ресурсов в социальную сферу и использование государственного социального заказа;

· законодательное определение порядка финансирования на­копительной части трудовых пенсий, определение ожидаемого
периода выплаты накопительной части трудовых пенсий;

· усиление контроля за целевым и эффективным расходованием средств государственных социальных внебюджетных фондов;

· переход от фискального механизма финансирования внебюджетных фондов к страховому.

Рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики Российской Федерации на современном этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит от после­довательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического раз­вития с целью корректировки тактических направлений финан­совой политики, а также от своевременного отражения ее нап­равлений и особенностей реализации в правовой базе и элемен­тах финансового механизма.

 

Семинар




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.