Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рациональное производство Снижение себестоимости Благоприятная цена Повышенный спрос Дополнительная прибыль




Содержание

Дополнительная литература

Учебники и учебные пособия

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.Агапов А.Б. Основы государственного управления в сфере информатизации в Российской Федерации. - М.: Юристъ, 1997. -344 с.

2.Бачило И.Л. Информационное право: основы практической информатики. Учебное пособие. М.: 2001.

3.Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н.Топорнина. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2001.

4.Венгеров А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

5.Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебное пособие/ Под ред. Д.Б.Новикова и В.Л.Камынина. -М.: ЗАО "КонсультантПлюс", 1999.
6.Гаврилов О.А.Компьютерные технологии в правотворческой деятельности. Учебное пособие. М.: Издательство НОРМА, 1999.

7. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2000.

8.Информатика и математика для юристов. Учебное пособие для вузов/Под ред. Проф. Х.А.Андриашина, проф. С.Я.Казанцева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.

9.Компьютерные технологии в юридической деятельности. Учебное и практическое пособие: отв. Ред. Н.С.Полевой, В.В.Крылов. – М.: БЕК, 1994

10.Копылов В.А. Информационное право: Учебник. – 2 изд., перераб. и доп. – М.:Юристъ, 2002 г.
11.Правовая информатика и кибернетика (под редакцией Полевого Н.С.) // Юридическая литература М., 1993.

12.Рассолов М.М. Информационное право // - М.: Юристъ. 1999. - 400 с.

 

 

1.Волкова О.Н. Вопросы правового регулирования отношений при использовании Государственной автоматизированной информационной системы РФ "Выборы" в избирательных процессах. НТИ, сер. 1 № 9, 2001
2.Бачило И.Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации. // Государство и право. 2001. № 2, с. 14
3.Венгеров А.Б.Право и информация в условиях автоматизации управления. – М.: 1978.

4.Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. // Юридическая книга, М., 1998.
5. Керимов Д.А.Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 2-е изд. – М.: Аванта+, 2001, с.101-108;

6.Концепция государственной информационной политики Российской Федерации, одобренной Комитетом Государственной Думы от 15 октября 1998г.

7.Морозов А.В. Система правовой информации Минюста России: Монография. – М.: Триумф, 1999.
8.Право и информатика / Под ред. Е.А.Суханова. М.: Изд-во МГУ, 1980.

9.Рассолов М.М., Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Элементы высшей математики для юристов // Юристъ, М., 1999.
10.Сб. «Правовая кибернетика. Проблемы правовой кибернетики». – М.: Наука, 1970.

11.Сб. «Правовая кибернетика». – М.: Наука, 1973 и др.
12.Стрельцов А.А.Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / Под. Ред. В.А.Садовничего и В.П.Шерстюка. М.: МЦНМО, 2002, с.21-40;

13.Судебная практика в российской правовой системе. – СПб.: Питер, юридический факультет СПбГУ, 2003.

14.Халипова Е.В. Правовая информатика: коэволюция и интеграция. М.: Диалог-МГУ, 1998.

 


[1] Словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1988, с.201.

 

[2] Керимов Д.А.Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). / 2-е изд. – М.: Аванта+, 2001, с.101-108; Стрельцов А.А.Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / Под. Ред. В.А.Садовничего и В.П.Шерстюка. М.: МЦНМО, 2002, с.21-40; Урсул А.Д. Отражение и информация. – М.: 1973, с.114; Правовая информатика и кибернетика: Учебник /Под ред. Н.С.Полевого. – М.: Юрид. лит., 1993, с.25 и др.

[3] Гаврилов О.А. «Курс правовой информатики». Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2000, с.2-3; Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России, с. 26-32 и др.

[4] Сб. «Вопросы кибернетики и права». - М.: Наука, 1967; Сб. «Правовая кибернетика. Проблемы правовой кибернетики». – М.: Наука, 1970; Сб. «Правовая кибернетика». – М.: Наука, 1973 и др.

[5] Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – 3 изд. - М.: Юриспруденция, 2000, с.151.

[6] Гаврилов О.А. «Курс правовой информатики». Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2000, с.13-14.

[7] Воробьев А.В., Ниесов В.А. Актуальные вопросы организационного обеспечения информатизации судов и системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Судебная практика в российской правовой системе. – СПб.: Питер, юридический факультет СПбГУ, 2003, с.147.

[8] Бецелева Л.П., Полудняков В.И. Информатизация судов общей юрисдикции Санкт-Петербурга: проблемы и перспективы. Судебная практика в российской правовой системе. – СПб.: Питер, юридический факультет СПбГУ, 2003, с.137-143.

[9] Воробьев А.В., Ниесов В.А.Названное соч., с.148-151.

[10] Лукьянов В.В., Сидорова Н.А. Судебная практика: проблемы обобщения и анализа. Судебная практика в российской правовой системе. – СПб.: Питер, юридический факультет СПбГУ, 2003, с.137-143.

 

Лекция 1. Социально-экономические основы маркетинга. Задачи и возможности маркетинга.

Лекция 2. Виды маркетинга.

Лекция 3. Комплекс маркетинга и его окружающая среда.

Лекция 4. Сегментирование и выбор целевых рынков. Дифференцирование и позиционирование продуктов.

Лекция 5. Информационное обеспечение маркетинга. Маркетинговые исследования.

Лекция 6. Управление маркетингом.

Лекция 7. Поведение покупателей на потребительских и промышленных рынках.

Лекция 8. Товар и товарная политика в системе маркетинга.

Лекция 9. Цена, ценообразование и ценовая политика.

Лекция 10. Распределение и реализация товара. Система товародвижения.

Лекция 11. Система маркетинговых коммуникаций.

Лекция 12. Стратегический маркетинг, виды и формирование стратегий.

Лекция 13. Планирование в маркетинге. Бюджет и контроль маркетинга.

Лекция 14. Конкурентоспособность предприятий.

Лекция 15. Сферы применения маркетинга.

Список литературы

Лекция 1 Тема: «Социально-экономические основы маркетинга.

Задачи и возможности маркетинга»

Основные понятия: маркетинг, принципы маркетинга, функции маркетинга, концепции маркетинга, рынок, потребность, нужда, запрос, обмен, сделка, цена.

Содержание:

1. Сущность маркетинга.

2. Государственное регулирование маркетинговой деятельности.

3. Эволюция концепций маркетинга.

4. Содержание основных понятий маркетинга.

5. Принципы и функции маркетинга.

Литература:

В новых условиях рыночной экономики в России существенно возросла социально-экономическая роль маркетинга. Он стал нацеливать предприятия на более глубокое изучение потребностей населения. Здесь потребитель превращается в центральную фигуру, интересам которого подчиняется все производство. Для маркетинга, таким образом, главным становится то, что потребитель думает о своей покупке, в чем видит ее ценность, какие преимущества получает, приобретая тот или иной товар. Усилия предприятий направляются на выявления знаний о товаре и понимание потребителей, на способности и умение маркетологов технически воплотить специфические потребности в реальный продукт, соответствующий вкусам и запросам потребителей. Реализация подобных функций маркетинга означает не только подчиненность сферы производства сфере потребления, но и окончательное превращение маркетинга в необходимый элемент хозяйственного механизма, обеспечивающего сочетание интересов производителя и потребителя как основы роста эффективного производства. Гарантом быстрых сроков окупаемости, высоких темпов эффективности новых производств стала прогностическая функция маркетинга, направленная на точное определение приоритетных новых, еще неудовлетворенных потребностей, на их соизмерение и расчеты потенциальной эффективности их удовлетворения. Таким образом, основным направлением маркетинга является определение ориентиров предприятия на настоящие и будущие нужды покупателей с созданием приемлемого предложения для удовлетворения существующих потребностей и получения прибыли. На основе представления потребителю возможности выбора, формируются такие потребности и предпочтения, которые сохраняют известную автономию человека по отношению к общепринятым потребительским стандартам, исключает подражательство и потерю индивидуальности потребления. Это обеспечивает максимизацию выбора товара и степени удовлетворения потребителей.

Важными показателями эффективности предприятий становятся не только экономические показатели, но и общие социальные признаки, такие как имидж, авторитет предприятия у покупателей, приверженность к ним потребителей. Таким образом, происходит переход традиционного маркетинга в социально ориентированный маркетинг, который призван обеспечить рост благосостояния общества и обеспечить новое качество жизни населения.

В реализации маркетинговых задач значительное место уделяется характеристике потребителя, его покупательской способности, потребности, его поведению на потребительском рынке и т. п.

Кроме того, потребители резко отличаются друг от друга по реакции на различные характеристики товара. В основном к ним можно отнести: товар, цена, коммуникации, распределение. На поведение потребителя оказывают влияние и дополнительные мотивы потребительского поведения, которые слагаются из основных сил и событий, окружающих покупателя.

Развитие в нашей стране рыночной экономики создало условия для большинства потребителей перехода от удовлетворения первичных потребностей к удовлетворению вторичных, эмоционально-значимых и формирующих имидж покупателя. На рынке предложения превышает спрос, что позволило сконцентрировать внимание потребителя на выборе лучшего товара. Кроме того, следует учесть, что российское общество состоит не только из социальных групп, но из национальных и религиозных групп. Это, несомненно, вносит определенные коррективы в поведение потребителей и соответственно в деятельность предприятий.

Однако не следует считать, что маркетинг в своей деятельности полностью удовлетворяет потребности общества. Интенсивное использование маркетинга приводит к таким негативным явлениям, как чрезмерное увеличение цен, высокие издержки при организации сбыта, высокие затраты на рекламу и стимулирующие мероприятия, введение в заблуждение покупателей за счет обманчивых цен, продвижения и упаковки, навязывание покупок, а также не качественное обслуживание малообеспеченных потребителей и запланированное быстрое устаревание товаров. Общество старается противостоять этим негативным явлениям маркетинга и в какой-то мере регулировать его деятельность. Это проявляется как через общественные движения, так и через законодательные инициативы государства. В настоящее время во всем мире широко развиты такие общественные движения как консьюмеризм и инвайронментализм.

Государственное регулирование маркетинговой деятельности проявляется в двух основных формах:

в формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, ее поддержке и обновлении;

в изъятии части прибыли, дохода через систему налогообложения путем обязательных платежей в бюджет, используя часть финансовых средств для оказания активного влияния на рынок и рыночные отношения.

В данном случае государство рассматривается как организатор хозяйственного развития общества, призванный способствовать стимулированию эффективной занятости населения, экономическому равновесию между предпринимателями и наемными работниками, проведению активной политики доходов путем их перераспределения, аккумуляции средств для финансирования специальных (отраслевых и социальных) программ.

Наиболее важными законодательными документами по регулированию маркетинговой деятельности в нашей стране являются Гражданский Кодекс РФ, Закон о защите прав потребителей, Закон о рекламе, Закон о техническом регулировании и ряд других законов. Эти законы регламентируют маркетинговую деятельность по таким важным направлениям, как конкурентные отношения, цена, качество, стимулирование и продвижение.

Целью любой производственной и сбытовой системы является достижение наилучшего необходимого результата, который оценивается как непосредственно самим производителем, так и потребителем. Отсюда вытекает основная цель маркетинга, которая заключается в обеспечении этот результат на основе достоверной и полной информации о рынке, эффективном использовании всех ресурсов предприятия и изучении потребительской мотивации покупателей и таким образом обеспечить оптимальность во взаимоотношениях между производителем и потребителем. При этом он затрагивает такие важные сферы экономики, как производство, обращение и потребление. Маркетинг является важнейшим компонентом рыночной экономики, в некотором смысле философией производства, полностью подчиненного условиям и требованиям рынка, которые находятся в постоянном динамическом развитии.

Таким образом, маркетинг имеет многозначное понятие. Это объясняется невозможностью в одном универсальном определении дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику. В основе понятия «маркетинг» лежит термин «рынок». В общем случае под маркетингом понимается такой вид деятельности, при котором производителем используется системный подход и программно-целевой метод решения хозяйственных проблем, а рынок, его требования и характер реакции являются критериями эффективной деятельности. Экономический смысл использования маркетинга состоит в ускорении отдачи основных производственных средств предприятий, повышении мобильности производства и уровня конкурентоспособности товаров, своевременном создании новых товаров и ускорении их продвижении на рынки, на которых может быть достигнут коммерческий эффект. Однако в зависимости от потребности общества маркетинг решает и различные социальные задачи, такие как обеспечение необходимыми товарами социально- незащищенных и малообеспеченных слоев населения и т.п.

В соответствии с вышесказанным можно дать следующее определение маркетинга. Маркетинг - это комплексная система организации, планирования и управления всеми сторонами деловой активности предприятия, начиная от идеи создания нового товара до его реализации и послепродажного обслуживания для удовлетворения потребностей общественного развития и отдельных потребителей при рациональных производственных и трансакционных затратах. При этом маркетинг имеет три смысловых значения, которые следует различать, но в тоже время рассматривать как единое целое. Они включают в себя:

образ мыслей, систему взглядов, мировоззрение на роль и значение деятельности предприятия, на систему управления этой деятельностью;

некоторый реальный процесс маркетинговой деятельности предприятия, который реализуется через набор принципов, функций и средств маркетинга;

научную дисциплину и теорию управления деятельностью предприятия в условиях рыночной экономики.

Сущность маркетинга заключается в том, что следует производить ту продукцию, которая имеет сбыт на рынке, а не пытаться реализовать то, что предприятие может произвести.

В основе маркетинговой деятельности лежат определенные цели. Под целями в маркетинге понимаются наиболее общие направления маркетинговой деятельности, к которым можно отнести:

достижение максимально возможного уровня потребления (стимулирование максимально высокого уровня потребления, что создает условия для максимального роста производства, занятости и богатства);

достижение максимального уровня потребительской удовлетворенности;

представление максимально широкого выбора (возможность найти товары, которые наиболее полно отвечают вкусу потребителя и получение наибольшего удовлетворения);

максимальное повышение качества жизни населения (качество, количество, ассортимент, доступность цен товаров, рост разнообразия и объема услуг, качество окружающей среды, качество культурной среды.)

В общем случае эволюцию маркетинга можно представить в виде следующих этапов:

1860-1930гг. - товарная ориентация, характеризующаяся значительным превышением спроса над предложением при достаточно низкой конкуренции. В результате этого изменения качества товаров и услуг осуществлялись без достаточного учета потребностей, желаний и вкусов потребителей.

1930-1950гг. - сбытовая ориентация, которая имела место при активизации конкурентной борьбы, ее обострении на рынке. Вместе с тем наблюдался значительный объем неудовлетворенного спроса, который стимулировался различными методами. Характерным для данного этапа является расширение рекламных мероприятий и внедрение стимулирования продаж.

1950-1960гг. - рыночная ориентация, при которой выделялись товары, пользующиеся активным спросом у потребителей за счет высокого качества и привлекательности исполнения, что позволяло достигать высокие объемы продаж. Основная отличительная особенность этого этапа заключалась в формировании рынка покупателя, расширение ассортимента товарных групп, насыщение рынка товарами. При этом выделение товаров с высокой потребительной стоимостью происходило без достаточных рыночных исследований и анализа спроса.

1960-1990гг. - маркетинговое управление процессом производства и продаж продукции. Для этого этапа характерны следующие особенности: переход к перспективным планам деятельности предприятий на рынке в средне- и долгосрочном временном периоде; системность и целенаправленность в исследовании рынка и его составных элементов; использование комплексных методов формирования и планирования спроса; расширение усилий по стимулированию сбыта; развитие индивидуального маркетинга; уменьшение жизненного цикла товаров и услуг, ориентация на рыночную новизну товаров, более тщательный анализ групп потребителей.

1990-по настоящее время - «сервизация» экономики, расширение сферы деятельности предприятий на рынке услуг, формирование послепродажного рынка. Особенности сервисной экономики заключаются в следующем: предприятия нацелены в первую очередь на повышение эффекта полезности и более полное удовлетворение специфических запросов клиентов; понятие полезности отождествляется с характером использования товара и с тем, насколько совершенны системы, включающие как материальный продукт, так и соответствующие услуги; под качеством понимается способность производителя установливать и постоянно отслеживать отношения с потребителем в целях максимизации степени удовлетворения его потребностей; отличительными особенностями менеджмента становятся гибкость, быстрота принятия решений, сетевая организация, свобода маневра и открытость; основное внимание уделяется эффективности функционирования материально-сервисных систем.

Концепции маркетинга - это наиболее общие подходы к решению задач достижения желаемого уровня сбыта на разных рынках, принципы их решения, которые являются основой управления маркетингом. Существуют пять основных концепций маркетинга, на основе которых предприятия ведут свою деятельность в условиях рыночных отношений:

совершенствование производства;

совершенствование товара;

интенсификация коммерческих усилий;

«чистого» маркетинга;

социально-этичного маркетинга.

Концепция, ориентированная на совершенствование производства (технологии), построена на том, что за счет снижения производственных затрат на единицу продукции достигается определенное преимущество в ценовой политике предприятия. Данную концепцию можно представить в виде следующей схемы:

Концепция, ориентированная на совершенствование товара, построена на том, что потребители будут благосклонны к товарам, имеющим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики. Данную концепцию можно представить в виде следующей схемы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.174 сек.