Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Но если он водой своей

Всегда толпами собирает, -

Дивится вкруг себя людей

Чей труп, как на распутье мгла,

И чтоб чрез смерть я возвратился,

Мое бессмертно бытие

Умом громам повелеваю,

Я телом в прахе истлеваю,

Черта начальна божества;

Я средоточие живущих,

Я крайняя степень вещества;

Я связь миров, повсюду сущих,

Я царь – я раб – я червь – я бог!

Двойственность человеческой природы убеждает Державина в том, что удел человека – это бессмертие духа.

Отец! В бессмертие твое.

Эта мысль является организующей всего цикла философской лирики Державина.

В философско-аллегорической оде «Водопад» (1791-1794) понятие вечности конкретизируется через понятие времени и исторической памяти. В первых строках оды изображается водопад Кивач на реке Суне в Олонецкой губернии. Эта пейзажная зарисовка приобретает смысл символа человеческой жизни – открытой в человеческой фазе и теряющейся в вечности после смерти. В основной части оды Державин сравнивает прижизненные и посмертные судьбы двух великих своих современников – фаворита Екатерины II князя Потемкина-Таврического и опального полководца Румянцева. Румянцева поэт избегает называть по фамилии, но его образ сопровождается метафорами созвучными фамилии: «как румяной луч зари», «в венце из молненных румянцев». Всемогущий, блистательный Потемкин в оде погружен во тьму безвременной смертью:

Лежит на темном лоне нощи?

Яркая прижизненная слава Потемкина уподобляется в оде Державиным великолепному, но бесполезному водопаду:

Удобно всех не напояет <…>

Жизнь талантливого, но незаконно обойденного славой и почестями Румянцева, сравнивается поэтом с образом ручейка, который не теряется в потоке времени:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Благословляй судеб удар | Но он покой, любовь, свободу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.