Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комедии Сумарокова

Комедия, в отличие от трагедии, изображает повседневную жизнь. Отрицательные явления действительности раскрываются с помощью смеха. Сумароков в «Эпистоле о стихотворстве» пишет о назначении комедии – «издевкой править нрав». Цель комедии, по классицизму, просвещать, осмеивая недостатки. Русская классицизма сделала предметом смеха невежество русского дворянства, тяготение к роскоши, преклонение перед иностранным.

Сумароков был первооткрывателем жанра комедии в России в 1750-х гг. С 1760-х гг. появляется молодой, более талантливый комедиограф – Фонвизин.

Ранние комедии Сумарокова имеют ярко выраженный памфлетный характер: «Третейский суд», «Пустая ссора», «Нарцисс», «Тресотиниус». Персонажами комедий являются неприятные Сумарокову знакомые. Трагедия «Тресотиниус» - откровенная литературная борьба с личным врагом Сумарокова – Тредиаковским. Особенностью комедий 50-х гг. являются простая интрига и большое количество действующих лиц. В них нет указания на место действия, в них звучат отголоски народного театра. Ранние комедии Сумарокова быстро вышли из моды и забылись зрителями.

В зрелых комедиях 60-70-х гг. Сумарокова меняется характер комедийного действия: «Опекун», «Приданое обманом», «Лихоимец», «Рогоносец по воображению». Сумароков сокращает число персонажей, усложняет любовную интригу, усиливает социальное начало, усложняются характеры. Действие не сводится, как в ранних комедиях, к одному неудачному сватовству. Происходящие события вписываются в конкретную историческую эпоху. Большое место в композиции занимают диалоги на общие темы.

Сам Сумароков мало ценил свои комедии. Он считал их необходимым, традиционным привеском к серьезной части спектакля. В соответствии с античной традицией театральных постановок после трагедии обязательно шла короткая комедия.

Тема: Творчество Михаила Васильевича Ломоносова.

План:

1. Биография М.В. Ломоносова(1711-1765) (самостоятельно).

2. Завершение реформы русского стихосложения.

3. Филологические труды.

4. Жанр оды в творчестве Ломоносова.

5. Антиклерикальная сатира «Гимн бороде».

6. Драматургия Ломоносова (трагедия «Тамира и Селим», «Демофонт»).

7. Значение Ломоносова в истории русской культуры, науки и литературы.

 

 

2. История русского стихосложения стихосложения насчитывает 3 периода:

1. до утверждения силлабо-тоники (17-19 вв.)

2. господство силлабо-тоники (18-19 вв.)

3. господство силлабо-тоники и чистой тоники (20 в.).

До становления письменного стихотворства в 17 в. русская поэзия знала 3 системы стихосложения:

- «свободный стих» церковных песнопений;

- песенный стих народной устной поэзии (занимает промежуточное положение между тоникой и силлабо-тоникой);

- чисто тонический, говорной «скомороший» стих (основной стих ранней русской поэзии).

В 17-начале 18 в. были сделаны 3 попытки усвоить другие системы предложения:

- метрическую, по античному образцу (Мелетий Смотрицкий);

- силлабическую, по польскому образцу (Симеон Полоцкий);

- силлабо-тоническую, по немецкому образцу (Ломоносов).

В трети 18 в. наибольшее распространение получает силлабика. В результате реформы Тредиаковского-Ломоносова к середине 18 в. утверждается силлабо-тоника. Ломоносов разрабатывает трактат по стиховедению «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739, опубл. 1778) и пишет оду по новым правилам «На взятие Хотина» (1739, опубл. 1751). Ломоносов пишет, что в русском языке нет кратких и долгих слогов, как в греческом языке. В русском языке нужно ввести понятие стопы (метрическая единица, основанная на определенном сочетании ударного и безударного слогов). Используя античные названия, Ломоносов дает образцы таких стоп. Двусложные стопы: ямб, хорей; трехсложные стопы: дактиль, анапест, амфибрахий. Ломоносов подчеркивает, что схема ударений не может нарушаться (иначе, чем стих будет отличаться от прозы?). Ломоносов отвергает ограничения Тредиаковского. По его мнению, рифма может быть и мужской, и женской, и дактилической, т.к. в русском языке нет постоянного ударения. В польском языке постоянное ударение на предпоследнем слоге, отсюда женская рифма силлабики. Ломоносов уравнивает все стопы, но отдает свое предпочтение ямбу и анапесту. Он разрабатывает Я4, который станет самым распространенным размером в русской поэзии. На практике он отказался от требования чистых ямбов. Особенность русского языка вызвала необходимость использования пиррихиев (оба слога безударны), и спондеев (оба слога ударны).

Ломоносов утверждает: «Российские стихи надлежит сочинять по природному нашему языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить».

Филологические труды

В 1748 г. опубликовано «Краткое руководство к красноречию». Все риторики, выходившие ранее, писались на латыни. Риторика содержала отрывки из произведений античных авторов (Гомера, Плутарха, Демосфена, Аристотеля, Цицерона, Вергилия), писателей эпохи Возрождения (Э. Роттердамского), примера из своего творчества. Это была образцовая для своего времени литературная хрестоматия. Впервые риторика учила, как писать стихи, как выдерживать единый стиль, как развивать тему, какие использовать выразительные средства. Ломоносов расширяет тематику произведений, включает научно-философские и любовные мотивы. Он рекомендует показывать борьбу противоположных начал в человеке, в результате чего разум побеждает чувство. Проблема вымысла решается Ломоносовым в соответствии с назидательной направленностью классицизма: «Небывалое (приключения, события, герои) должно исправлять нравы читателя».

В главе «О украшении» Ломоносов объясняет законы стилистики и образности русской речи. Он описывает все единицы речи, начиная со звуков и заканчивая предложением. Предложенный им звуковой символизм актуален и в современной поэтике: «Частый повтор «а» способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного страха. Через «о, у, ы» - страшные и сильные вещи: гнев, боязнь, печаль». Ломоносов советует остерегаться повторять один и тот же звук: «Тот путь тогда топтать трудно».

Порядок слов в стихе должен подчиняться требованиям смысловой ясности. Ломоносов дает определения тропов, многие из них сохранили свое значение и в современном литературоведении. Он советует не перегружать ими текст, чтобы не нарушать «чистоту штиля» и «ясность смысла».

«Риторика» Ломоносова в духе времени носила нормативный характер – была сводом правил и рекомендаций для письменного и устного изложения. Но Ломоносов не требовал неукоснительного следования правилам. Он советовал заботиться о содержании и подчинить ему все словесные средства. В «Риторике» Ломоносов намечает ряд основных положений теории трех штилей. Окончательно она формулируется в трактате «О пользе книг церковных в Российском языке».

Три стиля в литературе – высокий, средний и низкий – различаются между собой пропорцией русских и славянских элементов. Всю лексику Ломоносов разделил на 3 группы «речений» слов:

1) Славянские слова, общеупотребительные и в русском языке, имеющие нейтральную стилистическую окраску (Бог, рука, слава, ныне, почитаю);

2) Славянские слова, малоупотребительные, но понятные русскому человеку (отверзаю, взываю, зеницы, длань, ланиты). Из этой группы исключаются «неупотребительные и весьма обветшалые слова» (устаревшие) – обоваю (очаровываю, ворожу), рясны (женские украшения типа ожерелья), евогда (иногда).

3) Исконно русские слова, их нет в церковнославянском языке (говорю, ручей, пока, лишь, который). Здесь исключаются «презренные» (низкие, просторечные) слова.

За каждым стилем закрепляются определенные поэтические и прозаические жанры. Литературные жанры используют только «свою» лексику.

Высокий «штиль» соответствует героической поэме, оде, трагедии и использует речения 1 и 2 рода.

Средним «штилем» Ломоносов предлагает писать все театральные сочинения, драмы, стихотворные дружеские письма, эклоги, элегии, в прозе – «описание дел достопамятных и учений благородных» (исторические и научные произведения). Использует речения 1 и 3 рода, в нем могут употребляться славянизмы («с великою осторожностью, чтобы слог не казался надутым»), и «низкие» слова (но так, «чтобы не опуститься в подлость»).

Низким стилем следует писать комедии, увеселительные эпиграммы, сатиры, лирические песни. В прозе – дружеские письма, описание обыкновенных дел. Использует речения 3 рода. Возможно употребление просторечий.

По мнению Ломоносова, поэзия должна воспитывать самые благородные качества, пробуждать чувство гордости за отечество и его историю. Историческая наука и поэзия, по его мнению, близки: они сохраняют в веках подвиги героев. Подобное понимание функций литературы соответствовало духу эпохи Просвещения. Литература, по мнению Ломоносова, должна быть общественно значимой, поэтому любовной тематике он предпочитает высокую общественную проблематику. Ломоносов много делает в области создания научной терминологии. Здесь он шел путем использования общедоступных русских слов для обозначения сложных научных понятий. Термины, изобретенные Ломоносовым: законы движения, магнитная стрелка, земная ось, преломление лучей, равновесие тел, воздушный насос, негашеная известь.

Задание: найти образцы трех штилей в творчестве поэта.

 

 

Тема: Творчество Василия Кирилловича Тредиаковского (1703-1769).

План:

1. Биография В.К. Тредиаковского.

2. Роман «Езда во остров Любви».

3. Начало реформы русского стихосложения.

4. «Тилемахида» (самостоятельно).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сумароков-драматург. Эволюция трагедии. Комедия | Биография В.К. Тредиаковского
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.